Обучающие карточки по русскому языку на тему «Словарные слова» (2–3 класс)
Пояснительная записка
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения. Работа по правописанию словарных слов трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов и обязательно должна быть систематической. Пособие "Обучающие карточки "Словарные слова"", предназначено для 2-3 класса коррекционной школы (с нарушением интеллекта). В данном пособии собран разнообразный занимательный материал: загадки, пословицы, отрывки из произведений художественной литературы и устного народного творчества, тест, составление предложений по картинкам, картинное лото, раскраски. При помощи упражнений закрепляются и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Цель: формирование навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами через использование нестандартных методов и приёмов словарной работы.
Задачи: формировать прочные навыки правописания словарных слов; развивать орфографическую зоркость; развивать навыки работы со словарными словами и умение употреблять их в устной и письменной речи; обогащать и активизировать словарный запас обучающихся; развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать; воспитывать интерес к родному языку.
Обучающиеся карточки "Словарные слова" предназначены для уроков русского языка во 2 и 3 классе коррекционной школы с интеллектуальными нарушениями. Карточки "Словарные слова" могут быть использованы как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе. Карточки можно использовать для индивидуального и фронтального обучения. Количество времени работы с карточками зависит от формы работы. Для фронтальной работы 10 мин., при индивидуальной работе время варьируется от 10-20 мин. Работу по карточке со словарным словом можно разделить на несколько дней, это зависит, по какому образовательному маршруту занимается класс (ученик). В ходе работы с карточками привлекаются слуховая память, зрительная и моторная. Работа дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.
Базовые учебные действия (БУД):
Познавательные БУД:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
построения рассуждения;
применение и представление информации;
Коммуникативные БУД:
обращаться за помощью;
задавать и отвечать на вопрос, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
формулировать собственное мнение и позицию;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути её достижения;
- работать индивидуально, паре и в группе;
осуществлять самоконтроль, взаимный контроль.
Регулятивные БУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Ожидаемые результаты:
- у обучающихся сформируется навык грамотного написания словарных слов;
- активизируется и обогатиться словарный запас;
- систематизируется работа со словарными словами;
- расширится картинный мир обучающихся;
- добиться безошибочного письма с трудным написанием, используя приемы запоминания, разнообразные, интересные нетрадиционные методы при работе со словарными словами.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у обучающихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
Инструкция по использованию карточек:
Карточки разделены на три колонки. В каждой колонке даны задания для работы со словарным словом:
1. Детям (ребенку) предлагается внимательно посмотреть на карточку. Сказать, что изображено в левом верхнем углу. Прочитать и произнести четко надпись под картинкой. Назвать букву, которая выделена красным цветом. Спросить, почему она выделена. Записать это слово в словарик.
2. Работа с загадкой. ( отгадать загадку, записать отгадку в рабочую тетрадь, поставить в слове ударение).
3. Пиши красиво. Обучающимся предлагается написать красиво предложение со словарным словом.
4. Работа с текстом. Ребятам предлагается прочитать данный текст, найти в нем словарное слово и выполнить данное задание. Задание определено под знаком"*".
5. Выучи пословицы. Обучающимся предлагается прочитать пословицы, объяснить их значение, выучить их и написать по памяти. Это задание можно задать на дом.
6. Выбери правильный ответ. Тест на соотнесение картинки (образа) и слова. Необходимо выбрать правильный ответ. Правильный ответ отметить "۷". Отмечать можно на карточках фломастером, после проверки протереть влажной салфеткой.
7. Составь предложение по картинке. Детям предлагается составить предложение по картинке, используя словарное слово.
Для закрепления и проверки правописания словарных слов предлагается поиграть в "Загадочное лото"
"Картинное лото" (на соотнесение слова и картинки)
"Вставь пропущенную букву"
"Загадочное лото" - в эту игру можно играть в парах, группах, индивидуально и коллективно. Загадки может читать учитель, а могут и дети. Прочитав загадку, дети отгадывают загадку и находят карточку отгадку.
"Картинное лото" - в эту игру можно играть в парах, группах, индивидуально и коллективно. Ребятам предлагается соотнести картинку и слово.
"Вставь пропущенную букву" - в эту игру можно играть в парах, группах, индивидуально и коллективно. Учащимся раздаются карточки и фломастером они вставляют пропущенную букву.
Раскраски. Для коррекции мелкой моторики, ребятам предлагается раскрасить картинку и подписать ее, затем можно сделать выставку рисунков.
Карточки распечатаны на офисной бумаге формата А4 и заламинированы. Для хранения карточек и раскрасок используется папка с файлами. Пособие состоит из 17 карточек со словарными словами, 2 карточки "Картинное лото", 2 карточки "Загадочное лото", 2 карточки "Вставь пропущенную букву". Слова в папке расположены в алфавитном порядке. Данную папку можно дополнить словарными словами для 3 - 4 классов.
DOCX / 2.14 Мб
карточки "Словарные слова"
DOCX / 6 Мб
карточки для игры в лото
DOCX / 1.03 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Артеменко Елена Николаевна
Янакова Ольга Александровна
Артеменко Елена Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Артеменко Елена Николаевна
Дементьева Ирина Михайловна
Артеменко Елена Николаевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Артеменко Елена Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Артеменко Елена Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Артеменко Елена Николаевна
Ильина Оксана Геннадьевна
Артеменко Елена Николаевна
Сингаевская Наталья Валерьевна