Образовательный проект «Педагоги и семья — верные друзья»
Донецкая Народная Республика УПРАВЛЕНИЕ образования администрации города Донецка МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН №18 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
|
83086, г. Донецк, ул. Трамвайная, 36а, тел. (062) 337-13-65, e-mail: shkola.don18@yandex.ru |
Образовательный проект
«Педагоги и семья – верные друзья»
заместитель директора
МБОУ «Специализированная
школа №18 г. Донецка»
Погромская Наталья Ивановна
Донецк 2024
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Особенности адаптации обучающихся к очному обучению после дистанционной формы в школах похожи на привыкание к режиму в начале учебного года. Любое изменение – это стресс для организма. Возвращение в школу после каникул на очное обучение и после дистанции в школах – не исключение.
Вот с какими переменами и трудностями столкнулись школьники при выходе на очное обучение:
1. Изменение режима дня учащегося
Многие школьники живут далеко от школы, и при переходе с дистанции к очному обучению им пришлось возвращаться к ежедневной дорожной рутине: раньше вставать, идти на остановку общественного транспорта, ехать в школу или идти пешком.
2. Более интенсивная социальная жизнь
Школа – место, где дети не только учатся, но и участвуют в активной социальной жизни: общаются с одноклассниками, учителями, посещают внеурочные мероприятия. Возвращение в школу после «каникул» стало особенно стрессовым фактором для чувствительных, тревожных и медлительных детей.
3. Тревога, связанная с пробелами в знаниях
Такие фразы можно услышать от детей: «Я не понял тему, мне поставят двойку», «Я списывал домашку, ничего не учил, сейчас это обнаружится, меня станут ругать». За период дистанционного обучения в школах дети немного расслабились, и выход из комфортного режима обучения несет за собой страхи — учитель снова рядом и контролирует процесс, а, значит, и страхов становится больше.
И вот оно наступило – прекрасное «завтра». На практике все оказалось не так радужно, как в наших мечтах.
Некоторые родители столкнулись с активным протестом детей и нежеланием возвращаться в школу сразу после известия об окончании онлайн-уроков. Многие ребята оказались не способны проснуться рано утром в понедельник. Во вторник, среду и четверг ситуация в большинстве случаев не улучшилась. Педагоги растеряны, потому что ребенок на уроке засыпает или вовсе теряет сознание, конфликтует с учителями и одноклассниками. Похоже, нашим детям сложно вновь адаптироваться к школьной жизни.
Особенно месяцы «удаленки» нарушили режим дня школьников старшей школы. Они допоздна засиживались за компьютерами, утром могли позволить себе встать попозже, пропустив первые несколько уроков. И не всегда родители об этом знали, ведь они уходили на работу и полностью доверяли своему ребенку.
Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе является семья. Семья — это малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, с общим бытом, взаимной материальной и моральной ответственностью. Но на сегодняшний день, данный социальный институт переживает кризис. Современная семья не обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Здесь сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т.д.
Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее. Имеется в виду не родительская власть, а моральный авторитет родителей. Его поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.
Следующий фактор, оказывающий влияние на развитие подростка - школа. Школа — это учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе и культуре. В настоящее время и ее положение существенно изменилось. На сегодняшний день учитель "присвоил" себе часть родительских функций. Ныне некоторые его функции стали проблематичными, но в целом школа остается важнейшим общественным институтом, дающим детям систематическое образование и подготовку к трудовой и общественной жизни. Однако средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своего рода конкуренцию. Школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни подростков, имеющих в своем распоряжении клубы, спортобщества и т.д. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения.
Задача школы помочь адаптироваться к очной форме и детям и их родителям.
С этой целью разработан проект «Педагоги и семья – верные друзья».
Нельзя не отметить, что за время дистанционной формы обучения увеличилось влияние средств массовой информации на развитие подростков, их поведение и сознание. Занимая лидирующее место в жизни современных подростков, средства массовой информации стали одним из важнейших агентов воспитания.
Данный проект рассматривает и анализирует возможности средств массовой информации влиять на воспитание подростка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть средства массовой информации как специфическую среду формирования ценностных ориентаций молодежи.
2. Выявить особенности отношения современной российской молодежи к средствам массовой информации.
3. Проследить динамику ценностных ориентаций современной российской молодежи под влиянием средств массовой информации.
4. Выявить и обобщить позитивные и негативные тенденции воспитательного воздействия средств массовой информации на подростков.
5. Развивать духовный мир и креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
6. Формировать медиакомпетентность и информационную грамотность обучающихся и их родителей путем активного внедрения ИКТ-технологий в практику воспитания.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный
Цель: Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта, составление перспективного плана мероприятий.
Второй этап – основной
Цель: Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обеспечение социально-педагогической адаптации к совместной деятельности родителей и педагогов:
— реализация системы взаимодействия школы с семьей;
— выявление положительного опыта семейного воспитания;
— построение позитивного сотрудничества с семьей;
— вовлечение родителей в реализацию физкультурно-оздоровительного направления воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Третий этап – заключительный
Цель: Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Диагностико-аналитическая оценка эффективности проекта:
- анализ достижений в работе по приобщению семьи к воспитательной работе в школе;
- осознание трудностей реализации проекта и перспектив дальнейшего взаимодействия с семьей;
- создание видеоролика «Школа и семья – верные друзья».
Предполагаемый результат реализации проекта:
- единение и сплочение семьи, детского коллектива и школы;
- постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
- овладение родителями новых знаний в области воспитания и психологии ребенка;
- успешная социализация обучающихся;
-повышение мотивации к обучению и формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления;
- создание комфортных благоприятных условий для развития творческих и коммуникативных способностей, стремления к восприятию прекрасного.
Участники проекта:
- учащиеся 8-11 классов;
- педагогический коллектив;
- родители.
План реализации проекта
№ |
Мероприятие |
Цели |
Ответственные |
Сроки проведения |
1 этап - подготовительный |
||||
1 |
«Взаимодействие школы и семьи в развитии личности ребенка» - круглый стол» с участием родителей и детей. |
Обсудить задачи и перспективы проекта. Сформировать интерес у родителей к результату реализации проекта. |
Классные руководители, родители |
1-я неделя октября |
2 |
«Моя семья» -беседа. Выставка рисунков «Моя семья» |
Продолжать формировать у детей интерес к семье, ее интересам и ценностям. |
Учитель |
1-я неделя октября |
2 этап - основной |
||||
3 |
«Влияния СМИ на процесс вашего воспитания» -диспут с учащимися. |
Выявить, есть ли опасность оторванности от реальной жизни за-за влияния средств массовой информации и новейших технологий |
Классные руководители |
1-я неделя октября |
4 |
«Влияния СМИ на процесс воспитания подрастающего поколения» - родительский вечер |
Донести до родителей опасность негативного влияния на подростков СМИ |
Классные руководители |
2-я неделя октября |
5 |
Наблюдение - метод сбора информации при непосредственном восприятии объекта |
Получить полное представление о влиянии СМИ на подростков |
В школе-учитель, дома – родители |
2-3 недели октября |
6 |
Фокус-групповые исследования информационного воздействия масс-медиа: позитивные и негативные стороны |
Выявить у подрастающего поколения позитивные и негативные стороны влияния СМИ на их жизь |
Заместитель директора, учитель |
3-я неделя октября |
7 |
«Никто не воспринимает телевизор всерьёз. Как современные подростки потребляют новости» - интервью с подростками |
Получить мнение подростков о влиянии СМИ на их воспитание |
Заместитель директора, учитель |
3-я неделя октября |
8 |
Контент-анализ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и её статистической обработке |
Проанализировать содержание СМИ, чтобы определить, какие темы и сообщения представлены и как они влияют на подростков. |
Родители, учитель |
4-я неделя октября |
9 |
Анкетный опрос о влиянии средств массовой информации на формирование мнения подрастающего поколения. |
Собрать большой объем данных от различных респондентов и проанализировать их |
Родители, учитель |
4-я неделя октября |
10 |
«По дороге знаний» - видеоролик о школьной жизни детей |
Создать благоприятную атмосферу во время проведения праздника, показать уровень адаптации подростков к школьной жизни |
Учитель |
1-я неделя ноября |
11 |
«Счастливы вместе!» - День семейного отдыха (концерт для родителей) |
Организовать совместный семейный досуг детей и родителей |
Родители, учитель |
2-я неделя ноября |
12 |
«Я горжусь тобой» - презентация учащихся о своей семье |
Побуждать интерес к членам семьи |
Классный руководитель |
2-я неделя ноября |
13 |
«Генеалогическое древо моей семьи», «Герб семьи» (по выбору учащихся) - презентация проектов
|
Представить творческий отчет о проделанной работе. |
Учитель, родители, дети |
3-я неделя ноября |
14 |
«Мама, папа и я – дружная семья» -спортивная эстафета |
Вовлечь родителей в реализацию физкультурно-оздоровительного направления воспитательно-образовательного процесса с детьми. |
Родители, дети |
4-я неделя ноября |
3 этап – заключительный |
||||
15 |
"Смотри и учись» -база данных для организации самообразования" |
Создать образовательную базу данных информации для получения образования и самообразования |
Заместитель директора, учитель-предметник |
4-я неделя ноября |
16 |
«Совместное медиатворчество детей и родителей»- совместная работа родителей и детей |
Усилить механизмы социального контроля над средствами массовой информации (видео, телевидение, компьютерная продукция и т.д.) |
Родители, учителя |
4-я неделя Ноября |
17 |
Аудит фонда в библиотечно-информационном центре школы |
Провести экспертизу продукции для подростков (печатной, видеопродукции, а также компьютерных программ и др.) |
Заведующий библиотекой, комиссия |
4-я неделя ноября |
18 |
«Пример и образцы» - практические советы по ролевому моделированию |
Создать моделирование поведения, где родители могут влиять на подростков своим примером
|
Классные руководители, родители |
1-я неделя декабря |
19 |
Обработка и оформление материалов проекта |
Создать видеоролик «Школа и семья – верные друзья» |
Учитель информатики, классные руководители, родители, дети |
2-я неделя декабря |
20 |
Подведение итогов проекта |
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными в ходе реализации проекта |
Заместитель директора |
3-я неделя декабря |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Организация и проведение проекта.
Организация и проведение исследования влияния СМИ на процесс воспитания требует определенного подхода и методологии. Ниже представлены основные шаги и этапы проекта.
1. Определение цели исследования. Целью является выяснение механизмов и форм влияния СМИ на воспитание, а также анализ их последствий.
2. Формулирование исследовательских вопросов: на основе цели исследования сформулированы конкретные вопросы, на которые исследование должно ответить.
3. Разработка и выбор методов исследования. Из множества методов выбраны методы, которые позволили собрать достоверные данные для ответа на поставленные вопросы исследования.
4. Определение выборки: для исследования определена выборка – группа людей, на которых собиралась информация. Выборка состоит из родителей, учителей, работающих с детьми определенного возраста, и, конечно же, сами подростки.
5. Сбор данных. На этом этапе очень важно было следить за качеством полученных в результате исследования данных и обеспечении их достоверности.
6. Анализ данных включил в себя статистическую обработку информации, сравнение результатов, выявление закономерностей и т.д.
7. Интерпретация результатов: на последнем этапе исследования проанализированы полученные результаты и сделаны выводы о влиянии СМИ на процесс воспитания.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беседа — это диалог по заранее составленной программе. Она относится к наиболее старым методам работы. Ведущая функция данного метода - побуждающая, но с успехом выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к самостоятельным размышлениям, выводам и обобщениям. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений. По назначению выделяются беседы: вводные или организующие; сообщения новых знаний; закрепляющие; контрольно-коррекционные.
Перед началом работы проведена вводная беседа с подростками. Ее цель - выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы. На данном этапе проведено анкетирование.
Исследование влияния СМИ на процесс воспитания подростков может проводиться с использованием различных практических методов. Некоторые из них включают:
1. Наблюдение: здесь исследователи (школа и родители) наблюдают за поведением подростков и их взаимодействием со СМИ в натуральных условиях. Наблюдение проводилось как в школьной среде, так и дома, чтобы получить полное представление о влиянии средств массовой информации на подростков.
2. Фокус-группы: проводятся маленькие группы подростков, которые обсуждают свои взгляды и мнения о влиянии СМИ на их воспитание. Фокус-группы могут быть полезными для получения глубинной информации и выявления общих тенденций.
3. Интервью: исследователи могут проводить структурированные или полуструктурированные интервью с подростками, чтобы получить их мнение о влиянии СМИ на их воспитание. Интервью позволяют исследователям задавать дополнительные вопросы и более глубоко исследовать тему.
4. Эксперименты: могут проводиться контролируемые эксперименты, чтобы исследовать прямое влияние СМИ на подростков. Например, одной группе подростков могут показывать положительное содержание в СМИ, а другой - отрицательное, чтобы изучить, как это влияет на их восприятие и поведение.
5. Контент-анализ: исследователи могут проанализировать содержание СМИ, чтобы определить, какие темы и сообщения представлены и как они могут влиять на подростков. Это может быть полезным для выявления общих тенденций и понимания влияния СМИ на подростков.
6. Анкетирование: осуществляется путем составления и распространения анкет, содержащих вопросы о восприятии и влиянии СМИ на подростков. Анкетирование позволяет собрать большой объем данных от различных респондентов и проанализировать их.
Метод анкетирования - комплекс взаимосвязанных вопросов, на которые опрашиваемый дает ответ.
Цель данного метода - получение информации о социальной группе, об отношениях в школе и в семье к средствам массовой информации.
Содержание анкеты: Содержание и количество вопросов зависит от цели исследования и формы опроса с учетом продолжительности связи с информаторами.
Важно отметить, что каждый из этих методов имеет свои преимущества и ограничения, и исследователи могут комбинировать несколько методов, чтобы получить более полное представление о влиянии СМИ на процесс воспитания подростков.
Анкетирование для учащихся.Представление результатов по каждому из вопросов анкеты
1. "У вас дома есть телевизор?"
На поставленный вопрос положительно ответили 92 человека, в процентном соотношении 100%.
Таким образом, дома телевизор имеется у всех.
2. "Сколько времени вы проводите у экрана телевизора?"
Варианты ответов Количество выборов
От одного часа до двух 56 чел. 60%
От двух до четырех часов 21 чел. 22%
От четырех и более часов 15 чел. 18%
Положительно ответили на поставленный вопрос 56 человек, отрицательно - 15 человек и это составляет 18 %.
3. "Какие передачи вы смотрите по телевизору?"
Варианты ответов |
Количество выборов |
|
развлекательные программы |
71 |
77% |
познавательные программы |
13 |
14% |
научные программы |
9 |
10% |
Информационные (новостные) программы. |
21 |
23% |
Публицистические программы |
15 |
16% |
Культурно-просветительские программы |
29 |
31% |
Детские программы |
7 |
8% |
Программы о спорте |
34 |
37% |
Художественные (игровые) кинофильмы |
70 |
76% |
Большинство подростков смотрят развлекательные передачи по телевизору, что составляет 77 % от всей выборки, художественные (фильмы) – 76 %, программы о спорте – 37%, культурно-просветительские – 31%, информационные -23%, научные и публицистические программы – 16%, научные – 10% и детские – 8% признались от всех опрашиваемых.
4. "Какие фильмы вам нравится смотреть?"
Комедийные фильмы смотрит 38,8% — это большая часть.28,5% смотрит приключенческие фильмы. Исторические фильмы смотрят 17,7%. Фантастикой увлекаются 15%, что оставило меньшую часть мною опрошенных. Некоторые смотрят все передачи, другие - молодежные сериалы.
5." Вы читаете печатные издания (газеты, журналы, книги)?"
Основная часть подростков не читает печатные издания, это составляет 83 % опрошенных. А количество читающих печатные издания составляет в процентном соотношении -17%.
6. "Какой литературный жанр вы предпочитаете?" Дети, в основном, предпочитают фантастику (74%), приключения (38%), немного детективов (17%) и 5% любят читать романы.
7. "Откуда люди получают основные представления о мире?"
Больше половины опрошенных, что составляет 56 %, считают, что люди получают основные представления о мире от телевидения. 17,5% считают, что из школы. 10,7% считают, что информацию люди получают из Интернета или всех источников сразу. 8,8% считают, что представление о мире дают родители. Для 7% опрошенных — это общение со сверстниками.
8. "Как вы проводите свободное время в выходные дни?":
Свободное время в выходные дни подростки проводят, общаясь с друзьями — это составляет 26,3%, 21% - слушают в свободное время музыку, 18,3% занимаются всем понемногу и сидят в Интернете. Смотрят телевизор - 17,5%, и читают литературу – 10% и общаются с родителями - 6%.
9. "Есть ли, по вашему мнению, положительные стороны у средств массовой информации?"
На этот вопрос 92 человека ответили положительно, что составляет 100 % опрошенных. Они считают, что средства массовой информации дают много нового и интересного об окружающем мире, о людях и человеческих взаимоотношениях, о семейных ценностях и о важности знаний. Средства массовой информации — это один из основных источников информации и современный мир невозможно представить без них, но ничто не заменить живого человеческого общения.
Анкетирование показало, что все опрошенные считают, что средства массовой информации имеют положительные стороны, и они являются основными источниками информации.
По результатам анкет выявлено, что телевидение и Интернет являются не только главными источниками информации о текущих событиях, но и, главными источниками знаний о мире, представлений о жизни вообще. Подростки смотрят телевизор меньше днем, больше - вечером. Предпочитают такие телеканалы как "Россия", "ТНТ", "МУЗ - ТВ", "СТС", "Рен ТВ". Смотрят такие передачи как: "Большой вопрос", "Голос", "Stand up", "Cоmedy club", "Cоmedy wоmen","Битва экстрасенсов", а также многие смотрят "Новости". И конечно, познавательные, образовательные программы - на канале "Культура".
Рекомендации:
Родителям необходимо следить за тем, чтобы телевизор не превращался для подростка в способ "убить время", постараться сделать его жизнь максимально разнообразной и интересной, наполнить ее новыми впечатлениями и занятиями.
По возможности родители должны контролировать своих детей при просмотре телепередач и побуждать их критически оценивать увиденное.
Фокус-группы.Результат обсуждения фокус-группы подростков о влиянии СМИ на их воспитание и развитие оказался очень разнообразным и зависел от мнения и опыта каждого участника. Вот некоторые выводы и точки зрения, которые появились в ходе обсуждения:
1. Положительное влияние СМИ:
- Подростки считают, что могут узнавать о новых и интересных темах, расширяя свои знания и горизонты.
- СМИ могут стимулировать творческое их мышление и воображение, вдохновляя на создание собственного контента.
- СМИ могут служить источником информации о событиях в мире, позволяя подросткам быть в курсе происходящего и формировать собственное мнение.
2. Отрицательное влияние СМИ:
- Подростки также отметили в ходе дискуссии, что могут подвергаться негативному воздействию, такому, как неправдивая информация, идеализация нереалистичных красот и стандартов, агрессивные или насильственные сцены.
- СМИ могут способствовать развитию зависимости от гаджетов и социальных сетей, отнимая время и внимание от других важных аспектов жизни, и прежде всего от общения с родителями, сверстниками.
- Подростки могут подвергаться манипуляциям со стороны рекламы и маркетинга, что может приводить к покупке ненужных товаров и нереалистическим материальным ожиданиям.
3. Индивидуальные мнения и рекомендации:
- Подростки считают, что могут регулировать свое потребление СМИ, выбирая качественный контент, который будет полезен для их развития.
- Развитие критического мышления и навыков информационной грамотности может помочь им осознавать и фильтровать информацию, получаемую из СМИ.
- Важно установить баланс между временем, проводимым в СМИ, и другими активностями, такими как занятия спортом, чтение книг или общение с друзьями. В этом детям подскажут наставники: родители и учителя.
Все эти выводы и рекомендации основаны на опыте и личных наблюдениях участников группы подростков, их знаниях о влиянии СМИ и собственных предпочтениях. Результаты обсуждения помогли подросткам осознать влияние СМИ на их жизнь и принять более информированные решения о том, как использовать СМИ в своих интересах.
Наблюдение.
Педагоги в школе и родители дома провели наблюдение за поведением подростков и их взаимодействием с СМИ в натуральных условиях. В результате наблюдения выявились различные особенности и тенденции, которые влияют на подростков и их отношение к СМИ.
Одним из результатов наблюдения было то, что подростки в значительной степени зависят от СМИ. Они могут проводить много времени за просмотром телевизора, прослушиванием музыки или использованием интернета. Это может приводить к негативному влиянию СМИ на их поведение и мировоззрение. Подростки могут быть подвержены негативным влияниям, таким как насилие, агрессия, низкая самооценка, отрицательные стереотипы и идеалы красоты.
Наблюдение также выявило, что подростки могут быть более подвержены влиянию СМИ, чем взрослые. Они могут легко принять мнение или поведение, показанное в СМИ, без должного критического мышления. Это может привести к тому, что они будут слепо следовать модным тенденциям, негативным влияниям или даже подвергнуться манипуляциям со стороны рекламодателей или медийных компаний. Задачи семьи и школы помочь этого избежать.
В результате наблюдения также было замечено, что подростки проявляют различные реакции на СМИ. Некоторые активно участвуют в общении и обмене информацией в социальных сетях, в то время как другие были пассивными наблюдателями, не проявляющими большого интереса к СМИ. Это зависит от индивидуальных предпочтений, характера и интересов каждого подростка.
Наблюдение также помогло выявить положительные аспекты взаимодействия подростков со средствами массовой информации. Они используют СМИ для получения образовательной информации, расширения своих знаний или вдохновения. СМИ также способствует развитию креативности и коммуникационных навыков подростков.
В целом, результаты наблюдения подтвердили наличие влияния СМИ на подростков и их поведение. Они помогли педагогам и родителям лучше понять подростков, их потребности и проблемы, связанные с использованием СМИ. Это способствовало разработке эффективных методов обучения и воспитания, чтобы помочь подросткам развиваться и адаптироваться к современному информационному обществу.
Положительное влияние СМИ.
СМИ, или средства массовой информации, играют важную роль в воспитании и развитии подростков. Они предоставляют подросткам доступ к разнообразной информации и помогают им развивать такие навыки, как критическое мышление, анализ и оценка информации, а также способность к общению и выражению своих мыслей.
Положительное влияние СМИ на воспитание и развитие подростков включает в себя следующие аспекты:
1. Образование: СМИ предлагают подросткам широкий выбор информации и образовательных программ. Они могут получать знания о различных областях, таких как искусство, наука, история, спорт и многое другое. Это помогает им расширять свой кругозор и развивать интересы.
2. Информированность: СМИ обеспечивают подростков актуальной информацией о происходящих событиях в мире. Благодаря этому они могут узнавать о новостях, политических событиях, изменениях в обществе и других важных темах. Это помогает им быть информированными и развивать свое мировоззрение.
3. Культурное разнообразие: СМИ предлагают подросткам возможность познакомиться с различными культурами и традициями. Они могут узнавать о разных странах, языках, обычаях и культурных ценностях. Это помогает им понимать и уважать различия между людьми и развивает их толерантность.
4. Развитие критического мышления: СМИ помогают подросткам развивать навыки анализа и оценки информации. Они учат подростков быть критическими потребителями информации, разбираться в источниках информации, проверять факты и формировать свое собственное мнение. Это способствует развитию их критического мышления и способности к самоанализу.
5. Общение и самовыражение: СМИ предоставляют подросткам возможность общаться и выражать свои мысли и идеи. Они могут участвовать в дискуссиях, комментировать новости, публиковать свои работы и выступать перед широкой аудиторией. Это помогает им развивать навыки общения, самовыражения и уверенности в себе.
6. Вдохновение и мотивация: СМИ могут вдохновлять подростков и помогать им находить свои увлечения и цели в жизни. Они могут узнавать о достижениях других людей, их историях успеха, творчестве и преодолении трудностей. Это может стимулировать подростков к достижению своих собственных целей и мечтаний.
В целом, СМИ играют важную роль в воспитании и развитии подростков, предоставляя им доступ к информации, образованию, культурному разнообразию и возможности для общения и самовыражения. Они помогают подросткам развивать навыки и способности, необходимые для успешной адаптации и самореализации в современном обществе.
Средства массовой информации предлагают подросткам доступ к разнообразной информации о мире, новостях, науке, искусстве и других сферах жизни. Это может способствовать развитию общей эрудиции, культурного разнообразия и расширению кругозора.
Некоторые СМИ предлагают образовательные программы, документальные фильмы и передачи, которые могут способствовать развитию интеллектуальных навыков и обучению подростков.
СМИ информируют подростков о социальных проблемах, таких как насилие, бедность, дискриминация и другие. Это может сформировать у них социальную ответственность и мотивацию к участию в общественных делах.
Отрицательное влияние СМИ.Однако, СМИ также могут оказывать отрицательное влияние на воспитание подростков:
1. Искажение реальности: Многие СМИ преподносят идеальные и несбыточные стандарты красоты, успеха и богатства. Это может вызывать у подростков недовольство собой, низкую самооценку и стремление следовать ложным идеалам.
2. Негативное влияние на поведение: Некоторые программы, фильмы и музыкальные клипы, показываемые в СМИ, содержат насилие, аморальное поведение и неприемлемые ценности. Подростки могут подражать такому поведению, не осознавая его негативных последствий.
3. Зависимость от СМИ: Постоянное использование СМИ может привести к зависимости, отвлекая подростков от учебы, социальных взаимодействий и других важных аспектов жизни.
Отрицательное влияние СМИ на воспитание и развитие подростков является серьезной проблемой, с которой многие родители сталкиваются. Вот несколько способов, которые помогут бороться с этим влиянием:
1. Образование и информирование: родители должны быть хорошо осведомлены о содержании и влиянии СМИ, чтобы понимать, какие идеалы и ценности передаются через различные каналы связи. Они могут почитать книги, посетить семинары или проконсультироваться с психологами, чтобы получить информацию о правильных методах воспитания и развития подростков.
2. Открытый и доверительный диалог: важно установить отношения доверия и открытости с подростками, чтобы они чувствовали себя комфортно обсуждать с родителями то, что они видят или слышат в СМИ. Родители могут задавать вопросы, выслушивать мнение и точку зрения подростков, а затем предоставлять аргументы и объяснять свою позицию.
3. Критическое мышление и анализ: родители должны научить своих подростков критическому мышлению и анализу информации, которую они получают через СМИ. Они могут задавать вопросы о том, кто создал информацию, какие могут быть скрытые мотивы, и насколько достоверна эта информация. Это поможет подросткам развить способность критически мыслить и принимать информированные решения.
4. Регулирование времени, проводимого в СМИ: родители могут установить ограничения на время, которое подростки проводят перед экранами. Они должны поощрять своих детей к занятиям, спорту, чтению и другим активностям, чтобы уменьшить время, проводимое перед телевизором, компьютером или телефоном.
5. Пример и образцы: родители должны быть хорошими образцами для своих подростков. Они должны демонстрировать здоровый образ жизни, позитивные ценности и правильные отношения. Подростки очень восприимчивы к моделированию поведения, поэтому родители могут влиять на них своим примером.
Борьба с отрицательным влиянием СМИ на воспитание и развитие подростков требует постоянного внимания и участия со стороны родителей. Важно помнить, что каждый подросток уникален, поэтому методы воспитания могут отличаться. Однако, акцент должен быть сделан на образовании, диалоге, критическом мышлении, регулировании времени и демонстрации правильного образа жизни.
В целом, влияние СМИ на воспитание подростков зависит от того, как они используются. Родители и педагоги должны помогать подросткам развивать критическое мышление и умение анализировать информацию, чтобы они могли осознанно относиться к тому, что они видят и слышат в СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. На сегодняшний день влияние средств массовой информации на воспитание подростков является актуальной проблемой, это одна из первейших задач педагогики и родительской общественности.
Важно отметить, что существует большая опасность того, что развитие средств массовой информации, развитие новых информационных технологий опередит развитие педагогики.
Именно анализ сложившегося в данной области положения позволяет констатировать, что у общества имеются реальные возможности полностью использовать потенциал, заложенный в средствах массовой информации для развития и воспитания подрастающего поколения.