Исследовательский проект по литературному чтению «Чему учат нас сказки?»

13
14
Материал опубликован 24 March 2019 в группе

Выполнила: Петрова Милана Андреевна ученица 2 класса ГБОУ СОШ им. И. Ф. Самаркина С. Новая Кармала   Научный руководитель: Львова Светлана Алексеевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ им. И. Ф. Самаркина с. Новая Кармала     Чему учат сказки

Ведение Цель исследования: узнать, чему учат нас сказки. Задачи: познакомиться с историей возникновения, видами и структурой сказки; исследовать сказки и выявить из них воспитательные моменты; обобщить полученные результаты Гипотеза: Сказка – это не только развлечение. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказка учит нас правильно поступать, способствует воспитанию нравственных и патриотических ценностей.

Для исследования данной темы, нужно: -подобрать, прочитать и проанализировать русские народные сказки; - найти информацию о сказках из разных источников; - научиться делать выводы. Методы исследования: поиск, изучение и анализ материалов по теме исследования из различных источников информации; - проведение интервью, анкетирование. - обобщение полученных результатов Этапы работы: работа с печатной литературой, Интернет-ресурсами; проведение анкетирования, интервью; обобщение, выводы.

Основная часть Сказка - это выдуманная история, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, обязательно со счастливым концом, где добро всегда побеждает зло.

Как же появились сказки? Сказки пришли к нам из глубокой древности.    Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение.    В стародавние времена сказочников называли «бахари», «баяны».

Структура сказки Сказка состоит из 3-х основных частей: 1. Зачин (Жили- были….) 2. Содержание сказки 3. Окончание (Вот и сказке конец….) Классификация сказок Сказки о животных. Бытовые. Волшебные.

Сказки о животных Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

Бытовые сказки Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди. Они побеждают благодаря смекалке, смелости и хитрости.

Волшебные сказки Волшебные сказки - это сказки, где происходят различные чудеса, живут фантастические существа, происходят различные превращения. В них есть волшебные предметы: сапоги- скороходы, ковёр - самолёт, шапка-невидимка.

Чему учит каждая из этих сказок? Сказка « Лиса и тетерев» учит тому, что не нужно верить сладким речам, отличать ложь от правды, всегда быть осторожным. А также тому, что обхитрить можно любого, даже самого хитреца.

Сказка «Лиса и журавль»  учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Сказка «Колобок» учит не уходить из дома без спроса, распознавать лесть и ни в коем случае не доверять посторонним незнакомым людям.

Сказка «Кот, петух и лиса» - о дружбе. На кота из этой сказки хочется быть похожим. Ведь он трудолюбивый, рассудительный и верный товарищ. Петушок - непослушный, легковерный и любопытный. Сказка учит - не быть глупцом, не попадаться на «удочку» лисы. Но и у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал на помощь кота. Так, же и нам нужно поступать – громко звать на помощь, если случилась беда.

Сказка "Каша из топора" учит нас находчивости, смекалке, находить выход из любых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Сказка «Крошечка - Хаврошечка» воспитывает в людях доброту, учит взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей.

Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка учит быть послушными и не баловаться, не пить грязную воду, не верить первому встречному. Сказка «Сивка – Бурка учит читателя не лениться, быть честным, терпеливым, отзывчивым, слушать своих родителей. Такому человеку обязательно воздастся за его доброту

Анкетирование одноклассников по теме «Русские народные сказки».

Результаты анкетирования 1. Дети все без исключения любят читать сказки. 2. Самые любимые сказки - волшебные. 3. Все дети считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла, быть добрым всегда лучше. 4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными, храбрыми.

Результаты интервью По мнению учителей, детские сказки – это важный элемент воспитания ребенка. Сказка рассказывает нам о жизни, учит правильно поступать в различных ситуациях, освещает проблемы добра и зла, помогает найти выход из любой беды. Она формирует у детей основы поведения и общения, учит терпению, умению ставить цели и добиваться их. Сказка помогает развивать фантазию, воображение и учит сочувствию маленького человека.

Заключение Наша гипотеза подтвердилась. Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Чему учат сказки? отличать добро от зла; формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову; не бояться трудностей и преодолевать их; уважать и любить родителей, ценить их за данное нам воспитание. любить и защищать свою Родину;

Если сказку внимательно читать или слушать, то ты обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто заканчиваются присказкой:   «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Ваша ученица молодец, Светлана Алексеевна, интересное исследование!!!

24 March 2019

Спасибо за комментарий.

24 March 2019

Светлана Алексеевна, спасибо Вам и Милане за такой исследовательский проект! Молодцы!!!

24 March 2019

Спасибо! Мы старались! Даже заняли 3 место на окружной научно- практической конференции.

24 March 2019

Замечательно! Хороший результат!!!

24 March 2019
Ответ для

Девочка была очень рада результату!

24 March 2019

Отличный исследовательский проект. Ваша воспитанница - молодец!

24 March 2019

Спасибо! Девочка очень старательная.

24 March 2019

Светлана Алексеевна,спасибо за работу. Есть неточности в написании. Гипотеза строится на противоречии Например Я предполагаю,что сказка учит нас правильно поступать, способствует воспитанию нравственных и патриотических ценностей. Далее пищутся выводы по поставленным задачам, а у вас заключение по гипотезе.

24 March 2019

Елена Аркадьевна, спасибо за анализ работы!

24 March 2019

Рада быть полезной.

24 March 2019

Ещё раз спасибо!!!

24 March 2019

Светлана Алексеевна! Прекраснейший исследовательский проект! Вы большие молодцы!!! Столько кропотливого труда. Желаю Вам дальнейших успехов!

24 March 2019

Спасибо за добрые слова!

25 March 2019