Энциклопедическая игра «Обо всем на свете» для 5 классов
Энциклопедическая игра «Обо всем на свете»
Цели:
1. Повышение общей осведомленности и образованности учащихся;
2. Углубить и закрепить знания в различных областях.
Здравствуйте, ребята.
Вы растете, познаете мир, и у вас возникают различные вопросы: Что?, Почему? Когда? Не всегда родители и учителя могут на них ответить. Что же вам делать, откуда взять эти сведения? Да взять и обратиться к книгам, которые знают все. Эти книги- энциклопедии. Посмотрите как много в библиотеке энциклопедий. Отраслевые, универсальные, тематические. У вас есть возможность узнать из них обо всем на свете. В этом учебном году и в прошлом, вы очень много интересовались различными энциклопедиями. Сидели на переменках и после уроков. Листали, читали. И сейчас мы узнаем, расширили ли энциклопедии ваши знания.
Мы сыграем в библиотечно-библиографическую игру «Обо всем на свете».
Первый вопрос – БЕСКОНЕЧНОСЬ
Какое число ты можешь себе представить? Ты всегда можешь к нему прибавить один, и еще один, и еще, фактически нет предела. Какой длины бесконечное расстояние? Представь себе, что ты безостановочно бежишь миллиард жизней со скоростью миллион миль в час по прямой. Когда ты закончишь бежать, ты будешь не ближе к бесконечности, чем был, когда только начал бежать. Мальчик Кай пытался из льдинок сложить это слово.
Вопрос такой: Как называется бесконечное количество времени?
(вечность)
Такие понятия как бесконечность и вечность очень сложны для человеческого понимания- они слишком велики. Чтобы проиллюстрировать, как долго длится вечность, представь себе одного муравья, еще и еще раз идущего по планете Земля. К тому времени, как лапки муравья сотрут Землю до размеров горошины, вечность еще даже не начнется. вечность это безусловно время - ни чем не ограниченное время, время без последней границы, время без конца.
Второй вопрос - ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ
По улицам Сиракуз снуют люди, они останавливаются поболтать на перекрестках, теснятся в лавках. Вдруг толпа расступается, и в самом ее центре словно из-под земли вырастает почти голый человек. Он спешит не разбирая дороги, запыхавшись от быстрого бега. Перед тем как человек исчезает из виду, можно услышать его возглас «Эврика!», что по-гречески значит «Я нашел!». Это наш чудаковатый гений. Только что он совершил открытие, обнаружив, как можно разоблачить мошенника-ювелира, сделавшего золотую корону для царя. Ученый погрузился в ванну, и в этот самый момент его осенила гениальная догадка. Забыв одеться, он побежал рассказать о ней правителю.
Вопрос: Кто этот гениальный математик, приподнявший Землю с помощью рычага?
(Архимед)
В истории жизни математика из Сиракуз тесно переплелись правда и вымысел. Большую роль в развитии математики сыграло его сочинение «О числе песчинок», в котором он показывает, как с помощью существовавшей системы счисления можно выражать сколь угодно большие числа. В качестве повода для своих рассуждений он использует задачу о подсчете количества песчинок внутри видимой вселенной. Тем самым было опровергнуто существовавшее тогда мнение о наличии таинственных «самых больших чисел».
Третий вопрос- ВЕЛИКИЕ ЧУДЕСА СВЕТА
Это единственное из семи чудес древнего мира, дошедшее до нас. На протяжении почти четырех тысяч лет оно являлось самым высоким сооружением в мире, ошеломляя людей своей небывалой высотой- 147 метров. К тому же это самое гигантское и наиболее точно сконструированное каменное строение всех времен и народов. И до и после этого было построено множество других, но ни одно из них не поражало человечество своим великолепием в течение четырех тысяч лет так, как это.
Оно было построено на берегу реки Нил фараоном Хуфу.
Вопрос: Что же это за строение?
(Пирамида Хеопса)
Она была построена на берегу реки Нил фараоном Хуфу.
Хуфу (Хеопс) строил пирамиду в качестве гробницы для себя. Считается, что пирамида весит более 5 млн. тонн и состоит из 2 млн. блоков. Специалисты считают, что в строительстве было задействовано 20 тысяч рабочих.
Четвертый вопрос: ТВОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ
Только представь себе, что кто-то украл твои документы и сделал пластическую операцию, чтобы выглядеть точно также, как ты, а затем пытается выдавать тебя за себя. Удастся ли ему осуществить задуманное? К счастью существует множество способов, чтобы доказать, что ты- это действительно ты. Все эти способы основаны на том, что каждый человек биологически уникален. Некоторые из этих способов настолько эффективны, что они применяются полицейскими при поимке преступников, даже если на месте преступления остались лишь мельчайшие улики.
Вопрос: По каким признакам можно доказать, что ты- это действительно ты? ( Отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, иммунная система, ДНК, Голос, роспись)
Образцы отпечатков твоих пальцев абсолютно уникальны. Они остаются неизменными в течение всей жизни. Даже если ты повредишь кожу на пальцах, с новой кожей восстановятся и твои отпечатки. Одним из лучших способов установить твою личность является анализ ДНК. Достаточно даже одной волосинки или малейшей частички твоего тела. Кстати, при помощи подобных анализов можно установить, кто является твоим родственником.
Каждая радужная оболочка глаз имеет свою сложную модель полос и интервалов, которые может прочесть машина, сканирующая оболочку. В некоторых крупных банках устанавливают личность своего сотрудника с помощью компьютеров, которые сканируют радужную оболочку глаза и сонограмму каждого голоса.
Пятый вопрос: КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЖИВОТНЫХ.
Они- прямые потомки древних динозавров, которые много веков населяли землю. Они убивают больше людей, чем все остальные животные. Это холоднокровные существа. Дышат они с помощью легких. Для удаления вредных шлаков из организма у них развились специальные железы, открывающиеся наружу у самых глаз. Заработали железы- и плачут они горькими слезами. Их крик напоминает крик новорожденного младенца. Некоторые кровожадные особи нападают не только на проходящего мимо них человека, но могут побежать за ним по земле, схватить свою жертву и вернуться с ней в воду.
Вопрос: Что это за животные? (Крокодилы)
Некоторые крокодилы, живущие в соленой воде, питаются людьми. Местные жители, как и многие животные, живущие в тех местах, испытывают страх перед этими рептилиями. Большую часть времени они проводят в воде, выставив наружу свои ноздри, глаза и часть спины. Некоторые особи достигают длиной 7 метров.
Шестой вопрос: СТРАНЫ МИРА
В давние времена европейцы представляли себе ее страной чудес и несметных богатств. Поэтому, несмотря на неисчислимые трудности и препятствия, европейские путешественники и торговцы стремились добраться до нее. Пятьсот лет назад одним из первых там побывал русский купец Афанасий Никитин. Она одна из самых больших стран Азии и всего мира. Эта страна находится на континенте Азия. Большая часть страны образует полуостров. Это означает, что земля с трех сторон окружена водой. С четвертой стороны (на севере) ее опоясывает высокий горный хребет — Гималаи. На протяжении многих тысяч лет, важной частью верований жителей было уважение к животным. Особенное отношение к коровам. Их считают священными животными и им никогда не причиняют вреда. Коровам позволено свободно бродить по улицам города, что часто становится причиной образования пробок на дорогах.
По числу жителей она уступает только Китаю.
Вопрос: О какой стране идет речь? (Индия)
В 18 веке англичане завоевали Индию и превратили ее в свою колонию. Около двухсот лет они угнетали и грабили народ. Индийцы говорят на многих языках, имеют разный цвет кожи. Индия состоит из двадцати с лишним штатов и почти в каждом принят как официальный свой язык.
Седьмой вопрос: ОТКУДА ЧТО НА СТОЛ ПРИШЛО
Это растение насчитывает около 200 культурных и диких видов. В Европе он появился лишь после открытия Южной Америки. Долгое время его считали редкостью, изысканным угощением и подавали только в богатых домах. Крестьяне долго отказывались разводить «чертово яблоко». Были даже целые бунты. Однако неурожаи хлебов заставили обратить внимание на это неприхотливое и урожайное растение. Своё современное название овощ получил в Италии. Жители этой страны сравнили клубни овоща с грибами, растущими под землёй – «трюфелями». До этого его называли и «земляным орехом» и «земляным яблоком» и даже «вторым хлебом».
Овощ является уникальным и универсальным, выращивается как пищевая, кормовая и техническая культура. Он ценятся за наличие полезных веществ: солей кальция, железа, йода, серы и витаминов С. Одно из его главных пищевых достоинств – наличие большой калорийности. Ценятся блюда из этой культуры и за отличный вкус.
Вопрос: Какое растение называли «чертовым яблоком»?
(картофель)
Из какого еще продукта можно приготовить столько вкусных и полезных блюд, как из картофеля! Он всегда занимает одно из первых мест на нашем столе- и вареный и жареный, и мятый с маслом и с молоком. Картофельная мука идет в пищу, ею крахмалят белье. Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта получают синтетический каучук. Картофель- прекрасный корм для скота. А ведь еще лет 200 тому о нем ничего не было известно.
Восьмой вопрос: ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАШЕ ТЕЛО?
В теле человека их около 640, и у каждой своя задача. Получая приказ от мозга, они становятся короче, а потом принимают свой прежний размер. Великолепно управляют ими артисты цирка и балета. Автоматически, не задумываясь, нажимает на тормоза шофер. Около 40% твоего тела состоит из них.
Вопрос: С помощью чего мы можем стать сильными, ловкими, выносливыми? (Мышцы)
Мышцы обладают свойством сокращаться и снова расслабляться. Чаще всего мышца своими концами прикреплена к разным костям скелета. Поэтому при сокращении мышц расположение соответствующих костей меняется- происходит движение. Самые быстрые мышцы- это мышцы век. Ты моргаешь 20 раз в минуту, чтобы сохранить поверхность глаза влажной. Если бы ты не моргал, то глаза бы высохли, и ты бы не смог видеть. Язык- самая гибкая часть твоего тела. Он состоит как минимум из 14 мышц, соединенных таким образом, что может крутиться и вертеться в одном направлении.
Девятый вопрос: КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ
Как все представители семейства куриных, они ведут наземный образ жизни. В диких условиях их можно встретить на полях, поросших высокой травой. Они живут семьями. Семья обычно состоит из восьми-десяти самок и одного самца. Что касается «участия» людей в их жизни, то гурманы еще в давние времена объявили их яйца деликатесом, а также проводятся соревнования этих птиц.
Вопрос: Каких птиц называют «степными курицами?» (перепела)
Как и другие перелетные птицы перед наступлением холодов перепела отправляются в далекий путь. Любопытно, что наземную часть пути перепел преодолевает короткими перелетами, а там, где возможно даже идет пешком. Поэтому их и прозвали кочевниками. Во время перелета стаи разбиваются и каждый перепел летит в одиночку, лишь после прибытия к месту назначения они вновь соединяются на общих местах кормежки. А соревнования с перепелами устраивают по тому, чья птица издает своим голосом особо громкое и замысловатое коленце.
Десятый вопрос: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Знаки препинания — это специальные условные графические символы, которые используют в письменности с давних времен. Автору они помогают на бумаге не просто изложить мысль, а донести ее смысл до читателя. А тому, в свою очередь, правильно воспринять и проинтерпретировать то, что же сказал автор, восстановить то, каким настроением наполнено предложение.
Вопрос: Сколько существует знаков препинания в русском языке?
В современном русском языке (10) знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, кавычки, скобки.
Одиннадцатый вопрос - ЦВЕТЫ ЛЕГЕНД И СКАЗОК
О том, как этот цветок обрел свое имя, рассказывается в одной древнеримской легенде. Однажды богиня растительности Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Все цветы назвала она и хотела уже удалиться, но вдруг услышала слабый голосок: - Не забудь про меня, Флора! Дай и мне имя! С трудом разглядела богиня в разнотравье маленький голубой цветок. - Хорошо, - сжалилась богиня,. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину или своих близких.
Вопрос: Что это за цветок?
(незабудка)
Еще говорят, что незабудка весь мир в себе держит. У нее в самой серединке желтые тычинки — это солнце, а вокруг голубые лепестки — небо. Есть поверье, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубые цветы, чтобы люди не забывали о Небе. Оттого эти цветы называют незабудками.
Двенадцатый: ЧУДЕСНОЕ ЧИСЛО СЕМЬ
С очень давних времен людям свойственно было приписывать тем или иным числам магические свойства – одни числа считали счастливыми другие – наоборот, несчастливыми. Причем и то, и другое – без всяких на то оснований. Это привело к тому, что этому числу приписывали магическое, волшебное значение, его представляли в виде некоторого таинственного духа. .Это одно из самых удивительных чисел, таинственное число. Оно является самым главным в магии. Это число- символ творения мира. (За столько дней бог создал землю)
У индусов есть обычай дарить на счастье столько слоников. Это волшебное число широко использовалось в мифах древнего мира и сказках разных народов. Столько чудес света. Упоминается в поговорках чаще других. Столько пядей во лбу, столько кругов ада, столько футов под килем, столько самураев(фильм)
Вопрос: Назовите это число.
Семь издавна считается магическим числом. Оно является священным во многих религиях. Семь смертных грехов, семь возрастов человека, семь добродетелей, семь гномов, семь цветов радуги, семь дней недели. Семь дней создания мира.
Тринадцатый вопрос: ВЕЛИКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ
Это самый жестокий император мира.По сравнению с ним Наполеон, Гитлер и Сталин кажутся неопытными новичками.
По легенде, он родился, держа сгусток крови в кулаке, что предсказало ему судьбу великого правителя. Имя его известно во всем мире. Его войско покорило полмира. Его воины были невиданно свирепыми, а солдат поверженных армий ждала незавидная участь - их обезглавливали или заставляли глотать расплавленный металл. Целые города были разрушены, а пленных убивали или заставляли идти впереди наступающей армии в качестве живого щита. Его империя- самая большая империя за всю историю.
Никто, из видевших погребение могущественного завоевателя, не был оставлен в живых, чтобы никогда не могла была найдена и разорена его могила.
Вопрос: Назовите имя этого завоевателя.
(Чингисхан)
Основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и в Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи.
Четырнадцатый вопрос: ИГРУШКИ
Во все времена дети любили играть. В прятки, например, наши бабушки играли также, как мы, а дедушки играли в «бабки» (игру с костями), а еще в футбол, но не резиновым, прыгающим мячом, а тяжелым тряпичным. А еще наши предки играли с «живулей». Из чего только не делали «живулю»! Из глины, из длинной картошки, из полена, обернутой полотенцем, из раскрашенной щепочки, обернутой в конфетную бумажку, из свернутой тряпочки.
Вопрос: А как в наше время называют «живулю»?
(Кукла)
В куклы дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать, шить ей одежду и т.д. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Каждая девочка с раннего возраста мечтает о кукле и мечта её обязательно сбывается. Мы, играя с куклой, не задумываемся о том, как она появилась, когда, кто ее создавал, из чего она сделана… В какие куклы играли наши прабабушки…
Пятнадцатый вопрос: ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
Мореплаватель, который в поисках Индии, открыл совершенно другой материк. Уверенные в том, что они в Индии, они искали золото и ароматные специи, но там они нашли продукты, которые оказались не менее ценными- картофель, кукурузу, какао, каучук, табак. Возвращение его в Испанию было триумфом. Но умер он после четвертой экспедиции почти забытый и совершенно одинокий.
Вопрос? Мореплаватель, который в 1492 году вместо Индии открыл (Америку) (Христофор Колумб)
Он стал губернатором и адмиралом открытых и исследованных им земель, но так никогда и не узнал, что он открыл новый континент.
На этом наш конкурс знаний завершен. Спасибо за участие.
Составитель: Кущ М.В.
Использованная литература:
Д.Болл. Задумайся о числах; Р.Уинстон Почему я это я; Я познаю мир. Дет. энц.: Животные; Хочу все знать !Большая иллюстрированная энц.интеллекта; Кто есть что. Куклы. Школьная мини-энц.; Величайшие полководцы. Самая полная энц.
5