Урок по теме «Австралия — маленький великан. Океания» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 1 April

Методическая разработка

Обобщение по теме:

«Австралия – маленький великан. Океания»

Комкова Нина Викторовна,

учитель географии

МОУ «Лицей № 4»

Г. Камень – на – Оби

Ведущая идея урока: создание условий для обобщения и осмысления блока изученной информации, ее закрепления и применения в практической деятельности средствами технологии проблемного обучения.

Дидактическая цель урока: провести обобщение и повторение материала по теме «Австралия».

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок – путешествие

Задачи:

Образовательные: повторение пройденной темы, обобщение и создание целостного представления о материке.

Развивающие: - способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли при ответах на поставленные вопросы, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуации.

Воспитательные: воспитать чувство товарищества, дружбы, посредством элементов игры, проблемных вопросов способствовать повышению интереса учащихся к географии.

Формирование УУД:

Личностные: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

Коммуникативные: уметь работать в группе, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.

Планируемые результаты:

Личностные: Осознание целостности природы материка Австралия

Метапредметные: Умение самостоятельно поставить цель, найти пути ее достижения, осуществить самоконтроль и самооценку, смысловое чтение.

Предметные: Использование географической карты, умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Методы обучения: репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: учебник, атлас, дополнительная литература, проектор, медиа-ресурсы (интернет, видеоролик, презентация).

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Организационный этап. 2 мин

(при подготовке к уроку класс делится на 4 команды, выбирает капитана, название, эмблему – изображение животных Австралии). Жюри – помощники.

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы и рабочей обстановки; проверка готовности класса к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок! У нас гости.

Слайд 1 - А начать наш урок я хотела со знакомства с одной удивительной девочкой. Внимание на экран

Слайд 2 - Ребята, правильно ли Пеппилота представляет себе, где живут кенгуру?

- Я думаю нам нужно рассказать Пеппи об этом материке, на котором живут эти удивительные животные, ведь вы уже с ним знакомы.

Учащиеся сидят по группам.

 

 

 

 

- Нет. Кенгуру не живут на деревьях.

 

 

- Да.

Определение готовности класса к работе (визуально), создание положительного эмоционального настроя на урок.

На экране идет видео из к/ф «Пеппи Длинный чулок» «Что такое кенгуру»

Сообщение целей и задач урока:

А так как мы отправляемся в путешествие, то делать это лучше с друзьями. Верно ребята?

Уважаемы капитаны, представьте нам свои команды.

- В команде должна быть рабочая обстановка, слушайте друг друга, советуйтесь, принимайте коллективное решение, уважайте мнение товарища.

По ходу работы необходимо составить рекламный плакат для туристов, которые собираются путешествовать по Австралии. Сюда вы сможете поместить картинки, которые вы заработаете, выполняя задания игры. Отвечает за сбор информации редактор рекламы, помогает ему вся команда. И так, роли разобраны. Начинаем!

- Австралия

 

- Представление команд.

Организация деятельности участников команд.

Создание эмоционального настроя на работу.

 

Практическая деятельность учащихся.

- Чтобы нас пропустили на борт самолета, надо придумать несколько предложений, где было бы указано на особенность Австралии.

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

Вот мы и поднялись на борт самолёта. Полетели…Слайд 4

-Мы в Австралии. Ребята, а кто во время путешествия сопровождает туристов?

-Верно. Я знаю, что среди вас есть такие ребята, кто сегодня поработает экскурсоводом. А мы оценим его работу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Спасибо нашим гидам, они получают заслуженную награду. (вручение эмблемы)

Конкурс «Я отправляюсь в Австралию». Слайд 13 климатическая карта Австралии. (в руках рюкзак)

- Отправляясь в путешествие, не забываем взять рюкзак. Но вот незадача, что положить в него? Вы должна собрать образец экипировки членов команды с учётом времени поездки в эту страну. Команда «Кенгуру» отправляется туда в январе, а команда «Страус эму» — в июле. При подготовке ответов, используем климатические карты атласа.

Теперь мы готовы продолжить путешествие… А у нас просят помощи местные жители. На восточном побережье страны бушевал тропический шторм. Слайд 14 - Возможно ли это? Слайд 15 - И перепутал все названия растений и животных Австралии, давайте поможем аборигенам вернуть все на места. Соедините половинки слов так, чтобы получились названия растений и животных Австралии.

- Молодцы. Получаете заслуженную награду.! Но вот новая проблема - на картах, которыми пользовались рыбаки, смыло названия морей и островов! Давайте поможем! Задача: ответить правильно на вопросы без карты.1. Что расположено севернее: Тасманово море или Арафурское? 2. Где расположен залив Карпентария: на севере или на юге от материка? 3. На западе или на востоке от Австралии находится море Фиджи? 4. Какой географический объект состоит из двух островов: Новая Гвинея или Новая Зеландия? 5. Какой пролив отделяет остров Тасманию от материка: Бассов или Торресов? 6. Крайней восточной точкой материка считается мыс Байрон или мыс Йорк?

«Путешествие по карте» Слайд 16- Когда шторм утих рыбаки в море выловили три бутылки. В каждой из них они обнаружили послание, в котором говорилось о необходимости спасти людей в определенных координатах. Какие объекты названы и куда вы отправитесь? Подпишите их на контурной Слайд 17, 18,19

«Веришь, не веришь!» Ну что мы всем помогли…пора и отдохнуть. У нас привал. На привале бывалые охотники и рыболовы рассказывают удивительные байки…вот и наши путешественники приготовили для команды соперников рассказы. После каждого такого рассказа, команда соперников на мой вопрос «Правда или нет?» хором отвечает «да» или «нет» одновременно. Если кто-то из команды произносит другое слово – то ответ не засчитывается.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Спасибо за интересные рассказы. А наше путешествие подходит к концу. Что бы вернуться домой, нам надо попасть на самолёт. У вас на столе лежат карточки с заданиями по географическому положению и истории открытия, рельефу и полезным ископаемым, климату и внутренним водам, растительному и животному миру. Выполненные работы, сдаёте капитану команды.

Слайд 20

Команды по очереди называют особенности материка:

- Австралия – это часть света.

- Самый маленький материк.

- Австралия находится в южном полушарии.

- Нет полноводных рек.

- Расположено одно государство – Австралийский Союз.

- Самый малонаселенный материк, где проживает 19 млн. человек.

- В Австралии много животных и растений, которых нигде нет в мире.

- Самый сухой материк.

- На севере Австралии жарче, чем на юге.

- Австралия находится в Южном полушарии.

- В Австралии нет действующих вулканов и землетрясений.

- Самый удаленный открыт позже других.

 

 

- экскурсоводы, гиды.

 

 

Выступление экскурсоводов.

Вы прилетели на самый маленький и самый «низкий» материк, лишь 2 % площади находится выше 1000 метров, а самая высокая вершина, гора Косцюшко, поднимается всего на 2228 метров на Большом Водораздельном Хребте Слайд 6

самая низкая точка — соленое озеро Эйр, на 16 м ниже уровня моря. Слайд 7

Самый жаркий материк: 70% площади занимают пустыни и полупустыни. Слайд 8 Поэтому, в основном заселено только южное и юго-восточные побережья, где преобладает мягкий климат.

Самый засушливый материк: в среднем здесь выпадает 420 мм осадков в год; это в 5 раз меньше, чем в Африке.

Слайд 9 Самый бедный реками материк: годовой сток рек Австралии в 2 раза меньше, чем годовой сток Енисея. Немногочисленные реки часто пересыхают и не доходят до океана. Называют такие реки КРИКИ

А ещё в Австралии находится «край света». Слайд 10 Так называют известняковую равнину Налларбор, расположенную в Большом Австралийском заливе.  На восточной стороне утеса путешественники часами наслаждаются чудесным видом Налларбора и наблюдают за гладкими южными китами в океане. Киты приплывают сюда осенней порой и оставляют потомство в водах южно-австралийского побережья.

У восточного побережья на 2000 км протянулся самый крупный на земле коралловый риф – Большой Барьерный риф. Слайд 11

Северные территории Австралии покрыты тропическими лесами и саваннами, переходящими возле побережья в мангровые леса Слайд 12

Австралия самый богатый реликтами материк: из 12 тысяч видов растений более 9 тысяч не встречаются нигде; тоже можно сказать и о животном мире: 90 % фауны — эндемики Сегодня Австралийское правительство уделяет много внимания сохранению уникальной природы. В стране имеется 15 природных зон со статусом всемирного наследия и более 500 национальных парков. Но ей все же продолжают угрожать, как деятельность человека, так и привезенные им животные и растения.

 

Убрать лишние предметы, объяснив свой выбор, какая одежда нужна в Австралии с учётом изотерм соответствующего месяца и количеством выпадающих осадков.

- В январе не нужна шуба, шапка, унты, т.к. изотермы показывают температуры от +24°С до +32°С, осадки выпадают не везде равномерно, самый засушливый период года. (майка, шорты, бейсболка)

- В июле не нужны валенки, майка, дубленка, т.к. изотермы июля от +8С до +16С, прохладнее, чем в январе, чаще выпадают осадки. (ветровка, джинсы, зонтик)

-Да

Ребята в группах выполняют задания. Отвечает команда, которая раньше других справится с заданием.

Ответы: акация, эвкалипт, эму, коала, араукария (Это хвойные растения с игловидными или линейно-ланцетовидными жесткими листьями). динго, ехидна, попугай.

 

 

 

 

Арафурское.

На севере

На востоке

Новая Зеландия.

Бассов.

Мыс Байрон.

 

 

 

 

Учащиеся находят по географическим координатам на карте объекты и отмечают их на карте. Подписывают названия.

 

 

 

 

1.Как только прилетели мы в Сидней, я быстрей на пляж. Народу полно, вода тёплая. Только окунулся, плыву, вдруг крик: «Акулы!». Оглянулся, а за мной шестиметровая акула, ели ноги унёс. (да)

2. А я на севере Австралии решил поплавать в океане. Гляжу – пасть раскрыта и глазищи – во! (показывает руками). Десятиметровый крокодил! Но я на него так посмотрел, что он сразу уплыл. (да)

3. Был я в зоопарке и так понравился страусу эму. Несколько раз он мимо меня прошёл и всё кланялся. Я ему говорю: «Дружище, дай лапу!». А он дал! Чуть не убил меня! (да)

4. А мне в заповеднике понравился коала. Думаю, возьму его с собой в Россию. А он, оказывается ест и ест целый день и не всё подряд, а только листья эвкалиптов, которые ему нравятся. Поэтому его ни один зоопарк мира не берёт. Я решил, что и мне такой не нужен. (да)

5.а мне утконос понравился; и яйца несёт, и молоко даёт. (да)

6. А вот я вам расскажу – не поверите. Иду я по тропическому лесу. Гляжу: на двадцатиметровом папоротнике сидит лирохвост и ржет, как лошадь. (да)

7. Странные люди – эти австралийцы: выгнали верблюдов с ферм, они теперь им не нужны – тысячами бродят по пустыне. (да)

8.И буйволов выгнали, в каждом глухом углу торчат их рога. Ох уж эта Австралия!

 

Учащиеся выполняют задания в команде парами.

 

 

 

 

Учащиеся отдают карточки с выполненными заданиями.

 

Работа учащихся в группах.

 

Ответы учащихся

Форма работы – групповая, фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление учащихся

Форма работы- индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Убери лишнее»

Индивидуальная

групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

Работа с карточками

ака     дин    ко  

арау ала    ехи   гай   эвка кария   э     го    попу липт  ция    му    дна


 


 


 

Приём «Кто быстрее»

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

Групповая и индивидуальная работа по атласам и контурным картам.

 

 

 

Конкурс зоологов «Веришь, не веришь!»

Прием «Согласен – не согласен»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Работа с источником информации»

 

 

 

 

 

Конкурс редакторов рекламы «Австралия – маленький великан!»

-Наши редакторы рекламы, побывав в Австралии, подготовили свои плакаты, призывающие посетить Австралию. Жюри предстоит оценить их работы соответствующим числом баллов, которые присуждаются команде, но не больше 5.

Жюри подводит итоги. Выставляются оценки.

 

 

2 этап. Итоги урока.

Наш урок подошёл к концу. Оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей.

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке я доволен/не доволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я не устал/устал

Моё настроение стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был интересен/скучен

 

- Ребята, Пеппи будет очень рада, если вы ей напишите письмо, понравилось ли вам в Австралии и почему. Письма вы сможете передать через меня на следующем уроке.

Спасибо за урок. Слайд 21

 

 

 

Учащиеся дают оценку своей деятельности на уроке.

Рефлексия урока. Самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Групповая

 

Выставление оценок.

 

Список использованной литературы:

1. Л.В. Пацукова «Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География»»

2. В. А. Коринскоая, И. В. Душина, В. А. Щенев. Методическое пособие УМК к учебнику География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие. Вертикаль. ФГОС"

3. Е.В. Якушина Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г

 

 

 

 

 

Тест по теме «Австралия». 7 класс.

1 вариант

1.Материк Австралия является самым… 

а) самым влажным;

б) самым маленьким;

в) самым высоким;

г) самым густонаселенным.

2. Какой город является столицей Австралийского Союза? 

а) Аделаида;

б) Мельбурн;

в) Канберра;

г) Сидней.

3. Какие животные изображены на гербе Австралии? 

а) кенгуру и страус эму;

б) собака динго и кенгуру;

в) утконос и коала;

 г) ехидна и страус эму.

4. Кто открыл Австралию? 

а) Ф. Магеллан;

б) Дж. Кук;

в) Х. Колумб;

г) А. Тасман.

5. Кто с конца XVIII в. заселял и осваивал территорию Австралии? 

а) англичане;

б) испанцы;

в) датчане;

г) португальцы.

6. В каком климатическом поясе находится большая часть Австралии? 

а) в экваториальном;

б) в тропическом;

в) в субтропическом;

г) в субэкваториальном.

7. Какие океаны омывают территорию  Австралию? 

а) Атлантический и Индийский;

б) Атлантический и Тихий;

в) Тихий и Индийский;

г) Тихий и Северный Ледовитый.

8. Какая природная зона Австралии занимает наибольшую часть территории материка? 

а) постоянно влажные леса;

б) саванны и редколесья;

в) жестколистные вечнозеленые леса;

г) пустыни и полупустыни.

9. Какая река Австралии является самой длинной? 

а) Баруон;

б) Дарлинг;

в) Флиндерс;

г) Муррей.

10. Укажите самое крупное озеро Австралии: 

а) Фром;

б) Эйр;

в) Торренс;

             Тест по теме «Австралия». 7 класс.

2 вариант

 

     1. Австралия это …

А. самый влажный материк

В. самый холодный материк

С. самый маленький материк

2. Австралия омывается океанами …

А. Индийским и Атлантическим

В. Тихим и Индийским

С. Атлантическим и Тихим

3. Практически по середине Австралия пересекается …

А. экватором

В. южным тропиком

С. Южным полярным кругом

4. Назовите дерево, произрастающее на островах Океании, плоды которого используются местным населением в качестве продукта питания, а листья и стволы – для постройки хижин и лодок:

А. казуарина;

Б. кокосовая пальма;

В. эвкалипт;

Г. баобаб.

5. Самое известное здание в Сиднее …

А. Национальный морской музей

В. Опера

С. Королевский ботанический сад

6. Любая из точек Австралии имеет …

А. северную широту и восточную долготу

В. южную широту и восточную долготу

С. южную широту и западную долготу

7. Горы в Австралии называются …

А. Анды

В. Гималаи

С. Большой Водораздельный хребет

8. Крайняя восточная точка материка …

А. мыс Юго – Восточный

В. мыс Байрон

С. мыс Йорк

9. Какая из предложенных характеристик Австралии является неверной?

А это наименьший из материков по площади и высоте;

Б. это третий после Евразии и Африки материк по площади и средней высоте;

В. На этом материке не случается землетрясений и нет действующих вулканов;

Г. Это самый сухой и малонаселенный материк.

10. Крики-это:

А. пересыхающие реки

Б. пересыхающие озера

В. болота, существующие только в период дождей;

Г. Заросли колючего кустарника.

                 

 

 

         

 

   Тест по теме «Австралия». 7 класс.

 

 3 вариант

1. Любая из точек Австралии имеет …

А. южную широту и западную долготу

В. северную широту и западную долготу

С. южную широту и восточную долготу

2. Крайняя  северная точка материка …

А. мыс Байрон

В. мыс Стип - Пойнт

С. мыс Йорк

3. Практически по середине Австралия пересекается …

А. нулевым меридианом

В. южным полярным кругом

С. южным тропиком

4. Самая высокая точка Большого Водораздельного хребта …

А. г. Эверест

В. г. Косцюшко

С. г. Эльбрус

5. На севере Австралии находится залив …

А. Большой Австралийский

В. Бенгальский

С. Карпентария

6. «Деревом насосом» в Австралии называют …

А. акации

В. эвкалипты

С. Пальмы

7.Остров Тасмания был открыт …

А. Х.Колумбом

В. Д.Куком

С. А.Тасманом

8. Крики-это:

А. пересыхающие реки

Б. пересыхающие озера

В. болота, существующие только в период дождей;

Г. Заросли колючего кустарника

9. Какая из предложенных характеристик Австралии является неверной?

А это наименьший из материков по площади и высоте;

Б. это третий после Евразии и Африки материк по площади и средней высоте;

В. На этом материке не случается землетрясений и нет действующих вулканов;

Г. Это самый сухой и малонаселенный материк.

10. Назовите дерево, произрастающее на островах Океании, плоды которого используются местным населением в качестве продукта питания, а листья и стволы – для постройки хижин и лодок:

А. казуарина;

Б. кокосовая пальма;

В. эвкалипт;

Г. баобаб.

           

 

 

 

 Тест по теме «Австралия». 7 класс.

 

 

1 вариант Ответы: 1-б, 2-в, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-г, 9-б, 10-б.

2 вариант Ответы: 1С, 2В, 3В, 4Б, 5В, 6В, 7С, 8А. 9 Б,10 А

 

3 вариант Ответы: 1С, 2С, 3В, 4В, 5С, 6В, 7С, 8А, 9Б, 10 Б

 

 

 

 

 

Соедините половинки слов так, чтобы получились названия растений и животных Австралии.

ака     дин    ко   ала

арау  ехи   гай   эвка кария  э  го    попу липт  ция    му    дна

Соедините половинки слов так, чтобы получились названия растений и животных Австралии.

ака     дин    ко   ала   

арау ехи   гай   эвка кария  э    го    попу липт  ция    му    дна

Соедините половинки слов так, чтобы получились названия растений и животных Австралии.

ака     дин    ко   ала

арау   ехи   гай   эвка кария   э     го    попу липт  ция    му    дна

Соедините половинки слов так, чтобы получились названия растений и животных Австралии.

ака     дин    ко   ала

арау ехи   гай   эвка кария   э     го    попу липт   ция    му    дна

 

 

 

Наша экспедиция изучала море Фиджи в районе острова Новая Каледония (26 ю.ш., 165 в.д.). Неожиданно налетел страшный ветер. Сорваны паруса. Судно не управляется. Нас стало уносить далеко от суши в открытое море. Три дня мы боролись со смертью. На четвертые сутки, когда море утихло, нас вынесло на берег небольшого острова.

Наши координаты 28,5 ю.ш., 168 в.д.

Наш прогулочный катер совершал круиз вдоль Большого Барьерного рифа. Неожиданно начался сильный шторм. Судно получило пробоину. Мы вынуждены были сесть в шлюпки. Корабль затонул. Очень скоро мы оказались в тихой лагуне. Недалеко от нас были другие большие и маленькие острова. МЫ ЖДЕМ ПОМОЩИ! Наши координаты 11 ю.ш., 143 в.д.

Свое путешествие на воздушном шаре мы планировали заранее. Взлетев 5 ю.ш., 140 в.д. (о. Новая Гвинея) ветер нежно и ласково понес нас через Арафурское море. Но неожиданно разразилась сильная гроза, и мы начали падать. Вдалеке показалась земля. Мы кое-как дотянули до нее. Нам требуется помощь, чтобы починить шар. Мы находимся в координатах 9 ю.ш., 125 в.д.

 

Наша экспедиция изучала море Фиджи в районе острова Новая Каледония (26 ю.ш., 165 в.д.). Неожиданно налетел страшный ветер. Сорваны паруса. Судно не управляется. Нас стало уносить далеко от суши в открытое море. Три дня мы боролись со смертью. На четвертые сутки, когда море утихло, нас вынесло на берег небольшого острова.

Наши координаты 28,5 ю.ш., 168 в.д.

Наш прогулочный катер совершал круиз вдоль Большого Барьерного рифа. Неожиданно начался сильный шторм. Судно получило пробоину. Мы вынуждены были сесть в шлюпки. Корабль затонул. Очень скоро мы оказались в тихой лагуне. Недалеко от нас были другие большие и маленькие острова. МЫ ЖДЕМ ПОМОЩИ! Наши координаты 11 ю.ш., 143 в.д.

Свое путешествие на воздушном шаре мы планировали заранее. Взлетев 5 ю.ш., 140 в.д. (о. Новая Гвинея) ветер нежно и ласково понес нас через Арафурское море. Но неожиданно разразилась сильная гроза, и мы начали падать. Вдалеке показалась земля. Мы кое-как дотянули до нее. Нам требуется помощь, чтобы починить шар. Мы находимся в координатах 9 ю.ш., 125 в.д.


 

Убрать лишние предметы, объяснив свой выбор, какая одежда нужна в Австралии с учётом изотерм соответствующего месяца и количеством выпадающих осадков.

- В январе не нужна шуба, шапка, унты, т.к. изотермы показывают температуры от +24°С до +32°С, осадки выпадают не везде равномерно, самый засушливый период года. (майка, шорты, бейсболка)

- В июле не нужны валенки, майка, дубленка, т.к. изотермы июля от +8С до +16С, прохладнее, чем в январе, чаще выпадают осадки. (ветровка, джинсы, зонтик)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации