«Семья»
Семья – это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро
В.А.Сухомлинский
Обоснование проекта
Инновационное образовательное учреждение стремится к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения, и, прежде всего — с семьей. Семья всегда была институтом первичной социализации, и происходящие в семье и с семьей процессы отражаются на становлении личности. Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Одной из важнейших функций семьи является воспитание: именно в семье ребенок приобретает первые трудовые навыки, умение ценить и уважать старших, первый опыт заботы о родителях и родственниках, учиться разумному потреблению материальных благ.
Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением экономических проблем и посвящают все свое время работе, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того, как показал анализ взаимоотношений лицея и родителей учащихся, последние настолько доверяют профессионализму педагогов, веря в то, что все проблемы, связанные с воспитанием детей, могут быть решены без их непосредственного участия. Описанное отношение семьи к школе не является уникальным, но должно считаться неправильным. Государство и государственные образовательные учреждения заинтересованы в тесном сотрудничестве, и подобное заявление не может считаться лишь декларативным. О приоритетной роли семьи в воспитании детей говорится не только с высокой трибуны, но и на законодательном уровне прописано в нормативных государственных документах — в Законе об образовании и в Концепции модернизации российского образования.
Образовательное учреждение является одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. При этом лицей может выстроить с родителями полноценные отношения, удовлетворяющие всех участников образовательного процесса и являющиеся основой получения качественного образования. Речь идет о построении партнерских отношений с родителями, т.е. таких отношений, которые предполагают разделенную ответственность за конечный результат.
Изложенные выше рассуждения говорят об актуальности включения данного проекта в воспитательную систему ОУ, аргументируя этот факт заказом государства, потребностями внешнего окружения и необходимостью внутренних служб ОУ.
Цель проекта:
Создание условий для активного приобщения родителей к воспитанию детей, к осознанному родительству, а учащихся к осознанному осознанию ценности семьи.
Задачи проекта
создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей;
выработать единые установки в подходе к воспитанию в ОУ и в семье;
создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей;
разработать и пропагандировать лучшие модели воспитания в семье;
разработать методические рекомендации по воспитанию обучающихся в семье.
Полезность проекта:
для учащихся: повышение самооценки учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в ОУ, сближение взрослых и детей;
для школы: создание и пополнение Банка педагогических данных о родителях для привлечения их к сотрудничеству; расширение состава участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате
для социума: повышение авторитета родителей.
Формы участия родителей в управлении ОУ:
инвесторы-спонсоры;
социальные заказчики образовательных услуг и использователи дополнительных образовательных услуг;
эксперты качества образования;
защитники прав и интересов ребенка.
Возможные мероприятия по реализации проекта
№ | Мероприятия |
1. | Привлечение родителей к организации и проведению элективных курсов, тематических классных часов, воспитательных мероприятий |
2. | Проведение диагностики мнения родителей о жизни ОУ и качестве воспитательно-образовательного процесса |
3. | Привлечение родителей для профориентационной работы в ОУ |
4. | Совместное проведение традиционных воспитательных мероприятий |
5. | Организация пресс конференций родителей в рамках профессионального самоопределения |
6. | Создание фонда идей, банка данных о положительном опыте воспитания в семье |
7. | Создание совета отцов как объединение единомышленников в воспитании юношей |
Предполагаемые результаты внедрения проекта:
укрепление взаимоотношений с родителями обучающихся;
активное участие родителей в мероприятиях, проводимых ОУ;
достижение синергетического эффекта, когда объединенные усилия всех участников образовательного процесса позволяют эффективно решать задачи по воспитанию детей