Образовательный ресурс «Русский кокошник» (1–4 класс)

19
27
Материал опубликован 11 July 2018 в группе
В Москве перед матчем Россия — Хорватия резко возрос спрос на атрибуты национальной команды. Например, футболки. Но особенный спрос — на кокошники.
 
Коко́шник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA_(%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80)
 

Кокошник, старинный русский головной убор замужних женщин. В 19 в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

Боярыня у окна. 1885

«Петр I запретил боярышням носить этот головной убор, но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной и свадебной одежды.»

У печи, 1992

«В конце XVIII века кокошник как элемент карнавального костюма снова разрешила Екатерина Великая.»

У околицы

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты.

Франц КРЮГЕР (1797-1857). Портрет императрицы Александры Фёдоровны.

Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотными нитками часто покрывалась и затылочная часть.

Портрет З.И. Юсуповой

Имел матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок.

Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль.

Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.

Виктор Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой (в однорогом кокошнике)

Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем.

Кокошники, слева направо: A — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)

Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений. В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы.

Иван Аргунов. «Портрет крестьянки»

«Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т. д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник".

Михаил Нестеров. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой

По конструкции выделялись 8 видов кокошников:

1.Однорогий кокошник.
Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.

2.Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см.

3. Кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодороди.

4. Кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.

5.В виде цилиндрической шапки с плоским дном. Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами.

6.Однодворческий кокошник, получивший свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке. Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

7.С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.

Портрет Марии Александровны

8.Двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок» — с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником — прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.

Боярышня у окна

Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотной нитью и умением обращаться с фабричными тканями.

Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение). Кирсанова указывает, что «кокошником» со временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом, даже если его носила незамужняя девица.

Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники»

Известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова). Хотя точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

Василиса Прекрасная

В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям.

(К. Маковский. Под венец.)

Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный». В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!».

Сваха. 1900-е.

В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.

Внучка Екатерины — Александра Павловна

В XIX в. бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. В XIX веке распространился с севера России на юг, вытеснив сороку[3]. В конце XIX века во многих губерниях России кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и т. д.

Девушка перед зеркалом. 1848

Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил его носить боярышням указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Наполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму (ср. возвращение моды на мантилью в Испании).

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772

Такой фонтанж — кокошник изобразил Р. Н. Никитиным на портрете Марии Яковлевны Строгановой, созданном между 1721 и 1724 годами.

В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции. (Конечно, форма придворных кокошников уже достаточно далека от крестьянских прототипов, став ближе к головным уборам итальянского Возрождения или арселе).

Во 2-й пол. ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма.

Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876

Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в „оперном“ стиле русские кокошники».

Бал в Зимнем дворце

Историк моды Александр Васильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя Мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который «в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира».

Чарка меду. Около 1910

Ресурс: https://pravzhizn.ru/pravme/2015-02-14-istoriya-kostyuma-russkiy-kokoshnik.html

Игра "Собери кокошник"

" target="_blank">

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=2cd537496182&view=iframe

 

 

 
 
 
 
 

 

Комментарии

Спасибо за интересный материал. Дочка в школе выступала, тоже шила сарафаны и кокошники.

11 July 2018

Браво! Молодцы!!!

11 July 2018

Большущее спасибо. Интересный и богатый материал. Вроде все кокошники привычные, но в красном плоском квадратном обрамлении потряс, да. Когда я была маленькая, меня возили в село на юге области к родственникам. Это было единственное село, тогда в Горьковской области, где свадьбу справляли со всем русскими традициями. В первый день свадьба была светской, а на второй день по улице от одних сватов к другим (не помню, где ночевали молодые, наверное, у него) шли гости, ряженые мужики и молодые женщины, среди которых и новобрачная, одетые в однотонные сборчатые сарафаны. Батистовая блузка с широченными сборчатыми рукавами так и называлась "рукава". Волосы молодой жены были расплетены на две косы, уложены плотно-плотно, укрыты "волосником"и поверх кокошник. Помню, что он был из красного бархата, расшит золотыми нитями и украшен узкой золотой тесьмой. Я много раз держала его в руках, когда бабушка доставал его из сундука для очередной свадьбы. Но примерить мне не дали ни разу. Их было несколько штук на все село,еще дореволюционной работы. А вот сарафаны и рукава периодически обновлялись в сельском ателье, но ткани брались традиционные-шерсть и батист. Кружева ручной вязки отпарывались от предыдущих рукавов и пришивались к следующим. Тетя работала в ателье, мне поручали некоторые мелкие работы. Спасибо за воспоминания.

11 July 2018

Ирина Анатольевна, Вы рассказали очень интересную историю! Какое яркое пятно в памяти всплыло! Спасибо!

11 July 2018

Спасибо большое, Алина Яковлевна!!! Как же здорово, что у Вас появилась такая подборка, очень вовремя. Я как раз обшиваю куколок для патриотического уголка, вроде и для парня и для девушки костюмы понятны, а вот к её кокошнику и не знала с какого бока подступить, хотя тоже ранее уже делала. А тут кокошники любо-дорого смотреть, за основу возьму орнамент из игры "Собери кокошник". СПАСИБО!!

11 July 2018

Дорогая Ольга Александровна!!! Мне очень приятно, что моя работа принесла Вам пользу!!!

11 July 2018

Всегда с интересом смотрю и читаю материалы, связанные с историей. Подборка замечательная. Я задаю себе вопрос: "Сколько времени я бы могла проходить с таким головным убором?". А ведь тяжеловато. Как осанка вырабатывалась!!!! Своего рода тренажёр для ровной спинки!!!!!!

11 July 2018

Ирина Михайловна, какое у Вас креативное мышление!!! У меня даже и близко такого вопроса не возникло!!! А Вы правы, а то всё учат на примерах африканских женщин - кувшин на голове!

11 July 2018

Очень интересно! Вот бы примерить!

11 July 2018

Спасибо за отзыв!

12 July 2018

Мне понравились картины с русскими красавицами!!!

11 July 2018

Спасибо! Какая стать!

12 July 2018

Всё очень красиво! Но самой сделать - нет! Не смогу!

11 July 2018

Спасибо! А по поводу "сделать" - это к Елене Федоровне!!!

12 July 2018

У Елены Федоровны-венец, головной убор для девушек, в нем волосы открыты. Посмотрите на картину "Девушка перед зеркалом"-там вроде даже выемка для косы есть.

13 July 2018
Ответ для

Я этот момент оставила без внимания!!!

13 July 2018
Ответ для

Дед мой был сильно младшим ребенком в большой помещичьей семье. И его старшая сестра с раннего детства меня "грузила" знаниями на тему "девка-баба": правила поведения, навыки и умения, манера одеваться. Трехлетнюю меня учили правильному положению рук при выжимании тряпки. Она и это знала.

13 July 2018
Ответ для

Ирина Анатольевна! Это очень интересно, но Вам в жизни современной эти знания "девка-баба" пригодились?

13 July 2018
Ответ для

Тряпку выжимаю правильно. :) Ну и прочие сведения пригодились, но это не для открытого обсуждения.

13 July 2018

Алина Яковлевна, спасибо за такой замечательный ресурс! Ёмко, содержательно, красиво! Да ещё и практическая часть!

16 July 2018
Показать больше комментариев