Статья «Профилактика правонарушений и безнадзорности среди обучающихся»
Профилактика правонарушений и безнадзорности среди обучающихся
(из опыта работы школы).
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Среди основных причин беспризорности и правонарушений, обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:
неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
дефекты умственного развития;
недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.
Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди обучающихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
Профилактика правонарушений и безнадзорности обучающихся это – система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Цель работы – формирование в школе-интернате единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании среди обучающихся и воспитанников.
Задачи работы:
обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних:
анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
формирование здорового образа жизни;
оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;
включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
содействие профессиональной ориентации и получению специальности;
оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;
изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Нормативно – правовая база
Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях (с изменениями)
Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.;
Основы законодательства РФ об охране здоровья №55487-1 от 22.07.1993 г.;
Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
Международный документ «Декларация прав ребенка»;
Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка» от 30.09.1990 г.;
Международный документ «Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г.
Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений:
Социальный паспорт школы – интерната.
Комплексно – целевые программы.
План работы ОУ по профилактике правонарушений.
План совместной работы школы – интерната с ОДН, КДН и ЗП.
Комплексный план мероприятий по профилактике потребления ПАВ.
Локальные акты, регламентирующие профилактическую работу:
Устав ОУ.
Правила внутреннего распорядка.
Положение о правилах поведения обучающихся, воспитанников.
Положение о ПМПК.
Положение о дежурстве по школе.
Положение о совете профилактики правонарушений.
Положение о родительском собрании.
Положение о деятельности классного руководителя.
Положение о классных собраниях.
Положение о совете физической культуры.
Работа с обучающимся в школе осуществляется всесторонне: через учебно – воспитательный процесс, коррекционно – психологическую работу и социальную реабилитацию, медицинскую поддержку.
Система работы школы включает в себя 4 блока:
1. Организационная работа.
2. Диагностическая работа.
3. Профилактическая работа с обучающимися.
4. Профилактическая работа с родителями.
Организационная работа:
- Планирование работы по профилактике правонарушений совместно с КДН и ЗП, ОДН.
- Организация работы школьного Совета профилактики.
- Проведение тематических педагогических советов.
- Педагогический всеобуч для родителей
- Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
- Составление социального паспорта классов, школы.
- Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
- Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей обучающихся школы, выявление обучающихся, пропускающих занятия).
- Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
В нашей школе работает Совет профилактики правонарушений и безнадзорности. В состав СП входит директор школы, ст. воспитатель, социальный педагог, психолог, педагог – организатор.
Документация, регламентирующая деятельность СП.
Приказ директора ОУ.
Положение о Совете профилактики правонарушений.
Перспективный план работы Совета профилактики.
Протоколы заседаний.
Задачи СП:
1. Изучает и анализирует состояние правонарушений среди обучающихся.
2. Рассматривает персональные дела обучающихся – нарушителей Устава и правил внутреннего распорядка.
3. Осуществляет контроль поведения подростков, состоящих на учете в ОДН и КДН.
4. Выявляет трудновоспитуемых обучающихся и родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей.
5. Контролирует вовлечение подростков, склонных к правонарушениям, в спортивные секции, кружки, внеклассную деятельность.
6. Осуществляет работу с неблагополучными семьями.
7. Заслушивает классных руководителей и воспитателей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений.
8. Ходатайствует перед ОДН и КДН и ЗП о снятии с учета обучающихся, исправивших свое поведение.
Совет профилактики совместно с классными руководителями и воспитателями решает вопрос о постановке воспитанника на ВШУ.
Внутришкольный учет - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
Причины постановки на ВШУ:
- пропуски учебных занятий по неуважительным причинам;
- употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- курение;
- проявления жестокости;
- совершение правонарушений с дальнейшей доставкой в органы полиции;
- систематическая порча государственного и личного имущества;
- единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которых возникла угроза здоровью другого человека;
- систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, частые выкрики и разговоры на уроках, во время самоподготовки.
- грубость, сквернословие.
На каждого обучающегося, состоящего на ВШУ, воспитателем, классным руководителем, социальным педагогом, психологом ведется «карта оценки рисков и потребностей». В него включены следующие разделы:
1. Общие сведения.
- личные данные обучающегося;
- характеристика;
- характеристика особенностей межличностного общения обучающегося.
2. Общие сведения о семье учащегося.
- анкета «Знакомство с семьей ученика»;
- карта обследования семьи обучающегося.
3. Учебная деятельность.
- учебная карта;
- взыскания обучающегося;
- учет посещаемости
4. Индивидуальная работа.
- план индивидуальной работы с обучающимся;
- план работы с семьей обучающегося;
- текущий контроль поведения обучающегося;
- педагогические наблюдения и выводы администрации о результатах индивидуальной работы с обучающимся.
5. Приложения.
- заявление о постановке на внутришкольный учет;
- уведомление родителей о заседании по поводу постановки на ВШУ;
- заявление о снятии с внутришкольного учета.
Также в нашей школе разработан и проводится каждую четверть мониторинг правонарушений в школе. Проведение мониторинга позволяет малому педколлективу каждого класса проанализировать проблемы, имеющие место в их классе, и наметить пути их решения. Основные проблемы: курение, употребление ненормативной лексики, прогулы уроков, проявление жестокости.
Диагностическая работа:
1. Анкетирование учащихся 5-9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
2. Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (8-9кл).
3. Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
4. Заполнение карты сопровождения обучающихся группы «риска».
Анкетирование «Определение эмоционального состояния обучающихся в школе». Психологи школы проводят с воспитанниками анкетирование, позволяющее определить их эмоциональное состояние. Важно знать, насколько комфортно ребенку находиться в школе, что является профилактикой самовольных уходов обучающихся. Социальный педагог проводит различные тестирования по теме
«Школа глазами ребенка» (положительные эмоции).
«Права и обязанности обучающихся»
«Существуют ли у тебя обязанности дома, в школе?»
Тестирование «Можно ли нарушать права других?»
«От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?»
Профилактическая работа с обучающимися:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с ОДН, УВД, КДН и ЗП;
классные часы по ОБЖ;
организация правового всеобуча;
профориентационная работа;
психологические тренинги;
проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.
Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:
вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
вовлечение обучающихся в планирование КТД в школе;
охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
Работа в этом направлении предполагает:
выявление причин отклонений в поведении;
работа социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
беседы инспектора ОДН;
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
направление ходатайств в КДН;
проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Каким же образом осуществляется профилактическая работа в нашей школе?
I. Через реализацию комплексно – целевых программ:
- Воспитательная программа «Сотвори себя сам».
- Программа духовно-нравственного воспитания «Уроки нравственной жизни».
- Программа формирования навыков безопасного поведения у обучающихся - «Островок безопасности».
- Программа формирования здорового образа жизни школьников «Здоровье».
- Программа по защите детей от жестокого обращения «Против насилия – за безопасность и уважение».
- Программа развития школы толерантности «Вырастим себе друзей».
- Программа работы с родителями «Школа и семья – партнеры и друзья».
II.Через организацию внеурочной деятельности:
Проведение общешкольных мероприятий.
Проведение тематических декад.
Организация экскурсий.
Участие в конкурсах различного уровня.
III.Вовлеченность обучающихся в общешкольные мероприятия.
IV.Через систему дополнительного образования:
Посещение обучающимися спортивных секций, кружков.
Совместная работа с ДДТ, краеведческим музеем, городской библиотекой, музыкальной школой, домом культуры г. Приморска.
В нашей школе созданы все условия, чтобы дети могли активно заниматься спортом: оборудован спортивный зал, хоккейная коробка, которая зимой заливается под каток, футбольной поле. Все обучающиеся на 100% снабжены лыжами, коньками. На базе школы работают спортивные секции: футбол, баскетбол, хоккей, создан школьный спортивный клуб «Факел».
Наши дети посещают различные кружки:
- Театральная студия «Искорки»
- «Юный художник»
- «Умелые руки. Папье – маше»
- «Занимательная древесина»
- «От лоскутка к лоскутку»
- Основы финансовой грамотности.
- Основы компьютерной грамотности.
Руководители кружков делают все возможное, чтобы ребятам было интересно посещать занятия. Благодаря этому в школе почти все дети охвачены дополнительным образованием.
Большое внимание уделяют педагоги вовлечению в досуговую, кружковую работу подростков, состоящих на ВШУ. Каждый воспитанник посещает несколько кружков либо секций, что, конечно, является результативной профилактикой правонарушений. Наиболее «трудные» подростки с огромным желанием посещают спортивные секции.
V.Через детское самоуправление.
Организация дежурства по школе – интернату.
Работа Совета старшеклассников.
Работа секторов (учебы, спорта, порядка, здоровья, творчества)
Коллектив школы тесно сотрудничает с ОДН, КДН и ЗП, полицией, пожарной инспекцией, ГИБДД, наркологическим центром г. Выборга.
Профилактическая работа с родителями:
выбор родительского комитета;
проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
проведение Единых родительских дней;
привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет;
посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении;
выпуск памяток для родителей.
Проводимая в школе работа по профилактике правонарушений, безнадзорности дает свои положительные результаты. За последние годы не зафиксировано ни одного самовольного ухода воспитанников из школы. Ежегодно снижается процент обучающихся, состоящих на ВШУ, на учете в ОДН, КДН и ЗП.