Материал на проверке

Конспект урока «обществознание – основа профессии «Правовед»»

1
0
Материал опубликован 5 March 2015

 

Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов:общий размер: 0,02 Мб)
Автор: Надежда Тихонова

 

Обществознание - это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека. Оно включает знание из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика. Обществознание включает в себя следующие разделы:  общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.

                    В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как  оно дает  целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Он вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.

               Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев. К этому подводит  изучение духовной сферы общества: религии, философии, культуры, искусства, этики и эстетики.     Это гуманистический смысл обществознания, которое дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание  необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества. Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной  социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.

               Зачем же нужно изучать обществознание?

               В современном мире  каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий  гражданин это не просто  человек, имеющий  юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные  потребности, необходимые для  современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность  и способность строить достойную жизнь, выполняя  свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается. Все это невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания, это его гражданский аспект.

               Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы   профессию ни получили, какое бы  социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует  самореализации, а отсюда и  общественному прогрессу.

               Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно.  Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что  является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения  самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.

     У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой.     Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета.     Другая черта, объединяющая науку и обществознание - стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии.      То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно иногда трудно поддается научному анализу и может разрушаться под его воздействием. Без проявлений духовности нет человеческого общества.
            Обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями. Обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать научные прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество факторов, которых трудно спрогнозировать, но, тем не менее, они оказывают сильное влияние на развитие общества.

Обществознание к тому же является учебной дисциплиной. Цели учебного предмета  обществознание структурированы  путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие  профессии: политолога, социолога, культуролога, юриста, экономиста, психолога, педагога, правоведа, менеджера (по отраслям) и т.п.

            Рассмотрим одну из менее известных, но очень интересных профессий – правовед. Правовед — специалист по правоведению, ученый-юрист,  знаток действующего законодательства, а также основ и философии права. Правоведение (или юриспруденция) — наука, которая изучает совокупность знаний о государстве, управлении и праве. Правовед как специалист в области правоведения — точно знает, что и как, а самое главное почему. Опираясь на законы государства, поможет уладить любую ситуацию, в которую по разным причинам попал его клиент.

Специалист в этой области  должен быть, прежде всего, обучен как теоретически, так и практически подходить к проблемам предпринимательского, криминального, земельного и трудового права. Для этого нужно закончить соответствующий вуз, получить высшее юридическое образование и после окончания обучения человек сможет работать не только практическим профессионалом, но и в научной сфере.

Студенты в процессе обучения изучают целый спектр правовых наук:

·        общую теорию государства и права;

·        историю политических и правовых учений;

·        историю государства и права, конституционное право;

·        отрасли национальной системы права.

 

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

Комментарии

Внимание! Напоминаем! Участники, не отправившие конкурсные работы, могут сделать это до 20 ноября 2016 года.

17 November 2016

ВАЖНО! Вниманию членов жюри! Начался третий этап конкурса. Вам необходимо оценить конкурсные работы до 02 Декабря. Подробности в личном кабинете.

22 November 2016

Куда можно отправить работу?

3 December 2016

Минестерство образования и науки Удмуртской Республики АОУДПО Институт повышения квалификации и переподготовки Работников образования Удмуртской Республики Элективный курс « Лоскутное шитье. Гигиена и здоровье девочек. Вышивка атласными лентами. Интерьер жилого помещения». для учащихся 9 класса. Автор : учитель технологии Загребина Екатерина Владимировна Кекоран 2016г. Элективные курсы для учащихся 9 класса «Лоскутное шитьё. Гигиена и здоровье девочек. Вышивка атласными лентами. Интерьер жилого помещения». Пояснительная запиcка. Актуальность данного курса. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Кроме того, их рекомендуется также использовать для предпрофильной подготовки учащихся. Актуальность этого курса возрастает в связи с появлением огромного количества профессий, связанных с развитием общества. В разработанных мною элективных курсах представлены четыре модуля: 1. «Лоскутное шитье», 2. «Гигиена и здоровье девочек», 3. «Вышивка атласными лентами», 4. «Интерьер жилого помещения». Курс предлагается для девочек 9 класса, так как учащиеся в этом возрасте начинают глубже интересоваться профессиональным самоопределением. В модулях дается представление о мире профессий, связанных с вышивкой, дизайном, украшением одежды и интерьером дома. Курс учит основам лоскутного шитья, вышивки лентами, дает представление создания интерьера жилого дома. У девочек в этом возрасте формируется необходимость ухода за своей внешностью, телом, одеждой и обувью, и поэтому предлагается еще модуль «Гигиена и здоровье девочек». Курс готовит девочек стать настоящими хозяйками, учит творческому подходу к делу, стать экономными, практичными и поможет сориентироваться в выборе профессии. Элективные курсы выполняют различные функции: • изучение ключевых проблем современности; • ознакомление с особенностями профессиональной деятельности; • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; • дополнение к углублению базового предметного образования; • компенсация недостатков обучения по профильным предметам. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. При этом они повторяют программу базового среднего образования. Схема обучения достаточно проста. Учащиеся самостоятельно выбирают три-пять элективных курсов из предложенных в учебном плане школы, и посещают их в течение всего учебного года. Для чего нужны элективные курсы? Во-первых, они помогают учащемуся определиться со специализацией и понять, какая профессия ему больше подходит. Во-вторых, элективные курсы выступают своего рода дополнением к основному курсу, что дает возможность углубить знания школьника в интересном для него направлении. Плюсы элективных курсов: Элективные курсы развивают умственные способности подростков и учат их анализировать обсуждаемый материал. Такое обучение позволяет сделать процесс познания более индивидуализированным и эффективным. Основная цель курса «Лоскутное шитье. Гигиена и здоровье девочек. Вышивка атласными лентами. Интерьер жилого помещения»: Ознакомить учащихся с миром профессий, научить ориентироваться в нём, создать условия для творчества и содействовать формированию социально-профессионального самоопределения. Образовательные цели: • дать возможность учащимся более глубоко ознакомиться с видами прикладного искусства; • дать представления о мире профессий, связанных с вышивкой, дизайном, украшением одежды и интерьера дома; • познакомить учащихся с понятием интерьера и его основными качествами, с композицией и зонированием, историческими стилями в искусстве; • расширить знания о видах декоративно-прикладного искусства; • формировать навыки ухода за своим телом; • обучить принципам и технологии изготовления изделий. Воспитательные цели: • создать предпосылки для формирования нравственной основы развития будущего профессионала, постоянного самоусовершенствования, стремление быть привлекательной для окружающих; • воспитать культуру восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна; • сформировать у учащихся любовь к труду; • прививать желание заниматься различными видами декоративно-прикладного искусства, дизайном. Развивающие цели: • развивать эмоционально-эстетическое восприятия действительности; • выявлять и развивать у детей коммуникативные способности; • развивать художественно-творческие способности учащихся в создании композиционного единства всех средств организации интерьера; • выявлять склонности и способности учащихся к выполнению работ; • развивать в детях чувство осмысления ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности; • развивать у школьников художественный вкус и фантазию, во время трудовой деятельности. Задачи курса: • познакомить с профессиями: мастер художественной обработки материалов, вышивальщица, дизайнер интерьера, парикмахер, стилист, визажист, косметолог; • совершенствовать умения по лоскутному шитью, вышиванию лентами, полученные на уроках; • развивать творческий подход к выполнению работ по дизайну интерьера; • создать основу для понимания значимости данных профессий; • систематизировать и углубить знания, полученные на уроках и элективных курсах; • развивать эстетические чувства, художественную инициативу учащихся, самостоятельность, способность учащихся оценивать ситуацию, делать выводы, решать творческие задачи; • воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, культуру поведения; • развивать навыки в выполнении различных видов рукоделий; • применение информационных технологий для развития кругозора учащихся, и получения новых знаний при планировании своих действий. Планируемые результаты Компетенции Компетенции Уровень На текущий момент Прогноз на перспективу 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Навыки ручного , автоматезированного труда + + Решение проблем + + Предпринимательство + + Грамотность + + Умение представить свою работу + + Планирование труда + + Организация труда + + Коммуникация + + Знание иностранных языков + + Передача знаний + + Работа в команде + + Поиск, отбор и использование инфорации + + Личностные качества Качество Уровень На текущий момент Прогноз на перспективу 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Проявление инициативы + + Интерес к работе + + Способность работать самостоятельно + + Ответственность за качество труда + + Настойчивость + + Чувство ответственности + + Творческий подход + + Инновационный подход + + Гибкость, адаптивность к изменениям + + Критерии оценки. Система диагностики и оценивания согласована с требованиями контрольно- измерительных материалов по базовым предметам. Итоговая оценка - накопительная, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах и суммируются по окончании курса. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков полученных на уроках; • текущий, проводимый в ходе урока и закрепляющий знания на данном занятии, по конкретной теме; • итоговый, проводимый после завершения изучения темы (вида лоскутного шитья). Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ учащихся, где каждый получает право оценить работу свою и работу одноклассницы. При этом отмечаются наиболее удачные решения выполнения работ, разбираются характерные ошибки. Такой прием приучает к самоконтролю, самоанализу, формирует умение и навыки самостоятельной работы. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита работы, участие в выставках, ярмарках. В предложенных элективных курсах по технологии, предлагаются четыре раздела, которые призваны развить у учащихся следующие творческие способности: • - интерес к изучению различных видов рукоделия; • - интерес к оформлению интерьера жилого помещения, в расширении кругозора своих познаний о профессии дизайнера интерьера; • - формирование ухода за своим телом и здоровьем. • - раздел «гигиена и здоровье девочек» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, • - привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами, сохраняющими его. Для реализации программы предполагается использование различных методов и форм проведения занятий: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - практические работы; - творческо-поисковый. Отбор содержания курсов по выбору построен в соответствии: - с содержанием базового учебного предмета «Технолоия»; - с учетом индивидуальных запросов учащихся и родителей; - с учетом общественного запроса; - с учетом возможностей реализации программы. Обучение основывается на следующих педагогических принципах: • личностно-ориентированного подхода к учащимся; • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации; • сотрудничества и ответственности; • сознательного усвоения учебного материал; • систематичности, последовательности и наглядности обучения. Таким образом, данная программа элективного курса является актуальной, отвечает требованиям современного образования, составлена с учетом потребностей сегодняшнего времени. Она дает возможность обучающимся реализовать свои задатки в условиях восприятия дизайнерского искусства, традиций, и на основе выполнения творческих заданий. Происходит развитие детей, получение необходимых знаний, создание условий для их самореализации и самоутверждению Программа рассчитана на учащихся 9 класса. Модуль I. «Лоскутное шитье». Лоскутное шитье - широко распространенный на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Содержание программы модуля «Лоскутная техника " в 9 классах направлено на воспитание у учащихся художественной культуры, развитие интереса к декоративному творчеству. В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с истоками возникновения и развития лоскутного шитья, ознакомить с разновидностями лоскутной техники, научить выполнять изделия в этой технике. Во время занятий целесообразно использовать разнообразный иллюстрированный материал и образцы произведений народных мастеров. Особенностью этих уроков является обязательная историческая справка, т.к. дети не имеют достаточных знаний и жизненного опыта по данной теме. Цели модуля : • формирование учащихся художественной и духовной культуры; • создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся. Задачи модуля: • приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства; • создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся; • формирование навыков и приемов работы в лоскутной технике. Кроме того, обучение по программе построено по принципу " от простого – к сложному", от вырезания простых элементов – к составлению сложных композиций. В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, деятельный, исследовательский. Модуль II. «Гигиена и здоровье девочек» Модуль «Гигиена и здоровье» рассчитан на 10 часов и разработан для учащихся 9 класса, которые уже изучили биологию человека. Относится ЭК к курсам, направленным на удовлетворение познавательных интересов учащихся. Цель модуля: • формирование навыков ухода за своим телом; • закрепление навыков гигиены умственного труда; • вырабатывание привычки соблюдать режим дня; • знакомство учащихся с некоторыми профессиями. Задачи модуля: • освоение учащимися технологии ухода за кожей, ногтями, волосами; • выработка умений наносить макияж, маски для любого типа лица, делать причёски, маникюр, умение правильно питаться, дышать; • умение закаляться; • умение долго сохранять работоспособность; • знакомство учащихся с профессиями: визажист, врач-косметолог, парикмахер, психолог, психиатр. В результате изучения модуля «Гигиена и здоровье» у учащихся должны сформироваться навыки ухода за своим телом; умения правильно регулировать свой режим дня; сохранять работоспособность длительное время; заботиться о своём здоровье, о своём внешнем виде. Модуль III. «Вышивка атласными лентами». В процессе изучения модуля «Вышивка атласными лентами» учащимся дается историческая информация об использовании атласных лент в одежде и интерьере, инструментах и приспособлениях, используемых во время работы. Обязательно проводятся занятия, где учащихся практически обучаются технике вышивания лентами. Цели модуля: • познакомить учащихся с разновидностями швов, выполняемыми атласными лентами; • развить навыки вышивания лентами; • расширить знания о видах декоративно-прикладного искусства. Задачи модуля: • освоение учащимися технологий вышивки; • выполнение различных швов в этой технике; • вышивание образцов различных цветов; • оформление панно, вышитого в этой технике. В результате изучения модуля «Вышивка атласными лентами» учащиеся должны научиться правильно подбирать цвета для оформления работы, научиться изготавливать панно, которые послужат для оформления интерьера квартиры. В результате вышивания у девочек развивается эстетический вкус, любовь к прекрасному. При изучении этого модуля проводятся теоретические занятия с использованием ИКТ и другой наглядности и практические, где девочки смогут сами выполнять замечательные работы. Модуль IV. «Интерьер жилого помещения» Одним из новых направлений в программе “Технология”, призванном в органическом единстве решать задачи трудового и эстетического воспитания школьников, является изучение модуля «Интерьер жилого дома». Полученные знания и практический опыт работы, помогут ученикам в выборе профессии, могут быть применены при оформлении школьного кабинета, своей комнаты, квартиры и т.д. Актуальность этого модуля заключается в том, что она отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, ориентирована на эффективное решение проблем в будущем. Цели модуля: • знакомство учащихся с понятием «интерьер», с композицией, зонированием, историческими стилями ; • формирование у учащихся эстетического начала при создании интерьера жилого дома; • развитие у школьников художественного вкуса и фантазии, творческой активности; • развитие навыков обучения школьников прикладным умениям по созданию комфорта в доме. В результате изучения модуля учащиеся должны: – овладеть приёмами оформления жилого помещения (свет, стены, мебель, шторы в зависимости от назначения комнаты) ; – научиться создавать законченные, индивидуальные проекты оформления помещений; – научиться проектировать жилые помещения, используя множество различных стилей и своих собственных идей; –– знать основные элементы дизайна, композиции и оформления помещений. Планирование занятий № Темы Кол-во часов Занятие Теорет. Практич. I Модуль . Лоскутное шитье 1. Вводное занятие. Исторические сведения. 2 2 2. Виды лоскутного шитья - шитье из квадратов. 2 2 3. Шитье из прямоугольных треугольников. 2 2 4. Шитье из полос. 2 2 5. Шитье из фестонов. 4 4 6. Шитье на основу (аппликация). 4 4 7. Оформление диванной подушки. 4 4 8. Оформление пледа в лоскутной технике. 4 4 Итого: 24 2 22 II Модуль. Гигиена и здоровье 1. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. 1 1 2. Питание и здоровье. 1 1 3. Инфекционные заболевания. 1 1 4. Закаливание. 1 1 5. Гигиенические основы учебного труда. 1 1 6. Гигиена кожи. Косметика макияж. 1 1 7. Гигиена волос. Прически. 1 1 8. Уход за ногтями. 1 1 9. Гигиена одежды и обуви. 1 1 10. Влияние алкоголя и наркотиков на организм подростка. 1 1 ИТОГ: 10 часов. 7 3 III модуль. Вышивка атласными лентами. 1. Исторические сведения. Инструменты и приспособления для вышивки. 2 2 2. Швы и техники. Шов «Вперед иголку», шов «Узелки». 2 2 3. Шов «Петля», шов «Полупетля». 2 2 4. Шов «Захват», ленточный стежок. 2 2 5. Прямой стежок петельный, узелок «Рококо». 2 2 6. Роза из скрученной ленты, роза «Паутинка», «Незабудки». 2 2 7. Узоры. Вышивка композиций «Тюльпаны». 2 2 8.Вышивание композиций «Шиповник», «Анютины глазки». 2 2 9. Объемные цветы. Розы. Нарциссы. 2 2 10. Творческая работа. Оформление панно в технике вышивания лентами. 6 6 Итог: 24 2 22 IV модуль .Интерьер жилого помещения. 1. История дизайна. Симметрия. Ассиметрия. 1 1 2. Интерьер в нашем доме. Создание интерьера кухни. 2 1 1 3. Композиция в интерьере. Характерные особенности жилого дома. Освещение. Цвет в интерьере жилого дома. 2 1 1 4. Оформление жилого дома. Оформление окон. Шторы. 1 1 5.Комнатные растения, их роль в жизни человека. Разновидности комнатных растений и уход за ними. Комнатные растения в интерьере дома. 2 1 1 6. Основы цветоведения. Оптические и психологические свойства цвета. 1 1 7. Стили, характерные особенности стилей. Стили в интерьере. 1 1 Итог. 10 7 3 Всего: 68 часов. Планируемые результаты (УУД курса) Виды планируемых учебных действий Учебные действия Личностные Как понять себя и чувства другого это действия, включающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; Метапредметные Регулятивные Что входит в умение учиться. Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. Познавательные Как сделать учебу интересней. Это действия, обеспечивающие процесс приобретения и усвоения учащимися знаний в той или иной предметной области Коммуникативные Умеем ли мы общаться Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмен информацией Предметные результаты: 3-й уровень Учащиеся в целом усвоили теоретический курс, знают и используют при ответах профессиональные термины; воспроизводят ключевые моменты учебного материала. Метапредметные результаты: 2-й уровень • Регулятивные - под руководством учителя собирают материал, составляют план совместных действий. Распределяются на группы, ставят себе конкретную цель, прогнозируют возможные ситуации, ищут способы их преодоления, выявляют наиболее простой способ решения задачи. • Познавательные – учатся познавать и исследовать окружающий мир, проводят наблюдения, логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство выдвижение гипотез), работают в группах под руководством учителя с ИКТ; отбирают нужный материал, появляется интерес к работе и к знаниям, учатся оценивать выполненную работу и так постепенно школьник превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность. • Коммуникативные – взаимодействуют а социуме, приобретают умения вступать в диалог, коллективно обсуждают проблемы, четко выражают свои мысли, доказывают примерами, учитывают мнения других. Учатся выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, умеют разрешать конфликты, осуществлять взаимопомошь, добывать знания и приобретать умения, которые пригодятся для работы в группах, во взрослой жизни, на службе и в семье. Личностные результаты: 2-й уровень Учатся правильно оценивать себя и свои поступки, умеют сопереживать , оказывать взаимопомошь, чувствовать другого человека. Могут противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Знают о востребованных профессиях. На основе изученного курса у учащихся появляется устойчивый интерес к какому-то либо виду деятельности и самоопределяются в выборе профессии. Учащиеся должны знать: • сведения о цвете и цветовых сочетаниях; • различные приемы меблировки помещений; • технику безопасности в работе; • принципы и технологию изготовления изделий; • профессии, связанные с тематикой курсов; • знать применение информационных технологий. Учащиеся должны уметь: • владеть навыками выполнения изделий; • владеть приемами дизайна жилого помещения; • вышивать атласными лентами, овладеть техникой лоскутного шитья; • владеть навыками ведения здорового образа жизни. Контрольно-измерительные материалы. • - анкеты; • - тесты; • - карточки с заданиями. АНКЕТА « ИЗУЧЕНИЯ ЖЕЛАЕМОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА» Каждый человек хочет занять какое-то определенное по¬ложение в жизни. Чего ты ждешь от того положения в жизни, которое ты хочешь занять? Ответь, поставив рядом с каждым высказыванием один из баллов, которые означают: 1 - совсем неважно; 2 - довольно неважно; 3 - безразлично; 4 - довольно важно; 5 - очень важно. Для меня важно, чтобы положение, которое я займу в жизни, обеспечило мне возможность: 1. Жить обеспеченной жизнью. 2. Руководить людьми. 3. Быть полезным людям. 4. Иметь много свободного времени. 5. Самому распоряжаться своим временем. 6. Видеть новые места, новых людей. 7. Применять свои возможности. 8. Быть высокооплачиваемым. 9. Продвигаться по службе. 10. Быть нужным людям. 11. Расходовать поменьше сил. 12. Самому решать, что и как нужно делать. 13. Быть окруженным людьми моего возраста. 14. Работать творчески. 15. Хорошо зарабатывать. 16. Добиться высокого положения в обществе. 17. Быть полезным обществу. 18. Заниматься чистой и легкой работой. 19. Ни от кого не зависеть. 20. Общаться с людьми. 21. Постоянно совершенствоваться Обработка анкеты На каждое ожидание приходится по три, утверждения; для того, чтобы определить значимость данного ожидания, для одного человека подсчитывается средний балл по трем высказываниям. Поскольку в анкете высказывания даны вразбивку, для определения значимости различных ожиданий следует подсчитывать средние значения по следующим группам высказываний: самореализация -7, 14, 21; заработок -1,8, 15; карьера - 2, 9, 16; альтруизм - 3, 10, 17; условия труда - 4, 11, 18; самостоятельность - 5,12,19; общение - 6,13,20. Тесты Тест интересов и склонностей Инструкция: Для выполнения задания каждому перечисленному ниже действию дайте две оценки: А – насколько хорошо вы умеете его выполнять Б – насколько вы бы хотели иметь его в качестве ежедневных профессиональных обязанностей. Оценки давать согласно следующим шкалам. Оценка А Оценка Б 5 – получается очень хорошо 5 – очень нравится 4 – получается хорошо 4 - нравится 3 – получается средне 3 – отношусь безразлично 2 – получается плохо 2 – не нравится 1 – получается очень плохо 1 – очень не нравится Номер выбранного вами ответа в цифрах от 1 до 5 необходимо записать в соответствующую графу бланка ответов. Отвечайте по возможности быстро, вспоминая свой опыт выполнения подобных действий. Если вам никогда не приходилось заниматься таким действиями. То вместо ответа поставьте прочерк. 1. Выращивать дома, на дачи или оранжерее цветы, деревья, другие растения 2. Выполнять лабораторные работы по физике, проводить физические опыты в школе и дома. 3. Спокойно и терпеливо объяснять что-либо другим людям, даже если приходится повторять сказанное несколько раз. 4. Делать вырезки из текстов, выписки из книг и статей, подбирая их по определенной тематике. 5. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения на свободную тему. 6. Определять по внешнему виду различные виды животных. Насекомых, растений, знать их названия. 7. Решать различные головоломки, разбираться в их устройстве. 8. Ухаживать за больными людьми, причем не только за членами своей семьи. 9. Составлять конспекты, планы различных видов работ. 10. Создавать различные произведения изобразительного искусства (рисовать красками и карандашом, лепить). 11. Выращивать дома или в зоологическом кружке какое-нибудь животное. Следить за его состоянием, ухаживать за ним. 12. Ремонтировать различные механизмы: механические, электрические, электронные. 13. Внимательно, не перебивая, выслушивать людей. 14. Находить ошибки в письменных работах по родному языку, литературе. 15. Разбираться в том, какие мысли и чувства хотел выразить автор в различных произведениях искусств: картинах, фильмах, романах, пьесах. 16. Наблюдать за животными. Насекомыми. Изучать их повадки. 17. Искать и находить наиболее рациональный способ решения технической или любой практической задачи. 18. Заниматься с детьми младшего возраста: играть с ними, рассказывать интересные истории, учить чему-нибудь. 19. Запоминать различные формулы, законы, условные обозначения. 20. Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни или музыкальные номера. 21. Читать книги о животных, растениях, насекомых, находить в них интересные факты и события. 22. Конструировать и собирать модели различных механизмов и машин. 23. Убеждать других людей в своей правоте, улаживать ссоры, споры между сверстниками. 24. Строить графики, составлять таблицы, рисовать карты. 25. Придумывать новые, оригинальные варианты моделей одежды, прически. Украшений интерьера. Обработка: 1. Суммировать все значения в каждой из десяти строк. В результате в столбике «Сумма баллов» должно получиться десять значений. 2. Сложить полученные значения попарно, разделить на 5, округлить результаты до целого числа и записать их по порядку в строку «Индивидуальный профиль» таким образом, чтобы результат из строчек с цифрой 1 попал под букву «П», из строчки 2 – под букву «Т» Бланк ответов. Оценка интересов и склонностей сумма 1а 6а 11а 16а 21а 1б 6б 11б 16б 21б 2а 7а 12а 17а 22а 2б 7б 12б 17б 22б 3а 8а 13а 18а 23а 3б 8б 13б 18б 23б 4а 9а 14а 19а 24а 4б 9б 14б 19б 24б 5а 10а 15а 20а 25а 5б 10б 15б 20б 25б П Т Ч З Х Индивидуальный профиль Адрес анкет и тестов:348SPB.EDUSTE.RU p70aa1.HTML Методическое обеспечение: 1. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание элективного курса, предполагают наличие учебного кабинета; 2. Дидактические материалы: 3. Анкеты. 4. Тесты для входной диагностики. 5. Рефераты, исследования, выступления по темам: «История лоскутной техники», «Изделия из лоскутков», «Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья», «Питание и здоровье», «Закаливание», «Гигиенические основы учебного труда», «Влияние алкоголя и наркотиков на организм человека», «История вышивки лентами», «История дизайна», «Интерьер нашего дома», «Композиция в интерьере», «Комнатные растения и их роль в жизни человека», « Основы цветоведения». 6. Образцы выполненных работ. 7. ИКТ. Презентации по темам курса. 8. Список литературы для учителя и учащихся. Для занятий необходимы следующие средства и материалы: швейная машина, карандаш простой, карандаши цветные, фломастеры, маркеры, атласные ленты, швейные нитки, иголки швейные, линейки, сантиметровая лента, тесьма разная по фактуре и размеру, ткань разная по цвету и фактуре, образцы косметических средств. Список литературы для педагога. 1. Антипова М.А. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов на Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192 с. 2.Программы по технологии для общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев) – М.: Просвещение, 2000г. 3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 4. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества. Книга для учителя. Брянск, 1999. 5. Уход за комнатными растениями. 300 вопросов и ответов.- Москва, ЭКСМО.- 2003. 6. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под ред. В. Д. Симоненко.- Москва.: Вентана-Граф.- 2000. 7. Лиза: Мой уютный дом.- №1, 2004. Лиза: Цветы в доме.- №10, №11,2004. 8. Е.Ф. Новикова «Вдохновение» Минск 1994 г. «Икебена и бонсай» Веre Москва 2000 г. Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир» Linka press 1997 Журналы: Приусадебное цветоводство №6,8,12 2001 г. 2003 г. Фотографии и иллюстрированный материал, открытки, печатный материал из газет. Список литературы для учащихся. 1. Антипова М.А. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов на Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192 с. 2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 3. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества. Книга для учителя. Брянск, 1999. 4. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под ред. В. Д. Симоненко.- Москва.: Вентана-Граф.- 2000. 5. Лиза: Мой уютный дом.- №1, 2004. Лиза: Цветы в доме.- №10, №11,2004. 6.Павлова Т.А. Профориентация старшеклассников. 7.Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. 8.Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова.- 8-е.изд.-Ростов н/Д: Феникс,2007.- 157с.: ил.,(8)л.ил.-(Город мастеров). 9. Фантазии из шелковых ленточек /Хелен Дафтер. Перевод и издание на русском языке ЗАО «Издательская группа Контэнт», 2007. Минестерство образования и науки Удмуртской Республики АОУДПО Институт повышения квалификации и переподготовки Работников образования Удмуртской Республики Элективный курс « Лоскутное шитье. Гигиена и здоровье девочек. Вышивка атласными лентами. Интерьер жилого помещения». для учащихся 9 класса. Автор : учитель технологии Загребина Екатерина Владимировна Кекоран 2016г. Элективные курсы для учащихся 9 класса «Лоскутное шитьё. Гигиена и здоровье девочек. Вышивка атласными лентами. Интерьер жилого помещения». Пояснительная запиcка. Актуальность данного курса. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Кроме того, их рекомендуется также использовать для предпрофильной подготовки учащихся. Актуальность этого курса возрастает в связи с появлением огромного количества профессий, связанных с развитием общества. В разработанных мною элективных курсах представлены четыре модуля: 1. «Лоскутное шитье», 2. «Гигиена и здоровье девочек», 3. «Вышивка атласными лентами», 4. «Интерьер жилого помещения». Курс предлагается для девочек 9 класса, так как учащиеся в этом возрасте начинают глубже интересоваться профессиональным самоопределением. В модулях дается представление о мире профессий, связанных с вышивкой, дизайном, украшением одежды и интерьером дома. Курс учит основам лоскутного шитья, вышивки лентами, дает представление создания интерьера жилого дома. У девочек в этом возрасте формируется необходимость ухода за своей внешностью, телом, одеждой и обувью, и поэтому предлагается еще модуль «Гигиена и здоровье девочек». Курс готовит девочек стать настоящими хозяйками, учит творческому подходу к делу, стать экономными, практичными и поможет сориентироваться в выборе профессии. Элективные курсы выполняют различные функции: • изучение ключевых проблем современности; • ознакомление с особенностями профессиональной деятельности; • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; • дополнение к углублению базового предметного образования; • компенсация недостатков обучения по профильным предметам. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. При этом они повторяют программу базового среднего образования. Схема обучения достаточно проста. Учащиеся самостоятельно выбирают три-пять элективных курсов из предложенных в учебном плане школы, и посещают их в течение всего учебного года. Для чего нужны элективные курсы? Во-первых, они помогают учащемуся определиться со специализацией и понять, какая профессия ему больше подходит. Во-вторых, элективные курсы выступают своего рода дополнением к основному курсу, что дает возможность углубить знания школьника в интересном для него направлении. Плюсы элективных курсов: Элективные курсы развивают умственные способности подростков и учат их анализировать обсуждаемый материал. Такое обучение позволяет сделать процесс познания более индивидуализированным и эффективным. Основная цель курса «Лоскутное шитье. Гигиена и здоровье девочек. Вышивка атласными лентами. Интерьер жилого помещения»: Ознакомить учащихся с миром профессий, научить ориентироваться в нём, создать условия для творчества и содействовать формированию социально-профессионального самоопределения. Образовательные цели: • дать возможность учащимся более глубоко ознакомиться с видами прикладного искусства; • дать представления о мире профессий, связанных с вышивкой, дизайном, украшением одежды и интерьера дома; • познакомить учащихся с понятием интерьера и его основными качествами, с композицией и зонированием, историческими стилями в искусстве; • расширить знания о видах декоративно-прикладного искусства; • формировать навыки ухода за своим телом; • обучить принципам и технологии изготовления изделий. Воспитательные цели: • создать предпосылки для формирования нравственной основы развития будущего профессионала, постоянного самоусовершенствования, стремление быть привлекательной для окружающих; • воспитать культуру восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна; • сформировать у учащихся любовь к труду; • прививать желание заниматься различными видами декоративно-прикладного искусства, дизайном. Развивающие цели: • развивать эмоционально-эстетическое восприятия действительности; • выявлять и развивать у детей коммуникативные способности; • развивать художественно-творческие способности учащихся в создании композиционного единства всех средств организации интерьера; • выявлять склонности и способности учащихся к выполнению работ; • развивать в детях чувство осмысления ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности; • развивать у школьников художественный вкус и фантазию, во время трудовой деятельности. Задачи курса: • познакомить с профессиями: мастер художественной обработки материалов, вышивальщица, дизайнер интерьера, парикмахер, стилист, визажист, косметолог; • совершенствовать умения по лоскутному шитью, вышиванию лентами, полученные на уроках; • развивать творческий подход к выполнению работ по дизайну интерьера; • создать основу для понимания значимости данных профессий; • систематизировать и углубить знания, полученные на уроках и элективных курсах; • развивать эстетические чувства, художественную инициативу учащихся, самостоятельность, способность учащихся оценивать ситуацию, делать выводы, решать творческие задачи; • воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, культуру поведения; • развивать навыки в выполнении различных видов рукоделий; • применение информационных технологий для развития кругозора учащихся, и получения новых знаний при планировании своих действий. Планируемые результаты Компетенции Компетенции Уровень На текущий момент Прогноз на перспективу 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Навыки ручного , автоматезированного труда + + Решение проблем + + Предпринимательство + + Грамотность + + Умение представить свою работу + + Планирование труда + + Организация труда + + Коммуникация + + Знание иностранных языков + + Передача знаний + + Работа в команде + + Поиск, отбор и использование инфорации + + Личностные качества Качество Уровень На текущий момент Прогноз на перспективу 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Проявление инициативы + + Интерес к работе + + Способность работать самостоятельно + + Ответственность за качество труда + + Настойчивость + + Чувство ответственности + + Творческий подход + + Инновационный подход + + Гибкость, адаптивность к изменениям + + Критерии оценки. Система диагностики и оценивания согласована с требованиями контрольно- измерительных материалов по базовым предметам. Итоговая оценка - накопительная, когда результ

5 December 2016