Рекомендации родителям от логопеда
Специальные логопедические занятия помогут формированию и коррекции у ребенка звуковой стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, формированию навыков письма печатными буквами и чтению. Ваш ребенок научится объяснять и рассуждать, описывать предметы и явления, составлять сюжетный рассказ по картинке или серии картинок.
Специальные логопедические занятия не только развивают у ребенка интерес к слову и его точному, правильному употреблению, но помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, воображение.
Учитель-логопед, педагог-психолог помогут Вам правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.
Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводится индивидуальная папка («накопительный портфель ребенка») или тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по направлениям:
— развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;
— воспитание произносительных навыков;
— развитие просодики речи;
— развитие звукового анализа и синтеза;
— подготовка к обучению в школе (обучение грамоте, формирование навыка чтения, развитие графических навыков и т.д.);
— формирование активного и пассивного словаря;
— формирование лексико-грамматических категорий языка;
— развитие психологической базы речи.
И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя Вы, уважаемые родители!
С чего начать?
Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребенка и те «малые» посильные задачи, которые Вы поставите перед ним на первом этапе.
Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания (использования) элементарных принципов любого обучения.
Правила проведения занятий
Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.
· Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
· Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
· Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
· Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
· Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
· Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
· Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
· Разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
· Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.
· Не бойтесь экспериментировать.
· Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребенку.
Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело. Даже если результат не будет виден сразу, вы добьетесь успехов, а количество обязательно перейдет в качество!
Матвеева Юлия Владимировна