Образовательный ресурс по биологии «Задания для учащихся по наблюдению за деревьями» (6 класс)

17
8
Материал опубликован 23 August 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Задания для учащихся по наблюдению за деревьями

Цель: Организация исследовательской работы учащихся в природе.

Задачи:

1. Способствовать расширению и углублению у обучающихся базовых эколого-биологических и исследовательских компетенций;

2. Формировать навыки экологически грамотного поведения обучающихся в природе;

3. Развивать исследовательскую активность обучающихся, бережное отношение к природе.

Предмет, УМК: Биология, 6 класс, УМК любой.

Деятельность учителя: подготовка и распечатка карточек с инструкцией для исследовательской работы, проверка выполнения работы, организация консультаций для учащихся

Деятельность учащихся: выполнение заданий по карточкам, подготовка сообщения по результатам исследований.

Наблюдения в природе имеют большое значение для экологического воспитания учащихся и развития бережного отношения к природе.

Постоянная и продуманная система наблюдений в природе способствует развитию исследовательских компетенций учащихся. Эти наблюдения помогут углублению знаний учащихся по биологии. Наблюдения должны основываться на уже полученных знаниях и давать базу для изучения новых разделов биологии. Перед началом наблюдений учащиеся получают консультации по организации наблюдений, изучают методические рекомендации, знакомятся с описанием растений в научно-популярной и научной литературе.

Учащиеся выдвигают гипотезу, т.е. предположение об ожидаемых результатах, определяют цель, задачи и методы исследования. Из первичных наблюдений составляется материал для исследовательской работы. Для организации наблюдений учащимся выдаются карточки с рекомендациями. Работа выполняется с апреля по октябрь.

Во второй четверти проводится конференция, на которой учащиеся представляют результаты своих наблюдений.

По сообщениям выпускается сборник тезисов учащихся.

Задание 1.

1.1. Определите, какие древесные растения высажены на пришкольном участке.

1.2. Установите, какие деревья преобладают, каково их значение для озеленения пришкольного участка?

1.3. Заведите дневник наблюдений. В таблицу занесите следующие сведения: дата; погода (температура, ветер, осадки); дерево; начало распускания листьев, массовое распускание листьев; бутонизация; начало, массовое и окончание цветения; опылители цветков, начало плодоношения, окончание плодоношения, как распространяются плоды.

1.4. Цветение и плодоношение оценивается в баллах: 5 – обильно, 4- хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – слабое, 1 – единичное, 0- цветение или плодоношение отсутствует.

1.5. В отчёте сделайте вывод о влиянии погоды на рост и развитие растений, влияние опылителей на плодоношение декоративных культур и урожай плодовых растений.

1.6. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии деревьев за весь вегетационный период.

1.7. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Задание 2.

2.1.Найдите в микрорайоне проживания или в микрорайоне школы тополь. В рекомендованной литературе прочитайте информацию о тополе, выпишите в свой дневник наблюдения сведения об этом дереве. Отметьте, какие растения: мужские или женские, обитают в микрорайоне наблюдения.

2.2. Отметьте следующие фенологические фазы тополя: распускание цветочных (генеративных) и листовых (вегетативных) почек и сроки их вегетации. Далее отметьте сроки цветения, созревания плодов, пожелтения листьев, листопада.

2.3. Заполните таблицу, как в задании 1.

2.4. Сделайте вывод о темпах развития мужских и женских деревьев.

2.5. Найдите в дополнительных источниках информацию об определении женских растений и решении проблемы распространения пуха у женских растений.

2.6. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии тополя за весь вегетационный период.

2.7. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Задание 3.

3.1. Выберите дерево по своему усмотрению и проведите наблюдения по плану, отмеченному в заданиях 1 и 2.

3.2. Заполните таблицу.

3.3. Отметьте взаимные приспособления растений и насекомых к опылению. Сделайте вывод об участии разных групп опылителей в опылении разных видов деревьев.

3.4. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии дерева за весь вегетационный период, участии насекомых-опылителей в опылении растений.

3.5. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001.
  2. Иллюстрированный определитель растений Пермского края/ С.А. Овеснов, Е.Г.Ефимик, Т.В.Козьминых и др./ под ред. С.А.Овеснова. – Пермь: Книжный мир, 2007. – 743 с.
  3. Каплан Б.М. Научно-методические основы учебного исследования флоры: Методическое пособие. Часть 1: Теория, проблемы и методы флористики. – М.: Лесная страна, 2010. – 179 с.
  4. Козьминых Е.В. Конспект флоры подзоны южной тайги Пермской области (экология и современное состояние). – Пермь, 1999.- 181 с.
  5. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР.- Л.: Колос, 1964.
  6. Методы школьного эколого-биологического исследования / сост. Е.Л.Щепина. – Пермь, 2006. – 32 с.
  7. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2002.- 416с.ил.
  8. Овеснов С.А. Конспект флоры Пермской области. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1997. 252 с.
  9. Петров В.В. Мир лесных растений. – М.: Наука, 1978. с.
  10. Школьный экологический мониторинг/ под ред. Т.Я. Ашихминой. - М., 2000.
Презентация для выступления перед учащимися и педагогами

Предварительный просмотр презентации

Задания для учащихся по наблюдению за деревьями Подготовила: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии, МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с.Карагай, Пермский край, 2018

Цель и задачи Цель: Организация исследовательской работы учащихся в природе. Задачи: 1. Способствовать расширению и углублению у обучающихся базовых эколого-биологических и исследовательских компетенций; 2. Формировать навыки экологически грамотного поведения обучающихся в природе; 3. Развивать исследовательскую активность обучающихся, бережное отношение к природе.

Организация работы Предмет, УМК: Биология, 6 класс, УМК любой. Деятельность учителя: подготовка и распечатка карточек с инструкцией для исследовательской работы, проверка выполнения работы, организация консультаций для учащихся Деятельность учащихся: выполнение заданий по карточкам, подготовка сообщения по результатам исследований.

Задание 1 1.1. Определите, какие древесные растения высажены на пришкольном участке. 1.2. Установите, какие деревья преобладают, каково их значение для озеленения пришкольного участка? 1.3. Заведите дневник наблюдений. В таблицу занесите следующие сведения: дата; погода (температура, ветер, осадки); дерево; начало распускания листьев, массовое распускание листьев; бутонизация; начало, массовое цветение и окончание цветения; опылители цветков, начало плодоношения, окончание плодоношения, как распространяются плоды.

Задание 1 1.4. Цветение и плодоношение оценивается в баллах: 5 – обильно, 4- хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – слабое, 1 – единичное, 0 - цветение или плодоношение отсутствует. 1.5. В отчёте сделайте вывод о влиянии погоды на рост и развитие растений, влияние опылителей на плодоношение декоративных культур и урожай плодовых растений. 1.6. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии деревьев за весь вегетационный период. 1.7. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Задание 2 2.1.Найдите тополь в микрорайоне проживания или микрорайоне школы. В рекомендованной литературе прочитайте информацию о тополе, выпишите в свой дневник наблюдения сведения об этом дереве. Отметьте, какие растения: мужские или женские, обитают в микрорайоне наблюдения. 2.2. Отметьте следующие фенологические фазы тополя: распускание цветочных (генеративных) и листовых (вегетативных) почек и сроки их вегетации. Далее отметьте сроки цветения, созревания плодов, пожелтения листьев, листопада. 2.3. Заполните таблицу, как в задании 1.

Задание 2 2.4. Сделайте вывод о темпах развития мужских и женских деревьев. 2.5. Найдите в дополнительных источниках информацию об определении женских растений и решении проблемы распространения пуха у женских растений. 2.6. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии тополя за весь вегетационный период. 2.7. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Задание 3 3.1. Выберите дерево по своему усмотрению и проведите наблюдения по плану, отмеченному в заданиях 1 и 2. 3.2. Заполните таблицу. 3.3. Отметьте взаимные приспособления растений и насекомых к опылению. Сделайте вывод об участии разных групп опылителей в опылении разных видов деревьев. 3.4. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии дерева за весь вегетационный период, участии опылителей в опылении. 3.5. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Литература Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001. Иллюстрированный определитель растений Пермского края/ С.А. Овеснов, Е.Г.Ефимик, Т.В.Козьминых и др./ под ред. С.А.Овеснова. – Пермь: Книжный мир, 2007. – 743 с. Каплан Б.М. Научно-методические основы учебного исследования флоры: Методическое пособие. Часть 1: Теория, проблемы и методы флористики. – М.: Лесная страна, 2010. – 179 с. Козьминых Е.В. Конспект флоры подзоны южной тайги Пермской области (экология и современное состояние). – Пермь, 1999.- 181 с. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР.- Л.: Колос, 1964. Методы школьного эколого-биологического исследования / сост. Е.Л.Щепина. – Пермь, 2006. – 32 с. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2002.- 416с.ил. Овеснов С.А. Конспект флоры Пермской области. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1997. 252 с. Петров В.В. Мир лесных растений. – М.: Наука, 1978. с. Школьный экологический мониторинг/ под ред. Т.Я. Ашихминой. - М., 2000.  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересная работа!

5
23 August 2018

Подготовила для коллег-биологов. Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна!

6
23 August 2018

Всегда У Вас список литературы для учеников, Раиса Поликарповна. На мой взгляд, это правильно и необходимо.

5
24 August 2018

Татьяна Петровна, согласна с Вами!

6
11 November 2018

Взяла в избранное! Большое спасибо!

5
24 August 2018

Спасибо, Анастасия Алексеевна!

6
11 November 2018

Спасибо, это доступно и понятно ребятам!

6
2 September 2018

Наталья Игоревна, благодарю за оценку работы!

6
11 November 2018