Статья на тему «Опыт реализации программы подготовки педагогических кадров в рамках класса психолого-педагогической направленности»
авторы статьи: Маркова Светлана Николаевна; Федосова Елена Николаева, Царюк Анастасия Бориевна
Опыт реализации программы подготовки педагогических кадров, в рамках класса психолого-педагогической направленности
В целях реализации инновационного проекта «Опережающая система подготовки педагогических кадров в условиях образовательно-педагогического кластера» в МБОУ «СОШ №6» была открыта группа психолого-педагогической направленности. Одна группа общей численностью 23 обучающихся.
В рамках проекта трое педагогов прошли обучение по дополнительной профессиональной программе «Методическое и дидактическое обеспечение реализации программ психолого-педагогических классов». Были разработаны две программы внеурочной деятельности «Моя будущая профессия – учитель» рассчитана на два учебных года (70 часов) и «Педагогический класс – это класс» рассчитанный на 34 часа один год.
Программа «Моя будущая профессия – учитель» направлена на формирование Я-концепции и мировоззрения школьников; умения устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых; дает первоначальные теоретические знания о педагогике и психологии, способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий через использование различных видов деятельности; развитию цифровых навыков школьников. Работа строится на учебном сотрудничестве и проблемно-диалогическом обучении. Учащиеся знакомятся с возможными направлениями будущей профессиональной сферы деятельности.
По итогам обучения по программе учащиеся должны будут защитить индивидуальный проект. Экспертами в оценке проектных работ выступят педагогические работники образовательной организации.
И программа «Педагогический класс-это класс» ребятам организуются не только теоретические занятия, но и диагностирование склонностей и способностей, а также практикумы и тренинги с учащимися. Для изучения этих вопросов, предварительно учащиеся могут написать эссе, рефераты, доклады для выступления на школьных конференциях. При этом школьники, выбравшие профессию педагога приобретут опыт в работе с информацией, печатными источниками, опыт публичных выступлений. Каждый учащийся, изучивший данный курс, должен узнать общую ситуацию (формулу) выбора профессии и определить насколько он готов работать в будущем в сфере «человек - человек», какие знания ему будут необходимы, и какие пути достижения этой цели он наметит. Изучение курса завершается занятием, посвященным обобщению знаний. Это занятие также должно раскрыть творческий потенциал ученика.
Как результат, должен быть составлен «профессиональный портрет» учителя.
В сентябре педагогом – психологом были проведены исследования профессиональных склонностей обучающихся 10 класса.
Цель: оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Для выявления профессиональных склонностей проведена диагностика по следующим методикам:
«Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Е. Голомштока).
Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной).
Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова.
Результаты исследования:
«Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Е. Голомштока)
Количественный анализ
Направления профессиональной деятельности |
Ярко выраженный интерес |
Средне выраженный интерес |
Проф.интересы еще не сформированы |
1. Физика и математика |
0 чел. |
3 чел. |
17 чел. |
2. Химия и биология |
1 чел. |
5 чел. |
14 чел. |
3. Радиотехника и электроника |
2 чел. |
6 чел. |
12 чел. |
4. Механика и конструирование |
0 чел. |
6 чел. |
14 чел. |
5. География и геология |
1 чел. |
6 чел. |
13 чел. |
6. Литература и искусство |
3 чел. |
8 чел. |
9 чел. |
7. История и политика |
1 чел. |
6 чел. |
13 чел. |
8. Педагогика и медицина |
2 чел. |
6 чел. |
12 чел. |
9. Предпринимательство и домоводство |
6 чел. |
11 чел. |
3 чел. |
10. Спорт и военное дело |
1 чел. |
6 чел. |
13 чел. |
Качественный анализ
Статистический анализ позволяет определить, что обучающихся 10 класса на первые места ставят:
предпринимательство и домоводство (85%),
литературу и искусство (55%);
радиотехнику и электронику (40%);
педагогику и медицину (40%).
Рис.1. «Профиль»
Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной)
Количественный анализ
Склонность к определенному виду деятельности |
Ярко выраженная склонность |
Средне выраженная склонность |
Слабо выраженная склонность |
Проф. склонность не выражена |
1. Склонность к работе с людьми |
2 чел. |
8 чел. |
3 чел. |
7 чел. |
2. Склонность к исследовательской деятельности |
0 чел. |
1 чел. |
5 чел. |
14 чел. |
3. Склонность к работе на производстве |
0 чел. |
2 чел. |
5 чел. |
13 чел. |
4. Склонность к эстетическим видам деятельности |
1 чел. |
4 чел. |
5 чел. |
10 чел. |
5. Склонность к экстремальным видам деятельности |
0 чел. |
2 чел. |
4 чел. |
14 чел. |
6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности |
0 чел. |
10 чел. |
5 чел. |
5 чел. |
Качественный анализ
Анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности обучающихся 10 класса показал:
50% предпочитают работу с людьми;
50% – склонны к планово-экономической деятельности;
25% – склонны к эстетическим видам деятельности.
Рис.2. Профессиональные склонности
Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова
Количественный анализ
Сферы профессиональной деятельности |
Высокий уровень склонности |
Средний уровень склонности |
Низкий уровень склонности |
Интерес отсутствует |
1. Человек-природа |
2 чел. |
2 чел. |
10 чел. |
6 чел. |
2. Человек-техника |
5 чел. |
4 чел. |
9 чел. |
2 чел. |
3. Человек-человек |
5 чел. |
8 чел. |
5 чел. |
2 чел. |
4. Человек-знаковая система |
6 чел. |
6 чел. |
5 чел. |
3 чел. |
5. Человек-художественный образ |
8 чел. |
7 чел. |
4 чел. |
1 чел. |
Качественный анализ:
По результатам проведенного исследования профессиональных предпочтений обучающихся 10 класса по методике «Дифференциально-диагностический опросник» выявлено, что 65% обучающихся выбрали тип профессии «человек-человек». Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер)
Психологические требования к профессии «человек-человек»: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; доброжелательность; устойчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; развитая речь; способность находить язык с разными людьми, умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность, знание психологии людей.
Рис.3. Профессиональные склонности
Рамках празднования «Дня учителя» был организован день самоуправления, в результате которого формировались такие личностные результаты, как развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной и других видах деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия, это координация и выполнение работы в условиях реального взаимодействия;
Для обучающихся МБОУ «СОШ №6» прошла школа
актива «Точка роста»
Цель: создание условий для осознания обучающимися своей социальной роли в обществе.
Задачи:
обеспечить включение обучающихся в школьное самоуправление;
создание условий для взаимодействия и обмена опытом участников школы актива;
создание условий для совершенствования внеучебной деятельности через развитие творческого потенциала обучающихся.
Организаторы:
Зам. директора по воспитательной работе.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе.
Образовательная программа:
№ п/п |
Мастер-класс |
Ведущий |
1. |
«Военное дело» |
Ученик 10 класса, член «Юной армии» |
2. |
«Футбол» |
Учащиеся 10 класса, члены спортивного клуба «Золото, серебро, бронза» |
3. |
«Компьютерный класс» |
Учащиеся 10 класса |
4. |
«Музыка нас объединила» |
Учащаяся 10 класса, занимающаяся вокалом |
5. |
«Живи ярко!» |
Учащиеся 10 класса |
6. |
«Бокс» |
Учащийся 10 класса, член сборной России по боксу |
Учащиеся 10 класса прошли профессиональную пробу «Специалист в области воспитания» в рамках реализации Всероссийского проекта по ранней профориентации «Билет в будущее».