Опорные схемы к урокам окружающего мира

1
0
Материал опубликован 1 July

Опорные схемы к урокам окружающего мира

Опорные схемы – это простые, понятные и наглядные схемы учебного материала. В них поданы основные понятия и связи между ними, приведены примеры.

Эти схемы рассчитаны как на обучающихся, так и на учителей. Дают возможность ученику, благодаря выделению основных понятий, разнообразной информации с помощью учителя или самостоятельно быстро понять материал, повторить главное. Ведь, когда обучающиеся воспринимают схему, у них начинают работать все стороны механической и логической памяти.

Во время работы со схемами обучающиеся:

  • Учатся работать с научными текстами;
  • Учатся выделять главное;
  • Развивать творческие способности, логическое мышление, устную монологическую речь;
  • Формируют умения самостоятельно работать с источниками знаний.

Работа по опорным схемам даёт возможность обучающимся:

  • Лучше запоминать материал, который изучается;
  • Во время ответа грамотно и точно изложить материал;
  • Систематизировать полученные знания, особенно во время повторения;
  • Во время ответа избавиться от скованности, страха ошибиться.

Схема становится алгоритмом рассуждений и доказательств, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть. Размышления, осознание причинно-следственной зависимости и связей.

Благодаря схемам учитель сможет:

  • Подать весь материал;
  • Сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее сложных местах;
  • Многоразовое повторение материала;
  • Быстро проверить как ученики поняли и запомнили материал.



Как же я обучаю учеников работать по схеме и создать её? Продемонстрирую на примере изучения темы «Какой бывает природа».

С первого занятия знакомлю обучающихся с особенностями этой методики, назначением опорных схем. Предлагаю ученикам прочитать материал в учебнике (или на карточках) и дать ответ на поставленные вопросы. - Что такое природа? –Какой бывает природа?

Во время ответов на доску прикрепляю таблички со словами: «Природа» - по центру, внизу – «живая», «неживая». Природа содержит два компонента: живая, неживая. Покажем стрелками, что природа делится на живую и неживую. Далее определяем, что относится к неживой природе. Выставляю карточки со словами: «Солнце», «Месяц», «звёзды», «вода», «почва», «воздух», «горные породы».

Живая природа также неоднородная, к ней относятся животные, растения, бактерии, грибы. Пришло время найти в этой схеме место человеку. Человек – составная живой природы. Дети (к сожалению, и взрослые) выделяют человека из окружающей природы, не осознают себя её составной. Выставляю карточку и соединяю стрелкой с живой природой. Объясняю, что человек не одинок, он живет, учится, работает с другими людьми, которые все вместе образуют общество. Люди работают и создают продукты своего труда. Например, глину и песок (неживая природа) для строительства; лён, хлопок (живая природа) для изготовления одежды. Человек не может жить без еды (мясо, овощи и т.д. – живая природа), без воздуха и воды (неживая природа). Человек не может существовать без природы и постоянно с ней взаимодействует.

Потом обучающиеся выясняют, чем живые организмы отличаются от предметов неживой природы. Выставляю карточки со словами: «дышат», «питаются», «растут», «размножаются», «отмирают». Далее рассматриваем примеры благоприятного, безболезненного, так и пагубного взаимодействия человека и природы. Возникают вопросы природопользования, экологии, охраны природы. После чего предлагаю обучающимся поработать в парах, пользуясь схемой, рассказать друг другу материал, который изучали. На следующий урок, перед проверкой знаний на уроке, снова обучающимся даю возможность воспроизвести знания, используя схемы.

Опорные схемы размножаю, обращая внимание на количество учеников, и применяю на разных этапах урока. Наиболее эффективные они на этапе систематизации и обобщения изученного материала, ведь помогают возобновить в памяти изученный материал. Во время проверки домашнего задания разрешаю обучающимся пользоваться схемами, обучающиеся с высоким уровнем могут построить ответ в виде схемы. Со схемами организовываю фронтальную, групповую, парную и индивидуальную деятельность.

Методика работы со схемами разнообразна. Это конструирование схем, соединение отдельных блоков схемы с объяснением связей, составление рассказов по схеме, иллюстрирование схемы своими наблюдениями. Использование схем на уроках даёт желаемый результат только в системе, то есть тогда, когда этот вид наглядности используются на каждом уроке.







Какой бывает природа

Природа – это все, что нас окружает, кроме того, что сделано человеком

ПРИРОДА


ЖИВАЯ

НЕЖИВАЯ



Животные

Растения

вода

Солнце

Бактерии

Вирусы

звезды

Месяц

Грибы

Человек

воздух

почва

Дышат, питаются, растут, размножаются, отмирают





ПРИРОДА

t1719823311ag.gift1719823311ag.gift1719823311ag.gift1719823311ag.gift1719823311ag.gift1719823311ag.gift1719823311ag.gif

еда

топливо

сырье

красота

здоровье

радость

отдых







ОХРАНА ПРИРОДЫ

t1719823311ag.gift1719823311ag.gift1719823311ag.gif

заповедники

заказники

Красная книга





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.