Статья на тему «Внедрение дистанционных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Тема инновационного опыта:
«ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ»
Актуальность опыта.
С развитием информационных технологий дистанционное образование и работа уже давно не в новинку, а в последние годы уверенно набирает обороты еще одна тенденция – дистанционное обучение в ДОУ.
Многие детские сады в России, так или иначе, применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей повседневной деятельности. Почти у каждого дошкольного учреждения есть веб-сайт, где родители или опекуны воспитанников могут получить информацию о развивающих программах, распорядке дня, графике работы и т.д.
Характеристика условий для реализации опыта
Инновации в ДОУ в настоящее время нашли активное применение. Современное дошкольное образование, ориентированное на принципы ФГОС, концентирует особое внимание на внедрении интерактивных методов воспитания и обучения, подкрепляемых широким спектром интерактивного оборудования и программного обеспечения.
Как следствие, современный педагог должен ориентироваться в педагогических технологиях, выбирать подходящие и создавать собственные компоненты.
Техника стала необходимым и незаменимым инструментом для организации учебного процесса и повышения качества образования.
Технология опыта
Для родителей организуются чаты в мессенджере WhatsApp или ветки на форумах, чтобы каждый родитель мог в любое время задать вопрос сотруднику ДОУ и получить оперативный ответ, узнать о самочувствии ребенка, питании, режиме дня, увидеть его фотографии в период пребывания в группе. Но и это далеко не все. Многие ДОУ разрабатывают собственные методические материалы для дистанционного обучения дошкольников.
Цель таких материалов - предоставление детям качественного дошкольного образования в условиях дистанционного взаимодействия (обучения) между педагогами образовательной организации, воспитанниками детского сада и их родителями.
Главная задача педагога при дистанционном обучении – научить ребенка проявлять свободу действий, чувствовать ответственность за результат своей работы, то есть помочь ребенку сформировать самостоятельность и самореализацию.
Для достижения этой задачи мы разработали содержание образовательной деятельности в соответствии с календарно-тематическим планом и программой по всем образовательным областям в режиме offline, когда местонахождение и время не является существенным, так как взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Дистанционную работу проводили в том мессенджере, который соответствовал общим возможностям участников образовательного процесса, и исходя из технических возможностей мессенджера - WhatsApp. Положительной стороной данного вида связи является то, что при желании родитель может воспользоваться материалом в любое удобное для себя время. Минусом связи WhatsApp является то, что ребенок полностью зависим от родителей, отсутствует прямое общение с педагогом, функцию педагога берет на себя родитель, поэтому возможно искажение подачи материала или более сухая подача, что ведет к низкой заинтересованности ребенка.
Наиболее удобным форматом работы с использованием мессенджера WhatsApp. стала компьютерная презентация в программе Microsoft PowerPoint.
С помощью Microsoft PowerPoint можно отобразить все формы деятельности, доступной в дистанционном формате: аудио-файлы с объяснением лексической темы недели, с чтением рассказа, сказки, стихотворения; видеоролики с обучением по созданию творческих работ, по проведению различных опытов и экспериментов в домашних условиях; подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели и направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики)
При подготовке учебного материала стараемся учитывать следующее: логика изложения материала (последовательность, взаимозависимость частей); сжатое изложение информации; включение наглядности; использование материала с учетом разного уровня подготовки детей; включение звука, графических вставок, видеоряда, анимации.
В структуру материала включаем как непосредственно учебно-наглядный материал и задания для его закрепления, так и рекомендации для родителей по изучению предлагаемого материала, критерии оценки выполненного задания ребенком.
Результаты дистанционной работы отражаются в «обратной связи» от родителей. Дошкольники вместе с родителями рисуют, выполняют поделки, учат стихотворения, с помощью сети Internet-ресурсов пересылают фото и видео отчеты, которые в дальнейшем обрабатываются и публикуются на официальном сайте ДОУ, а также в сообществе ВКонтакте.
Воспитанники совместно с родителями охотно участвовали и участвуют в дистанционных конкурсах, викторинах и акциях различного уровня: уровень ДОУ, региональный, всероссийский, международный.
Работа педагога основывается не только на проведении образовательной деятельности с детьми, но и на успешном сотрудничестве (взаимодействии) с родителями (законными представителями). Посредством личного телефонного общения ведем разъяснительную работу, оказываем консультативную помощь, при необходимости инструктируем и всячески поддерживаем заинтересованность родителей в образовательном процессе.
Активно используем в работе с родителями, Оffline наглядно-дистанционные формы взаимодействия в мессенджере WhatsApp: памятки, буклеты, консультации, рекомендации.
На информационных ресурсах (на сайте образовательной организации, в социальных сетях, в специально организованных группах и сообществах) для родителей размещаем:
- рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья;
- советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам;
- ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет;
- новости и анонсы предстоящих видео - семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий
Видеоролики и фото-слайды о проведенных акциях, флэшмобах, выставках совместного творчества, развлечениях с участием детей представлены в специально созданной группе в ВКонтакте.
Новые возможности дистанционного образования в виде интернет платформ являются мощным многофункциональным инструментом повышения компетенций в вопросах обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Они имеют ряд положительных аспектов. Выложив материал в удаленном доступе, можно развивать каждого ребенка индивидуально, не отрывая его от привычной среды. Использование интересных видео по знакомству с новым материалом обогащает занятие, делает его более эмоционально окрашенным, позволяет повысить мотивацию детей к обучению. Оформление итоговых видеороликов по материалам реализации проектов, итоговых мероприятий, поздравительных роликов от педагогов и детей позволяет показать всем участникам образовательного процесса систематичную работу учреждения, благоприятно влияет на взаимоотношения между ребенком и родителями, ведь время, проведенное вместе, бесценно и важно для каждого.
Однако мы очень надеемся, что данная форма образования будет вспомогательным ресурсом в рамках работы консультационного центра для родителей детей, в силу различных причин, не посещающих детский сад или находящихся на домашнем обучении. Так как следствием исключительно дистанционного общения может стать потеря у детей необходимых навыков коммуникации и социализации в обществе. А главное преимущество традиционного педагогического процесса – живое общение педагогов, детей и родителей. Никакое взаимодействие на расстоянии никогда не сможет заменить эмоционального, контактного общения со сверстниками и педагогами.
Литература:
1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
2. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-ТянШанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.
3. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С.3-14.
4.Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ . Интернет-ресурс