Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 5 классов «Волшебный мир эмоций»
Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 5 классов
« Волшебный мир эмоций»
Цель: Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей и умения адекватно выразить свое состояние.
Задачи занятия:
Познакомить учащихся с основными эмоциями.
Помочь учащимся правильно реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.
Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.
Предполагаемый психологический результат.
Обогащение мира эмоций и чувств подростков. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.
Время на игру и на обсуждение. 45 мин
Участники: Учащиеся 5–6 классов (11–12 лет). Размер группы до 20 человек.
Материалы, необходимые для проведения игры.
Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей. Карточки с пиктограммами. Карточки с названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Лепестки цветов, середина (ромашка), Таблица “Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым изображением настроения.
Ход занятия
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по необычной стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время занятия мы будем делать различные задания, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Начинаем мы налегке, но в ходе нашего путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическим опытом. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
Итак, в добрый путь!
Упражнение “ Разминка ”.
Встаньте те, у кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши.
Поменяйтесь местами те, у кого есть друзья.
Встаньте те, кто умывался сегодня утром.
Поменяйтесь местами те, кто умеет контролировать свои эмоции.
Потопайте те, кто согласен с пословицей «Один в поле не воин».
Кивните головой те, кто чувствует поддержку друзей.
Обсуждение.
Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
Слово “эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает “ потрясаю, волную”.
Эмоции бывают положительные и отрицательные.
Назовите примеры положительных эмоций: радость, веселие, удовольствие
Отрицательные: гнев, злость, отчаяние.
Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?
Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.
– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
2. Упражнение. “Понимаете ли вы язык мимики?”
Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.
3. Игра “Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами).
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
4. Упражнение. Изображение эмоций.
Закройте глаза и попробуйте с помощью карандаша выплеснуть на лист бумаги свои чувства. Рисуйте каракули.
Следующая задача. В каракулях нужно отыскать то, что доставляет вам радость. Предмет или образ, который вы увидели первым, выделите ярким цветом.
На отдельном листе бумаги нарисуйте этот предмет и поделитесь с нами чувствами, которые вы испытывали при рисовании.
Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.
Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
Разминка « Море волнуется» Море волнуется ра, море, волнуется два, море волнуется три, разные чувства на месте замри. Выбрать ведущего, который размораживает участников тренинга, отгадывает чувство. Если правильно отгадал, меняются местами.
5. Упражнение “Волшебный магазин”.
Инструкция: “Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба, а также в нём можно приобрести предмет, помогающий справиться с отрицательными эмоциями.
Подходите и приобретайте в магазине любые подобные вещи и догадайтесь, какие эмоции они дарят обладателю и как помогают справиться с отрицательными эмоциями.
Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?
Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.
Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?
Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.
Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике).
Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: “Ничего себе!”, “Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.
И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).
Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый).
Упражнение « Я тебя понимаю»
Ребёнок садится на стул перед классом и рассказывает о случае из жизни( получил 5, 2) Остальным надо догадаться какие чувства он испытывал. Потом дети по очереди пожходят к нему и, глядя в глаза произносят « Я понимаю тебя, ты чувствовал ( страх, грусть, радость). Сидящий на стуле сообщает кто отгадал его чувство,
7.Упражнение: “Букет приятных событий”, “Ромашка”.
А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.
На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…
В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).
Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.
8. Упражнение “Общая радость ”. Ваша задача нарисовать общий рисунок радости. Дети по очереди подходят к ватману и рисуют фломастером ( цветы, игрушки, мороженное) влух объясняют почему это приносит им радость.
Общий рисунок может быть объединён сюжетом или состоять из отдельных частей.
“Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности, объясните, почему у вас такое настроение на данный момент”.
Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:
Цвет. Эмоциональное состояниеКрасныйВосторгОранжевыйРадость, весельеЖелтыйСветлое, приятное настроениеЗеленыйСпокойное, уравновешенное состояниеСинийГрустное настроениеФиолетовыйТревожное, напряженное состояниеЧерныйУпадок сил, уныниеБелыйРавнодушие (трудно сказать)
Рефлексия. Выводы. 15 мин.
Мы познакомились с различными эмоциями. Обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.
Что особенно понравилось?
А что для вас было самым интересным?
Заключительное упражнение.
Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам
Перешагните, люди, через грусть!
Вы улыбнулись, значит все в порядке.
Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть
Улыбка станет утренней зарядкой!
И не важны возраст или внешность,
Ведь не ростом меряется нежность,
И не в сантиметрах - доброта.
Разрушить всегда легче, чем построить.
Обидеть легче, чем простить,
И врать всегда удобней, чем поверить,
а оттолкнуть намного проще, чем любить!
Привыкайте счастливыми быть!