Статья на тему «Опыт реализации программы подготовки педагогических кадров в рамках класса психолого-педагогической направленности»

5
0
Материал опубликован 31 August 2023

авторы статьи: Маркова Светлана Николаевна; Федосова Елена Николаева, Царюк Анастасия Бориевна 

Опыт реализации программы подготовки педагогических кадров, в рамках класса психолого-педагогической направленности

В целях реализации инновационного проекта «Опережающая система подготовки педагогических кадров в условиях образовательно-педагогического кластера» в МБОУ «СОШ №6» была открыта группа психолого-педагогической направленности. Одна группа общей численностью 23 обучающихся.

В рамках проекта трое педагогов прошли обучение по дополнительной профессиональной программе «Методическое и дидактическое обеспечение реализации программ психолого-педагогических классов». Были разработаны две программы внеурочной деятельности «Моя будущая профессия – учитель» рассчитана на два учебных года (70 часов) и «Педагогический класс – это класс» рассчитанный на 34 часа один год.

Программа «Моя будущая профессия – учитель» направлена на формирование Я-концепции и мировоззрения школьников; умения устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых; дает первоначальные теоретические знания о педагогике и психологии, способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий через использование различных видов деятельности; развитию цифровых навыков школьников. Работа строится на учебном сотрудничестве и проблемно-диалогическом обучении. Учащиеся знакомятся с возможными направлениями будущей профессиональной сферы деятельности.

По итогам обучения по программе учащиеся должны будут защитить индивидуальный проект. Экспертами в оценке проектных работ выступят педагогические работники образовательной организации.

И программа «Педагогический класс-это класс» ребятам организуются не только теоретические занятия, но и диагностирование склонностей и способностей, а также практикумы и тренинги с учащимися. Для изучения этих вопросов, предварительно учащиеся могут написать эссе, рефераты, доклады для выступления на школьных конференциях. При этом школьники, выбравшие профессию педагога приобретут опыт в работе с информацией, печатными источниками, опыт публичных выступлений. Каждый учащийся, изучивший данный курс, должен узнать общую ситуацию (формулу) выбора профессии и определить насколько он готов работать в будущем в сфере «человек - человек», какие знания ему будут необходимы, и какие пути достижения этой цели он наметит. Изучение курса завершается занятием, посвященным обобщению знаний. Это занятие также должно раскрыть творческий потенциал ученика.

Как результат, должен быть составлен «профессиональный портрет» учителя.

В сентябре педагогом – психологом были проведены исследования профессиональных склонностей обучающихся 10 класса.

Цель: оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

Для выявления профессиональных склонностей проведена диагностика по следующим методикам:

«Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Е. Голомштока).

Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной).

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова.

 

Результаты исследования:

«Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Е. Голомштока)

Количественный анализ

Направления профессиональной деятельности

Ярко выраженный интерес

Средне выраженный интерес

Проф.интересы еще не сформированы

1. Физика и математика

0 чел.

3 чел.

17 чел.

2. Химия и биология

1 чел.

5 чел.

14 чел.

3. Радиотехника и электроника

2 чел.

6 чел.

12 чел.

4. Механика и конструирование

0 чел.

6 чел.

14 чел.

5. География и геология

1 чел.

6 чел.

13 чел.

6. Литература и искусство

3 чел.

8 чел.

9 чел.

7. История и политика

1 чел.

6 чел.

13 чел.

8. Педагогика и медицина

2 чел.

6 чел.

12 чел.

9. Предпринимательство и домоводство

6 чел.

11 чел.

3 чел.

10. Спорт и военное дело

1 чел.

6 чел.

13 чел.

 

Качественный анализ

Статистический анализ позволяет определить, что обучающихся 10 класса на первые места ставят:

предпринимательство и домоводство (85%),

литературу и искусство (55%);

радиотехнику и электронику (40%);

педагогику и медицину (40%).

t1693460204aa.gif

 

Рис.1. «Профиль»

Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной)

Количественный анализ

Склонность к определенному виду деятельности

Ярко выраженная склонность

Средне выраженная склонность

Слабо выраженная склонность

Проф.

склонность

не выражена

1. Склонность к работе с людьми

2 чел.

8 чел.

3 чел.

7 чел.

2. Склонность к исследовательской деятельности

0 чел.

1 чел.

5 чел.

14 чел.

3. Склонность к работе на производстве

0 чел.

2 чел.

5 чел.

13 чел.

4. Склонность к эстетическим видам деятельности

1 чел.

4 чел.

5 чел.

10 чел.

5. Склонность к экстремальным видам деятельности

0 чел.

2 чел.

4 чел.

14 чел.

6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности

0 чел.

10 чел.

5 чел.

5 чел.

 

Качественный анализ

Анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности обучающихся 10 класса показал:

50% предпочитают работу с людьми;

50% – склонны к планово-экономической деятельности;

25% – склонны к эстетическим видам деятельности.

 

t1693460204ab.gif

 

Рис.2. Профессиональные склонности

 

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова

 

Количественный анализ

Сферы профессиональной деятельности

Высокий уровень склонности

Средний уровень склонности

Низкий уровень склонности

Интерес отсутствует

1. Человек-природа

2 чел.

2 чел.

10 чел.

6 чел.

2. Человек-техника

5 чел.

4 чел.

9 чел.

2 чел.

3. Человек-человек

5 чел.

8 чел.

5 чел.

2 чел.

4. Человек-знаковая система

6 чел.

6 чел.

5 чел.

3 чел.

5. Человек-художественный образ

8 чел.

7 чел.

4 чел.

1 чел.

 

Качественный анализ:

По результатам проведенного исследования профессиональных предпочтений обучающихся 10 класса по методике «Дифференциально-диагностический опросник» выявлено, что 65% обучающихся выбрали тип профессии «человек-человек». Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер)

Психологические требования к профессии «человек-человек»: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; доброжелательность; устойчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; развитая речь; способность находить язык с разными людьми, умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность, знание психологии людей.

t1693460204ac.gif

Рис.3. Профессиональные склонности

Рамках празднования «Дня учителя» был организован день самоуправления, в результате которого формировались такие личностные результаты, как развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной и других видах деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия, это координация и выполнение работы в условиях реального взаимодействия;

Для обучающихся МБОУ «СОШ №6» прошла школа

актива «Точка роста»

Цель: создание условий для осознания обучающимися своей социальной роли в обществе.

Задачи:

обеспечить включение обучающихся в школьное самоуправление;

создание условий для взаимодействия и обмена опытом участников школы актива;

создание условий для совершенствования внеучебной деятельности через развитие творческого потенциала обучающихся.

Организаторы:

Зам. директора по воспитательной работе.

Зам. директора по учебно-воспитательной работе.

 

Образовательная программа:

п/п

Мастер-класс

Ведущий

1.

«Военное дело»

Ученик 10 класса, член «Юной армии»

2.

«Футбол»

Учащиеся 10 класса, члены спортивного клуба «Золото, серебро, бронза»

3.

«Компьютерный класс»

Учащиеся 10 класса

4.

«Музыка нас объединила»

Учащаяся 10 класса, занимающаяся вокалом

5.

«Живи ярко!»

Учащиеся 10 класса

6.

«Бокс»

Учащийся 10 класса, член сборной России по боксу

 

Учащиеся 10 класса прошли профессиональную пробу «Специалист в области воспитания» в рамках реализации Всероссийского проекта по ранней профориентации «Билет в будущее».


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации