12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сурнева Римма Николаевна448

К обобщение работыPPTX / 7.99 Мб

/data/files/j1711901173.pptx (К обобщение работы)Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Изобильненского муниципального округа Ставропольского края

с. Московское













Выступление на районном методическом объединении

Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе

(обобщение опыта)»







Подготовила Сурнева Римма Николаевна

учитель русского языка и литературы













Март 2024 год

Недостаточно только получить знания,

надо найти им приложение.

И. Гёте

Считаю, что тема системной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе является актуальной как никогда.

Государственная итоговая аттестация первая серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Успешность человека определяется не только объемом знаний, но и умением их применять. Поэтому современная форма аттестации ставит перед собой задачу подготовить выпускников к следующему этапу образования.

Современному учителю важно научить учеников учиться самостоятельно, поэтому его роль - быть учителем-помощником, учителем-партнером. Это определяет стратегию и тактику подготовки к ГИА, а также подходы к взаимодействию с учениками и их родителями.

Как учитель русского языка и литературы, я накопила опыт подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Для успешной сдачи экзамена важно не только знание предмета, но и понимание специфики экзамена, учет изменений в заданиях. Задания на итоговой аттестации направлены на проверку формирования различных компетенций: лингвистических, языковых, коммуникативных.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. В моей работе можно выделить следующие направления:

- развитие мотивации и целеполагания;

- формирование умения решать задания разного уровня;

- развитие самоконтроля;

- формирование уверенности и положительной самооценки.

Цель: обеспечить ориентацию образовательного процесса на предоставление школьникам специальной подготовки к ГИА, которая позволит им:

эффективно и качественно подготовиться к экзаменам по русскому языку и литературе с минимальными затратами времени и сил; 

избежать обидных технических ошибок; 

узнать об особенностях ОГЭ и ЕГЭ; 

узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов. 

Свои задачи я вижу:

1. В организации продуманной системной работы по обучению русскому языку и литературе;

2 В систематической работе с родителями.

3. В правильном оценивании в течение всего учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

4. В ведении постоянной психологической работы с учащимися.

Я использую на своих уроках различные формы и методы преподавания, что способствует эффективной подготовке учеников к ОГЭ и ЭГЭ.

Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, успешно освоить материал и пройти государственную итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс.

Моя система подготовки к ГИА состоит из нескольких этапов.

Первый из них – развитие речи учащихся, обучение написанию сжатого изложения. В программе изучения русского языка в 5 классе уделено много времени на развитие речи учащихся, что позволяет учителям разработать навыки написания сжатого изложения. Они учат учеников выделять микротемы и сокращать текст различными способами.

На уроках написания изложений используются не только тексты из учебников, но и аудиозаписи. Учеников учат «слышать» абзацы, выделять главное, составлять план текста. Они знакомятся с особенностями текстов разных типов речи, учатся выделять ключевые слова и воспроизводить текст.

Работа над изложениями позволяет ученикам овладеть навыками работы с текстом. Этот процесс продолжается в 6 и 7 классах, при этом количество прослушиваний текста сокращается. Такая система подготовки помогает учащимся в 8 классе воспроизводить текст, выделять главное и создавать свой связный текст.

Второй этап - научить учащихся работать с тестами. Для развития навыков выполнения заданий тестовой части КИМ важно включать тестовые задания уже на этапе проверки усвоения материала в основном звене урока, а также иметь банк тестовых заданий для разных классов.

Регулярное тематическое тестирование помогает оперативно выявлять пробелы в подготовке учащихся, обеспечивая надежные и объективные результаты проверки. Разнообразные виды тестов, такие как выбор ответа, развёрнутый ответ, на соответствие и другие, используются для проверки знаний.

Преемственность в проектировании уроков русского языка основана на системном повторении материала, включая изучение нового и повторение предыдущих тем. Подготовка к ГИА требует строгой ориентации на форму экзамена и систему проверки, основанную на анализе ошибок.

Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон, развивая навыки анализа и создания письменных высказываний. Уроки литературы способствуют размышлениям учащихся, а письменные работы по литературе помогают развивать умения интерпретации и анализа текста.

Третий этап - написание сочинения – рассуждения. Одно из самых сложных заданий в обучении является написание сочинения-рассуждения. Для того чтобы мои ученики осознанно выполняли это задание и результаты работы были ясны и для них, и для меня, я разработала систему обучения написанию сочинения-рассуждения.

Начиная с 5 класса, я знакомлю учеников с планом написания сочинения-рассуждения. Сначала мы учимся выстраивать тезис, затем аргументируем на примерах из разных источников, таких как тексты, жизненные ситуации или произведения художественной литературы. Также мы учимся делать правильные выводы из наших рассуждений. Учебник Ладыженской содержит много упражнений, которые помогают развивать речь и оттачивать навыки написания сочинения-рассуждения. При планировании уроков я учитываю принципы дифференциации и индивидуализации обучения.

При работе над сочинением также важно обратить внимание на формирование навыков рационального чтения различных текстов - учебных, научно-популярных и публицистических. Это позволяет развивать навыки работы с книгой. Также необходимо учить анализу текста, обращая внимание на его эстетическую функцию. Учеников также нужно обучать письменному пересказу и интерпретации текстов различных стилей. Кроме того, необходимо помнить, что "больше знаний - меньше страха, меньше страха - больше веры в победу, а вера в победу - это победа". Моя задача как педагога - помочь детям поверить в это.

Я считаю, что грамотная организация контроля помогает воспитывать у школьников дисциплину и осознание необходимости учения. Кроме того, ученик видит результаты своих усилий и может оценить уровень своих знаний. Я систематически проверяю рабочие тетради, выполненные учениками карточки, творческие работы и другие задания.

Таким образом, к восьмому классу мои ученики уже знакомы со структурой ОГЭ, а к десятому классу они хорошо знают структуру ЕГЭ, содержание заданий и умеют выполнять задания тестовой части КИМ. Дальше следует только текущее повторение и практическая отработка полученных умений и навыков.

Четвёртый этап – мониторинг ЗУН и отработка полученных умений.

Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся - важный элемент учебного процесса. Проверка результатов вовремя позволяет вносить изменения в содержание и методы обучения, а также корректировать знания, умения и навыки учащихся. Контролирующие мероприятия направлены на формирование у учащихся чувства ответственности за учебные результаты и стремление к достижению лучших результатов. Формы контроля многообразны и включают текущий контроль (практические работы, самостоятельные работы, тесты) и рубежный контроль (зачеты, творческие работы, контрольные работы, итоговые тесты с использованием компьютеров и т. д.). Эта система позволяет прогнозировать результаты образовательного процесса, планировать корректировки деятельности и повышать эффективность обучения. Хорошие результаты в обучении могут быть достигнуты благодаря использованию современных педагогических технологий, таких как личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие методики, проблемно-поисковые и исследовательские технологии, а также технологии творческой деятельности и информационные технологии. Дифференцированный подход в обучении и использование заданий разных уровней обеспечивают прогресс учащихся по изучаемым темам и развивают практические навыки.

На уроках русского языка и литературы активно использую ИКТ, которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Учителя рекомендуют учащимся и их родителям официальные сайты ГИА -9, ФИПИ, «По уши в ОГЭ, ЕГЭ», онлайн – школа русского языка «Я Грамотный». Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

ИКТ – технология позволяет организовать индивидуальную работу с обучающимися. Так, например, домашняя работа, помимо адресных заданий, выполняется на сайте «Решу ЕГЭ» с отсылкой решенного и оцененного варианта учителю. Тем самым, могу наблюдать регулярно за проблемами, возникающими в процессе работы над КИМами.

Онлайн-консультации проводятся при помощи электронной почты и сайта Дневник.ру. Такая работа позволяет ученику в домашних условиях получать необходимые знания.

Интернет-тестирования, олимпиады различного уровня, телекоммуникационные проекты для учащихся, всероссийские сезонные конкурсы «Я класс», «Учи.ру», турнир имени М.В. Ломоносова и др. также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к итоговой аттестации.

Достижению хороших результатов подготовки наших учеников к ГИА способствует как урочная, так и внеурочная деятельность.

Применяя разнообразные приёмы и методы обучения, развиваю логическое мышление, активный словарный запас школьников, формируем умение анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезу, учу находить рациональный способ решения заданий, что необходимо в условиях ФГОС.

Методы, используемые мною на уроках, разнообразны:

метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС;

проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений);

исследовательский метод - когда учитель сам формулирует проблему. Задача же учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы;

эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Я планирую разные уроки: в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир;

- уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, творческий отчет.

- уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, дискуссия, репортаж, диспут.

- уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие,  суд.

- уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, ролевые игры. 

- уроки-фантазии: сказка, спектакль.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере.

Т.к. в 9, 11 классе факультативы по моим предметам не предусмотрены, я веду дополнительные занятия для одаренных детей, интересующихся предметом за рамками школьной программы, и для неуспевающих учащихся, которые в силу своего здоровья или способностей с трудом воспринимают данный на уроке материал.

 Большим подспорьем в подготовке к экзамену являются индивидуально – групповые занятия и элективные курсы. В течение нескольких лет в 10-11 классах проводятся элективные курсы по русскому языку «Слово – образ - смысл: филологический анализ литературного произведения», а также «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы».

Я считаю, что подготовка к ГИА станет эффективной в том случае, если ученик будет с интересом посещать уроки русского языка и литературы. Поэтому на своих уроках использую задания, направленные не только на развитие интеллекта ребёнка, но и задания, способствующие развитию его творческих способностей. Творчество ученика на уроке должно быть направлено на выявление собственной индивидуальности, уникальности каждого школьника, а также способствовать развитию художественного мышления и речи. От того, как организовано восприятие, зависит качество создаваемых ребёнком образов, следовательно, значительный уровень развития художественного мышления заведомо определяет и значительный уровень художественных способностей школьников. Наоборот, развивая гуманитарные способности, учащийся развивает и художественное мышление. Неслучайно регулярно с учащимися, желающими проявить себя в творчестве, я занимаюсь стихосложением, построением прозаических текстов, с которыми они участвуют на различных конкурсах.

Важным моментом в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ являются пробные экзамены и контрольные работы в формате ГИА. Учащиеся отрабатывают навык заполнения бланков.

С каждым повторным экзаменом учатся управлять своим эмоциональным состоянием.

Создание методической базы.

Не менее важным аспектом в подготовке школьников к ГИА по русскому языку и литературе является создание методической базы.

Помимо методических пособий, купленных мной самостоятельно, приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.

Сборники содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 9-м и 11 классах, структурированных в соответствии со спецификацией, утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Мы используем в своей работе следующие пособия: «Русский язык. ОГЭ-2024. Типовые тестовые задания» ; «Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», И.П.Цыбулько, Дощинский , Н.А. Сенина «Русский язык. Сборники для подготовки к ОГЭ-9, ЕГЭ - 11».

Организация информационной работы по подготовке к ГИА.

Информационная работа является важным условием для формирования психологической устойчивости обучающихся. В процессе подготовки к ГИА (государственной итоговой аттестации) необходима тесная связь с родителями. Каждый год я совместно с администрацией школы информирую родителей учащихся 9 и 11 классов о структуре и содержании тестовых материалов по русскому языку и литературе, а также о возможных изменениях в структуре контрольно-измерительных материалов (КИМ), процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к экзамену и уровне готовности каждого выпускника.

В рамках информационной работы я также организовываю кабинет, где располагается стенд, отражающий общую информацию о ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе. На этом стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению заданий, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса полезных сайтов.

Таким образом, я стараюсь обеспечить родителям всю необходимую информацию, чтобы они могли помочь своим детям в успешной подготовке к экзамену. Все эти меры позволяют создать благоприятные условия для формирования психологической устойчивости учащихся в процессе подготовки к ГИА.

Заключение

По моему мнению, данная система работы является эффективной.

За последние пять лет преподавание русского языка и литературы на основной и средней ступенях обучения значительно улучшилось. Качество знаний школьников в этих предметах продемонстрировало стабильный положительный рост. Это подтверждается результатами итоговой аттестации, а также поступлением выпускников на гуманитарные факультеты высших учебных заведений.

Я считаю, что для достижения успеха в преподавании русского языка и литературы необходимо, чтобы учитель хорошо знал структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и тому подобное. Он должен быть опытным в решении тестовых вариантов экзамена, написании изложений и сочинений, чтобы быть полезным и эффективным для своих учеников. Непрерывное обучение учителя, включая посещение курсов подготовки, участие в семинарах и работе в профессиональных группах, помогает накопить опыт и улучшить свои методы работы. Мы также сотрудничаем с коллегами, чтобы обмениваться наработками и перенимать полезный опыт.

Каждый педагог, который подходит к процессу обучения творчески, разрабатывает собственную систему работы с учащимися для подготовки к государственной итоговой аттестации. Однако, для меня самым важным является результат. Это не только успешная сдача экзамена выпускниками, но и воспитание личности, которая уважает родной язык, владеет письменной и устной речью, и обладает компетентностью.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.