Учебно-методический материал «Опорные схемы при изучении "Дыхания"»
Использование опорных в изучении темы «Дыхание»
Данный опорный конспект включает 7 схем.
Первая схема в правом верхнем углу. Она показывает сущность и значение дыхания для организма. В клетках аэробных организмов кислород используется на окисление органических веществ. Освобождающаяся энергия идет на синтез АТФ. Это клеточное дыхание. А органы дыхания осуществляют доставку в организм кислорода и удаление углекислого газа. Это внешнее дыхание.
Вторая схема- Строение и функции носовой полости. В центре носовая перегородка. В правой и левой половине – извилистые носовые ходы, которые увеличивают площадь поверхности носовой полости. В слизистой оболочке есть кровеносные сосуды, железы и реснички. В ходе беседы выясняется их значение, устанавливается взаимосвязь строения и функции носовой полости.
Третья и четвертая схемы –Строение и функции гортани, трахеи, бронхов Сначала рассматривается строение, потом строение. Выясняется, когда голосовые связки открыты и закрыты. Пусть ученики попробуют издать звук на вдохе и выдохе. В гортани голос зарождается, окончательное формирование его идет за счет…… Пусть предложат ученики, потом попросите их сказать слово «Безвозмездно» , но зажав перед этим нос. Говоря о трахее и бронхах, обратите внимание на взаимосвязь строения и функции этих органов
Пятая схема - Строение и функции легких. Указывается положение легких в грудной полости и относительно друг друга. Изнутри грудная клетка выстлана пристеночной плеврой. Между плеврами – плевральная щель, где давление может меняться оставаясь всегда ниже атмосферного. Весь этот материал разбирается в ходе беседы по символам схемы. Затем обращается внимание на альвеолы, составляющие основу легких и резко увеличивающие их поверхность. Эластичные волокна и сурфактант не позволяют альвеолам слипаться и сильно растягиваться. И снова выяснение взаимосвязи строения и функции.
Дыхательные движения – шестая схема. Посмотрев на верхнюю часть схемы, ученики скажут о главной причине дыхательных движений. Графики ниже развивают эту мысль, видна обратно пропорциональная зависимость между объемом легких и давлением.
Седьмую схему по газообмену ученики могут озвучить после самостоятельного изучения материала по учебнику.
Перед разбором последней схемы попросите учеников задержать дыхание на максимальное время и засечь его. Потом начинайте разбор материала . Одновременно повторяется материал и по дыхательным движениям
Опорный конспект по теме "Дыхание"
JPG / 741.41 Кб