Уровни готовности к изучению математики в 1 классе детей старшего дошкольного возраста
Уровни готовности к изучению математики в 1 классе
детей старшего дошкольного возраста
№ п\п |
Обязательный минимум элементарных математических представлений |
Повышенный уровень элементарных математических представлений |
Высокий уровень элементарных математических представлений |
1. |
Ориентировка в пространстве. |
||
Ориентация предметов в пространстве и на плоскости относительно себя (слева, справа; вверху, внизу; перед, за; под, над; впереди, сзади; далеко, близко и т. п.). |
Ориентация предметов в пространстве и на плоскости относительно себя (слева, справа; вверху, внизу; перед, за; под, над; впереди, сзади; далеко, близко и т.п.). Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, направо, налево; перед, за, между, на, под, над, в; вверху, внизу, и т. д.).. |
Ориентация предметов в пространстве и на плоскости относительно себя (слева, справа; вверху, внизу; перед, за; под, над; впереди, сзади; далеко, близко и т.п.). Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, направо, налево; перед, за, между, на, под, над, в; вверху, внизу, и т. д.). Определение положения предмета относительно другого лица. Ориентировка в тетради в клетку. |
|
2. |
Счет предметов. Обозначение цифрой количества предметов. |
||
Названия, обозначения чисел и их последовательность при счете в пределах 10. Понимать значение вопроса «Сколько?» и правильно отвечать на него, т.е. называть числительные по порядку в пределах 10 и относить последнее числительное ко всей группе пересчитываемых предметов. |
Названия, обозначения чисел и их последовательность при счете в пределах 20. Понимать значение вопроса «Сколько?» и правильно отвечать на него. Называть числительные по порядку в пределах 20 и относить последнее числительное ко всей группе пересчитываемых предметов. |
Названия, обозначения чисел и их последовательность при счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Названия, обозначения чисел и их последовательность при счете в пределах 20 и выше. Понимать значение вопроса «Сколько?» и правильно отвечать на него. Называть числительные по порядку в пределах 10 и обозначать цифрой количество предметов. Называть числительные по порядку в пределах 20 и выше, относить последнее числительное ко всей группе пересчитываемых предметов. Понимание независимости количества предметов от направления счета. |
|
3. |
Порядковая характеристика числа. |
||
Называть какой предмет первый и последний при счете. |
Называть какой предмет при счете первый, второй, третий и т.д. |
Различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету? |
|
4. |
Сравнение множеств предметов. Понятия «больше», «меньше», «столько же». |
||
Сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству (в пределах 10) с использованием одного или нескольких приемов: -наложения предметов одной совокупности на предметы другой; -расположения предметов одной совокупности под предметы другой; - образования пар. |
Сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству (в пределах 20) с использованием одного или нескольких приемов: -наложения предметов одной совокупности на предметы другой; -расположения предметов одной совокупности под предметы другой; - образования пар. |
Сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству (в пределах 20 и выше) с использованием одного или нескольких приемов: -пересчета предметов; -наложения предметов одной совокупности на предметы другой; -расположения предметов одной совокупности под предметы другой; - образования пар. |
|
5. |
Состав однозначных чисел. |
||
Состав однозначных чисел из единиц. |
Состав однозначных чисел из единиц. Состав однозначных чисел 2, 3, 4, 5, 6 из двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. |
Состав однозначных чисел из единиц. Состав однозначных чисел из двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. |
|
6. |
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание (нахождение суммы, нахождение остатка). |
||
Моделировать под руководством педагога математические рассказы с использованием дидактического материала и отвечать на поставленный педагогом вопрос: Сколько стало? Сколько осталось? Числовые данные и искомое число в пределах 5. |
Составлять под руководством педагога простые арифметические задачи - математические рассказы по рисункам или с использованием дидактического материала и отвечать на поставленный педагогом вопрос: Сколько стало? Сколько осталось? Числовые данные и искомое число в пределах 10. |
Составлять под руководством педагога простые арифметические задачи - математические рассказы по рисункам (с использованием дидактического материала) и отвечать на поставленный педагогом вопрос: Сколько стало? Сколько осталось? Числовые данные и искомое число в пределах 10 и выше. |
|
7. |
Геометрические фигуры. |
||
Различать и называть треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, куб. Распознавать известные геометрические фигуры среди объектов окружающей действительности. Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры. Обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги. |
Различать и называть треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, куб, шар, пирамида. Многоугольник (стороны, вершины, углы). Распознавать известные геометрические фигуры среди объектов окружающей действительности. Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Символически изображать предметы, состоящие из геометрических фигур (домик, лодка, елочка). |
Различать и называть: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, ромб, отрезок, куб, шар, пирамида. Многоугольник (стороны, вершины, углы). Распознавать известные геометрические фигуры среди объектов окружающей действительности. Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Символически изображать предметы, состоящие из геометрических фигур (домик, лодка, елочка). Преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек). |
|
8. |
Величина. |
||
Раскладывать в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах десяти предметов. Называть предметы одинакового размера; одинаковой высоты; одинаковой длины; одинаковой толщины. Делить предмет на 2 части. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. |
Раскладывать в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах десяти предметов. Называть предметы одинакового размера; одинаковой высоты; одинаковой длины; одинаковой толщины. Измерять линейкой длины предметов. Делить предмет на 2, 4 части. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. |
Раскладывать в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах десяти предметов и более. Называть предметы одинакового размера; одинаковой высоты; одинаковой длины; одинаковой толщины. Измерять линейкой длины предметов (отрезков), записывать результаты измерений. Изображать отрезки заданной длины с помощью линейки. Делить предмет на 2, 4, 8 частей. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. |
|
9. |
Ориентировка во времени. |
||
Устанавливать временные отношения с помощью слов: раньше, позже, вчера – сегодня – завтра. По картинкам определять части суток: утро, вечер, день, ночь. Определять, ориентируясь на рисунок время года: весна, лето, осень, зима. |
Устанавливать временные отношения с помощью слов: раньше, позже, вчера – сегодня – завтра. По картинкам определять части суток: утро, вечер, день, ночь. Ориентируясь на рисунок определять время года: весна, лето, осень, зима. Называть последовательно дни недели. Какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. |
Устанавливать временные отношения с помощью слов: раньше, позже, вчера – сегодня – завтра. По картинкам определять части суток: утро, вечер, день, ночь. Ориентируясь на рисунок определять время года: весна, лето, осень, зима. Называть последовательно дни недели. Какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. Знать названия месяцев. Определять время с точностью до получаса. |
|
10. |
Логические задачи. |
||
Проводить анализ и синтез объектов, выделяя их различные детали, признаки и свойства (цвет, форму, размер). Сравнивать предметы по разным признакам (не более 5 сходств и различий). Устанавливать последовательность событий (не более 5 эпизодов). Установление закономерности расположения предметов (с изменением 1 признака предметов: цвета, формы или размера). |
Проводить анализ и синтез объектов, выделяя их различные детали, признаки и свойства (цвет, форму, размер). Сравнивать предметы по разным признакам (от 5 до 10 сходств и различий). Устанавливать последовательность событий (от 5 до 10 эпизодов). Установление закономерности расположения предметов (с изменением 2 признаков предметов: цвета и формы или цвета и размера или формы и размера). Выполнять классификацию множества предметов по различным признакам. |
Проводить анализ и синтез объектов, выделяя их различные детали, признаки и свойства (цвет, форму, размер). Сравнивать предметы по разным признакам (10 и более сходств и различий). Устанавливать последовательность событий (10 и более эпизодов). Установление закономерности расположения предметов (с изменением 3 признаков предметов: цвета, формы и размера). Выполнять классификацию множества предметов по различным признакам. |