«Общепедагогические и специфические принципы физического воспитания»
Презентация на тему «Общепедагогические и специфические принципы физического воспитания» Выполнила: Романов Роман Иванович. <номер>
<номер> Принципы физического воспитания – это исходные научно-практические положения (правила), определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. В основе принципов заложены цели и фундаментальные закономерности физического воспитания в виде определенных правил и требований.
<номер> Принципы физического воспитания Принципы системы ФК Общеметодические (общепедагогические) принципы ФВ Специфические принципы ФВ 1. Принцип всестороннего гармонического развития личности. 1. Принцип сознательности и активности 1. Принцип непрерывности 2. Принцип прикладности 2. Принцип наглядности 2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха 3. Принцип оздоровительной направленности. 3. Принцип доступности и индивидуализации 3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий (динамичности) 4. Принцип систематичности 4. Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок 5. Принцип циклического построения системы занятий 6. Принцип возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания.
<номер> Основные принципы системы физического воспитания Принцип всестороннего гармонического развития личности - единство всех сторон воспитания, оказывающих влияние на формирование личности в условиях постоянного и направленного развития физических качеств и способностей, освоения фонда двигательных умений и навыков. Принцип связи физической культуры с практической жизнью общества - выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию - готовить людей к деятельности, к жизни. Принцип оздоровительной направленности - достижение в двигательной деятельности человека и при использовании разнообразных физических упражнений наибольшего оздоровительного эффекта.
<номер> Общепедагогические (общеметодические) принципы физического воспитания Эта группа принципов призвана отображать общие закономерности педагогически организуемого процесса обучения-воспитания, выражать их в форме основных установочных положений, подлежащих реализации во всех случаях образовательно-воспитательной деятельности. Общеметодические принципы – это отправные положения, которыми необходимо пользоваться преподавателю физической культуры (тренеру), решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
<номер> Принцип сознательности и активности. Назначение этого принципа в том, чтобы сформировать у занимающихся интерес, осмысленное отношение и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов деятельности. Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
<номер> Физкультурный интерес состоит из следующих компонентов: эмоциональный – характеризуется содержанием, целевыми установками, поощрением; рациональный – видимый результат деятельности (когда ученик видит, что чему-то научился); гностический – удовлетворяет стремление к самопознанию (узнал правила игры, свои возможности); геодонический – учение об удовольствии, основоположник Эпикур. (удовольствие от физических нагрузок, утомления); деятельностный – деятельность сама по себе является фактором привлекающим к занятиям физическими упражнениями.
<номер> Требования по реализации: соблюдать и учитывать структуру физкультурных интересов учащихся. Физкультурные интересы должны удовлетворятся в той или иной мере в процессе занятия. учащихся надо включать в процесс обучения и воспитания как активных субъектов деятельности, а для этого необходимо: давать задания по самоконтролю, самокорректировке, предворительно обучив их этому; включать учащихся в процесс определения задач, выбор средств, давать возможность проявить себя; формировать осмысленное отношение к цели и задачам занятия.
<номер> Принцип наглядности – обозначает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом, по совокупности ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Требования по реализации: использовать наглядность как фактор адекватного разучивания двигательного действия. 2. необходимость направленного воздействия на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. 3. взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности
<номер> Принцип доступности и индивидуализации – означает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающегося. При реализации принципа должна быть учтена как готовность занимающегося к обучению, так и объективность трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной сложности, опасности, энергоемкости. Достижение в занятии полного с педагогических позиций, соответствия между трудностями и возможностями занимающегося характеризует оптимальную меру доступности. Определяя меру доступного, преподаватель руководствуется прежде всего программами и нормативными требованиями, устанавливаемыми для того или иного контингента занимающихся на основе научных данных и обобщенного практического опыта. Конкретные данные о возможностях занимающихся получают путем испытаний по нормативам физической подготовленности, врачебных обследований и педагогических наблюдений.
<номер> Требования по реализации: строго соблюдать меру доступного путем учета уровня физической подготовленности, физического развития занимающихся, путем использования данных нормирования нагрузки (рассказать о разности нагрузки и нормативах),учитывать программные требования и медико-биологические наблюдения за нагрузкой. 2. последовательно обеспечивать методические условия доступности: -преемственность упражнений; -постепенное усложнение требований.
<номер> Индивидуализация учебно-тренировочного занятия выражается в дифференциации учебных занятий, норм физической нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия. Поскольку организм индивида обладает присущей только ему качественной определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрезвычайно важно определить индивидуально доступный порог мощности и энергоемкости выполняемых заданий. Требования по реализации: учитывать уровень физической подготовленности, физического развития, функциональные возможности человека 2. учитывать обучаемость занимающихся (способность усваивать новые двигательные действия);
<номер> Принцип систематичности предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде алгоритма и требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проявлению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий: обеспечение последовательного перехода от развития одних двигательных способностей к другим; строгого согласования и распределения учебного материала с предыдущим; целесообразного порядка применяемых физических нагрузок. Фундаментальной основой принципа систематичности является: выполнение нагрузок в дидактически оптимальной последовательности, выполнение заданий на уровне доступной трудности, использование интервала отдыха, обеспечивающего процесс суперкомпенсации функций.
<номер> Одним из важных аспектов в реализации принципа систематичности является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает определенную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является предпосылкой всестороннего и гармоничного развития индивида. Требования по реализации: регулярность занятий и система чередования нагрузок с отдыхом; 2. последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.
<номер> Специфические принципы физического воспитания Принцип непрерывности. Данный принцип основан на ряде положений: Физическое воспитание – это целостный, непрерывный процесс, который состоит из системы последовательных занятий, построенных по принципу «от простого к сложному»; Преемственность физических занятий, используемых педагогом во время организации занятий, важным является соблюдение систематичности проводимых занятий и интервала между ними (важно не допускать большого интервала между занятиями).
<номер> Принцип системного чередования физических нагрузок и отдыха. Данный принцип основан на разумности физических нагрузок, их чередования с отдыхом, который обеспечивает восстановление работоспособности организма. Система чередования нагрузок и отдыха должна строиться на основании разновременности, с целью достижения максимального результата от занятий и процесса восстановления (отдыха). Большое значение имеет и интервал времени между занятиями и отдыхом. В том случае, если интервал между занятиями слишком длинный, то достигнутый эффект может быть ослаблен или частично потерян. В этом случае возникает необходимость повторения пройденных ранее занятий, и восстанавливать физическую форму. Таким образом, специфичность данного принципа выражена в строго установленной системе чередования отдыха и физических нагрузок. Реализация принципа достигается путем: Рационального повторения физических занятий; Рационального чередования отдыха и нагрузок; Вариативностью и повторностью нагрузок и заданий.
<номер> Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Согласно данному принципу эффективность физических занятий находится в зависимости от систематического повышения требований к двигательным умениям. Повышение требований осуществляется за счет увеличения нагрузок, усложнения заданий и т.д. Физические занятия, согласно данному принципу, должны выстраиваться по принципу прогресса, то есть постоянного и систематического усложнения заданий, на основании имеющихся навыков и умений. Важным условием является то, что усложнения занятий и увеличение нагрузки должно осуществляться на основании достигнутых результатов и быть рациональным. Не стоит допускать перегрузок детей, посредством недоступных им занятий, в силу физического несовершенства. Такой подход может отрицательно сказаться не только на физическом здоровье детей, но и сформировать негативное отношение к занятиям физической культурой. Таким образом, данный принцип предусматривает постепенное и планомерное увеличение физической нагрузки и сложности физических упражнений, в соответствии с возможностями детей и имеющимися у них навыками.
<номер> Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Данный принцип предусматривает два основных положения, на основании которых определены типичные формы динамики общей нагрузки на организм детей в процессе физического воспитания: Осознание возможностей каждого ребенка, имеющихся у него знаний, умений и навыков, умения применять их в повседневной жизни; Формирование и развитие инициативности, самостоятельности, активного и творческого отношения к занятиям физической культурой. Принцип наглядности. Согласно данному принципу, эффективность физического воспитания во многом зависит от привлечения органов чувств ребенка в процессе занятий физической культурой. Принято выделять три формы наглядности: Зрительная наглядность: показа движений, чтение пособий, методической литературы и т.д.; Звуковая наглядность: осуществляется в виде различных звуковых сигналов (словесные команды, свисток, хлопки и т.д.); Двигательная наглядность: наиболее важный вид наглядности, особенно при обучении новым и сложным двигательным действиям (уточнение движений, динамика движений, амплитуда и т.д.).