12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117493
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Урок биологии»
17

Образовательный ресурс «Задания для учащихся по наблюдению за деревьями»



Задания для учащихся по наблюдению за деревьями

Цель: Организация исследовательской работы учащихся в природе.

Задачи:

1. Способствовать расширению и углублению у обучающихся базовых эколого-биологических и исследовательских компетенций;

2. Формировать навыки экологически грамотного поведения обучающихся в природе;

3. Развивать исследовательскую активность обучающихся, бережное отношение к природе.

Предмет, УМК: Биология, 6 класс, УМК любой.

Деятельность учителя: подготовка и распечатка карточек с инструкцией для исследовательской работы, проверка выполнения работы, организация консультаций для учащихся

Деятельность учащихся: выполнение заданий по карточкам, подготовка сообщения по результатам исследований.

Наблюдения в природе имеют большое значение для экологического воспитания учащихся и развития бережного отношения к природе.

Постоянная и продуманная система наблюдений в природе способствует развитию исследовательских компетенций учащихся. Эти наблюдения помогут углублению знаний учащихся по биологии. Наблюдения должны основываться на уже полученных знаниях и давать базу для изучения новых разделов биологии. Перед началом наблюдений учащиеся получают консультации по организации наблюдений, изучают методические рекомендации, знакомятся с описанием растений в научно-популярной и научной литературе.

Учащиеся выдвигают гипотезу, т.е. предположение об ожидаемых результатах, определяют цель, задачи и методы исследования. Из первичных наблюдений составляется материал для исследовательской работы. Для организации наблюдений учащимся выдаются карточки с рекомендациями. Работа выполняется с апреля по октябрь.

Во второй четверти проводится конференция, на которой учащиеся представляют результаты своих наблюдений.

По сообщениям выпускается сборник тезисов учащихся.

Задание 1.

1.1. Определите, какие древесные растения высажены на пришкольном участке.

1.2. Установите, какие деревья преобладают, каково их значение для озеленения пришкольного участка?

1.3. Заведите дневник наблюдений. В таблицу занесите следующие сведения: дата; погода (температура, ветер, осадки); дерево; начало распускания листьев, массовое распускание листьев; бутонизация; начало, массовое и окончание цветения; опылители цветков, начало плодоношения, окончание плодоношения, как распространяются плоды.

1.4. Цветение и плодоношение оценивается в баллах: 5 – обильно, 4- хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – слабое, 1 – единичное, 0- цветение или плодоношение отсутствует.

1.5. В отчёте сделайте вывод о влиянии погоды на рост и развитие растений, влияние опылителей на плодоношение декоративных культур и урожай плодовых растений.

1.6. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии деревьев за весь вегетационный период.

1.7. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Задание 2.

2.1.Найдите в микрорайоне проживания или в микрорайоне школы тополь. В рекомендованной литературе прочитайте информацию о тополе, выпишите в свой дневник наблюдения сведения об этом дереве. Отметьте, какие растения: мужские или женские, обитают в микрорайоне наблюдения.

2.2. Отметьте следующие фенологические фазы тополя: распускание цветочных (генеративных) и листовых (вегетативных) почек и сроки их вегетации. Далее отметьте сроки цветения, созревания плодов, пожелтения листьев, листопада.

2.3. Заполните таблицу, как в задании 1.

2.4. Сделайте вывод о темпах развития мужских и женских деревьев.

2.5. Найдите в дополнительных источниках информацию об определении женских растений и решении проблемы распространения пуха у женских растений.

2.6. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии тополя за весь вегетационный период.

2.7. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Задание 3.

3.1. Выберите дерево по своему усмотрению и проведите наблюдения по плану, отмеченному в заданиях 1 и 2.

3.2. Заполните таблицу.

3.3. Отметьте взаимные приспособления растений и насекомых к опылению. Сделайте вывод об участии разных групп опылителей в опылении разных видов деревьев.

3.4. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии дерева за весь вегетационный период, участии насекомых-опылителей в опылении растений.

3.5. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001.
  2. Иллюстрированный определитель растений Пермского края/ С.А. Овеснов, Е.Г.Ефимик, Т.В.Козьминых и др./ под ред. С.А.Овеснова. – Пермь: Книжный мир, 2007. – 743 с.
  3. Каплан Б.М. Научно-методические основы учебного исследования флоры: Методическое пособие. Часть 1: Теория, проблемы и методы флористики. – М.: Лесная страна, 2010. – 179 с.
  4. Козьминых Е.В. Конспект флоры подзоны южной тайги Пермской области (экология и современное состояние). – Пермь, 1999.- 181 с.
  5. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР.- Л.: Колос, 1964.
  6. Методы школьного эколого-биологического исследования / сост. Е.Л.Щепина. – Пермь, 2006. – 32 с.
  7. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2002.- 416с.ил.
  8. Овеснов С.А. Конспект флоры Пермской области. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1997. 252 с.
  9. Петров В.В. Мир лесных растений. – М.: Наука, 1978. с.
  10. Школьный экологический мониторинг/ под ред. Т.Я. Ашихминой. - М., 2000.
Презентация для выступления перед учащимися и педагогами

Презентация -Задания для учащихся по наблюдению за деревьями
PPTX / 1.15 Мб
Карточки с заданиями для распечатки

Карточки с заданиями для распечатки
DOCX / 15.45 Кб

 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 23.08.18 в 20:52 6Ответить Пожаловаться
Подготовила для коллег-биологов. Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна!
Аладышева Татьяна Петровна, 24.08.18 в 17:35 5Ответить Пожаловаться
Всегда У Вас список литературы для учеников, Раиса Поликарповна. На мой взгляд, это правильно и необходимо.
Трефилова Раиса Поликарповна, 11.11.18 в 02:22 6Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна, согласна с Вами!
Новикова Анастасия Алексеевна, 24.08.18 в 18:30 5Ответить Пожаловаться
Взяла в избранное! Большое спасибо!
Трефилова Раиса Поликарповна, 11.11.18 в 02:23 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, Анастасия Алексеевна!
Наталья Игоревна, 02.09.18 в 17:16 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, это доступно и понятно ребятам!
Трефилова Раиса Поликарповна, 11.11.18 в 02:24 6Ответить Пожаловаться
Наталья Игоревна, благодарю за оценку работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.