12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коптелова Лариса Михайловна68
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
1

Статья «Организация проектно-исследовательской деятельности слепых и слабовидящих обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Коптелова Лариса Михайловна. Свердловская область, Верхнепышминский район, ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат» им. С.А.Мартиросяна», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы. Учитель.

 

В статье описывается опыт педагогов, работающих в классах обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по организации исследовательской деятельности. Приведены примеры проектов, выполненные слепыми и слабовидящими детьми с интеллектуальными нарушениями. Показано, как дети с ограниченными возможностями в познавательной сфере под руководством педагогов и с помощью родителей, расширяют свои возможности во всех сферах учебной деятельности, тем самым подготавливая почву для эмоционального благополучия и дальнейшей социализации в современном мире.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектно - исследовательская деятельность, которая может применяться в образовательной деятельности со второго класса для данной категории обучающихся.

Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебную исследовательскую деятельность, необходимо следовать методологии. Начинать исследовательскую деятельность нужно, когда у школьников сформированы начальные уменья и навыки таких учебных действий, как умение наблюдать; умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, умения задавать вопросы, умения делать простейшие обобщения. Учитель, уже в начальной школе при работе со слепыми и слабовидящими детьми с интеллектуальными нарушениями, всё чаще предлагает задания, включающие детей в исследовательский поиск. На учебных предметах постепенно вводятся специальные упражнения с учетом возможностей каждого ученика. Материал можно взять в пособие «Творческая мастерская учителя»- «Исследовательская деятельность младших школьников». Данная программа рассчитана на 20 часов.

Со слепыми и слабовидящими детьми необходима организация подготовительной работы по формированию опыта чувственного познания окружающего мира по теме «Роль органов слуха, зрения, осязания и обоняния в познании окружающего мира».

Учитывая слабые возможности самостоятельной деятельности этой категории детей, исследовательская деятельность должна проводиться с помощью учителя при обязательном взаимодействии с родителями, таким образом, выстраивается коммуникативное поведение не только учителя и ученика, но и родителя. Авторитетный стиль общения ребёнка и родителя, понимание и принятие ребёнка, равноправные контакты, которые отличаются разумными требованиями, обеспечивают приобретение социальных навыков в исследовательской деятельности и чувство поддержки и благополучия.

Особое значение имеет взаимодействие учителя- организатора исследовательской деятельности с педагогами школы. Согласуется совместная образовательная и воспитательная деятельность, связанная с темой исследовательской работы каждого ученика, совместно проводится работа по формированию поисково-исследовательского интереса.

Затем школьники приступают к основному этапу исследовательской деятельности. Исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием и материалами. Поставленная проблема и обозначенная тема должна быть актуальна для ребёнка. Чтобы решить проблему, нужны действия, направленные на исследования всего, что связано с проблемной ситуацией – выявлять причину и следствия, работать с литературой – подбирать нужный по теме материал, задавать вопросы, изменять свою точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Слепой и слабовидящий обучающийся с интеллектуальным нарушением нуждаются в постоянной деликатной помощи педагога в процессе совершенствования его исследовательских способностей.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является защита проекта (мини проекта) - выступление с сообщением на детской конференции. Все работы, независимо от их качества выполнения, необходимо отметить, чтобы у детей возникло желание продолжать заниматься исследовательской деятельностью.

За последние несколько лет в нашем образовательном учреждении были организованы и проведены несколько больших педагогических проектов по организации исследовательской деятельности слепых и слабовидящих обучающихся с интеллектуальными нарушениями по изучению природы родного края: «Растения Урала» и «Животные Урала». Предварительно были организованы поездки на природу: археологический объект «Каменные палатки» (Серовский тракт), в тактильный зоопарк «Лесная сказка» на берегу озера Балтым. Дети наблюдали, изучали объекты исследования, вели фото и видео съёмку, сравнивали растения в различных природных условиях, собирали природный материал, приобретали новые знания и опыт.

 

Затем обучающиеся определяли с помощью учителя фронт работы: подбирали нужную литературу, выделяли главную информацию об объекте, проводили исследования с собранным природным и информационным материалом, фиксировали полученные результаты, готовили и репетировали сообщение.

Каждому классу были даны задания, связанные с содержанием учебного материала естествоведческого цикла, предусмотренные программой. У каждого ученика была своя определённая тема и фронт работы. Так 3 «В» класс под руководством Неволиной С.В. готовил исследование по хвойным деревьям Урала. Обучающиеся представляли свои мини проекты по конкретно выбранному объекту. В выступлениях детей была изложена подробная информация характерных признаков внешнего строения изучаемого дерева. Был предоставлен наглядно демонстрационный материал: ветки, кора, хвоя; сосновые, кедровые, еловые шишки, который можно было потрогать своими руками. Полезные продукты для человека – кедровые орехи, варенье из молодых зелёных сосновых шишек, которые сварили родители, можно было попробовать всем слушателям научно - практической конференции. В конце проекта этого класса была представлена коллективная работа – презентация, где можно было увидеть и услышать о ценных продуктах, получаемых из сырья хвойных деревьев и наглядное пособие с природным материалом для обследования характерных признаков исследуемых объектов.

 

В 4 «В» классе защита школьницы своей исследовательской работы была основана на сравнении характерных признаков внешнего строения лиственных деревьев дуба и берёзы и сравнительная характеристика древесины этих деревьев.

 

 

 

 

 

 

Подготовлено сообщение об использование древесины, коры, плодов в народном творчестве, в строительстве, в мебельной промышленности в медицине и других сферах деятельности человека. Учитывая специфику природы родного края, были сделаны выводы о том, что дуб реже встречается на Урале, чем берёза. Под руководством классного руководителя Коптеловой Л.М. было так же изготовлено пособие, где были представлены природные наглядные материалы этих растений с явными отличительными признаками.

6 «В» классу была поставлена задача – исследовать деревья в различных климатических зонах, учитывая специфику природы родного края. Под руководством Баевой Т.Г. с этой задачей хорошо справились школьники этого класса. Наблюдая за исследуемыми объектами во время поездок на природу, исследователи установили взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений). Лучшая исследовательская работа была представлена на школьной конференции с подробной презентацией, где было показано влияние неживой природы на внешний вид растений, на способность размножения, на созревания плодов и семян.

7 «В» и 8 «В» классам было дано задание на тему: глобальные проблемы взаимодействия человека и природы. Во время организованной экскурсии детям была предоставлена возможность наблюдать за растениями в заболоченной местности и обозначить экологические проблемы. Школьники убедились, как деятельность человека может нанести вред природе. Безжизненные белые стволы берёз, торчащие из воды, взывали о помощи. Детям нужно было выявить причины гибели деревьев и наметить пути их решения. Старшеклассники подготовили мини проекты по «Красной книге растений Урала», «Лес – наше богатство». Под руководством педагогов Хурамшиной Ф.К. и Царик Н.В. во время защиты были представлены презентации с фактами экономической деятельности людей, губительно влияющих на природу. Были предложены разные точки зрения решения данной проблемы: формировать бережное отношение к природе; формировать способы деятельности, связанных с соблюдением норм экологического поведения в природной среде; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в природе; экономить бумагу в школе и дома; собирать макулатуру (использованные тетради, газеты, бумажную упаковку).

Итоговым мероприятием проекта бала инсценировка «Экологической сказки». Где обучающиеся 6 «В» класса разыграли сценарий по захвату города Мусорным смерчем, Бумажным хламом и Электронным мусором. Освободили город экологи – продвинутые ребята. Они убедили всех, что сберегая бумагу и утилизируя отработанный пластик и железный лом, можно превратить отходы в прекрасные доходы.

Главным достижением этих проектов является выступление обучающихся с лучшими исследовательскими работами на открытой межшкольной научно - практической конференции «Первые шаги в науку» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, который проходил в городе Полевской. Впервые 9 обучающихся, это 18% всех школьников обучающихся с интеллектуальными нарушениями школы публично выступили перед незнакомой аудиторией с защитами своих проектов, учились формировать навыки делового общения: умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, умение отвечать на вопросы экспертов по своей исследовательской работе и понимание личной ответственности за своё выступление.

 

 

 

 

В настоящее время один из классов работает над долговременным проектом «Изучаем профессию садовника», вид деятельности «Комнатное цветоводство», который можно реализовать в условиях школьных аудиторий. В процессе общественно полезного труда прививаются необходимые умения и навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями. Затем поэтапно, проводя исследовательскую деятельность, обучающиеся получают возможность наблюдать каждодневно за изменениями объекта исследования, фиксировать эти изменения, делать выводы. Обучающиеся знакомят других школьников со своей исследовательской работой и приобретённым опытом, демонстрируя свои знания, умения и навыки по профессиональной подготовке и по коммуникативным умениям, вызывая, таким образом, чувства гордости у своих одноклассников за свои достижения.

В исследовательской деятельности у обучающихся происходит формирование всех базовых учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных. Формируется высокий уровень коммуникативной компетенции в общении с взрослыми и со сверстниками, что является основным условием и фактором успешной социализации детей в школе и в современном мире.

Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность слепым и слабовидящим обучающимся с интеллектуальными нарушениями глубоко погружаться в тему, изучать предмет или объект с разных сторон, выходя за рамки школьных аудиторий, возможность формировать позитивные межличностные отношения со сверстниками, получать положительные эмоции, удовлетворение от деятельности, приобретать социальные навыки.

 

Литература:

  1. Исследовательская деятельность младших школьников / Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014.

  2. Учусь создавать проект: Методическое пособие для дошкольников / Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ. (Юным умникам и умницам.Учусь создавать проект.)

  3. Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью: Пособие для учителя /Шипицына Л.М. - СП б.: Издательство «Союз», 2004.

  4. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М.Щипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т,А,Нилова – СПб.,1998.

  5. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998.

  6. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / Феоктистова В.А. - СПб.: Речь, 2005.

 


 

Адрес электронной почты Larkop18@yandex.ru


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.