Статья на тему «Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в учебное и внеурочное время»
Организация научно - исследовательской деятельности учащихся в учебное и внеурочное время
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский
В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. В ходе основного обучения учитель имеет возможность включить ребёнка в собственный поиск в результате научно-исследовательской деятельности, научит самостоятельно, совместно с помощью родителей добывать расширенные знания, находить ответы на интересующие вопросы. Обучаясь наблюдению и экспериментированию ребенок учится определять проблему, представлять и защищать полученные результаты. Изучив методику научно-исследовательской деятельности, учитель может увлечь и заинтересовать обучающихся к поиску и решению интересующих их вопросов.
Зачастую нестандартность темы, трудолюбие и энтузиазм учащихся, хорошее качество проведенного исследования позволяют выполнять работы, занимающие призовые места на научно-практических конференциях. Участниками НПК были обучающиеся 2, 4, даже 1 классов. Так, в 2010 году учащийся 2 класса Росляков Даниил провел исследовательскую работу по теме «Влияние цвета на художественно-эстетическое». В 2012 году были увлечены научно-практической деятельностью 4 ученицы, Рыбак Яна заняла 2 место, темой её исследования стал вопрос «Каким должен быть портфель ученика». Мамулина София, продолжает исследовательскую деятельность, обучаясь в 5 классе. В 2013 году маленькими исследователями стали первоклассники. Лещ Сергей занял 1 место в городской НПК, Гуназа Екатерина, изучив проблему «Красота и здоровье ногтей с детства» на городской НПК заняла 2 место. Эти ребята приняли участие в НПК г Тулун. Екатерина получила Диплом 3 степени за эту исследовательскую работу. Организация работы с учащимися является трудным, кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель, накапливает опыт работы по организации научно-исследовательской работы с обучающимися.
Вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.
Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности, который позволяет:
выявить творческие способности ребёнка;
улучшить контакт с учащимися;
дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Научно-практической деятельности с обучающимися осуществляется в нескольких направлениях:
Первое – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи;
Второе – групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами). Во второй половине дня дети изучают программы по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» и «Первые шаги». Актуальность программ обусловлена методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей: воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Включение проектной деятельности в работу младших школьников
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.
Еще важным, на мой взгляд, является написание исследовательской работы.
Что же должно присутствовать в исследовательской работе?
Во-первых, тема исследования, которая должна заинтересовать слушателей.
Во-вторых, необходимо сформулировать цель исследования. В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет придать больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной.
В-третьих, необходимо поставить задачи исследования.
В-четвертых, в работе должен присутствовать литературный обзор, то есть краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении.
В пятых- методика исследования, ее описание.
Далее представляются собственные данные.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы.
Оформление работ в виде докладов, буклетов, презентаций.
Алгоритм проектной деятельности
Я выработала следующий алгоритм проектной деятельности:
1 этап. Предоставление темы проекта
Темы детских проектов я выбираю исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Дети выбирали слова: солнце, небо, земля, весна, мама, зима.
2 этап. Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?»
3 этап. Формулировка подтем
На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации.
4 этап. Планирование работы
Определяются пути поиска необходимой информации.
5 этап. Осуществление проекта
На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.
6 этап. Представление проекта
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности. Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;
– как оценили вашу работу посторонние люди;
По сложившейся традиции дети представляют свою работу сначала одноклассникам, затем на школьной НПК, где их выступления оценивает жюри, даёт советы и рекомендации. Это способствует достаточно высокому уровню подготовки учащихся и их уверенности в своих силах.
7 этап. Оценка проекта
Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе – не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.
Дни защиты проектов учащиеся воспринимают как праздник.
Работы, выполненные учащимися, не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, кругу общения, учатся самостоятельно детально исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.
И быть может нынешние члены общества это не только будущие победители городских, областных конференций, студенты ВУЗов, но и будущие ученые.
Основным принципом совместной научно-практической деятельности являются строки:
“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
.