О результатах профилактики правонарушений среди обучающихся КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска их правовому воспитанию и пропаганде ЗОЖ
О результатах профилактики правонарушений среди обучающихся КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска их правовому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
На сегодняшний день в школе - интернате обучаются 101 ребенок (10 находятся на индивидуальном обучении по месту жительства).
Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток.
В начале каждого учебного года перед коллективом школы стоит сложная задача:
- выявить обучающихся, склонных к совершению правонарушений, детей из неблагополучных, опекаемых, многодетных и малообеспеченных семей, определить причины отклонений в поведении и нравственном развитии и обеспечить каждому нуждающемуся своевременную социально- педагогическую поддержку, с привлечением служб и ведомств системы профилактики.
Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом и школой сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики. Это обусловлено тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше количество детей и подростков. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет.
Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему наше учебное заведение старается найти свой подход в этом направлении работы и использовать те методы, которые будут эффективны.
Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди обучающихся предполагает целый комплекс социально – профилактических мер, направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого – педагогическую коррекцию личности несовершеннолетних, а также формирование правовой культуры и повышение правовой грамотности обучающихся, способствующих правовому воспитанию.
Дети сегодня – это самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз. Даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материальном оснащении школе трудно в одиночку решать задачи по воспитанию, обучению, сохранению здоровья.
На формирование законопослушного поведения обучающихся направлена воспитательная работа, проведение мероприятий с приглашением специалистов других ведомств.
Сведения об учащихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН ОМВД.
Год |
1 сентября 2015 |
На 1 июня 2016 года |
Количество обучающихся, состоящих на различных видах учета |
11- на начало года 8 — на конец года |
На 1 января 2016 - 13 На 1 июня 2016 - 7 На 1 сентября 2016 - 5 |
Сведения о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними
Наименование ОО |
На 01.06.2016 - количество подростков, состоящих на учете |
Количество совершенных |
|||
В КДН, ПДН |
в ОУ |
правонарушений |
преступлений |
||
КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска |
КДН и ЗП - 7 ПДН - 7 |
7 |
5 |
2 |
В течение учебного года обучающиеся , вставшие на путь исправления, снимаются с учета.
В течение учебного года с профилактических учетов было снято 9 человек.
В образовательном учреждении осуществляется строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий.
Кроме этого составляется банк данных неблагополучных семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не занимаются воспитанием детей. Неблагополучные семьи и детей, находящихся в социально-опасном положении, выявляют классные руководители в ходе посещения на дому своих подопечных. Все неблагополучные семьи систематически посещаются МПК, администрацией школы, изучаются жилищно-бытовые условия, составляются акты обследования
Ежегодно к началу учебного года и в дальнейшем ежеквартально обновляется банк данных детей, состоящих на различных видах учете.
В течение учебного года общеобразовательными учреждениями района проводятся разнообразные профилактические мероприятия с детьми и семьями.
Одним из направлений профилактической работы является взаимодействие школы с другими органами и учреждениями по организации системы эффективной воспитательно-профилактической работы.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в учебном заведении согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами:
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Подразделение по делам несовершеннолетних
Центр занятости населения Верхнекамского района (Смирнова Ирина Владимировна).
КЦСОН (орган управления социальной защитой населения - Мельникова Ольга Михайловна).
Лечебно-профилактическими учреждения - Шилохвостов Сергей Михайлович,
Учреждения культуры - Головонкова Нат. Сергеевна , дет. библиотека . Управление образования - Ситчихина Ирина Валерьевна,
Орган опеки и попечительства - Цылева Татьяна Олеговна.
Комитет по делам молодежи, спорта и семейной политики .
Прокуратура Верхнекамского района.
ОГИБДД ОМВД Верхнекамского района МКУ администрация светлополянского городского поселения- Галочкин Михаил Александрович
Молодежный центр «Заря» г. Кирс - Гальянова Светлана Владимировна .
Детский сад «Аленушка» (Ефремова Елена Петровна).
Детский фонд г. Кирова.
Все действия и профилактические мероприятия, проводимые образовательными учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
К таким мероприятиям относятся:
Проведение психолого-педагогической диагностики, выявление причин по которым совершаются преступления и правонарушения;
1 .Традиционное проведение занятий и классных часов на тему: «Уголовная ответственность и административная несовершеннолетних» .
2.Вовлечение детей в занятия, кружки, спортивные секции, в работу «Совета старшеклассников», вовлечение в работу детской организации « Город мастеров».
3. Организация досуга во внеурочное время, осуществление контроля за их посещаемостью;
4.Проведение коррекционно- развивающих занятий.
5. Организация трудоустройства и отдыха подростков (в том числе «группы риска»
6. Приглашение обучающихся, склонных к совершению правонарушений на Совет профилактики школы;
7. Участие в акциях и операциях, посвященных профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди молодежи;
8. Планирование и организация досуга в дни школьных каникул.
9. Проведение дня Правовых знаний, Дней здоровья, декад по борьбе с ПАВ (употреблением наркотиков, алкоголя, табачных изделий и т.д.);
10. Проведение организационных линеек безопасности;
11. Оформление информационного стенда «Куда я могу обратиться за помощью» (номера телефонов горячих линий, «телефона доверия»).
Данные формы работы в комплексе с другими профилактическими мерами направлены на изучение прав ребёнка, формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к правам и свободам личности, воспитание чувства собственного достоинства и справедливости, формирование законопослушного поведения и основ толерантности.
Но мало проводить работу только с несовершеннолетними, важным фактором, влияющим на их поведение, является семья.
На профилактическом учете состоят на 1 сентября 2015 - 17 семей, на 1 июня 2016- 12 семе), на 1 сентября 2016 года - 9 семей.
МПК ведется работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию детей согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Родители имеют возможность получить консультации о воспитании детей у специалистов школы. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Совместная работа администрации школы, педагогического коллектива и работников различных структур даёт положительный результат: возрос интерес к участию в мероприятиях, к активному досугу. Ученики школы и их родители , в том числе и подростки «группы риска», активно включаются в творческую деятельность, принимают участие в школьных, районных и областных мероприятиях и добиваются хороших результатов (имеются победы и призовые места в конкурсах различного уровня), а по окончании школы успешно продолжают обучение в различных ОУ.
Основные мероприятия в рамках профилактической работы проводятся по следующим направлениям (по каждому направлению составлены планы профилактических работ):
1.Профилактика социально-значимых заболеваний (СПИД, ВИЧ-инфекция)
2. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ
3.Профилактика правонарушений, безнадзорности, самовольных уходов.
4. Профилактика терроризма и экстремизма.
5. Профилактика суицидальных попыток
6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Формы организации совместной работы с другими органами учреждения системы профилактики в нашем образовательном учреждении по недопущению роста преступлений, правонарушений и социально - опасных деяний:
1. Внедрение и участие в районных программах и методиках , направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних:
«Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Верхнекамском районе».
«Молодежь Верхнекамья».
«Обеспечение безопасности дорожного движения в Верхнекамском районе».
«Безопасность в образовательных учреждениях».
2. Программы, проекты, реализуемые на уровне КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска:
Программа психолого-педагогического сопровождения социального воспитания обучающихся, воспитанников КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска
Программа «Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни».
Программа «Подросток и закон».
Программа «Труд-основа жизнедеятельности».
«Летний отдых и занятость».
Проект «Дом, в котором мы живем».
Проект «Двор, в котором мы живем».
Проект «Экологическая тропа».
3. Программы и проекты, реализуемые в классах :
Программы духовно-нравственного развития и воспитания.
Программы по внеклассному чтению (1-9 кл.).
Социальные проекты малых педагогических коллективов по профилактике асоциальных проявлений:
«Адаптация» (1,5 кл.)
«Сквернословие – вредная привычка»
«Неразлучные друзья – взрослые и дети»
«Сплоченный класс»
«Курить – здоровью вредить»
4. Социальные проекты детских классных коллективов в рамках проектов школы — интерната «Двор, в котором мы живем» и «Экологическая тропа»,
«Ориентиры экологической тропы»
Операция «Лицо поселка» (уборка участка шоссе вдоль поселка протяженностью 2 км).
Операция «Экстерьер» (уборка территории школы-интерната ).
Акция «Наш поселок самый лучший» (уборка территории поселка).
Операция «Главная улица поселка» (уборка улицы Дзержинского).
Операция «Достопримечательности поселка» (уборка мест, являющихся достопримечательностями поселка).
К работе по предотвращению недопущению роста преступлений, правонарушений и социально - опасных деяний привлекаются общественные воспитатели.
В школе действует 12 кружков и факультативов, в которых занимаются все обучающихся. В школе регулярно проводятся культурно-массовые воспитательные мероприятия, посвящённые знаменательным и праздничным датам, а также являющиеся традиционными в школе.
Направления дополнительных образовательных программ |
Кол-во уч-ся |
классы |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Физкультурно - спортивное |
||||||||||
«Лыжная секция |
17 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
6 |
||
Оздоровительная физкультура |
47 |
12 |
11 |
12 |
11 |
11 |
||||
Спортивный час |
100 |
9 |
9 |
12 |
12 |
12 |
11 |
12 |
11 |
11 |
«Отряд ЮИДД» |
12 |
12 |
12 |
Направления дополнительных образовательных программ |
Кол-во уч-ся |
классы |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Художественно-эстетическое |
||||||||||
«Умелые руки |
18 |
6 |
6 |
6 |
||||||
«Волшебная бумага» |
12 |
12 |
||||||||
«Мягкая игрушка» |
12 |
12 |
||||||||
«Волшебный клубочек» |
5 |
5 |
Особое внимание уделяется оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: детей из многодетных малообеспеченных семей, детей-сирот, детей-инвалидов, детей, состоящих на различных видах учета.
В школе ведется активная работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. За этот учебный год 9 нарушителей .
Она включает:
Реализация планов проведения классных часов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
Воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах поселка, города;
Организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД;
Привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
Создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах поселка;
Разработку методических документов по соблюдению ПДД;
Учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей и на их основе принятие соответствующих мер.
Работа с родителями – одно из направлений по профилактике правонарушений среди подростков. Удачно проходят совместные спортивные мероприятия
Организация летнего труда и отдыха. В период летних каникул обучающиеся были заняты организованными формами труда и отдыха ( трудовая практика )
« индивидуальное трудоустройство» , сводные разновозрастные отряды по месту жительства, лагерь «Сосновый бор», «Белочка» и другие.
Вопрос трудоустройства решался совместно с центром занятости населения, управлением образования, МКУ администрацией светлополянского городского поселения. В первую очередь трудоустраиваются обучающиеся, находящиеся в социально - опасном положении (состоящие на различных видах учета).
Год |
Общее число обучающихся |
Из них |
||
Посещали лагерь дневного пребывания при школе |
Находились в других различных лагерях |
Были трудоустроены |
||
2014-2015 |
96 |
60 |
66 |
17 |
2015-2016 |
101 |
- |
70 |
9 |
Вопрос по летней занятости обучающихся воспитанников, состоящих на учете в КДН и ЗП. (ответственный каждый педагог за 3,4 детей).
На каждого несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете составлен индивидуальный профилактический план работы, в котором ведется учет сведений о проведенной работе с обучающимся , записываются выводы и рекомендации специалистов.
В школе работает педагог - психолог.
Работа с родителями педагога – психолога за 2015- 2016 год
Участники |
Мероприятия с родителями, тема |
с 1 по 9 класс |
Общешкольное родительское собрание на тему: «Влияние психологического климата семьи на обучение и поведение детей. Конструктивное взаимодействие семьи и школы». |
9 класс |
Родительское собрание «Профориентация выпускников». |
6 класс |
Родительское собрание: «Подростковая раздражительность и агрессия». |
5 класс |
Родительское собрание: «Адаптация пятиклассника». |
6 класс |
Родительское собрание: «Особенности подросткового возраста. Девиантное поведение и его причины». |
1 класс |
Родительское собрание: «Адаптация в 1 классе. Причины плохой адаптации ». |
с 1по 9 класс |
Индивидуальные беседы с родителями по проблемам обучающихся, воспитанников, консультирование родителей, тестирование, буклеты, памятки с рекомендациями по проблемам. «Личностные качества ребёнка»; «Индивидуальные особенности воспитанника»; « Взаимоотношения в семье»; «Эмоции и чувства подростка»; «Как уберечь детей от употребления алкоголя»; « Причины отклоняющего поведения подростка»; Что такое наказание»; «Взаимоотношения родителей и ребёнка»; Беседы о необходимости медикаментозного лечения воспитанника, коррекция семейного воспитания. |
Следует отметить, что профилактическая работа с детьми - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого- педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Заместитель директора по воспитательной работе Н.В. Горшкова