Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
Мы долго ходили по залам картинной галереи Прадо в Мадриде, устали от мелькавших лиц посетителей и изображенных на полотнах. Мое внимание привлекла картина, в центре которой была изображена девочка с совсем недетским выражением лица, она серьезными глазами смотрела на меня. Оказалось, что это была картина Диего Веласкеса «Менины». Мне захотелось узнать ее историю.
Это полотно является мировым шедевром, находится в музее Прадо в Мадриде. Вокруг него много споров, тайн и загадок. На картине запечатлена сцена из жизни королевской семьи, хотя в те далёкие времена нельзя было рисовать в будничной обстановке даже аристократа.
В центре картины изображена пятилетняя инфанта Маргарита. Вместе со всей свитой она зашла посмотреть, как художник пишет портрет её отца. Вокруг неё - её менины (фрейлины), придворные дамы и кавалеры, карлица и паж, собака, сам художник, монашка. Они, а также король и королева на заднем плане словно создают фон, в центре которого изображена девочка в пышном светлом платье, на груди отделанном красными цветами. Золотистые распущенные волосы, спадающие на плечи, украшают такие же, как на платье, цветы. Маргарита гордо стоит напротив зрителя, немного отвернув голову от припавшей перед ней на колени и внимательно заглядывающей в глаза инфанте фрейлины. Милое детское личико с пухлыми щёчками и алыми губками имеет далеко не детское выражение. Будто какой-то взрослый серьёзный вопрос застыл в черных, как смоль, немного грустных глазах. Маргарита на тот момент была единственным ребёнком, а следовательно, наследницей Филиппа IV и его жены Марианны Австрийской. Но это не одобрялось испанскими законами – только инфант мог наследовать трон. Вероятно, поэтому в лице девочки чувствуется тревога – хотя она начинает чувствовать своё взросление, свою значимость, её будущее неизвестно. Да и вообще её детство проходит в соблюдении строгого испанского этикета, где смех и улыбки запрещены. Слева Веласкес изобразил себя, работающим над большим портретом короля и королевы. Этот портрет отражается в зеркале прямо над головой Маргариты. По всем правилам их надо было рисовать отдельно. Рентгеновские снимки картины в 1965 году выявили, что вместо художника был другой персонаж. По одной из версий, там был изображён паж, который протягивал инфанте королевский жезл – символ власти, тем самым намекая на её наследование испанского трона. Спустя год после написания картины у Филиппа IV родился сын, наследник, значит, картина должна быть уничтожена. Изобразив себя, Веласкес закрыл другого героя, тем самым спас полотно.
В огромном помещении с сумрачными тенями позади инфанты, где много места отведено изображению пола, стен, потолка, пятилетняя Маргарита кажется слишком одинокой. В те времена было принято делать задний фон чарующим, притягательным, у Веласкеса он мрачный, много чёрного цвета. Из-за этого ощущается какая-то безысходность. Это ощущение усиливает присутствие собаки, которая, как сфинкс, лежит неподвижно, с закрытыми глазами, несмотря на то что паж толкает её ножкой – она как будто и в самом деле окаменела, принюхавшись, чувствует присутствие чужих - зрителей. На нас направлены и взгляд карлицы, взгляд самого Веласкеса. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха и света, интересна цветовым решением. Изящно, тонко выписаны дорогие ткани, причёски фрейлин. Персонажи, находящиеся на переднем плане, объединены оттенками голубого и синего цветов, алый цвет детально украшает платья инфанты, фрейлин и наряд пажа. Кажется, всё, что происходит на картине, закончится через секунду. Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер в проходе, обернувшись, исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут король с королевой, выйдут все. Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент.
Прошло много лет с тех пор, как Диего Веласкес написал таинственную картину «Менины». Но до сих пор она поражает и удивляет людей по всему миру.
75% уникальности