Исследовательский проект по литературному чтению «Чему учат нас сказки?»
Пояснительная записка к презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Самаркина с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области
Чему учат нас сказки
секция «Гуманитарная»
Выполнила: Петрова Милана Андреевна
ученица 2 класса
ГБОУ СОШ им. И. Ф. Самаркина
С. Новая Кармала
Научный руководитель:
Львова Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ им. И. Ф. Самаркина
с. Новая Кармала
с. Новая Кармала
2019 г
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………. 3
Основная часть.
1.Теоретическая часть ……………………………………………………………..4
• история сказки …………………………………………………………………....4
• структура сказки ………………………………………………………………….5
• классификация сказок ……………………………………………………………5
2. Практическая часть …………………………………………………………..5 –7
• исследование сказок …………………………………………………………..5 - 6
• анкетирование …………………………………………………………………….6
• результаты исследования ……………………………………………………....6-7
Заключение ……………………………………………………………………...7
Список литературы ……………………………………………………………..8
Приложение ………………………………………………………………...9 - 10
Введение
Наверное, нет на свете ни одного человека, который бы не любил сказки. С раннего детства наши мамы и бабушки читали нам сказки, а мы слушали их с замираньем в сердце. Когда я пошла в школу, то узнала, что сказка – это жанр устного народного творчества. На уроках литературного чтения мы читали и обсуждали сказки, и наш учитель познакомил нас с высказыванием А.С. Пушкина « Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…» Какой же урок даёт нам сказка? Чему она нас учит? Эта тема меня очень заинтересовала. Мне захотелось узнать об этом.
Цель исследования: узнать, чему учат нас сказки.
Задачи:
- познакомиться с историей возникновения, видами и структурой сказки;
- исследовать сказки и выявить из них воспитательные моменты;
- обобщить полученные результаты
Гипотеза: Сказка – это не только развлечение. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказка учит нас правильно поступать, способствует воспитанию нравственных и патриотических ценностей.
Для исследования данной темы, нужно:
-подобрать, прочитать и проанализировать русские народные сказки;
- найти информацию о сказках из разных источников;
- научиться делать выводы.
Методы исследования: поиск, изучение и анализ материалов по теме исследования из различных источников информации;
- проведение интервью, анкетирование.
- обобщение полученных результатов
Этапы работы:
работа с печатной литературой, Интернет-ресурсами;
проведение анкетирования, интервью;
обобщение, выводы.
Основная часть
История сказки
У всех у нас есть дома книги. Самые первые наши книги ─ это сказки. Мы их знаем наизусть чуть ли не с рождения. Ещё не умея читать, мы уже рассматривали картинки и всем рассказывали:
─ Посадил дед репку…
Вначале мне захотелось узнать значение слова сказка. В библиотеке нашей школы много толковых словарей. Работая со словарями, я узнала, что:
- «Сказка - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях». ( « Большой толковый словарь русского языка», Д.Н. Ушаков)
- «Сказка - повествовательное обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил». ( «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов)
Значит, сказка - это выдуманная история, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, обязательно со счастливым концом, где добро всегда побеждает зло.
Как же появились сказки?
Сказки пришли к нам из глубокой древности. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В стародавние времена сказочников называли «бахари», «баяны». Ходили они по русской земле и рассказывали сказки. Собирались вокруг них люди, и слушали, каждому хотелось узнать про диво дивное, про чудо чудное, про волшебство и приключения. Били бахарей царские стражники. Царь Алексей Михайлович запрещал слушать сказки, а сам держал при дворе сказочников, награждал их дорогой одеждой. Иван Грозный то же не обходился без сказки: три слепых старика баяна неотлучно были в царских палатах. Не только в богатых теремах, но и в покосившихся избушках ─ сказка была самой любимой утехой, и помощником. Позднее бродячие сказочники почти исчезли. Но сказка никуда не делась. В городах и сёлах рассказывали сказки детям нянюшки, мамы, бабушки. Отец дарил сказку сыну, бабушка ─ внучке. Значит, сказка самая мудрая и самое древнее произведение устного народного творчества. Она воспитывает у нас уважение к старшим, учит быть добрыми и смелым.
Главная мысль любой сказки ─ победа добра над злом. Героев сказок можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. На положительных героев русских сказок мы хотим быть похожими, уважаем их, берём с них пример, отрицательных — боимся или жалеем.
Структура сказки
Сказка рассказывается по особым правилам, по определенному порядку. Она состоит из трёх основных частей:
1. Зачин – это начало сказки. (Жили- были…, "В некотором царстве, в некотором государстве...", "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве...")
2. Содержание сказки.
3. Окончание («Вот и сказке конец, а кто слушал молодец…», «Жили-поживали и добра наживали, «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло да в рот не попало».)
Классификация сказок
Русские народные сказки делятся на три группы:
• Сказки о животных.
Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, растения и явления природы. Например: «Мужик и медведь», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок».
• Бытовые.
Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди. Они побеждают благодаря смекалке, смелости и хитрости. Например: «Каша из топора», «Дочь-семилетка», «Как мужик гусей делил».
• Волшебные.
Волшебные сказки - это сказки, где происходят различные чудеса, живут фантастические существа, происходят различные превращения. В них есть волшебные предметы: сапоги- скороходы, ковёр - самолёт, шапка-невидимка. Например: «Сивка - Бурка», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волшебное кольцо».
Практическая часть
Для ответа на вопрос, чему учат нас сказки, мной были подобраны произведения для чтения.
Сказка « Лиса и тетерев» учит тому, что не нужно верить сладким речам, отличать ложь от правды, всегда быть осторожным. А также тому, что обхитрить можно любого, даже самого хитреца.
Сказка «Лиса и журавль» учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе.
Сказка «Колобок» учит не уходить из дома без спроса, распознавать лесть и ни в коем случае не доверять посторонним незнакомым людям.
Сказка «Кот, петух и лиса» - о дружбе. На кота из этой сказки хочется быть похожим. Ведь он трудолюбивый, рассудительный и верный товарищ. Петушок - непослушный, легковерный и любопытный. Сказка учит - не быть глупцом, не попадаться на «удочку» лисы. Но и у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал на помощь кота. Так, же и нам нужно поступать – громко звать на помощь, если случилась беда.
Сказка "Каша из топора" учит нас находчивости, смекалке, находить выход из любых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таким показан в сказке Солдат, возвращающийся с войны. Ещё русская народная сказка "Каша из топора" на примере Старухи показывает, что жадным и скупым быть нехорошо - обязательно жадность обернётся себе во вред. Хочешь сэкономить, а заплатить придётся втридорога.
Сказка «Крошечка - Хаврошечка» воспитывает в людях доброту, учит взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей.
Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка учит быть послушными и не баловаться, не пить грязную воду, не верить первому встречному. Люди не должны терять надежду, добро обязательно победит.
Сказка «Сивка – Бурка учит читателя не лениться, быть честным, терпеливым, отзывчивым, слушать своих родителей. Такому человеку обязательно воздастся за его доброту.
Проанализировав прочитанные сказки, я решила узнать мнение одноклассников и учителей литературного чтения по данной теме. Среди учеников начальных классов нашей школы я провела анкетирование «Чему учат сказки». ( Приложение 1)
В анкетировании приняло участие 25 учащихся начальных классов. Были получены следующие результаты: (Приложение 3)
1. Дети все без исключения любят читать сказки.
2. Самые любимые сказки - волшебные.
3. Все дети считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла, бить добрым всегда лучше.
4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными, храбрыми.
У учителей литературного чтения мной были взяты интервью по интересующей меня теме. ( Приложение 2)
По мнению учителей, детские сказки – это важный элемент воспитания ребенка. Сказка рассказывает нам о жизни, учит правильно поступать в различных ситуациях, освещает проблемы добра и зла, помогает найти выход из любой беды. Она формирует у детей основы поведения и общения, учит терпению, умению ставить цели и добиваться их. Сказка помогает развивать фантазию, воображение и учит сочувствию маленького человека. Сказка не даёт забывать прошлое, историю, несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека. Сказка – не только "преданье старины глубокой", но и добрый, мудрый учитель. Если взрослые и дети будут читать русские народные сказки, мир станет намного лучше и добрее.
Заключение
Наша гипотеза подтвердилась. Сказка – это не только способ нас развлечь. В сказки наши предки вложили весь свой опыт, знания и мудрость. Все то, что им хотелось сохранить и передать своим детям. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Добрые, весёлые и поучительные они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.
Итак, сказка учит:
- отличать добро от зла;
- формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову;
- не бояться трудностей и преодолевать их;
- уважать и любить родителей, ценить их за данное нам воспитание.
- любить и защищать свою Родину;
А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим потомкам свой жизненный опыт, предостеречь их от бед и ошибок. И, самое главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, добро всегда побеждает зло.
Если сказку внимательно читать или слушать, то ты обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто заканчиваются присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Список литературы:
А.Афанасьев. Народные русские сказки. Издательство «Эксмо», 2018 г, 672 с.
С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. АСТ, 2013г, 1360с.
Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь русского языка. Дом Славянской Книги, 2017 г, 960 с.
Каша из топора. Бытовые сказки. Издательство «Стрекоза», 2012г, 40 с.
https://docs.google.com/forms/d/1bppSJHrr0svuf8RxtsHbiQsVkr6OK2GMlpHnyyAhiVc/edit
https://elhow.ru/ucheba/literatura/literaturnye-ponjatija/chto-takoe-skazka
https://ladytrand.ru/dom/chemu-uchat-skazki.html
Приложение
Приложение 1.
Вопросы анкеты:
1. Любите ли вы читать сказки?
2. Какие сказки вы предпочитаете читать?
а) волшебные
б) социально - бытовые
в) про животных
3. Почему в сказках всегда побеждает добро?
4. Чему учат нас сказки?
Приложение 2.
Любили ли Вы читать сказки в детстве?
Как Вы думаете, являются ли детские сказки элементом воспитания ребёнка?
Чему учат сказки?
Приложение 3.
Ватолина Светлана Анатольевна
Львова Светлана Алексеевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Львова Светлана Алексеевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Львова Светлана Алексеевна
Desteni
Львова Светлана Алексеевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Львова Светлана Алексеевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Львова Светлана Алексеевна
Коноплева Лариса Александровна
Львова Светлана Алексеевна