12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Толстихина Виктория Валерьевна229
Россия, Забайкальский край, Петровск-Забайкальский

Организация работы с лингвистически одаренными детьми


 

Выполнила: Толстихина

Виктория Валерьевна

учитель английского языка

МОУ гимназия №1

г. Петровск - Забайкальский

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

Есть люди, которых природа изначально одарила многими талантами, которые проявляются уже в раннем возрасте: музыкальная, гимнастическая, художественная одаренности, которые связаны с развитием образной сферы. Позже проявляются математическая, литературная, лингвистическая и другие виды одаренности, связанные с развитием логики.

Практика показывает, что, если развивать обнаруженные у ребенка задатки и склонности, можно достичь высоких результатов в той или иной деятельности. И, тем не менее, степень одаренности ребенка будет определять потолок его развития и результаты деятельности.

Почему-то принято считать, что одаренные дети – всегда немножко болезненны, слегка аутичны, впечатлительны и вообще странноваты. Иногда это так. Но часто одаренные дети физически даже крепче сверстников. И все же, как правило, одаренные дети действительно более впечатлительны, они более тонко чувствуют, обладают высокой восприимчивостью. Способность проводить логические связи и делать выводы приводит иногда к неожиданным реакциям на события и информацию.

И что с этим делать дальше?

Развивать, конечно! Но, ни в коем случае не зацикливаться на обнаруженных склонностях. Чем больше способностей обнаружим и разовьем, тем легче будет ребенку в будущем определиться с профессией и проявить себя в выбранном деле.

Признавая за ребенком право быть индивидуальностью, можно определить усилия по его развитию. Нужно развивать:

1 активное отношение к окружающему миру;

2 самостоятельность;

3 произвольность регулирования своего поведения;

4 организацию индивидуального стиля деятельности (систему своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении);

5 создавать мотивацию к развитию и обучению.

Лингвистическая одаренность- это не «способность к языкам», как можно было бы подумать. Способность изучать иностранные языки есть у всех: родной-то язык все в свое время выучили, а мозговые процессы, ответственные за понимание и воспроизводство ЛЮБОГО языка, одинаковы. Способность выучить другой язык зависит скорее от наличия сильной мотивации, хорошо натренированной памяти (которая, в свою очередь, от заучивания иностранных слов и выражений отлично тренируется) и методики изучения, адекватной для ситуации изучения.

Дети с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающе, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств. В будущем они могут стать поэтами, писателями, журналистами, копирайтерами. А при наличии способности убеждать - лекторами, публичными людьми.

Согласно теории автора первого теста языковых способностей Дж. Кэрролла, способность к изучению иностранного языка складывается из четырех компонентов:

1.
фонематическое кодирование — способность устанавливать связь между звуками и символами, выделять и идентифицировать отдельные звуки, устанавливать связи между звуками и теми символами, которые их представляют, а также сохранять в памяти эти связи;
2.
чувствительность к восприятию грамматических структур, которая проявляется в способности распознавать грамматическую функцию слов и отдельных структур в предложении;
3.
механическая память;
4.
способность к индуктивному мышлению, которая выражается в умении самостоятельно выводить правила взаимосвязи между лексическими и грамматическими структурами языка.

Методы выявления лингвистической одаренности.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Разработка любого психодиагностического теста состоит из трех этапов: 1) анализ диагностической проблемы, 2) собственно конструирование теста, 3) отбор заданий.

Любая психологическая методика, направленная на диагностику интеллекта или частных способностей,- это игровая, учебная или трудовая задача, касающаяся ситуации, встречающейся в обычной человеческой жизни. Главное в тесте - это соответствие тестовой задачи той реальной жизненной задаче, которая послужила прототипом.

Для диагностики языковых способностей у второклассников нами были использованы несколько тестов:

1 анкета для определения школьной мотивации;

2 тест «Правое или левое полушарие»;

3 тест изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера);
4 исследование памяти (методика "10 слов");
5 проверка состояния фонематического восприятия.

В тестировании приняли участие ученицы 2 класса. Они были выбраны в результате наблюдений в ходе работы на уроках английского языка, бесед с родителями, школьным психологом, классным руководителем.

Целью проверки являлось выявление признаков лингвистической одаренности с помощью специально подготовленных заданий.

Были сделаны следующие выводы: у обеих девочек наблюдается достаточная мотивация к обучению в школе, высокий уровень концентрации внимания и фонематического восприятия, средний уровень долговременной памяти.

С этими детьми будет продолжена работа по развитию их способностей к языкам и составлена индивидуальная программа для каждой из учениц.


 

В заключение хочется спросить: слиться с массой или культивировать свой дар любой ценой?

Всю глубину этой дилеммы испытывает на себе одаренный ребенок. Перед маленьким человеком открываются и новые горизонты, и новые опасности - проблемы адаптации, выработки силы воли, решимости, принятия другими и пр.

Задача родителей и воспитателей в том, чтобы одаренный малыш оставался собой, раскрывая свой потенциал во взаимодействии с миром.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы.


 

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось, 1989.


 

2. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. и др. Рабочая концепция одаренности. 2002.


 

3. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Спб.: Речь, 2009.


 

4. Кравченко А.И. Психология и педагогика. Учебник. М.: Проспект, 2009.


 

5. Лусканова Н.Г. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2000.


 


 


 


 


 


 


 

7


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.