12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репина Ольга Александровна62

Методика обучения дошкольников пересказу ​​​​​​​

Обучение дошкольников рассказыванию на словесной основе опирается на готовый текст, который педагог излагает детям. В качестве словесной основы может использоваться дидактический рассказ воспитателя или чаще литературное произведение. Готовый текст является, по сути образцом рассказа для детей и основным видом детского рассказа будет пересказ данного текста. В практике работы детского сада большое распространение получило именно обучение детей пересказу произведений художественной литературы.

Знакомясь с произведением художественной литературы, дети усваивают не только идею и содержание, но и структуру, форму текста. Выразительно рассказанное или прочитанное произведение оказывает на ребенка сильное эмоциональное впечатление, активизирует речевые высказывания. Дети хорошо запоминают небольшие по объему сказки с повторяющимися действиями: «Колобок», «Теремок», «Репка», и уже в младшем дошкольном возрасте могут рассказывать их почти дословно. Так, дошкольники учатся строить предложения и связывать их между собой, пользуясь разными видами межфразовой связи. Из сказок дети также заимствуют традиционные выражения для обозначения начала или концовки рассказа. Например, «жили-были», «в некотором царстве», «и стали они жить-поживать и добра наживать», «вот и сказке конец, а кто слушал – молодец».

Так, в младшей группе необходимо первоначально научить детей целостному восприятию текста. Важно приучить детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания воспитатель не должен прерываться, останавливаться, рассматривать с детьми иллюстрации или комментировать текст. Малыши должны научиться следить за развитием сюжета, сочувствовать героям. В последующей после чтения беседе воспитатель подводит детей к воспроизведению текста. Дети овладевают совместным с педагогом пересказом литературного произведения.В среднем дошкольном возрасте ставится задача научить детей самостоятельно пересказывать сначала хорошо знакомые, а затем и новые произведения художественной литературы. При этом дети учатся передавать последовательно развитие сюжета, диалог героев. Дошкольников приучают ориентироваться на слушателей и слушать рассказы сверстников.

Детей старшего дошкольного возраста обучают связному, последовательному, выразительному пересказу литературного текста без помощи взрослого. Старшие дошкольники уже могут оценивать чужие рассказы, отмечать их лучшие стороны и недостатки.

Для первого этапа обучения в младшей группе рекомендуется брать хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом. В основе сюжета, как правило, лежит повторение одного действия, которое совершают разные герои. Например, «Курочка Ряба», «Колобок». Диалоги в таких сказках простые, часто состоят из одной-двух реплик, которые повторяют герои. Воспроизведение повторяющихся действий способствует формированию у детей определенного типа предложения. Запоминание последовательности появления героев развивает логичность, последовательность изложения, вырабатывает у малышей умение следить за развитием сюжета. Старшим дошкольникам доступны для пересказа не только сюжетные сказки («Гуси-лебеди», «Заяц-хваста»), но и рассказы на нравственно-этические темы («Два товарища» Л.Н. Толстого, «Волшебное слово» В.А. Осеевой и др.). Также используются рассказы-описания природы. Знакомые детям природные объекты и явления в них представлены ярко, образно, что вызывает у детей желание рассказать о них словами автора. Это, например, такие рассказы, как «Медвежата» Е.И. Чарушина, «Золотой луг» М.М. Пришвина. В старшем дошкольном возрасте для обучения пересказу применяют и тексты, составленные педагогом: сообщения бытового характера (Наши помощники), рассказы о природе и жизни детей в детском саду (Аквариумные рыбки).

Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Можно спросить: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являются главным приемом беседы, но не следует забывать, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Воспитатель должен выражать свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировать вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?

Вопросы педагога по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что отвечая, ребенок будет использовать слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по форме и содержанию. По форме выделяют следующие типы вопросов:

- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед репку?»);


- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);


- прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту («Что сказал волк козлятам?»);

- косвенные вопросы, на которые можно дать несколько правильных вариантов ответа («Кого встретил Колобок?»);

Закреплять навыки пересказа у детей рекомендуется в играх-инсценировках и играх-драматизациях по содержанию литературных произведений.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.