Статья «Орфоэпическая работа на уроках русского языка»

0
0
Материал опубликован 16 September

 

Орфоэпическая работа на уроках русского языка.

 

     От речевой культуры человека зависят его положение в обществе, карьера и дружеское общение. Речь отражает уровень общей культуры: начитанность, кругозор, владение знаниями. Тот, кто говорит красиво и правильно, всегда привлекает внимание окружающих.

   Большую роль в изучении культуры речи играет орфоэпия - раздел, посвящённый практическим нормам говорения: интонации, ударению, произношению. С нормами произношения ребенок сталкивается уже в дошкольном возрасте, затем на протяжении всех школьных лет, да и во взрослой жизни нередко приходится заглядывать в словарь, потому что сомневаешься в правильности произношения того или иного слова. Знание орфоэпических норм языка позволяет развивать правильную культурную речь и предупреждать ошибки в произношении, что очень важно для современного человека. Орфоэпические нормы отражают содержание эталонного литературного произношения. Тот, кто освоил их, получает возможность понимать и быть понятым в обществе.

  Таким образом, орфоэпическая работа на уроках русского языка имеет высокую актуальность и направлена на то, чтобы формировать у школьников такую речь, которая позволяла бы легко строить взаимоотношения и была эстетичной.

    К сожалению, современные школьники больше общаются онлайн, поэтому их устная речь зачастую слабо развита. Орфоэпические нормы они также осваивают с трудом. В связи с этим задача учителя русского языка – выработать у учащихся навык говорить правильно, выразительно, отчетливо и соблюдать при этом нормы литературного языка. Кроме того, дети должны научиться контролировать свою речь самостоятельно и не быть равнодушными к небрежной и ненормированной речи окружающих. На орфоэпическую работу ориентирует и федеральный государственный образовательный стандарт.

   Для обучения орфоэпическим навыкам существуют различные методики и упражнения, которые можно использовать наряду с изучением орфографии и пунктуации.

   Один из самых простых и эффективных методов – наблюдение за чужой речью. Для этого можно прослушивать записи литературной речи и равняться на дикторов, чтецов, педагогов, а также анализировать речь сверстников и делать выводы. Полезно научить школьников пользоваться орфоэпическим словарём, чтобы они могли обращаться к нему в сложных и спорных случаях.

 

  Теоретические знания и информацию, полученную в ходе наблюдений, необходимо закреплять с помощью упражнений.

  В качестве разминки на каждом уроке можно использовать простые упражнения. Например, звуковые ассоциации: к сложному слову подобрать созвучное, чтобы проверить проблемный звук; расставить ударения; исправить ошибки.

Полезны такие упражнения:

- выберите правильный вариант произношения: конечно – конешно, ничто – ништо; кортеж – кортэж, бизнес – бизнэс и т.д.;

- подберите существительное к прилагательному: подвижнОй (состав или человек), переноснОй (смысл или телевизор);

- образуйте правильную форму глагола: бежать – беги, бегу или ждАть – ждалА и т. д.

  Для эффективного формирования навыков правильной постановки ударения, выбора темпа и интонации речи используются приёмы мнемотехники - запоминание, основанное на образовании ассоциаций. К ним относятся, например, запоминание слов на основе зрительного образа, кода из букв, транскрипции; метод сжатия информации; акронимы; рифмы и т. д.

 К примеру, для того, чтобы усвоить, как правильно расставлять ударения, можно использовать ассоциативные цепочки: «Мы открываем каталОг, там мы видим тОрты, внутри которых твОрог».

   Можно предложить школьнику работу с текстами: прочитать внимательно текст про себя и найти слова, которые произносятся не так, как пишутся. Объяснить правило. Затем уже прочитать вслух, верно произнося все сложные слова.

  Учащиеся более старшего возраста могут самостоятельно составлять такие тексты и обмениваться ими друг с другом, чтобы находить проблемные слова, зачитывать их вслух, исправлять ошибки.

  Необходимо регулярно выделять время для орфоэпической работы на уроках русского языка. Это не просто развивает речь, делая её правильной и красивой, но и повышает орфографическую зоркость, внимательность, помогает лучше понимать структуру языка и его фонетические особенности, расширяет словарный запас, в целом облегчая усвоение новых тем и повышая грамотность школьников.

​​​​​​​                                                                                   Дашевская Е.Н.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.