12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Natalia Kolbasina19 |
Обобщающий урок на тему "Строение клетки"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская средняя общеобразовательная школа № 2»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Обобщающий урок на тему «Строение клетки»
для обучающихся 5 класса
Разработку выполнила:
Колбасина Наталья Андреевна,
учитель биологии и географии
МБОУ «Отрадненская СОШ №2»
п.Отрадное
2021
Цель методической разработки: обобщить и систематизировать знания по теме «Строение клетки»
Задачи урока:
образовательные: закрепить теоретические знания по теме и знания, полученные в ходе выполнения лабораторной работы;
воспитательные: показать важность и практическую значимость применения знаний по теме;
развивающие: развить умение индивидуальной и групповой работы, умение ставить цели, анализировать информацию и формулировать выводы.
Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский.
Приёмы:
организационный – фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся.
логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, световые микроскоп, раздаточный материал, световые микроскопа, лабораторная посуда (предметное и покровное стекла, пинцет, игла, вода, йод)
Литература: Биология. 5-6 классы: учеб. для образоват. Организаций / [В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк]; под ред. В.В.Пасечника. – 9 изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 224 с.
Ход урока
Организационный этап
Ребята, доброе утро! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Вижу, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Ребята, давайте проверим присутствующих и отсутствующих. Давайте проверим готовы ли к уроку? Есть ли на вашем столе учебник, тетрадь, ручку, карандаш и конечно знания. А скажите пожалуйста знания по какой теме мы с вами получали на двух предыдущих уроках? Да, абсолютно, верно. Сегодня мы с Вами постараемся собрать воедино теорию и навыки, полученные на лабораторных уроках. Поэтому тема сегодняшнего урока звучит так «Обобщение знаний по теме «Строение клетки». Ребята, а как вы думаете какова цель нашего урока?
Цель урока: повторить из каких органоидов состоит растительная клетка, какое они имеют строение и функции выполняют.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала
Наш урок мне бы хотелось начать с небольшого рассказа:
«в далекой туманной дождливой стране – Англии жил-был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он модернизировал диво – аппарат Антони Ван Левенгука, который увеличивает и помогает увидеть из чего построены организмы.
Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил с помощью чудо-прибора рассмотреть кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он чудо-аппарат, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много ячеек.
Как вы думаете, что увидел в микроскоп Роберт Гук? Так же Р.Гук, называл клетки «коробками», «ящиками».
А что это же за чудо-аппарат, что использовал Р.Гук?
Мы с вами уже знаем, как устроение клетка, давайте поможем Р.Гуку познакомиться с основными органоидами клетки, их строением и выполняемыми функциями. Поможем ребята? Здорово, тогда я предлагаю вам стать путешественниками-исследователями и скорее начать помогать ученому.
Каждый уважающей себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что мы можем взять с собой в дорогу познания? Правильно, но мы еще должны взять с собой самое важное-знания, которые мы накопили за предыдущие уроки.
Гук очень обрадовался, что мы согласились ему помочь и прислал нам письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Спасибо, что решили мне помочь!
В объектив микроскопа я увидел маленькие «кирпичики», которые я назвал клетками. Внутри содержится много органоидов, наверное, это одря, цламзмитуоп, лоькаув, дпыалтси, локчетаян нембмара, ноклачяте снтаке.
Так как письмо шло к нам из самой Англии все буквы перемешались, и мы не можем прочитать, что за компоненты клетки увидел ученый.
III. Систематизации и обобщения знаний
Задание «Реставраторы»
Предлагаю побыть вам учеными-реставраторами и восстановить слова.
Индивидуальная работа по решению анаграммы. Время: 5 минут.
Слова: одря (ядро), цламзмитуоп (цитоплазма), лоькаув (вакуоль), дпыалтси (пластиды), локчетаян нембмара (клеточная мембрана), ноклачяте снтаке (клеточная стенка)
Среди составленных вами слов, выберите основной компонент клетки и откройте карточку на доске.
Мы с вами определили основные органоиды клетки, а теперь давайте вспомнить какое значение, какую функцию выполняет каждый из этих органоидов.
Клеточная мембрана Опора защита, участие в обмене веществ
Цитоплазма Содержит все органоиды клетки
Генетический аппарат Передача генетической информации
Не успели мы справиться с одной задачей, как нам пришло еще одно письмо. Я прочитала это письмо раньше, чем вы и увидела (любопытство взяло верх), что в письме есть ошибки. Давайте для начала прочитаем письмо вслух. Подумайте, какие предложения содержат ошибки. Поднимите номера.
Здравствуйте, ребята! 1. В свой микроскоп при изучении клеток я смог рассмотреть плотные оболочки – клеточные мембраны. (ошибка) 2. Клеточная мембрана защищают клетку от неблагоприятных факторов и являются ее опорой. 3. Под клеточной мембраной располагается клеточная стенка, которая есть не только в клетках растений, но и животных, бактерий и грибов (ошибка). 4. Внутреннее содержимое клетки – цитоплазма – объединяет все органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие. 5. Генетический аппарат представлен ядром. 6. Ядро накапливает в себе клеточный сок (ошибка). 7. За передачу наследственной информации отвечает вакуоль (ошибка). 8. Зеленый цвет растительной клетке придает зеленый пигмент – хлорофилл, содержащийся в хлоропластах.
Мы нашли ошибки, а что нужно делать с ошибками? Правильно, исправлять их. Давайте исправим неверные предложения.
Итак, мы с вами вспомнили органоиды клетки, поговорили об их строении выполняемых функциями. Мы с вами как будто разложили отдельные части пазла, но картинка пока так и не сложилась. Так давайте не будем медлить и создадим модель растительной клетки. Итак, у вас есть отдельные компоненты клетки, вам нужно создать модель растительной клетки. Могу вам дать подсказку, с чего мы начинаем собирать клетку (с клеточной мембраны/оболочки, чтобы показать границы клетки, отделить от внешней среды). Рядом с органоидом клетки разместите его название.
Что начать работу с микроскопом давайте вспомним устройство микроскопа и правила работы с ним. На слайдах презентации будут появляться вопросы с вариантами ответов. Вы поднимаете карточку того цвета, под которым размещен правильный ответ.
1. Зрительная трубка микроскопа называется
к) объектив ж) окуляр 3) тубус
2. Где располагается изучаемый объект: к) на предметном столик ж) на объетиве з) на штативе
3. Как называется трубка, в которой расположены окуляр и объектив: к) штатив ж) предметный столик з) тубус
4. Для рассмотрения объекта под микроскопом готовят: к) микрообъектив
Ж) микропрепарат з) микрообъект
5. Кто создал первый микроскоп: к) Р.Гук ж) Антони ван Левенгук з)Ч.Дарвин
Мы видели с вами фотографии клетки, которые прислал нам из Англии Р.Гук. Микроскоп ученого увеличивает в 30 раз, а у наш современный микроскоп имеет гораздо большее увеличение. Давайте с вами вспомним как посчитать общее увеличение микроскопа. Посчитайте увеличение микроскопа, если увеличение окуляра 16х, а увеличение объектива 4х, 10х, 40х.
Вспомнив устройство микроскопа, нужно вспомнить как приготовить микропрепарат. Чтобы приготовить хорошие микропрепараты нужно соблюдать определенную последовательность.
На доске вы видите последовательность действий, но порядок нарушен. К доске выходит по одному человеку от команды, чередуясь пока последовательность не будет восстановлена.
Последовательность:
Протрите предметное стекло салфеткой.
На предметное стекло капните воду.
При помощи иглы снимите кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной чешуйки лука.
Поместите кожицу на предметное стекло и капните (1 каплю) йода.
Накройте покровным стеклом препарат.
Рассмотрите при увел. *4
А теперь давайте приступим к изготовлению микропрепаратов и их микроскопированию. Зарисуйте на листе бумаги с использованием цветных карандашей то, что увидели.
У всех групп получились хорошие препараты, мы можем сделать фото и отправим Гуку.
IV. Подведение итогов работы на уроке
Ребята, присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с вами были в прекрасном путешествие – в путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Мир, в котором живут свои граждане, каждый из которых выполняет свою, нужную в этом мире работе. Скажите пожалуйста Вам понравился сегодняшний урок? Что было интереснее всего? Что не понравилось?
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению