12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александрова Светлана Ивановна29
Россия, Иркутская обл., Село Гаханы


Конспект урока по теме «Общая характеристика металлов» учителя МОУ Гаханская СОШ Александровой Светланы Ивановны.

Дата проведения: 14.03.2022 г.

Предмет: химия

Класс: 9

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Педагогические технологии: исследовательская технология, технология сотрудничества, технология личностно- ориентированного обучения.

Методы и приемы обучения : частично - поисковый, устный, печатно-словесный, формулирование выводов, обобщение, установление причинно-следственных связей, демонстрационный опыт.

Средства обучения:          

Учебники: Г.Е. Рудзитис «Химия»9 кл.

Коллекции образцов металлов (цинк, медь, алюминий), алюминиевая фольга, железный гвоздь, стеклянные пластинки, периодическая система.

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение: Power Point.

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями темы, со значением металлов в практической жизни человека.

Задачи урока:

1. (достижение предметного результата). Знать строение и физические металлов, уметь объяснить связь строения атома и физических свойств.

2. (достижение метапредметного результата). Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации

3. (достижение личностного результата). Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.

Планируемые результаты обучения:РЕКЛАМА

понятие металлической связи и металлической решетки;

физические свойства металлов;

нахождение металлов в природе и значимость металлов в жизни человека;

давать общую характеристику металлов как элемента по положению в периодической системе и строению атома;

объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки.

Критерии успеха:

Я знаю особенности строения атома металла

Я могу показать зависимость физических свойств металла от его строения




Ход урока


I. Организационный этап. Здравствуйте, ребята. Готовы вы сегодня к получению новых знаний?

II. Актуализация знаний

1.Решить задачу (работа у доски)

В какой массе оксида железа III содержится 3,2 т железа?


2.Осуществить цепочку превращений ( работа с классом)

Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu


3.Обратите внимание на запись элементов и найдите лишний элемент в данном ряду К Ва Si Fe Na Al Zn Ca (слайд 1) Почему вы исключили кремний? Определите тему урока. Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела неорганической химии – химии металлов. Тема урока: Общая характеристика металлов (слайд 2). Каковы наши цели и задачи урока? (слайд 3)

III. Изучение нового материала

О каких металлах идет речь:

 По виду я на платину похоже,
Без примесей устойчивое тоже
К коррозии и действию кислот.
Но с примесью совсем на оборот!
А также даже маленький магнит
Меня к себе и тянет и манит!

(Железо)слайд 4

Царем металлов меня считают
И благородным называют,
Пленяю я блестящей желтизной,
Ничто не сравнится с моей красотой
(золото) слайд 5

Свободный – я красный,
В растворах солей – голубой,
В сельском хозяйстве я встречусь с тобой,
Мягко и быстро коваться могу.
Чтобы меня угадать,
Состав малахита и бронзы надо знать.
(медь) слайд 6


С древних времён по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Cu). (слайд 7)

Не зря в истории человечества выделяют века: медный, бронзовый, железный.

Какие металлы добываются и перерабатываются в Иркутской области? (золото-Бодайбинский район; железная руда- Усольский район; кварц – Мамско- Чуйский район и др.)

Но металлы есть не только на нашей планете. Так на Луне обнаружено большое количество самородного железа. А где расположены металлы в периодической системе?

Пользуясь ПСХЭ, ответьте на вопрос:

Каких элементов больше: металлов или неметаллов?

Изобразите строение атома (работа у доски):

группа – натрий +11

группа – кальций +20

группа – алюминий +13

Каковы особенности строения атомов металлов? ()

На внешнем уровне 1–3 электрона – но почему полоний, висмут тоже металлы?

Большие атомные радиусы. Какой способностью восстановительной или окислительной обладают атомы металлов? Почему ониегко отдают валентные электроны (восстановительная способность)

Как располагаются металлы в периодической системе? ()

1 группа – щелочные металлы()

2 группа – щелочноземельные металлы, ()

Как изменяются свойства металлов в ПС?

От чего зависят свойства металлов?

Металлическими называют решётки, в узлах которых находятся атомы и ионы металла, между ними свободные электроны. (cлайд 8)

Итак, металл – это вид атомов, способных легко отдавать при химических реакциях электроны, входить в состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами.


ФИЗМИНУТКА

Потрудились – отдохнем,

Встанем – глубоко вздохнем

Руки в сторону, вперёд, влево, вправо поворот

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз, затем поднять

Руки плавно отпустили, всем улыбку подарили…


Рассмотрите образцы металлов (на столах коллекция металлов).ЕКЛАМА

В каком агрегатном состоянии находятся металлы?

1. Твердые (исключение ртуть – жидкий металл при комнатной температуре)

А алюминий и цинк можно отличить по цвету? А как отличим?

Пластичность – способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, вытягиваться в проволоку.

В чем причина пластичности металлов?

ДО: В этом нам поможет разобраться следующий опыт: две стеклянные пластинки смачиваем водой и прижимаем друг к другу. Они легко скользят друг по другу, но их трудно разъединить. Прослойка воды имитирует свободные электроны, а значит причина пластичности – также особое строение кристаллической решетки.

Какие еще свойства присущи металлам? электропроводность, теплопроводность, металлический блеск, твердость.

Как можно объяснить наличие общих физических свойств у такого большого числа разнообразных простых веществ? Вывод: причина в особенностях металлической связи, структуре кристаллов металлического типа.

Действительно, электрическая проводимость металлов объясняется движением свободных электронов. Почему при нагревании электрическая проводимость металлов уменьшается?

В чем причина электропроводности металлов, какие металлы самые лучшие проводники тока, что такое сверхпроводимость? ( отвечают на вопросы)

Чем обусловлена теплопроводность, и как она изменяется при нагревании?

металлический блеск (из-за отражения света от их поверхности).

Как блеск может применяться на практике?

Высокая отражающая способность позволяет использовать металлы при производстве зеркал, оптических линз, кровельных изделий. Алюминий используется для создания помех в радиолокации, для производства теплостойкой защитной одежды для пожарных.

Другие свойства плотность:

лёгкие ρ 3 – Li, K, Ca, Al.

тяжёлые ρ > 5 г/см 3 – Sn, Pb, Hg, Fe, Os.

Как это свойство применяется на практике?

Многие лёгкие металлы используются для производства лёгких сплавов в машиностроении, авиа – и судостроении. Снижение массы машины даёт преимущества в скорости, дальности, высоте. Тяжёлые металлы для производства гирь, монет, решёток, цепей, тяжёлых машин.

температура плавления:

Как это свойство применяется на практике?

Тугоплавкие металлы используются для изготовления нитей накаливания электроламп, при производстве жаропрочных сталей.

Твердость

Твердые и мягкие

Где используется ковкость?

Итак, какими физическими свойствами обладают металлы? () Почему?

Металлы – вещества, которые обладают высокой электро- и теплопроводностью, ковкостью, пластичностью и металлическим блеском. (слайд 9)

IV. Закрепление

Тест ДА-НЕТ (слайд 10)

1. У большинства металлов мало валентных электронов

2. Есть металлы, у которых больше трех валентных электронов

3. Радиус атомов металлов меньше, чем радиус атомов неметаллов

4. Активность металлов возрастает с ростом радиуса атома

5. Активность металлов в периоде возрастает слева направо

6. Серебро активнее, чем литий

7. Металлы первой группы главной подгруппы называют щелочными

8. У металлов наиболее ярко выражены окислительные свойства

9. Металлы способны отдавать валентные электроны

10. Алюминий и цинк образуют амфотерные оксиды и гидроксиды

11. В кристаллической решетке металлов есть свободные электроны

12. Все металлы теплопроводны и электропроводны

13. Самый тугоплавкий металл – ртуть

14. Металл цезий плавится от тепла руки человека

15. Все металлы находятся только в жидком состоянии

Критерии оценивания: (слайд 11)

нет и 1 ошибка – оценка «5»

2-3 ошибки – оценка «4»

4-5 ошибок – оценка «3»

6 и более ошибок – оценка «2»


IV. Подведение итогов. Рефлекция (слайд 12) Сегодня на уроке:

1. Мне было интересно

2. Не очень интересно

3. Не интересно

Выставление оценок.

V. Домашнее задание. А) & 39 упр. 1,2

Б) Подготовить мини-проект: (слайд 13)

1. Металлы нашего организма: качество и количество.

2. Использование металлов в медицине.

3. Металлы в нашем доме: применение и проблемы, возникающие при их использовании.


Пожелания. Спасибо за урок! Я закончу его словами величайшего русского гения Д.И.Менделеева «Жить – это значит узнавать». Стремитесь к новым знаниям, открытиям, победам.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.