Обобщение опыта работы на тему «Использование опорных схем, конспектов на уроках русского языка и чтения для формирования связной речи и повышения уровня орфографической грамотности»

5
0
Материал опубликован 2 February
t1706866470aa.gif

t1706866470ab.png

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»














Доклад для педагогического совета на тему: «Обобщение опыта работы по теме самообразования «Использование опорных схем, конспектов на уроках русского языка и чтения для формирования связной речи и повышения уровня орфографической грамотности»








Подготовила: Ромашова В.Н., учитель русского языка и чтения






д. Большие Круты 2022
t1706866470aa.gif

С сентября 2018 г. веду работу над темой «Использование опорных схем, конспектов на уроках русского языка и чтения для формирования связной речи и повышения уровня орфографической грамотности». Закончить работу планирую в августе этого года. Работа велась по следующим этапам:

Этапы

Содержание работы

Теоретический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы

Внедренческий

Распространение опыта работы

В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить обучающимся высокую активность в образовательном процессе. Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и чтения наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.

Следует отметить, что трудно добиться результатов при изучении русского языка, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Применяя схемы опоры на уроках, я заметила, что дети стали более внимательны, а главное теоретический материл, преподнесенный на уроках запоминается осмысленно и быстро. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь обучающимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов.

Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.

Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:

- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

- структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д.

- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

- занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах.

- цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.

Опорные конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление обучающихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.

Использование опорных схем на уроках чтения помогает обучающимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики научились работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.

При выполнении тренировочных заданий дома и в классе обучающиеся по мере необходимости обращаются к схеме.

Работа над новой орфограммой строится по такому плану:

внимательное чтение на уроке нового правила;

коллективное усвоение правила;

составление схемы нового правила;

подбор примеров для отработки правила;

улучшение схемы правила на форзаце учебника.

Например: Содержание правила «Буквы з и с на конце приставок»-

Буква з пишется перед согласными звонкими, буква с пишется перед согласными глухими. Оно в ходе работы было изложено в следующей опорной схеме:

Буквы з и с на конце приставок.

Приставка перед звонкой согласной?

! !

Да Нет

! !

Пиши з Пиши с

(разбудить) (расписание)

 

Образец рассуждения:

Разбудить – на конце приставки пишем букву з, т. к. приставка стоит перед буквой «бэ», которая обозначает звонкий согласный.

Расписание – на конце приставки пишем букву с, т. к. приставка стоит перед буквой «пэ», которая обозначает глухой согласный.

t1706866470ac.gift1706866470ad.gif

t1706866470ad.gift1706866470ae.gif

При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу обучающихся учет возможностей того или иного школьника. В классе создается хороший рабочий настрой, а похвала, положительные эмоции, доброжелательность - залог того, что урок пройдет успешно.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Для работы со схемами характерна:

Универсальность:
С опорными конспектами можно работать с 5 по 9 класс:
- при изучении нового материала;
- при повторении и систематизации изученного;
- на уроке и дома при выполнении домашнего задания;
- с целым классом и при индивидуальном обучении.

Эффективность и успешность:
- наглядно;
- удобно: всегда под рукой необходимый теоретический материал;
- кратко и емко представлен материал по каждой теме;
- показан алгоритм действий при применении правила;
- легче запоминается нужный теоретический материал.

Систематичность и последовательность

Виды работы с опорными конспектами:

Оформление в справочной тетради опорного конспекта по теме (обучение правильному оформлению, умению выделять главное).
2. Комментирование учителем отдельных фрагментов конспекта (пояснения к схематическим обозначениям).
3. Повторение учениками вслух частей конспекта, правил, схем (обучение правильной речи).
4. Использование конспекта в процессе выполнения практических заданий (многократное обращение к конспекту; запоминание без заучивания).
5. Письмо по памяти всего опорного конспекта или его частей.
6. Обучение составлению собственных опорных конспектов, схем, алгоритмов при повторении и систематизации изученного материала.

1. Внимательно рассмотрите схему

2. Определите тему, которая раскрывается в схеме.

3. Выделите основную информацию: укажите, где она расположена на схеме.

4. Укажите на схеме, где расположена дополнительная информация.

5. Обратите внимание на стрелки, которые связывают основную информацию и дополнительную.

 

Результаты.

Использование данной методики при изучении русского языка и чтения несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала обучающихся, развитию речи, мышления.

Использование данной технологии намного разнообразило уроки, детям легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка, чтения способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников.

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность обучающихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов –М., 1970.

Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку //Дефектология – 2003.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий варианты речевого поведения – М., 1993.

Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников – М. – Л., 1947

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации