Контрольная по дисциплине методика обучения дошкольников движениям тема «Обучение плаванию дошкольника»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова»
Факультет физической культуры и спорта
Специальность 050720.65 Физическая культура
Кафедра ТиМФКиС
Контрольная по дисциплине методика обучения дошкольников движениям
тема «Обучение плаванию дошкольника».
Выполнил(а): Лыскина Е.Ф.
студент(ка) заочной формы обучения
Гр. ФФК – 43
Проверил: преподаватель Швалёва Т.А.
Плавание как важнейшее средство оздоровления.
В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья;
При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям.
В этом контексте важное значение имеет обучении детей плаванию. В нашем детском саду плаванию уделяется большое значение.
Данная работа осуществляется инструктором по плаванию; старшей медсестрой детского сада.
О значении плавания для детского организма.
Плавание в бассейне детей раннего дошкольного возраста с целью их оздоровления и обучения практическим навыкам начали внедрять в нашей стране и за рубежом в 70 годы прошлого столетия (хотя на самом деле корни этого метода уходят в глубокую древность). Известно, сколь часто фиксируются несчастные случаи на воде, происходящие из-за того, что потерпевшие, в том числе дети, не умеют плавать. Если бы детей с ранних лет научили свободно держаться на воде и проплывать хотя бы небольшое расстояние, а также сформировали у них культуру поведения на воде, то многие были бы ограждены от возможного несчастья.
Вместе с тем основная цель обучения дошкольников плаванию - содействие их оздоровлению и закаливанию, обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положение тела способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на ее поверхности, корректирует действие силы притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник. Плавание оказывает благотворное действие на нервную систему, позволяет предупредить возникновение различных заболеваний и используется в реабилитационно-коррекционных мероприятиях.
Методические рекомендации.
Обучение плаванию рекомендуется начинать с подготовительных упражнений на суше. Это позволяет детям быстрее и правильнее осваивать движения в воде. Хрупкость и несформированность детского организма требуют тщательного учета способностей, склонностей, а главное - возможностей каждого ребенка.Только при строгом учете половой принадлежности, возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычке к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно найти наиболее эффективные приемы обучения плаванию. Методика обучения плаванию дошкольников опирается на основные дидактические требования педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер.
Основные принципы при обучении детей плаванию
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ.
Занятия должны проводиться в определенной системе. Следует помнить: регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
ДОСТУПНОСТЬ.
Объяснения инструктора, показ упражнений, их выполнение. Физическая нагрузка должны быть доступны детям.
При проведении занятий следует руководствоваться принципом: «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному».
АКТИВНОСТЬ.
Основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, на каждом занятии необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения плаванию.
НАГЛЯДНОСТЬ.
Чтобы обучение проходило успешно, объяснение следует сопровождать показом: дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОСТЕПЕННОСТЬ.
При обучении детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным. Не следует форсировать освоение большого количества движений. К разучиванию новых движений целесообразно приступать только после того, как дети правильно и уверенно будут выполнять предыдущие. На каждом занятии надо разучивать небольшое количество упражнений и начинать с повторения движений предшествующего занятия.
Технология использования игровых приемов. Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс обучения увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически не оправданных в работе с детьми-дошкольниками, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.
Организация дидактического пространства
1. Принцип «открытого обучения». Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг - необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнуться – научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку – научить нырять, пытается сделать вдох – научить дышать во время плавания и т.д.
2. Принцип учета ведущей деятельности. Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому – научить ребенка плавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру (особенно в младшем дошкольном возрасте).
3. Принцип свободного выбора, или принцип субъективности. Ребенок сам выбирает задания, виды деятельности («купаться» или «плавать»), объем нагрузки (сколько «бассейнов» я намерен сегодня проплыть), самостоятельно переходит из одной игровой зоны в другую.
4. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим. Задача инструктора – вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных!) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.
5. Принцип «от простого к сложному». Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип – условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
6. Принцип «от целого к частному». Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.
7. Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.
Технология:
1. В воде и на бортиках бассейна раскладываются различные игрушки, специальные обучающие средства (обручи, кольца, пенопленовые коврики и т.д.).
2. В ходе занятия дети обращают внимание на эти предметы, выбирают понравившиеся (по цвету, форме, назначению) и начинают манипулировать ими или выполнять с их помощью уже знакомые упражнения.
3. Педагог-инструктор, наблюдая за действиями детей (каждого ребенка в отдельности), предлагает им новые виды движений или действий с данными предметами. При этом педагог следует принципу: «Не вмешиваться, а встраиваться в процесс детской игры».
4. Если ребенок хочет освоить новое упражнение, инструктор или дети-помощники демонстрируют способ его выполнения.
5. Ребенок под наблюдением инструктора выполняет новое действие.
6. Обязательно звучит похвала или другие ободряющие слова наставника.
7. К выполнению данного упражнения могут по собственному желанию подключиться и другие дети. Для поддержания интереса к упражнению и совершенствования соответствующих умений педагог вводит элемент соревнования («кто дальше», «кто больше», «кто точнее» и т.д.).
8. Выполнение упражнения прекращается, как только дети теряют к нему интерес.
Условия эффективности:
- наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.);
- умение и готовность педагога наблюдать за детьми, заметить внутреннюю готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий;
- умение педагога учиться у детей и импровизировать вместе с ними и вслед за ними («подглядеть» новый способ манипуляций ребенка с предметами и оборудованием; подхватив инициативу ребенка, придумать новое упражнение и предложить его детям);
- умение педагога быть терпеливым, не навязывать ребенку новые упражнения, лишь косвенно, через деятельность других детей, вызвать его желание делать то, что и другие, стимулировать и поощрять самостоятельный выбор.
Характеристика способов плавания
КРОЛЬ на спине наиболее доступный для детей стиль плавания, при котором лицо расположено над водой, процесс вдоха-выдоха не затруднен; ребенок видит инструктора и воспринимает зрительно всю информацию. Легче усваивает сочетание работы ног, рук и дыхания.
КРОЛЬ на груди является самым быстрым способом плавания на начальном этаже работы с детьми младших и средних групп. Рекомендуется использовать его разновидности: плавание «собачкой» и «вольный стиль».
БАТТЕРФЛЯЙ и БРАСС усваиваются более эффективно после освоения двух первых способов плавания и являются дополнением к программе обучения плаванию.
Примерное планирование занятий по обучению плаванию
Проводится 44 занятия, каждое повторяется дважды.
Занятия проходят по подгруппам 8-10человек, длительностью 35-40 минут.
Температура воды:
1. в первую неделю сентября 32 -33 0 С,
2. вторая неделя - 31-32°С,
3. третья неделя - 30-31 °С,
4. четвертая неделя - 30°С. Данная температура поддерживается до апреля.
5. в апреле - 29С, в мае - 28С, июль-август - 26-28С
Глубина бассейна 90-100 см.
Гигиенические условия проведения расположенном в здании дошкольного учреждения.
Для обучения дошкольников плаванию в детских садах чаще всего используется крытые малоразмерные бассейны, расположенные в зданиях дошкольных учреждений или пристройках к ним.
Бассейн может быть использован для проведения занятий с детьми одного дошкольного учреждения или нескольких близлежащих. Для начального обучения плаванию младших дошкольников удобны бассейны 7X3 м, глубиной до 0,8 м. Для организации занятий с группой детей среднего и старшего дошкольного возраста целесообразно использовать бассейны с ваннами больших размеров - 10X6 м, 12,5X6 м, с глубиной до 1,2-1,6 м (см.: Детские дошкольные учреждения: Нормы проектирования / ВСН 49-86 Госгражданстрой.-М., 1988). Наиболее удобная форма бассейна - прямоугольная, но возможны и другие, в зависимости от конкретных условий.
Ванны бассейнов должны быть оснащены удобными лестницами для спуска детей в воду и подъема при выходе из воды. Лучше всего, когда лестница в вертикальном положении и не выступает далеко в ванну от стенки бассейна; обязательное условие - наличие поручней. Для обеспечения безопасности детей и предупреждения травматизма ступени лестницы покрывают ребристой резиной или другим материалом с нескользкой поверхностью, при выходе из бассейна и из душевой на пол кладут резиновые коврики.
На двух противоположных - длинных - сторонах ванны бассейна устраиваются поручни, которые обеспечивают безопасность детей в воде. Предусматривается также переливной желоб, регулирующий уровень воды и гасящий волны. Эти приспособления могут использоваться и для выполнения некоторых упражнений.
Хорошо, если бассейны для детей художественно оформлены, на стенах - мозаичные панно или картины со сказочными героями. Пол и стены ванны лучше всего отделывать однотонной облицовочной плиткой.
При бассейне должно быть не менее двух раздевальных, оборудованных вешалками для одежды и полотенец, диванчиками. Пол в раздевальных застилается резиновыми ковриками или покрывается деревянными решетками.
При бассейне обязательны душевые, имеющие не менее 3-4 душей для мытья детей перед началом занятий и после их окончания, а также туалетные. Перед входом в бассейн оборудуется ножная ванна размером 0,8 м, глубиной 0,1 м. Количество душей, раздевалок, туалетных определяется пропускной способностью бассейна.
Раздевальные должны быть оборудованы аппаратами для просушки волос, которые монтируются на уровне среднего роста ребенка-дошкольника; для малышей используются специальные подставки.
Тщательная просушка волос и вытирание тела позволяют детям после небольшого промежутка времени (20-40 мин, в зависимости от погодных условий) выйти на участок. Это важно для того, чтобы в дни занятий плаванием существенно не сокращалась длительность прогулки, особенно в первой половине дня. В тех случаях, когда сушильные аппараты отсутствуют и дети возвращаются в группу, не высушив волосы, при выходе из помещения бассейна рекомендуется повязать им голову косынкой (в холодное время год).
Помещения крытых бассейнов должны быть оборудованы вентиляцией, в них должны поддерживаться достаточная освещенность и температура воздуха, чистота и порядок. Чтобы дети не охлаждались при входе в бассейн и выходе из него, пол должен обязательно подогреваться, а все переходы - отапливаться.
Необходимо принять все меры, чтобы избежать сквозняков, резких перепадов температуры при переходе из одного помещения в другое. Температура воды поддерживается в среднем в пределах +26... +29 С, воздуха - в пределах +24... +28 С.
В практике работы дошкольных учреждений, в которых организованно обучение плаванию, температура воды в бассейнах, как правило, устанавливается в зависимости от длительности занятий, возраста детей, состояния их здоровья. В начальный период обучения температура воды в бассейне может быть несколько выше указанной - от +30 до +32 С. По мере привыкания детей к воде температура постепенно снижается и доводится до рекомендованного уровня. Для здоровых и хорошо закаленных детей температура воды в бассейне может быть снижена до +26 С, с тем чтобы достичь наибольшего закаливающего эффекта. Для старших дошкольников температура воды в бассейне поддерживается чаще всего в пределах +27... +28 С, для малышей +30... +32 С.
В соответствии с санитарными правилами качество воды, подаваемой в бассейн, должно соответствовать ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая» (мутность, цветность, прозрачность, запахи привкус).
Важнейшее условие охраны здоровья детей при обучении плаванию - содержание бассейна на должном санитарно-гигиеническом уровне. Вода обязательно дезинфицируется, независимо от типа бассейна, размеров, системы заполнения. В небольших детских ваннах емкостью до 200 м при условии постоянного притока свежей воды на 10-15% ее объема спуск воды и дезинфекция должны проводиться не реже 1 раза в 10 дней. В малоразмерных детских бассейнах при ежедневной смене воды способ ее дезинфекции, регулярность анализа ее качества, наличие остаточного хлор, а также система очистки чаши бассейна устанавливаются санэпидстанцией с четом количества занимающихся групп (пропускной способности), размеров бассейна и других конкретных условий. Дезинфекцию ванны проводят при каждом спуске воды. Чашу бассейна тщательно моют мыльно-содовым раствором, затем чистят щетками и ополаскивают горячей водой из шланга.
В соответствии с существующими правилами (см.: Сборник основных инструктивно-методических материалов по разделу гигиены детей и подростков / М-во здравоохранения СССР. - М., 1975) помещения бассейна регулярно проветриваются, проводится ежемесячная уборка, текущая дезинфекция помещений и оборудования. Обходимые дорожки, полы, скамейки в раздевальнях, деревянные решетки или резиновые коврики для ног, дверные ручки, поручни протирают ветошью, смоченной 0,5 - 1%-ным раствором хлорамина (примерно одна чайная ложка на литр теплой воды). Периодически в помещениях бассейна проводится генеральная уборка - дезинфицируются панели до уровня не менее 2 м от пола в зале бассейна, в подсобных помещениях.
Контроль за санитарным состоянием основных и подсобных помещений плавательного бассейна, правильностью и регулярностью дезобработки воды и чаши бассейна, оборудования осуществляют медицинские работники санэпидстанции.
Подготовка детей к занятиям и их гигиеническое воспитание.
Перед началом занятий по плаванию с детьми проводят специальные беседы. Им рассказывают о правилах личной гигиены, которые нужно соблюдать и при мытье под душем, и во время пребывания в воде, и после окончания занятий.
Детей знакомят также с правилами поведения в бассейне, в раздевальных, душевых, объясняют значение водных процедур, купания и плавания для укрепления здоровья, закаливания, показывают помещения бассейна, рассказывают о том, какие купальные принадлежности должен иметь каждый.
Для занятий в бассейне каждому ребенку нужно иметь плавки, резиновую шапочку, мыло, губку, полотенце, расческу. Купальные принадлежности и полотенца, как правило, приобретаются родителями. В день, когда проводятся занятия плаванием, дети приносят все необходимое с собой в специальной сумке. После занятий все принадлежности дети складывают в сумку, предварительно уложив мыло и губку в отдельный непромокаемый мешочек. В конце дня родители должны взять все вещи, чтобы принести их чистыми к следующему занятию: после каждого использования резиновые шапочки, губки моют горячей водой с мылом, плавки и полотенца стирают и проглаживают. Отдельные предметы - полотенца, губки, шапочки - может приобрести и детский сад по числу занимающихся детей. В этом случае после каждого использования полотенца отдают в прачечную детского сада для стирки и глажения, губки, шапочки промывают горячей водой с мылом и обрабатывают 0,5 %-ны раствором хлорамина. Для хранения губок нужно иметь две емкости - для использованных, подлежащих обработке, и для чистых губок.
Желательно, чтобы у ребенка имелись легкие резиновые тапочки типа «вьетнамок», в которых дети могут мыться под душем до и после занятий.
Если дети посещают бассейн, находящийся в другом, базовом детском саду или в спортивном комплексе, то все купальные принадлежности они приносят из дома.
Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильном проведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении должно быть неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и осуществления всех форм физкультурно-оздоровительной работы. Оно сопутствует каждому моменту жизни ребенка - утренней гимнастике, учебным занятиям, еде, сну, прогулке и т. д. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения.
При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с исполнением водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки - чистоплотность, аккуратность.
Сначала детей (первая младшая группа) приучат к выполнению простейших правил - мыть руки после всякого загрязнения, игры, прогулки, после пользования туалетом и перед едой. При посещении бассейна детей третьего года жизни нужно учить пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий.
В более старшем возрасте (вторая младшая группа) продолжают воспитывать навыки личной гигиены, но все больше привлекают детей к самостоятельному их выполнению.
Для успешного проведения занятий плаванием необходимо продолжать формировать, закреплять и совершенствовать у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Нужно напоминать детям правила мытья под душем перед плаванием, помогать им в этом, учить их самостоятельно вытираться, сушить и расчесывать волосы.
В средней группе все гигиенические процедуры дети должны чаще проделывать без помощи взрослых, осознанно.
В старшей группе дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, тщательно мыть наиболее потливые скрытые части тела, особенно промежность. При необходимости дети должны уметь помогать друг другу во время мытья под душем (мыть спину), при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться - сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище, ноги.
В подготовительной к школе группе дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Дети 6-7 лет без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу.
Воспитателю нужно помнить о том, что добиться хороших результатов в воспитании у детей прочных навыков личной гигиены и выполнения элементарных правил общественной гигиены (не сорить, не пачкать мебель, стены; вытирать ноги при входе в помещение), в воспитании культуры поведения, организованности и дисциплинированности можно лишь при постоянстве предъявляемых требований и создании благоприятной гигиенической обстановки для выполнения их. Особенно важно, чтобы окружающие детей взрослые сами были чистоплотными, понимали значение гигиены для здоровья. Важно также и то, чтобы гигиенические навыки закреплялись в семье, а для этого и в детском саду, и в семье к детям должны предъявляться единые требования.
Организация занятий
Наличие крытого бассейна в здании дошкольного учреждения создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. При этом должны быть обеспечены необходимые условия для жизни детей в саду, налажен медико - педагогический контроль за воспитанием и здоровьем каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.
Обучение детей плаванию в детском саду представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане.
Проследим за подготовкой детей одной из старших групп к занятию плаванием, когда оно организованно, например, перед обедом. Дети должны прийти в бассейн строго по расписанию, поэтому воспитатель своевременно приводит их с участка в помещение (если они были на прогулке), с тем чтобы они успели снять с себя одежду и остались только в трусах и майках. Наиболее удобная одежда для детей на пути к бассейну из группы и обратно - удлиненные халаты или накидки с капюшоном из фланелевой, махровой ткани. На ногах у детей - только носки и легко снимающиеся тапочки. (Необходимо, чтобы у всех детей были подстрижены ногти на ногах и руках.)
Подготовившись к занятию, первая подгруппа детей, взяв купальные принадлежности, в сопровождении помощника воспитателя идет в бассейн. Их встречает преподаватель по плаванию. При наличии рядом с бассейном помещения для «сухого плавания» он проводит там с детьми комплекс подготовительных упражнений (в течение 5-6 минут). Если такого помещения нет, то упражнения можно провести в физкультурном зале или на обходных дорожках у бортика бассейна.
Затем дети идут в раздевальную при бассейне под присмотром преподавателя и помощника воспитателя, раздеваются, складывают одежду, надевают резиновые шапочки, берут с собой чистые плавки и идут в душевую.
Резиновые шапочки должны плотно облегать голову. Если у девочек волосы длинные, им можно надеть две резиновые шапочки.
Под присмотром медсестры бассейна и помощника воспитателя дети моются с мылом под теплым душем, после чего принимают прохладный душ, надевают чистые плавки и идут с преподавателем в бассейн на занятия.
Пока первая подгруппа детей занимается в бассейне, воспитатель готовит к посещению бассейна вторую подгруппу: проводит с детьми подготовительные упражнения, помогает раздеться.
Как только первая подгруппа выйдет из бассейна, воспитатель передает детей второй подгруппы преподавателю и переходит в раздевальную к детям первой подгруппы.
Воспитатель и его помощник следят за тем, чтобы дети после бассейна согрелись под теплым душем, а затем приняли прохладный. После душа взрослые помогают детям хорошо растереться полотенцем, высушить волосы. После этого дети первой подгруппы одеваются и возвращаются в свою групповую комнату, вместе с помощником воспитателя убирают купальные принадлежности, развешивают для просушки полотенца (если они принесены из дома). В том случае, когда дети пользуются полотенцами детского сада, помощник воспитателя передает их в прачечную.
Воспитатель и медсестра бассейна наблюдает за детьми второй подгруппы во время занятий плаванием, после чего помогают им принять душ, растереться, одеться и т.д.
Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют. Для того чтобы ускорить все процессы и не допустить охлаждения детей, в помощь воспитателю привлекаются другие сотрудники детского сада (старший воспитатель, медсестра).
Длительность занятий плаванием в разных возрастных группах
в течение года
Возрастная группа |
Кол - во подгрупп |
Число детей |
Длительность занятий, мин. |
|
В подгруппе |
В одной подгруппе |
Во всей группе |
||
Первая младшая |
3(4) |
5-6 |
От 5-10 до 15 |
от 15-20 до 45-60 |
Вторая младшая |
2(3) |
8-10 |
От 10 -15 до 20 |
от 20-30 до 40-60 |
Средняя |
2 |
10-12 |
От 15 -20 до 25-30 |
от 30-40 до 50-60 |
Старшая |
2 |
10-12 |
От 20 -25 до 30 |
от 40 до 60 |
Подготовительная к школе |
2 |
10-12 |
От 25 до 30 |
от 50 до 60 |
Как видно из таблицы, на занятие плаванием одной группы детей любого возраста затрачивается не менее 40 - 60 мин., лишь в младших и средней группах в начале обучения несколько меньше. Поэтому ежедневно в течение дня бассейн могут посетить 3-4 группы детей (одна утром до завтрака, две группы до обеда и еще одна после дневного сна).
Задачи обучения плаванию по возрастным группам.
Младшая группа
Формировать гигиенические навыки:
Самостоятельно раздеваться, мыться под душем, пользуясь мылом и губкой; насухо вытираться при помощи взрослого; одеваться в определенной последовательности.
2. Развивать двигательные умения и навыки:
- самостоятельно передвигаться в воде, выполняя различные задания и помогая себе гребковыми движениями рук;
- подскакивать в воде; отрывая ноги от дна бассейна;
- ходить по дну бассейна с доской, выполняя гребковые движения руками; задерживать дыхание;
- погружаться в воду;
- выполнять вдох-выдох в воду; вдох и выдох в воду в движении;
- скользить на груди и на спине с доской в руках.
3. Учить правилам поведения на воде:
- спускаться в воду друг за другом самостоятельно и с поддержкой инструктора; не толкаться и не торопить впереди идущего;
- не выходить за пределы установленного места занятия; выполнять все указания инструктора.
4. Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту.
Средняя группа
1. Формировать гигиенические навыки:
- раздеваться и одеваться в определенной последовательности;
- аккуратно складывать и вешать одежду;
- самостоятельно пользоваться полотенцем;
- последовательно вытирать части тела;
- сушить волосы;
- пользоваться средствами личной гигиены (расческа).
2. Развивать двигательные умения и навыки:
- самостоятельно передвигаться в воде, выполняя различные задания;
- ходить по дну бассейна, выполняя гребковые движения руками вперед, назад, в полуприседе, в наклоне вперед, спиной вперед;
- выпрыгивать из воды (кто выше?);
- прыгать, отрывая ноги от дна бассейна, с продвижением вперед;
- выпрыгивать с последующим погружением в воду, последующим падением вперед в воду;
- прыгать с бортика в воду, отталкиваясь обеими ногами;
- погружаться в воду самостоятельно и поочередно в паре с товарищем, доставать со дна предметы руками;
- задерживать дыхание (длительно);
- делать энергичный выдох, опуская лицо и полностью погружая голову в
воду;
- выполнять скольжение на груди и спине с поддержкой и без нее, с работой ног, в движении.
3. Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость.
Старшая группа.
1. Формировать гигиенические навыки:
- самостоятельно мыться под душем с мылом и мочалкой;
- тщательно вытирать все тело.
2. Развивать двигательные умения и навыки:
- выполнять вдох и выдох в воду быстро;
- задерживать дыхание (длительно);
- работать ногами кроль у бортика;
- скользить на груди с доской в руках;
- выполнять движения руками, лежа на груди и спине;
- работать ногами в стиле «кроль» на груди с доской в руках и выполнять вдох и выдох в воду;
- работать ногами в стиле «кроль» на спине с доской в руках (за головой, прижатой к груди, прижатой к бедрам) и без доски со вспомогательной работой рук.
3. Продолжать развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость.
Подготовительная группа.
Формировать гигиенические навыки:
- самостоятельно мыться под душем с мылом и мочалкой;
- тщательно вытирать все тело.
2. Развивать двигательные умения и навыки:
- работа ног кролем на боку и на груди с доской в руке и выполнением вдоха и выдоха в воду;
- выполнение поочередных гребковых движений рук при плавании кролем на спине;
- работа ног кролем на боку в руках и выполнением вдоха и выдоха в
воду;
- плавание кролем на груди с выполнением вдоха-выдоха в сторону и поочередным движением рук;
- плавание кролем на спине с выполнением вдоха-выдоха и цикла движений руками;
- плавание кролем на груди с полной координацией движений;
- плавание кролем на спине с полной координацией движений;
- плавание способами «дельфин 2 и «брасс».
3. Продолжать развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость.
Общая схема обучения плаванию
1. Демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов (плакаты, картинки, фото-и видеопоказ).
2. Объяснение техники данного способа и его элементов.
3. Практическое знакомство с формой движений (на суше).
4. Овладение элементами движений и их сочетанием (в зале и в бассейне).
5. Овладение способом в целом.
6. Теоретическое обоснование техники данного способа плавания.
7. Освоение техники способа плавания и его элементов.
8. Игры, эстафеты, соревнования в воде.
Подвижные игры на воде.
Игры на воде используются для развития физических качеств и двигательных навыков, разучивания или совершенствования элементов техники плавания, переключения с одного вида физических нагрузок на другой, эмоционального отдыха И т.д.
Организуя игры, следует учитывать возраст и подготовку детей, необходимость активного участия в игре всех обучающихся. Важно также, чтобы игры были доступными, понятными и интересными.
Подвижные игры на воде по преимущественной направленности можно разделить на игры для ознакомления с водой, игры для разучивания двигательных навыков, игры для изучения и совершенствования отдельных элементов плавания.
Комплекс игровых приемов, обеспечивающих обучение
основным двигательным навыкам
Приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую на голову шляпу.
Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должны усвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («шар лопнул»).
Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей среды. По методике Т.И.Осокиной упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги… Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Я предлагаю другой вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания – чередования короткого вдоха и медленного выдоха.
Прием «Стрела» используется для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине. Зацепившись руками за лестницу, ребенок должен лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполнятся с постепенным увеличением счета).
Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине в мелкой воде. Сидя на дне и слегка опираясь локтями, ребенок пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди.
Прием «Привет» используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение в воде, я использую традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра). Проныривая в обруч, ребенок протягивает преподавателю руку для рукопожатия («Привет!»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до полной остановки.
Серия игровых приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз.
Прием «В колодец» предполагает прыжки в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды. Прием «В глубокий колодец – из колодца» предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой.
Прием «Оседлай коня» используется для прыжков в воду на надувные подушки.
Прием «Прыжок тигра в горящее кольцо» предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед. Инструктор держит вертикально стоящий обруч, ребенок прыгает в него «как тигр». Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается индивидуально для каждого ребенка.
Прием «Лодка». Для обучения детей умению анализировать и контролировать собственные плавательные движения я использую образ лодки, плывущей от берега до берега. Упражнение сопровождается беседой:
- Какая лодка будет плыть быстрее: равномерно двигающаяся или раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируем боковые колебания туловища).
- Что нужно лодке для того, чтобы плыть быстрее?
- Весла!
- А какие: прямые или сломанные?
- Прямые! (Контролируем гребок прямой рукой и длину «шага»).
- Что нужно лодке, кроме весел?
- Мотор!
- Поскольку наша лодка небольшая, нам нужен маленький моторчик. (Работаем только носочками).
- Что еще может понадобиться в пути?
- Бензин! (Набираем побольше воздуха).
В дальнейшем, заметив ошибку, инструктор возвращает детей к образу лодки, и его краткие замечания (типа: «Весла сломались!») или жесты понятны ребенку, их достаточно, чтобы тот скорректировал свои действия.
24