Конспект урока по теме «Общая характеристика металлов» (9 класс)
Конспект урока по теме «Общая характеристика металлов» учителя МОУ Гаханская СОШ Александровой Светланы Ивановны.
Дата проведения: 14.03.2022 г.
Предмет: химия
Класс: 9
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Педагогические технологии: исследовательская технология, технология сотрудничества, технология личностно- ориентированного обучения.
Методы и приемы обучения : частично - поисковый, устный, печатно-словесный, формулирование выводов, обобщение, установление причинно-следственных связей, демонстрационный опыт.
Средства обучения:
Учебники: Г.Е. Рудзитис «Химия»9 кл.
Коллекции образцов металлов (цинк, медь, алюминий), алюминиевая фольга, железный гвоздь, стеклянные пластинки, периодическая система.
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.
Программное обеспечение: Power Point.
Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями темы, со значением металлов в практической жизни человека.
Задачи урока:
1. (достижение предметного результата). Знать строение и физические металлов, уметь объяснить связь строения атома и физических свойств.
2. (достижение метапредметного результата). Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации
3. (достижение личностного результата). Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.
Планируемые результаты обучения:РЕКЛАМА
понятие металлической связи и металлической решетки;
физические свойства металлов;
нахождение металлов в природе и значимость металлов в жизни человека;
давать общую характеристику металлов как элемента по положению в периодической системе и строению атома;
объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки.
Критерии успеха:
Я знаю особенности строения атома металла
Я могу показать зависимость физических свойств металла от его строения
Ход урока
I. Организационный этап. Здравствуйте, ребята. Готовы вы сегодня к получению новых знаний?
II. Актуализация знаний
1.Решить задачу (работа у доски)
В какой массе оксида железа III содержится 3,2 т железа?
2.Осуществить цепочку превращений ( работа с классом)
Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
3.Обратите внимание на запись элементов и найдите лишний элемент в данном ряду К Ва Si Fe Na Al Zn Ca (слайд 1) Почему вы исключили кремний? Определите тему урока. Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела неорганической химии – химии металлов. Тема урока: Общая характеристика металлов (слайд 2). Каковы наши цели и задачи урока? (слайд 3)
III. Изучение нового материала
О каких металлах идет речь:
По виду я на платину похоже,
Без примесей устойчивое тоже
К коррозии и действию кислот.
Но с примесью совсем на оборот!
А также даже маленький магнит
Меня к себе и тянет и манит!
(Железо)слайд 4
Царем металлов меня считают
И благородным называют,
Пленяю я блестящей желтизной,
Ничто не сравнится с моей красотой
(золото) слайд 5
Свободный – я красный,
В растворах солей – голубой,
В сельском хозяйстве я встречусь с тобой,
Мягко и быстро коваться могу.
Чтобы меня угадать,
Состав малахита и бронзы надо знать.
(медь) слайд 6
С древних времён по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Cu). (слайд 7)
Не зря в истории человечества выделяют века: медный, бронзовый, железный.
Какие металлы добываются и перерабатываются в Иркутской области? (золото-Бодайбинский район; железная руда- Усольский район; кварц – Мамско- Чуйский район и др.)
Но металлы есть не только на нашей планете. Так на Луне обнаружено большое количество самородного железа. А где расположены металлы в периодической системе?
Пользуясь ПСХЭ, ответьте на вопрос:
Каких элементов больше: металлов или неметаллов?
Изобразите строение атома (работа у доски):
группа – натрий +11
группа – кальций +20
группа – алюминий +13
Каковы особенности строения атомов металлов? ()
На внешнем уровне 1–3 электрона – но почему полоний, висмут тоже металлы?
Большие атомные радиусы. Какой способностью восстановительной или окислительной обладают атомы металлов? Почему ониегко отдают валентные электроны (восстановительная способность)
Как располагаются металлы в периодической системе? ()
1 группа – щелочные металлы()
2 группа – щелочноземельные металлы, ()
Как изменяются свойства металлов в ПС?
От чего зависят свойства металлов?
Металлическими называют решётки, в узлах которых находятся атомы и ионы металла, между ними свободные электроны. (cлайд 8)
Итак, металл – это вид атомов, способных легко отдавать при химических реакциях электроны, входить в состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами.
ФИЗМИНУТКА
Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вздохнем
Руки в сторону, вперёд, влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз, затем поднять
Руки плавно отпустили, всем улыбку подарили…
Рассмотрите образцы металлов (на столах коллекция металлов).ЕКЛАМА
В каком агрегатном состоянии находятся металлы?
1. Твердые (исключение ртуть – жидкий металл при комнатной температуре)
А алюминий и цинк можно отличить по цвету? А как отличим?
Пластичность – способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, вытягиваться в проволоку.
В чем причина пластичности металлов?
ДО: В этом нам поможет разобраться следующий опыт: две стеклянные пластинки смачиваем водой и прижимаем друг к другу. Они легко скользят друг по другу, но их трудно разъединить. Прослойка воды имитирует свободные электроны, а значит причина пластичности – также особое строение кристаллической решетки.
Какие еще свойства присущи металлам? электропроводность, теплопроводность, металлический блеск, твердость.
Как можно объяснить наличие общих физических свойств у такого большого числа разнообразных простых веществ? Вывод: причина в особенностях металлической связи, структуре кристаллов металлического типа.
Действительно, электрическая проводимость металлов объясняется движением свободных электронов. Почему при нагревании электрическая проводимость металлов уменьшается?
В чем причина электропроводности металлов, какие металлы самые лучшие проводники тока, что такое сверхпроводимость? ( отвечают на вопросы)
Чем обусловлена теплопроводность, и как она изменяется при нагревании?
металлический блеск (из-за отражения света от их поверхности).
Как блеск может применяться на практике?
Высокая отражающая способность позволяет использовать металлы при производстве зеркал, оптических линз, кровельных изделий. Алюминий используется для создания помех в радиолокации, для производства теплостойкой защитной одежды для пожарных.
Другие свойства плотность:
лёгкие ρ 3 – Li, K, Ca, Al.
тяжёлые ρ > 5 г/см 3 – Sn, Pb, Hg, Fe, Os.
Как это свойство применяется на практике?
Многие лёгкие металлы используются для производства лёгких сплавов в машиностроении, авиа – и судостроении. Снижение массы машины даёт преимущества в скорости, дальности, высоте. Тяжёлые металлы для производства гирь, монет, решёток, цепей, тяжёлых машин.
температура плавления:
Как это свойство применяется на практике?
Тугоплавкие металлы используются для изготовления нитей накаливания электроламп, при производстве жаропрочных сталей.
Твердость
Твердые и мягкие
Где используется ковкость?
Итак, какими физическими свойствами обладают металлы? () Почему?
Металлы – вещества, которые обладают высокой электро- и теплопроводностью, ковкостью, пластичностью и металлическим блеском. (слайд 9)
IV. Закрепление
Тест ДА-НЕТ (слайд 10)
1. У большинства металлов мало валентных электронов
2. Есть металлы, у которых больше трех валентных электронов
3. Радиус атомов металлов меньше, чем радиус атомов неметаллов
4. Активность металлов возрастает с ростом радиуса атома
5. Активность металлов в периоде возрастает слева направо
6. Серебро активнее, чем литий
7. Металлы первой группы главной подгруппы называют щелочными
8. У металлов наиболее ярко выражены окислительные свойства
9. Металлы способны отдавать валентные электроны
10. Алюминий и цинк образуют амфотерные оксиды и гидроксиды
11. В кристаллической решетке металлов есть свободные электроны
12. Все металлы теплопроводны и электропроводны
13. Самый тугоплавкий металл – ртуть
14. Металл цезий плавится от тепла руки человека
15. Все металлы находятся только в жидком состоянии
Критерии оценивания: (слайд 11)
• нет и 1 ошибка – оценка «5»
• 2-3 ошибки – оценка «4»
• 4-5 ошибок – оценка «3»
• 6 и более ошибок – оценка «2»
IV. Подведение итогов. Рефлекция (слайд 12) Сегодня на уроке:
1. Мне было интересно
2. Не очень интересно
3. Не интересно
Выставление оценок.
V. Домашнее задание. А) & 39 упр. 1,2
Б) Подготовить мини-проект: (слайд 13)
1. Металлы нашего организма: качество и количество.
2. Использование металлов в медицине.
3. Металлы в нашем доме: применение и проблемы, возникающие при их использовании.
Пожелания. Спасибо за урок! Я закончу его словами величайшего русского гения Д.И.Менделеева «Жить – это значит узнавать». Стремитесь к новым знаниям, открытиям, победам.