Образовательная программа по хореографии на 7 лет обучения «Шаг вперед»

4
0
Материал опубликован 15 September 2023


ОглавлениеОбразовательная программа по хореографии на 7 лет обучения

"Шаг вперед"

Период детства характеризуется развитием личности и проявлением таланта, поэтому поддержка и развитие творчества является главным направлением Центра дополнительного образования.

На каждом этапе обучения детям предлагается материал по основным четырем разделам:

Современный эстрадный танец;

Классический танец;

Народный танец;

Историко-бытовой танец.

Современный эстрадный танец – является зрелищной танцевальной техникой, включает в себя многообразие виртуозных комбинаций в партере, обширную прыжковую лексику, лаконично соединяет в себе некоторые трюки и элементы акробатики. Занятия современным эстрадным танцем помогают полностью понять как движется тело в пространстве, почувствовать свободу танца.

Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры.

Народно-сценический танец имеет ярко окрашенные характерные черты: традиционность, коллективный характер творчества; он близок по своей природе творчеству ребенка, легко им воспринимается, обладает большими воспитательными возможностями. Он несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал. Воспитание детей на народных традициях помогает решать очень важные задачи, а именно духовное возрождение русского народа, любви к своей родине, чувства принадлежности к национальной культуре.

Историко-бытовой танец – помогает усвоить нормы этики, выработать высокую культуру общения между людьми, учит вежливости, чувству меры, простоте, скромности, вниманию к окружающим, доброжелательности.

Программа составлена по годам обучения. На каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков и сведений по разделам. Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, их возможностей и интересов.

Программа предназначена для работы с учащимися старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, старшего школьного возраста и рассчитана на 7 лет обучения.


Схема

возрастного и количественного распределения детей по группам, количество практических занятий в неделю и их продолжительность


Года обучения

Возраст детей

Общее кол-во занятий в неделю

Продолжительность одного занятия, час

Общее кол-во часов в неделю

1

5-6 лет

3

1

3

2

7-8 лет

3

1

3

3

9-10 лет

3

2

6

4

11-12 лет

3

2

6

5

13-14 лет

4

2

8

6

15-16 лет

4

2

8

7

16-18 лет

4

2

8


Наполняемость групп – не более 15 человек.

Обучение ориентировано на развитие личности. Очень трудно выявить доминирующие способности ребенка при поступлении в ЦДО. Ребенок может быть подготовлен к поступлению на определенном уровне, но дальнейшее развитие может быть затруднено отсутствием способностей, либо ребенок слишком застенчив или излишне активен, что затрудняет разглядеть его неординарность. В театр эстрадного танца «ТЭТ» приходят дети, все они очень разные, но чем раньше получится увидеть в них творческую личность, тем больших результатов они достигнут. Таким образом, целью работы является создание условий для развития доминирующих способностей у тех учащихся, у которых они выявлены, а также создание условия для выявления и развития способностей у остальных, художественно-эстетическое и культурное развитие учащихся в творческом процессе.

ЦДО решает три взаимосвязанные задачи: центральная – развивающая и две составляющие – обучающая и воспитательная.

Развивающая задача. 1. Развитие двигательных функций, и в том числе профессиональных данных – выворотности ног, гибкости тела, шага, легкости прыжка и других.

Исправление недостатков в осанке, таких как сутулость, прогиб в поясничном отделе, асимметрия лопаток и другие.

Приобретение и закрепление навыков координации движений, а также формирование музыкально-ритмической координации движений и методически правильного исполнения движений экзерсиса у станка и на середине, развитие у учащихся техники исполнения движений.

Выработка правильной позы тела (осанки), то есть постановка корпуса, ног, рук, головы, обеспечивающая учащемуся устойчивость (апломб) в подготовительных упражнениях, а также при исполнении экзерсиса и танцевально-сценических движений.

Выявление творческих способностей учащегося и стимулирование у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию с целью ощущения им своей необходимости и полезности.

Обучающая задача. 1. Воздействие педагога на ученика в ходе учебных занятий с целью получения им знаний, умений, навыков для своего саморазвития.

Развитие в каждом ученике творческих способностей – музыкальности, техники, артистизма, эмоциональности и творческого подхода к исполнению хореографических постановок. Выработка способности самостоятельно видоизменять и составлять свой танец.

Знакомство с историей и географией танца.

Воспитательная задача. 1. Формирование личностных качеств характера как силы воли, целеустремленности, готовности к преодолению трудностей, уважительных отношений друг к другу.

Работа над традициями – день рождения ЦДО, день рождения театра эстрадного танца «ТЭТ», день именинника, участие в конкурсах, концертах, флешмобах, акциях и др.

Целенаправленное влияние педагога на формирование в ребенке качеств, определяющих его нравственно-этическую, патриотическую позицию, социальное поведение; воспитание у учащихся любви и привязанности к своей семье, дому, коллективу, улице, городу; расширение представлений о своей малой родине; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским и национальным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; знакомство учащихся с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам их традициям.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач Центра дополнительного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Воспитание детей в хореографическом коллективе, в котором уделяется время традициям народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине. Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом такого воспитания.


Чтобы стать эффективным средством воспитания содержание занятия должно быть личностно значимым, пробуждать у ребенка лучшие качества его души и характера. Оно должно соответствовать возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям учащихся и не должно противопоставляться его взглядам. Особое значение следует уделять комфортности, созданию психологического климата в коллективе.


Прохождение программы должно опираться на следующие основные принципы:

Постепенность в развитии природных данных учеников;

Строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;

Систематичность и регулярность занятий;

Целенаправленность учебного процесса.

Без соблюдения этих условий обучение теряет силу воздействия как средство эстетического воспитания.

Теоретическая часть тематического плана содержит перечень знаний, которые должны получить учащиеся в процессе обучения.

В практическую часть программы входит перечень умений и навыков, упражнений, движений и танцев.


В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий хореографией, поэтому к концу первого года обучения учащиеся должны:

Определять характер музыки, темп;

Отражать в движениях оттенки характера музыкальных произведений;

Различать динамические оттенки музыки и выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков;

Различать легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движениях;

Воспроизводить на хлопках разнообразные ритмические рисунки;

Определять музыкальный размер (2/4, 3/4, 4/4);

Различать понятия: вступление, фраза, часть;

Определять особенности танцевальных жанров;

Овладеть различными типами шагов и видами бега;

Иметь понятие о движении по линии танца и против линии танца;

Выполнять первоначальные упражнения для постановки корпуса, рук, ног, головы;

Овладеть первыми навыками координации движения.


К концу второго года обучения учащиеся должны:

Выработать постановку корпуса, ног, рук и головы – формирование правильной осанки, обеспечивающей устойчивость (апломб);

Познакомиться с музыкально-ритмической координацией движений в экзерсисе и в танцевальных элементах;

Уметь исполнять основные упражнения лицом к станку;

Развить устойчивость, силу ног и ступней;

Овладеть первоначальными навыками прыжков у станка;

Знать специальную французскую терминологию выученных танцевальных элементов;

Знать основные движения русского танца.


К концу третьего года обучения учащиеся должны:

Уметь исполнять основные упражнения, держась за станок одной рукой;

Усовершенствовать технику исполнения основных упражнений у станка в начале года в медленном темпе, в конце года – в быстром;

Овладеть первоначальными навыками прыжков в начале года у станка, в конце – на середине;

Знать правила исполнения основных движений классического танца;

Пополнить знания специальной французской терминологии;

Знать правила исполнения движений, ходов русского танца;

Знать основные движения рук и уметь правильно открыть и закрыть руку на талии;

Уметь правильно исполнить простейшие дроби русского танца;

Уметь правильно исполнить присядочные движения в русском танце (для мальчиков);

Знать различия хоровода, пляски, перепляса друг от друга;

Приобрести навыки актерской выразительности.


К концу четвертого года обучения учащиеся должны:

Усовершенствовать технику исполнения основных упражнений в классическом танце;

Овладеть большим количеством исполняемых упражнений у станка и на середине, уметь исполнять их грамотно и музыкально;

Уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

Усовершенствовать первоначальные навыки прыжков на середине зала;

Развить координацию движений;

Пополнить знания специальной французской терминологии;

Знать основные элементы и ходы народного танца;

Русские хороводы, кадрили, переплясы свободной композиции.


К концу пятого года обучения учащиеся должны:

Усовершенствовать технику исполнения основных упражнений в классическом танце;

Овладеть большим количеством исполняемых упражнений у станка и на середине, уметь исполнять их грамотно и музыкально;

Уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

Усовершенствовать первоначальные навыки прыжков на середине зала;

Овладеть партерными и воздушными прыжками;

Овладеть позами и арабесками и знать их разновидности;

Понимать образность народного танца, отношение юноши и девушки в танце;

Уметь изобразить характер и манеру исполнения в народных танцах;

Уметь выразить в танце состояние задора и веселости.


К концу шестого года обучения учащиеся должны:

Уметь выполнять упражнения у станка и на середине;

Знать технику исполнения разнообразных прыжков и уметь исполнять их;

Уметь самостоятельно составлять комбинации упражнений у станка и на середине;

Уметь передать национальную выразительность движений и ритмов;

Знать критерии исполнительской деятельности – техника, музыкальность, актерская выразительность. Уметь исполнять хореографическую постановку согласно критериям исполнительской деятельности.


К концу седьмого года обучения учащиеся должны:

Уметь выполнять упражнения у станка и на середине;

Знать технику исполнения разнообразных прыжков и уметь исполнять их;

Овладеть устойчивостью на полупальцах в больших позах;

Уметь самостоятельно составлять комбинации упражнений у станка и на середине;

Уметь передать национальную выразительность движений и ритмов;

Знать критерии исполнительской деятельности – техника, музыкальность, актерская выразительность. Уметь исполнять хореографическую постановку согласно критериям исполнительской деятельности;

Уметь самостоятельно составлять танцевальные композиции подбирать соответствующую музыку.

Уметь сочинять танцевальные этюды.


Во время обучения учащиеся должны получить представление о том, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.

Контроль знаний учащихся проводится ежемесячно в виде: тестирования, собеседований, рефератов. Контрольные открытые уроки проводятся два раза в год: в декабре и в мае. Также умения учащихся можно увидеть на различных мероприятиях в ЦДО, выступлениях на сценических площадках, на городских и районных конкурсах.

Методы обучения считаю простыми для усвоения учащимися, т.к. из урока в урок пройденный материал повторяется и закрепляется.

Программой планируется максимальный объем материала, который может быть использован с учетом (в каждом конкретном случае) состава группы, физических данных и возможностей учащихся. Кроме того, возможно перенесение изучения дисциплин на следующий год обучения или вовсе исключить те движения основной программы, прохождение которых окажутся недоступными группе в связи с ограниченностью возможностей детей. На занятиях проявляется определенная гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решаются вопросы, которые ставит учебный процесс.


 Тематический план

п\п

Тема

Часы

теория

практика

всего

1 год обучения

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Элементы ритмики и музыкальной грамоты.

1

3

6

3

Типы шагов.

1

8

9

4

Виды бега.

1

8

9

5

Упражнения для развития выворотности ног, мышц спины, ног, рук.

1

8

9

6

Упражнения, подводящие к экзерсису.

1

8

9

7

Развивающие игры-превращения.

1

8

9

8

Упражнения для рук.

1

8

9

9

Игры на ориентирование в пространстве.

1

8

9

10

Уроки творчества.

1

5

6

11

Военно-патриотическое воспитание.

4

8

12

12

Постановка номеров.

1

14

15

13

Участие в концертах, конкурсах, акциях и др.

1

6

7



16

92

108


2 год обучения

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Постановка корпуса.

1

6

7

3

Экзерсис у станка.

1

9

10

4

Экзерсис на середине.

1

4

5

5

Прыжки.

1

3

4

6

Основные танцевальные движения русского танца.

1

13

14

7

Военно-патриотическое воспитание.

6

8

14

8

Pas польки.

1

9

10

9

Постановка номеров.

4

26

30

10

Участие в концертах, конкурсах, акциях и др.

1

12

13



18

90

108


3 год обучения

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Экзерсис у станка.

2

12

14

3

Экзерсис на середине.

1

9

10

4

Прыжки.

1

5

6

5

Подготовка к tours.

1

5

6

6

История балета.

9

-

9

7

Народный танец.

1

19

20

8

Военно-патриотическое воспитание.

12

24

36

9

Pas полонеза.

2

18

20

10

Постановка номеров.

2

57

59

11

Актерская мастерская.

2

9

11

12

Участие в концертах, конкурсах, акциях и др.

1

23

24



35

161

216


4 год обучения

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Экзерсис у станка.

2

17

19

3

Экзерсис на середине.

1

9

10

4

Прыжки.

1

5

6

5

История балета.

10

-

10

6

Народный танец.

1

19

20

7

Военно-патриотическое воспитание.

12

24

36

8

Pas полонеза.

2

18

20

9

Постановка номеров.

2

57

59

10

Актерская мастерская.

2

9

11

11

Участие в концертах, конкурсах, акциях и др.

1

23

24



35

181

216



5 год обучения

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Экзерсис у станка.

1

12

13

3

Экзерсис на середине.

1

12

13

4

Прыжки.

1

8

9

5

Tours.

1

7

8

6

Arabesques.

1

7

8

7

История балета.

10

-

10

8

Вальс.

2

20

22

9

Народный танец.

2

22

24

10

Военно-патриотическое воспитание.

12

24

36

11

Упражнения для отдельных групп мышц.

1

17

18

12

Элементы акробатики.

1

13

14

13

Постановка номеров.

2

70

72

14

Актерская мастерская.

2

10

12

15

Участие в концертах, конкурсах, акциях и др.

1

27

28



39

249

288


6 год обучения

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Экзерсис у станка.

1

10

11

3

Комбинации упражнений у станка.

-

2

2

4

Экзерсис на середине.

2

16

18

5

Комбинации упражнений на середине.

-

3

3

6

Прыжки.

1

8

9

7

Tours.

1

7

8

8

История балета.

10

-

10

9

Менуэт.

1

19

20

10

Народный танец.

2

32

34

11

Военно-патриотическое воспитание.

12

24

36

12

Упражнения для отдельных групп мышц.

-

18

18

13

Элементы акробатики.

1

9

10

14

Постановка номеров.

2

70

72

15

Актерская мастерская.

1

9

10

16

Участие в концертах, конкурсах, акциях и др.

1

25

26



36

252

288


7 год обучения

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Экзерсис у станка.

1

10

11

3

Комбинации упражнений у станка.

-

2

2

4

Экзерсис на середине.

2

16

18

5

Комбинации упражнений на середине.

-

3

3

6

Прыжки.

1

8

9

7

Tours.

1

7

8

8

История балета.

10

-

10

9

Гавот.

1

19

20

10

Народный танец.

2

32

34

11

Военно-патриотическое воспитание.

12

24

36

12

Упражнения для отдельных групп мышц.

-

18

18

13

Элементы акробатики.

1

7

8

14

Постановка номеров.

2

63

65

15

Постановка танцевальных композиций.

-

9

9

16

Актерская мастерская.

1

9

10

17

Участие в концертах, конкурсах, акциях и др.

1

25

26



36

252

288


Мониторинг


Каждое полугодие необходимо отслеживать развитие личности, для этого применяется простая пятиуровневая диагностика отслеживания:

5 уровень – копирование действий учителя, (не всегда успешное), без особого желания.

4 уровень – аккуратное выполнение работы (в основном успешное).

3 уровень – выполнение заданий с вынесением элементов творчества.

2 уровень – охотная работа на уроке, внесение элементов творчества, уровень выполнения заданий средний или чуть выше.

1 уровень – выполнение заданий высокого уровня сложности, творческий подход к выполнению заданий.


Методическое обеспечение программы


Необходимое оборудование и материалы:

танцевальный класс для занятий с хорошей вентиляцией, оборудованный зеркалами и станками;

комната для переодевания;

аппаратура (музыкальный центр);

аудио и видео материалы.


Литература для детей и родителей:

1. Барышникова Т., «Азбука хореографии».
2. Бондаренко Л.А., «Ритмика и танец». Киев,1972г.

 

Литература для педагога:

Базарова Н.П., Мей В. Азбука классического танца. Учебно-методическое пособие. – Л.: Искусство, 1983.

Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб.: “ЛЮКСи”, “РЕПЕКС”, 1996.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: “Лань”, 2000.

Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л., 1981.

Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1971.

Ярмолович Л. Классический танец. Методическое пособие. – Л.:Музыка, 1986.

Секрет танца (Составитель Т.К. Васильева. – С Пб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.

Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников». 1985.

Ветлугина Н.А. «Развитие музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр», 1970.

Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», 1968.

Шурикова Н.Е. Новые характеристики современного воспитания. – 1996.

О воспитании эстетического чувства у ребенка. – Семья и школа, 1980.

Боголюбская Н.В., «Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах» (учебно-методическое пособие). М.1982г.

Бондаренко Л.А., «Ритмика и танец». Киев,1972г.

Руднева С.Д. и Фиш Э.М., «Ритмика и музыкальное движение». М. 1972г.

«Танец и ритмика в начальной школе» (сборник), М. 1960г.


Учебно-методический комплекс


Методика социально-психологической самоаттестации учащихся

Цель: комплексная оценка системы специфических отношений в коллективе.

Инструкция: предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллектива:

ответственность – сознательное добросовестное отношение к учебе;

коллективизм – стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива;

сплоченность – единство мнений по важным вопросам жизни коллектива;

организованность – благоприятные личные взаимоотношения членов коллектива;

контактность – отношение к новичкам и к другим коллективам;

открытость – умение налаживать оптимальные взаимодействия, распределять обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в работе;

информированность – хорошие знания всеми детьми состояния дел коллектива и друг друга

Отношения в коллективе оцениваются по предложенной шкале в 3 уровня:

низкий – до 3-х баллов;

средний – до 4-х баллов;

высокий – свыше 4-х баллов.

Оценки следует распределять следующим образом:

6 баллов – все члены коллектива обладают соответствующими качествами;

5 баллов – почти все члены коллектива обладают соответствующими качествами;

4 балла – простое большинство членов коллектива обладают соответствующими качествами;

3 балла – половина членов коллектива обладают соответствующими качествами;

2 балла – простое меньшинство членов коллектива обладают соответствующими качествами;

1 балл – почти никто из членов коллектива не обладают соответствующими качествами;

0 баллов – никто из членов коллектива не обладают соответствующими качествами.


Анкета для учащихся по выявлению уровня сплочённости в коллективе

Наш коллектив очень дружный и сплоченный.

Наш коллектив дружный.

В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш коллектив назвать нельзя.

Наш коллектив недружный, часто возникают ссоры.

Наш коллектив очень недружный. Трудно заниматься в таком коллективе.


Состояние взаимопомощи

В нашем коллективе принято помогать без напоминания.

В нашем коллективе помощь оказывается только своим друзьям.

В нашем коллективе помогают только тогда, когда об этом попросит сам ученик.

В нашем коллективе помощь оказывается только тогда, когда требует руководитель.

В нашем коллективе не принято помогать друг другу.

В нашем коллективе отказываются помогать друг другу.

Необходимо обвести тот пункт, который на ваш взгляд больше всего подходит для вашего коллектива.


Выявление доминирующего мотива обучения

Желание испытать себя.

Лучше узнать свои возможности по данному предмету.

Интерес к предмету.

Желание как можно больше узнать из данной области искусства.

Полезно, пригодится в будущей работе.

Уверенность в успехе по данному предмету.

Интересно обучаться со сверстниками на занятиях по данному предмету.

Желание иметь авторитет среди сверстников, т.к. этот предмет престижен в данном коллективе.

Нравится педагог.

Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

Желание выделиться среди других.

Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

Чтобы не ругали родители, учителя.

Легко учиться.



Образовательная программа

по хореографии

«Шаг вперёд»



Педагог дополнительного образования: Левченко Екатерина Владимировна


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации