Проект на тему «Обучение сослагательному наклонению английского языка в основной общеобразовательной школе» (6–9 классы)
Слайд
В современном обществе роль английского языка занимает не маловажное место. Предмет «Английский язык» в силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика.
Обучение грамматике в школе, должно занимать одну из ведущих позиций, так как грамматический навык является одним из составляющих говорения. Овладение языком, как средством общения, является целью обучения наиболее распространенного подхода к обучению грамматического аспекта английского языка - коммуникативного. Вопрос о категории наклонения в системе современного английского глагола является одним из наиболее сложных и запутанных. Это и обусловили выбор и актуальность темы исследования.
Данная работа посвящена изучению грамматики английского языка в общеобразовательных школах, а именно исследованию сослагательного наклонения, в котором действие представлено не как реальный факт, а как предполагаемое, желательное или возможное действие при наличии каких-либо условий.
Рассмотрением грамматических категорий глагола в разное время занимались такие ученые как Т.А. Барабаш, Л.С. Бархударов, И.М. Берман, О. Есперсен, Б.А. Ильиш, Т.А. Казарицкая, Г.Г. Почепцов, И.В. Резник, Т.С. Сорокина, Д.А. Штелинг и другие.
Слайд
Объектом нашего исследования является процесс формирования грамматических навыков обучающихся основной школы на уроках английского языка.
Предмет исследования – грамматическая форма глагола – сослагательное наклонение (Subjunctive Mood).
Слайд
Цель работы заключается в выявлении основных особенностей английского сослагательного наклонения и специфики его использования на уроках английского языка в основной школе.
Слайд
Реализация цели работы предполагает решения ряда задач, которые представлены на экране:
- проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- изучить общую характеристику грамматической категории наклонения английского глагола;
- рассмотреть образование форм сослагательного наклонения и их употребление в английском языке;
- разработать, апробировать и выявить эффективность электронного учебно-методического пособия по обучению сослагательному наклонению обучающихся основной общеобразовательной школы.
Нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы; гипотетико-дедуктивный метод; эмпирические методы исследования.
Слайд
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения электронного учебно-методического пособия «Subjunctive Mood» в общеобразовательный процесс по английскому языку в качестве приложения к УМК «Spotlight» (авторы Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс) в 7-8 классах при изучении грамматической темы «Сослагательное наклонение».
Поставленные цели и задачи определяют структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, списка используемой литературы и источников.
В первой главе дается общая характеристика грамматической категории наклонения английского глагола, рассматривается образование форм сослагательного наклонения и их употребление в английском языке.
Формы наклонения показывают, как говорящий рассматривает действие по отношению к действительности.
В английском языке сослагательное наклонение – это форма глагола, которая выражает предположение, желание, нереальность выполнения действия или сомнение. В русском языке это выражается глаголами в прошедшем времени в сочетании с частицей «бы» (если бы, чтобы и т. п.).
В систему сослагательного наклонения входят два ряда форм: аналитические (Subjunctive I) и синтетические (Subjunctive II).
Формы сослагательного наклонения изменяются по залогам и видам и всегда являются или перфектными, или неперфектными.
Формы сослагательного наклонения не являются формами настоящего, будущего или прошедшего времени. Их временные отношения выражаются противопоставлением перфектных и неперфектных форм.
Исходя из этой главы, можно заметить, что сослагательное наклонение в английском имеет некоторые особенности употребления, не зная которые можно допустить множество ошибок в построении и употреблении того или иного выражения. Заметим, что сослагательные предложения достаточно распространены в речи, мы сталкиваемся с ними ежедневно. Изучить правила их построения не составляет особого труда, потому что каждому типу соответствует определенная структура и время (этот абзац можно зачитать, но только если с ним будет не более 7 мин).
Во второй главе раскрывается роль грамматики в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, характеризуется психолого-педагогические особенности школьников среднего этапа обучения, а также дается описание разработанного электронного учебно-методического пособия и экспериментальная проверка его эффективности.
Тенденции развития современной системы образования неразрывно связаны с широким внедрением в учебный процесс различных форм, методов и средств активного обучения. Одной из ведущих тенденций информатизации общества является развитие мультимедийных (электронных) пособий, их проникновение в науку и образование (этот абзац можно зачитать, но только если с ним будет не более 7 мин).
Использование электронных пособий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей обучающихся во время уроков английского языка.
Сейчас мы бы хотели представить Вам наше пособие.
Слайд
Данное электронное пособие предназначено для освоения и тренировки грамматического материала по теме «Subjunctive Mood».
Сфера использования пособия: урочная и внеурочная деятельность учащихся средней ступеней обучения.
Круг пользователей: учителя и учащиеся общеобразовательных школ.
Данное пособие дает возможность подробно рассмотреть формы глагола сослагательного наклонения. После овладения теорией на данную тему можно приступить к практической части: к упражнениям на отработку изученного материала.
Слайд 9
Ознакомившись с общим понятием «сослагательного наклонения», мы переходим в основное меню.
Слайд 10
По гиперссылкам пользователь может приступить к изучению каждой из форм сослагательного наклонения отдельно.
Слайд 11
При переходе к Subjunctive I или Subjunctive II дается подробная информация о правилах и случаях употребления,
Слайды (один за другим) ,
,
о значении и о построении предложений в выбранной пользователем форме наклонения.
Слайд
Таким же образом происходит знакомство и с «Subjunctive II».
Примечание: в правом нижнем углу экрана на протяжении всего теоретического материала имеется гиперссылка – которая позволяет вернуться к главному экрану.
По окончании ознакомления с теоретическим материалом, школьникам предлагается перейти в раздел главного меню «Exercises», где представлены упражнения для тренировки и закрепления.
Слайд 16
Все упражнения представлены по нарастанию сложности. Первые четырнадцать упражнений являются языковыми и позволяют направить внимание обучаемых на усвоение форм, значений и употребления сослагательного наклонения (тренировка и автоматизация).
Слайд 17
Упражнения имеют такие установки как: «Choose the correct form of the verb», «Give the appropriate forms for the verbs in brackets», «Translate into English», «Rewrite the following, using a wish-construction» и другие.
Упражнения №№15-20 являются условно-речевыми и речевыми. Они способствуют развитию навыков спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации. На этом этапе осуществляется оформление грамматических речевых умений и навыков, т.е. применение в речи.
Слайд
Имеются следующие установки к упражнениям: «Your friend faces a choice of what specialization to get. Give him/her some advice pointing out advantages and disadvantages of each specialization», «Invent a chain story according to the pattern» и т.д.
Упражнения в пособии имеют гиперссылку на проверку правильных ответов (языковые упражнения) и гиперссылки для перехода к следующему упражнению или возврат в раздел «Exercises» (все упражнения).
Слайд
Преимущества использования данного электронного учебно-методического пособия:
- позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации;
- обеспечивает быстроту, удобство воспроизведения, универсальность (программа Power Point входит в пакет программ Microsoft Office), возможность проигрывания презентации на любом компьютере;
- визуальная насыщенность данного учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Слайд
Апробация данного электронного учебно-методического пособия проходила во время преддипломной практики в МБОУ СОШ №2 г. Армавира в 8 «А» классе. (вставить своё место практики)
Мы разделили класс на контрольную и экспериментальную группы. Школьники изучали один и тот же материал, но в контрольной группе уроки проходили на основе только УМК «Spotlight» 8 класс (авторы Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), а в экспериментальной – с использованием материалов УМК и нашего электронного учебно-методического пособия.
В связи с тем, что у школьников уже имелись знания по теме «Сослагательное наклонение», в начале нашего исследования мы провели контрольную работу в виде тестирования с целью проверки уровня владения грамматическим материалом. Тест состоял из двадцати пунктов, в которых из предложенных вариантов нужно было выбрать правильный вариант ответа. Контрольная работа показала, что у школьников недостаточный уровень сформированности грамматического навыка по данной теме.
Пособие рассчитано как на индивидуальную так и на коллективную работу в классе с применением интерактивной доски. Оно также может использоваться школьниками для самостоятельной работы дома (этот абзац можно зачитать, но только если с ним будет не более 7 мин).
Теоретический материал воспринимался школьниками легко, т.к. в нашем пособии он представлен четко, схематично, с наглядными примерами. Практическая часть, благодаря разработанным упражнениям, уровень сложности которых идет по нарастанию, привлекла их. Упражнения использовались как для тренировки, так и для закрепления материала. Была возможность найти каждому обучающемуся упражнения по его способностям, что послужило стимулом в их работе. Занятия, как правило, проходили интересно и занимательно, с довольно быстрым темпом работы.
Слайд
При промежуточной проверке знаний учащихся средний результат экспериментальной группы показал заметное улучшение, а контрольное тестирование выявило, что качество в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Анализируя результаты учеников, обучение которых проводилось с использованием нашего электронного учебно-методического пособия, можно сделать вывод о том, что объем и качество выполненных упражнений больше тех, что делались на обычном уроке в другой подгруппе.
Процесс обучения английскому языку с использованием электронных пособий становится интересным, более легким и вследствие этого – и результативным. Это придает школьникам стимул для изучения английского языка. Можно утверждать, что именно поэтому на уроках английского языка должны применяться технологии мультимедиа.
Слайд
Спасибо за внимание!
Ковалева Галина Валентиновна
Глечян Юлия Сергеевна
Надежда Алексеевна Паршукова