Рекомендации по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
Проблема нарушения устной и письменной речи волнует не только родителей, но и учителей начальных классов. Дети младшего школьного возраста допускают спецефические ошибки в процессе письма. Это замена, пропуск, перестановка, букв и слогов, неправильное построение предложений, недописывание элементов букв, зеркальное письмо. Причинами этих ошибок могут быть несформированность слухового внимания и памяти, зрительного и фонематического восприятия.
Особое место занимают ошибки, связанные с недоразвитием лексико – грамматической стороны речи. Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик). С 6 лет дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»).
Словарный запас у детей с лексико – грамматическим недоразвитием речи очень беден. Дети затрудняются назвать месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей животных.
Все эти нарушения могут стать причиной трудностей в усвоении школьной программы. Поэтому формировать лексико – грамматическую сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте. Для этого нужно организовывать занятия в домашних условиях придерживаясь следующих рекомендаций:
Занятия проводите ежедневно по 15 -20 минут с небольшими перерывами , во время которых необходима разминка (побегать, попрыгать и т. д.);
Занятия проводите в игровой форме;
Не принуждайте ребенка к занятиям;
Не спешите переходит к следующему заданию, если малыш не усвоил предыдущее;
Для проведения некоторых игр испольтзуйте картинки и мяч.
Примеры заданий по формированию лексико – грааматического строя речи:
Игра: «Назови ласково»
Дом – домик, ковёр – коврик, бинт – бинтик, скрипка – скрипочка.
Игра: «Папа, мама и детыныши»
Слон – слониха – слоненок – слонята.
Игра: «Из чего какой?»
Книга из бумаги – бумажная, машинка из пластмассы – пластмассовая
Игра: «Чьи хвосты?»
Хвост щуки (чей?) – щучий, Хвост волка – волчий.
Игра: «Посчитай до 5»
Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей.
Игра: «Жадина»
Мой портфель, моя книга, мои тетради, моё письмо и т. д. (по набору картинок)
Игра: «Подбирай, называй, запоминай»
Подобрать как можно больше слов – действий и слов – признаков.
Медведь (какой?) – неуклюжий, лохматый, косолапый, сильный, бурый, огромный.
Медведь (что делает?) – спит, ревет, переваливается, рычит.
Игра: «Скажи наоборот»
Большой – маленький, чистый – грязный, хорошо – плохо, слабый – сильный.
Игра: «Исправь ошибки»
Скворец на своречнике (в). Аист улетел из поля (с). Скворец вылетел в скворечник (влетел).
Игра: «Один – много»
Дрозд – дрозды, гриб – грибы, медаль – мелали.
Игра: «Изменяй предложения»
Я звоню другу. Ты звонишь другу. Он звонит другу. Она звонит другу. Мы звоним другу. Вы звоните другу. Они звонят другу.
Игра: «Вставь попущенные предлоги»
Таня беседует __ подругой (с). Папа дотрагивается __ шкафа (до). Заяц дрожит __кустом (под).
Игра: «Составь предложения из слов»
На, сел, ветку, воробей – На ветку сел воробей. Кролик, капусту, любит, морковь, и – Кролик любит морковь и капусту. Спряталось, лесом, за, солнышко – Солнышко спряталось за лесом.
При составлении данной консультации использовалась следующая литература: Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР», части 1,2,3,4.