Образовательный проект по литературному чтению "Былинный герой"

2
0
Материал опубликован 15 September

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЛОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 16»















Проект

Былинный герой



Ученики 4 – А класса,

учитель начальных классов

Васильева Ольга Николаевна























г. Горловка – сентябрь , 2025

Содержание:

Введение………………………………………………………………

Основная часть………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………..

4.1 Определение понятий «былина», «богатырь» ………………

4.2 Сведения об основных богатырях Руси…………………………

4.3 Народные пословицы о богатырях………………………………

Список литературы…………………………………………………













































Введение


Актуальность проекта Мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Гипотеза (предположение): что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой. Богатырь – это пример великого духа русского человека. Такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство, делают героев русских былин современными для нас.

Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри. Показать сходство характера современного человека и персонажей русских былин.


Подготовка к проекту и его проведение осуществлялось в условиях дистанционного обучения.


Название проекта:  «Былинный герой»

Руководитель проекта:  Васильева О. Н., учитель начальных классов

Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: литературное чтение, изобразительное искусство. 

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 4-А класс (10 лет).

Тип проекта по продолжительности выполнения: кратковременный

Тип проекта по характеру деятельности учащихся: образовательный 

Тип проекта по  предметно-содержательной области:  межпредметный, выполняется в урочное и внеурочное время  

Мотивационный компонент: «Кто таке богатыри? И еть ли они в современном мире?»

Цель проекта для учеников:

учиться работать над групповым проектом,

самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией,

уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

анализировать и оценивать свои собственные творческие и деловые возможности.

Цель проекта для учителя:  

Формирование умений различать жанры произведений, составлять оценочные высказывания о прочитанном произведении.

Познакомить детей с исторической литературой и учить их соотносить литературные произведения и конкретные исторические факты.

учить работать в парах и группах, контролировать и оценивать свою работу;

развивать познавательный интерес обучающихся,

формировать речевую, коммуникативную  и информационную компетентности. 

Основная часть


Этапы работы над проектом:


1 Этап. Разработка проектного задания

Задачи этапа:

 - определение темы, уточнение целей;

 - выбор рабочих групп;

 - определение источников информации

1 группа – найти информацию об определении «Былина», «богатырь»

2 группа – найти информацию о богатырях Руси

3 группа – подобрать пословицы о богатырях и провести опрос среди одноклассников на тему ««Почему былинные герои с нами и по сей день?», и какие качества и черты характера богатырей предпочтительнее в современном мире.


2 Этап. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа.

Определение способа представления результатов, обсуждение конкретных выходов по проекту (выставка рисунков богатырей).

Определение процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

Учащиеся вместе с родителями работают с информацией, находят материал в интернете. Работают индивидуально, парами онлайн согласно распределению ролей.

Учитель наблюдает, консультирует онлайн в случае обращения к нему.


3.Этап. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения


4. Этап. Анализ и обобщение:

1. Каждая группа докладывает учителю о результатах работы.

2. Презентация - выступления с докладами от групп (1 человек от группы представляет работу).

3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.


5.Этап. Представление результатов проекта онлайн в виде презентации перед одноклассниками на платформе «Сферум»: Выступление перед одноклассниками и родителями.


6.Этап. Оценка результата и процесса. Рефлексия деятельности, анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.






































Заключение


В образовательном проекте по литературному чтению на тему «Былинный герой» обучающиеся 4-А класса изучили словарное значение слов «былина», "богатырь" и их происхождение, дали характеристику былинным богатырям Руси, раскрыли их основные качества, провели соцопрос среди одноклассников на тему «Почему былинные герои с нами и по сей день?», и какие качества и черты характера богатырей предпочтительнее в современном мире.

Во время обсуждения результатов проекта ученики рассказывали о задуманном, что удалось выполнить, что нет, и в чём состояла основная трудность над проектом. Приобретали коммуникативные умения, работая в парах, развивали исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение)

Дети самостоятельно провели социологический опрос среди одноклассников. Участники соцопроса ответили на вопросы о былинных богатырях и о том, каким образом персонажи русских былин с нами и по сей день, и из предложенных черт характера выбрали те, которые для них предпочтительнее в современниках.

Обобщив результаты исследования, обучающиеся увидели, что среди черт характера, предпочитаемых современным человеком, выделяются следующие: сила, смелость, отвага, храбрость, справедливость, щедрость.

Характер человека современного и характер персонажа героического эпоса во многом схожи, а, следовательно, былины интересны нам для изучения.

Ребята с помощью родителей изобразили русских богатырей, оформили выставку рисунков «Былинные герои»

t1757968644aa.jpg


t1757968644ab.jpg


t1757968644ac.jpg


t1757968644ad.jpg


t1757968644ae.jpg


Приложение 1.

Дополнительная информация

о значении понятий «былина», «богатырь»


Былины – русские народные песни-сказания о богатырях. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Однако это особые песни, рассказывающие о героях и событиях.

Былина произошла от слова «быль». Слагались былины сказителями - хранителями русской старины. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением и талантом.




Приложение 2

Дополнительная информация

о богатырях Руси



1. Первым, самым популярным богатырем, служивым защитником земель русских является богатырь Илья Муромец – сын муромского крестьянина, парализованный до 33 лет, получивший дар снова ходить от старцев-калик и возглавивший оборону Древней Руси. Сказаний об Илье Муромце столь много, что порой они противоречат друг другу. Он захватывает в плен Соловья-разбойника, освобождает от татар Чернигов и совершает бесчисленные ратные подвиги, а под конец жизни принимает монашество.

2. Второй по популярности былинный богатырь, по мнению ряда исследователей – представитель высшего класса, княжич, образованный, умеющий говорить и вести себя учтиво и дипломатично, стрелять, плавать и играть на гуслях, – Добрыня Никитич. Его считают сыном рязанского воеводы, а также близким родственником князя Древней Руси. В образ Добрыни вплетены черты различных, в том числе реальных личностей. Именно он победил Змея и совершил ряд иных ярких подвигов.

3. Алеша Попович – еще один, самый молодой богатырь из знаменитой тройки с картины Васнецова. Его судьба в былинах неразрывно связана с Добрыней и Ильей. Он смелый, задорный, хитрый, верткий в бою, дерзкий, горделивый и немного хвастливый. Именно хитрость помогает ему победить Тугарина – огромного злого богатыря, отпор которому стал символом борьбы с дикими кочевниками степи.

4. Святогор – богатырь-великан («выше леса стоячего, ниже облака ходячего»), наиболее древний герой русского былинного эпоса. Существует несколько сказаний о данном богатыре. По одному из сказаний, богатырь столь велик, что его не держит земля – он не может ходить и лежит в горах. За мудрым советом к нему приезжают другие богатыри. Рассказывают былины и о встрече Святогора с Ильей Муромцем (по некоторым версиям, богатырь-великан передает Илье свою силу).

5. Микула Селянинович – могучий богатырь-земледелец. Он пахарь, настоящий хозяин своей земли. Обладает очень важным для своего дела качеством – выносливостью. В одной из былин Микула Селянинович просит Святогора поднять с земли его суму. Тот не может. А вот Микула запросто поднимает тяжелую суму одной рукой и рассказывает, что в ней находится «вся тягость земная», нести которую под силу только труженику-крестьянину. Кони Ильи, Добрыни, Дюка и Чурилы – дети знаменитой кобылы Микулы Селяниновича.

6. Вольга Святославович, он же Волх Всеславич – один из древнейших персонажей русского эпоса. Он умеет читать по книгам, понимает язык птиц, зверей и рыб, а еще обладает способностью оборачиваться (менять свой облик, превращаясь в другое существо). В былинах Вольга, сын змея и княжны, растет не по дням, а по часам и становится могучим богатырем – сильным, смелым. С дружиной успешно осуществляет походы в далекое Индейское царство, Турец-землю царя Сантала и т. п

7. Дунай Иванович. В отличие от тройки самых популярных богатырей, образ этого богатыря трагический. Сватом от князя Владимира он отправляется в Литву за дочерью короля. Бьется с неизвестным богатырем, который оказывается прекрасной девушкой, второй дочерью литовского короля Настасьей. На свадьбе с Настасьей при соревновании в меткости убивает свою жену и умирает рядом с ней. Существует сказ о том, что именно из его крови берет свой исток река Дунай.

8. Соловей Будимирович. Известно о нем немногое. Он богат и прибыл из заморских стран, чудесно играет на гуслях и строит прекрасные терема, чем прельщает племянницу князя Владимира Забаву. Отличный лирический персонаж русского эпоса.

9. Чурило Пленкович– красавец-хват и известный щеголь, у которого «сапожки на ножках зелен сафьян, носы по нос шилом, пяты востры», то есть на каблуках. Ряд исследователей считают Чурилу олицетворением богатства и относят к т. н. заезжим богатырям, поскольку родом он из Малого Киевца. В части былин служит при дворе князя Владимира.

10. Дюк Степанович – заезжий богатырь из Волынца Красна-Галичья. Хвастается богатством, пока в итоге князь Владимир не повелевает ему с Чурилой три года «поляковать» (ездить в поле на ратное дело), соревнуясь меж собой конями и в щегольстве: «Чтобы цветные платья были, что ни день, переменныя и чтобы все были другого цвета». А спустя три года и три дня в лучших нарядах явиться в церковь, и кто хуже одет, тому «голову рубить» – таков суровый древнерусский модный приговор. Чурило проиграл, но помилован по просьбе князя. Были у Дюка Степановича и другие победы: в тяжелом бою он одолевает досадившего святой Руси Шарк-великана (по мнению исследователей, так в былинах заклеймили известного по летописям половецкого хана Шарукана).

11. Сухмантий (Сухан) Одихмантьевич – богатырь, посланный князем Владимиром добыть лебедь белую. Подъехав к Непре-реке, видит, как та борется с силой вражеской, которая «мостит мосты калиновы», чтобы перебраться на другой берег. Богатырь вступает в схватку и побеждает врагов, но ранен и возвращается к князю без добычи. Князь не верит рассказу Сухмантия и велит заточить его в погреб. Только когда Добрыня Никитич подтверждает правду, князь готов наградить доблестного воина за ратный подвиг. Но богатырь истекает кровью, и из его крови берет начало река Сухман.

12. Русский богатырь Евпатий Коловрат – реально существовавший рязанский боярин, воевода. Во время нападения на Рязань полчищ Батыя находился в Чернигове с посольством и, узнав о нападении, с малой дружиной двинулся на Рязань. Застал город разоренным. Собрав дружину численностью около 1700 человек, пустился в погоню за войском Батыя и полностью уничтожил арьергард противника. По легенде, победил в битве Хостоврула, хвастливо обещавшего Батыю привести Евпатия живым, и множество ханских воинов. Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только благодаря использованию камнеметных орудий.

13. Александр Пересвет– легендарный монах-воин, который перед началом Куликовской битвы участвовал в традиционном поединке богатырей с непобедимым богатырем Мамая Челубеем. Оба богатыря в результате поединка погибли.

14. Новгородского героя Василия Буслаева можно назвать сорвиголовой – он идеал молодецкой безграничной удали. Чтит свою мать, а в остальном – нарушитель запретов и задира, что собирает дружину и бьется со всеми новгородскими мужиками. В фильме Эйзенштейна «Александр Невский» герою с таким именем поручается самое важное и опасное задание в предстоящем Ледовом побоище.

15. Гаврила Алексич(иногда – Гаврило Олексич) – новгородский богатырь, соратник князя Александра Ярославовича, участник многих сражений. Вспоминают, как удалой герой Невской битвы, преследуя шведов, по сходням едва не влетел на вражеский корабль прямо на коне.

16. Никита Кожемяка – богатырь-змееборец. В былинах повествуется, как змей унес дочь киевского князя и держал в заточении. Вызволить ее почти не было возможным: змей боялся только одного человека – Никиту Кожемяку, но послов князя богатырь встретил, разорвав несколько сложенных вместе бычьих шкур, и на все уговоры отвечал отказом. Только плач присланных князем детей тронул сердце силача. Он сразил змея, и враг решил взять Кожемяку хитростью: предложил поделить меж собой всю землю, чтобы править каждый своим уделом. Кожемяка одолел змея и в поединке умов: запряг того, якобы чтобы провести разграничительную борозду, но, когда дошло дело пропахать дно морское, змей захлебнулся.



Приложение 3

Пословицы о богатырях


Богатырь умрет, имя его останется.

Славна богатырями земля русская

Богатыря узнаешь на поле брани.

Богатырская рука однажды бьет.

Богатырь умрет, а слава его воюет.

Русь – богатырская.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.

Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.

Славна богатырями земля русская.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Свистнул, гаркнул молодецким посвистом, богатырским покриком.

Плеча могучие, широкие, молодецкие, богатырские.

Каждый сам себе богатырь.

Ешь больше, богатырем будешь.

Дуб словно богатырь стоит, не шелохнется.

Горе-богатырь: пьян с вина на алтын.

Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.

Слава идёт не от рода – племени, а по богатырским делам, да по подвигам.

Стрелок познается на охоте, богатырь — в бою.

Богатырь без ран не бывает. (башкир, каракалпакская)

В пути нужны отважные, на поле брани — богатыри.

Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч.

Один — сам богатырь, у другого — слово богатырь.

Лишь проливши пот, можно стать человеком, лишь натягивая тетиву, можно стать богатырем.

Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает. (карел).

Богатырь в почете во время войны; бий (судья) в почете во время тяжбы.

Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости.

Богатыря узнаешь в битве, остряка — в споре.

Богатырь бьет, пятерых мнет.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1986.

Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 1979.

Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1963.

Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа /Былины. М.: Советская литература, 1988. т.1. – с.5-25.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.