Сценарий литературного спектакля о жизни и творчестве А.А. Блока для старшеклассников «О, я хочу безумно жить!» (11 класс)

4
0
Материал опубликован 5 April в группе

«О, я хочу безумно жить!»

Сценарий литературного спектакля о жизни и творчестве

А.А. Блока для старшеклассников

 

Белицкая Екатерина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шахтерская гимназия»

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество

 

Вед. 1: Мы посвящаем нашу встречу творчеству Александра Александровича Блока – поэта серебряного века русской поэзии, поэта – символиста, рыцарю Прекрасной Дамы, певцу России.

Вед. 2: Блок - поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Кроме этого, классик русской литературы двадцатого столетия. Немыслим русский символизм без этого автора. Он внес огромнейший вклад в его развитие и является одним из крупнейших его представителей.

Звучит стихотворение «О, я хочу безумно жить»

Вед.2: Александр Блок – внук великого профессора химии, ректора Санкт—Петербургского университета Бехтерева. Семья жила в ректорском доме, здесь же жила семья другого великого химика Дмитрия Менделеева. Их дочери Любочке было 3 года, Сашеньке Блоку 5 лет. Няни водили обоих детей гулять в Летний сад.

Вед.1: Александру было 16 лет, он рос болезненным мальчиком, мама повезла его на лечение в Баден-Баден. Он впервые влюбился. Ее звали Ксения Михайловна Садовская. Она была замужем, имела 3-х детей. Но она была прекрасна и благородна.

Вед.2: Александр носил ее зонтик, дарил цветы и читал стихи.

Ты всегда и всюду странно

Очаровываешь взоры.

Я люблю твой взгляд туманный,

Я люблю твои укоры…

Голос твой звучит порывом,

 

То насмешливо, то звонко,

То волшебным переливом,

Будто детский смех ребенка.

А когда опустишь очи,

Близость сердца сердцем чуя,

Я готов во мраке ночи

Умереть от поцелуя…

Ксения Михайловна выходит с зонтиком, Блок с цветком. Блок читает стихи….

Ксения Михайловна: Мило (зевает). Очень мило.

Блок: Мило и все?

Ксения Михайловна: ВЫ хотите стать поэтом. Это мило.

Блок: Это все, Ксения Михайловна?

Ксения Михайловна: Это все, мой милый мальчик.

Блок хочет поцеловать ей руку, она не дает.

Ксения Михайловна: Вы юны и прекрасны. Пожалуйста, идите к своим родным.

Блок: Я напишу вам письмо, можно?

Ксения Михайловна: Хорошо, хорошо. Только идите к своим родным.

Вед.1: Блок поступил в С-П. университет на юридический факультет, как его отец. Но затем перевелся на историко-филологический. Это было время расцвета русского символизма. В С.-П. было два знаменитых салона символизма: Мережковского- Гиппиус и Башня В. Иванова. В обоих салонах Блоку были рады.

Салон.

Гиппиус. Господа располагайтесь. Маски , господа. Это наши символы. А еще мистика. Блок, почитайте нам свои стихи.

«Пусть светит месяц- ночь темна»

Гиппиус: Это гениально. Это настоящий символизм. Да, пусть светит месяц- ночь все равно темна. Я поэтому поводу написала так:

«Темное, грязное….

Блок: Я написал целый цикл стихотворений и назвал «Стихи о Прекрасной Даме»

Гиппиус: Давайте послушаем.

«Вхожу я в темные храмы»

Вед.2: Эти стихи Блок посвятил Любовь Дмитриевне Менделеевой . Они Были уже взрослыми, их семьи дружили, Блок был влюблен, предлагал свое сердце, просил руки Любовь Дмитриевны. Он писал ей письма:

«Ты - мое солнце, мое небо, мое Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая Моя Тайна и Послед­няя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца»

И Любовь Дмитриевна Менделеева согласилась.

Вед.1: Шел 1905 год. Поэты -символисты говорили, что их творчество вне политики. Не интересовали политические события и Блока. Он не заметил 9 января – Кровавое воскресение. Он пришел в университет с новыми символистическими стихами. И лифте протянул стихи профессору, который всегда хвалил поэзию Блока

Вед. 2: И вдруг профессор бросил стихи на пол.

Профессор: Блок, Вам не стыдно этим заниматься?

Вед.1: Растерянный Блок только в аудитории понял, что произошло. Весь Петербург всколыхнуло 9 января 1905 года. Мирная демонстрация с прошением шла к царю и была расстреляна. Тысяча убитых и раненых.

Вед.2: Дома в дневнике Александр Александрович написал: «Ритм нашей жизни – долг»

«Девушка пела…

Вед.1: Эти стихи он показал Любовь Дмитриевне.

Л.Д. О чем стихи, Саша? Я не поняла.

Блок: Прочитай еще. Подумай.

Л.Д. «Девушка пела…… Не понимаю. Но красиво.

Блок: Это о поражении России в русско-японской войне. Слушай: «Причастный тайнам плакал ребенок о том, что никто не прийдет назад»

Л.Д.: Саша, но ведь это политика. Символисты против.

Блок: Это не политика – это жизнь

Л.Д.: Жизнь… А как же Прекрасная Дама?

Блок: Нет, Прекрасной Дамы нет. Есть всего лишь Незнакомка.

Л.Д.: То Прекрасная Дама, то Незнакомка. А когда же жена? Просто жена? Я обыкновенная женщина и хочу простых семейных отношений, а не философских символов: Вечная женственность, небесная Невеста, мудрая София.

«Незнакомка»

Вед.2: Блок и Менделеева играли в домашнем театре пьесу Шекспира Гамлет» А.А. был Гамлетом, а Л.Д. Офелией. В семейной жизни тоже разрыв.

«Я Гамлет….

«О доблестях, о подвигах…

Вед.1: Но вскоре семья восстановлена. Они ждут ребенка. Он сильно болеет и умирает. Ночью Блок ходит в аптеку за лекарствами.

«Ночь. Улица…»

«Миры летят…»

Вед.2: 1914 год. Первая мировая война. Блока призвали в армию. Он уходит служить.

Гиппиус: Блок, Вам нельзя на войну, Вы гениальный поэт.

Блок: А как же долг? А как же Россия?

«Мы дети страшных лет России»

Вед.1: Это стихотворение А. А. Блок посвятил Зинаиде Гиппиус.

Вед.2: С этого момента и до конца любимой темой поэта будет тема Родины, России.

«НА поле Куликовом»

БЛОК: Л.Д., ты спрашивала: «А где же жена?» Отвечаю: «О, Русь моя, жена моя

Вед. 2: Любовь Дмитриевна время войны стала сестрой милосердия, потом вернулась в Петроград, где изо всех сил налаживает разваленный войной и революцией быт – достает продукты, дрова…

Вед.1: Блок приветствовал Февральскую революцию. В России создано Временное правительство. Блок секретарь Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений самодержавия. Революционные события октября его взволновали. «Слушайте революцию», -говорил он.

Гиппиус: А. А, мы уезжаем за границу. Переждем, пока прекратятся беспорядки. Поедемте вместе. Собирайтесь скорее.

Блок: Нет, я остаюсь

Гиппиус: Вы с большевиками?

Блок: НЕТ, я с Россией.

Вед.2: Из газет Блок узнал о смерти Садовской, которая убегала от революции: муж убит, семья разбросана по свету, поезд, в котором она ехала разбит и разграблен. От голода и холода она потеряла сознание и умирала в больнице под Одессой.

Вед.1: Поразительно, но Ксения Михайловна, по-видимому, ничего не знала не только о стихах, посвященных ей, но и вообще о том, что Блок поэт. Не знала даже тогда, когда слава его распространилась широко по России. От лечившего ее врача — почитателя поэзии — она случайно узнала, сколько стихов ей было посвящено. Когда ей прочитали эти стихи, на глазах ее выступили слезы. В ее вещах нашли юношеские письма Блока, перевязанные красной лентой. И тогда А.А. написал прощальные строки:

"Жизнь давно сожжена и рассказана,
Только первая снится любовь,
Как бесценный ларец перевязана
Накрест лентою алой, как кровь.
И когда в тишине моей горницы
Под лампадой томлюсь от обид,
Синий призрак умершей любовницы
Над кадилом мечтаний сквозит".

Вед. 2: В 1918 году была написана знаменитая поэма "Двенадцать"

Вед.1 : Главным выражением отношения Блока к революции в поэме "12" является образ патрульных. Предназначение патруля - это установить порядок. Однако сами красногвардейцы являются неуправляемыми, как буря или ветер. Они поступают совершенно непредсказуемо, их поступки нельзя предугадать, а эмоции и чувства неизвестны. В этом заключается трагичность ситуации.

Поэма «Двенадцать»

1.

Черный вечер.
    Белый снег.
    Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!

2 Ох, Матушка-Заступница!
    — Ох, большевики загонят в гроб!

3. Ветер хлесткий!
    Не отстает и мороз!
    И буржуй на перекрестке
    В воротник упрятал нос.
    4. А это кто? — Длинные волосы
    И говорит вполголоса:
        — Предатели!
        — Погибла Россия!
    Должно быть, писатель —
        Вития...

5. Черное, черное небо.
    Злоба, грустная злоба
    Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
6. Гуляет ветер, порхает снег.
    Идут двенадцать человек.
    Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни...
    В зубах — цигарка, примят картуз,
    На спину б надо бубновый туз!
   7.  Свобода, свобода,
    Эх, эх, без креста!
8. Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
9. Эх, эх, без креста!

10 Запирайте этажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба!

11. Уж я времячко
    Проведу, проведу...
    Уж я темячко
    Почешу, почешу...
    Уж я семячки
    Полущу, полущу...
    Уж я ножичком
    Полосну, полосну!..
    Ты лети, буржуй, воробышком!
    Выпью кровушку
    За зазнобушку,
    Чернобровушку...

12. Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
    Рабочий народ!

13. И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
    Ко всему готовы,
    Ничего не жаль...

14.Так идут державным шагом —
    Позади — голодный пес,
    Впереди — с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Иисус Христос
Вед.2: Поэму революционеры приняли восторженно. Блока только просили убрать Христа в конце поэмы. Блок не соглашался. Он был уже очень болен. Врачи не могли поставить диагноз, не смогли вылечить. Мнение врачей по вопросу, что же с ним происхо­дит, разделились: болезнь серд­ца? Неврастения? Истощение? Или все сразу?..

Вед.1: Менделеева ухажи­вает за мужем как за малым ре­бенком. Она как-то ухитряется доставать продукты в голодном Петрограде 1921 года, обмени­вает свои драгоценности на лекарс­тва для Сашеньки и не отходит от него ни на шаг.

Блок: Люба, я узнал реакцию Гиппиус на поэму.

Л.Д.: Что она сказала?

Блок. Ничего. Только плюнула. А Андрей Белый написал ответ, там у него идет оплеванный Христос.

Л.Д. Они не правы.

Блок: Ты сожги поэму. Сожги, прошу тебя. Сожги, требую. Пусть поэмы не будет.

Л.Д. Хорошо. Но ведь тогда и Христа не будет. Слушай:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Иисус Христос

Блок: Нет, пусть Христос будет. Они поймут, что он должен быть.

Вед.1: Незадолго до смерти посвя­тил Любе такие строки:

«...Эта прядь - такая золотая,

Разве не от старого огня? –

Страстная, безбожная, пустая,

Незабвенная, прости меня!»

 

Вед.2: В 1921 году в Доме литераторов состоялся вечер памяти поэта Александра Пушкина. Блок произнес речь, получившую широкую огласку и известность. Блок, во многом опираясь на стихи самого Пушкина заявил, что поэт - сын гармонии и его основная задача в том, чтобы из хаоса и стихии, распознавать гармонию, облекать ее в слова и доносить до внешнего мира.

Настоящая поэзия все равно найдет свой отклик в сердцах людей. «Мы умираем, а искусство остается», - подытоживает Блок.

Вед.1. Александр Александрович Блок умер 7 августа 1921 года. Хоронил его весь Петербург. После похорон Анна Ахматова написала эпитафию, назвав Блока «Наше солнце, в муке погасшее». Но как правдиво пророчил Блок, поэты умирают, а их искусство осталось…

Но, милый, не верю в потерю:
Не гаснет бескрайняя высь.
Молчанью не верю, не верю.
Не верю — и жду: отзовись.

Андрей Белый

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.