Статья «Опыт работы по реализации персонализированной программы по наставничеству в МБУ ДО "РСЮТ"»
Все мы сегодня наблюдаем изменения, происходящие в системе образования. И перед учреждениями дополнительного образования стоят сейчас новые задачи, которые предусмотрены разными нормативными документами. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования невозможны без совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.
Начинающие педагоги зачастую сталкиваются с проблемами. Как правило, нынешним выпускникам педагогических университетов и педагогам, пришедшим из учреждений общего образования, не хватает специальных теоретических знаний и практических умений для работы в системе дополнительного образования, так как в основном они имеют подготовку по квалификации «учитель». На практике можно наблюдать ситуацию расхождения их базовой подготовки с теми задачами, которые решаются в нашем учреждении. Найти готового специалиста, который сможет приступить к работе без специально организованного сопровождения, почти невозможно.
Именно поэтому необходимо развивать систему наставничества в коллективе, которая бы помогла начинающему педагогу избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию.
Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста.
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.
С этой целью методистами МБУ ДО «РСЮТ» разработана программа наставничества «Школа молодого педагога». Программа разработана в соответствии требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012№273-ФЗ, Национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г.№16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»), Концепции развития дополнительного образования до 2030 года. И на основе данной программы была составлена персонализированная программа наставничества, реализуемая в течение 2022-2023 учебного года.
Целью программы является создание условий для успешной адаптации молодых педагогов дополнительного образования, повышение их профессиональной компетентности, через развитие личностного и профессионального потенциала и создание единого образовательного пространства молодых и опытных педагогов наставников.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого специалиста носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому наша деятельность была выстроена в три этапа в соответствии с этапами становления молодого педагога:
-адаптация (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);
-стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
-преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
Осуществляя руководство молодым специалистом, наставник выполняет следующие функции:
1-й этап. Адаптация молодого специалиста.
На этом этапе определяется круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляются недостатки в его умениях и навыках.
Ознакомление молодого специалиста с деятельностью МКУ ДО «РСЮТ» и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс.
2-й этап. Профессиональное развитие молодого специалиста.
Овладение практическими навыками организации учебно-воспитательного процесса, приобретение молодым педагогом практических навыков, необходимых для работы.
На этом этапе необходимо проанализировать компетенцию молодого специалиста, предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий и работ, обеспечивающих изучение молодым педагогом основ педагогики, психологии и методики обучения, а также приобретение им необходимых навыков проведения занятий с учащимися по определенному направлению, оказать помощь в разработке плана профессионального становления молодого педагога.
3-й этап. Развитие потенциала молодого специалиста.
Повышение качества преподавания. Формирование у начинающего педагога активности, самостоятельности.
Обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры.
В течение года, молодой педагог ознакомилась с нормативно-правовыми документами, регламентирующие деятельность образовательной организации по вопросам дополнительного образования и воспитания.
В начале учебного года с молодым педагогом было проведено анкетирование: выявление трудностей в работе молодого специалиста; профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе. В результате анализа ответов представленных в анкетах, было выявлено, что особые затруднения молодой специалист испытывает при проведении воспитательных мероприятий и при работе с родителями обучающихся. Так же были выявлены небольшие затруднения в написании методической продукции (составление конспектов и методических рекомендаций).
Также в течение всего периода реализации программы проводились практические консультации по вопросам:
- планирование и организация работы по объединению (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование);
- знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам, выставкам, конференциям;
- методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей;
- анализ и самоанализ учебного занятия;
- содержание, формы и методы работы педагога с родителями. Подготовка и проведение родительского собрания;
- виды методической продукции. Подготовка статьи для публикации;
- разработка и корректировка дополнительной общеобразовательной программы.
За период реализации программы были проведены мероприятия направленные на освоение и улучшение уже имеющихся знаний и навыков по учебной работе:
- посещение занятий молодого педагога с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи;
- посещение молодым специалистом занятий опытных педагогов;
- выступление молодого специалиста на методическом объединении педагогов дополнительного образования по теме самообразования – «Эффективность развития детской одаренности в условиях дополнительного образования».
Также молодой специалист участвовала в семинарах краевого уровня. Проходила курсы повышения квалификации.
Завершающим этапом в работе педагога наставника с наставляемым – это подготовка материалов для аттестации на первую квалификационную категорию в аттестационную комиссию СКИРО ПКиПРО
За период реализации программы молодой специалист приняла участие в 23 конкурсах различных уровней (международные - 4; всероссийские – 11; краевые – 6, муниципальные - 2 ). Было опубликовано 5 методических работ, снято 4 видео мастер-класса. Мероприятия, самостоятельно проведенные педагогом: 14. Воспитательные мероприятия, проведенные совместно с педагогом наставником:8.
Грамотно выстроенная система наставничества способствует повышению профессионального уровня сотрудников, вовлеченных в систему наставничества. Наставник развивает навыки управления, повышает свой статус в образовательной организации, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег. Молодой специалист получает своевременную помощь на этапе адаптации, которая позволяет быстрее привыкнуть к организации, получает поддержку в решении сложных рабочих задач, в профессиональном и карьерном развитии. Эффективность наставничества объясняется его индивидуальным характером. Наставник может быстро реагировать на допущенные его подопечным ошибки, детально разобрать их и указать на правильный ход работы. Наставникам отводится важная функция в создании профессионального коллектива и интеграции молодых специалистов в профессиональное сообщество.
Как показывает опыт МБУ ДО «РСЮТ» транслирование своих педагогических идей и опыта на заседаниях методических объединений и педагогического совета молодыми специалистами способствует психологической адаптации и впоследствии удовлетворенности профессиональной педагогической деятельностью. Обмен знаниями между молодыми и опытными работниками повышает эффективность каждого из них.
В результате реализации персонализированной программы наставничества, нами были полностью выполнены поставленные задачи. За год между молодым специалистом и опытными педагогами были установлены отношения сотрудничества и взаимодействия, доброжелательности. Очень быстро и без затруднений прошел процесс профессиональной и социальной адаптации молодого специалиста. В результате тесного взаимодействия с педагогом-наставником, молодым специалистом были приобретены новые практические навыки, необходимые для педагогической работы. Так же молодым специалистом были преодолены затруднения в проведении воспитательных мероприятий и работы с родителями обучающихся.