Статья на тему «Организация взаимодействия школы и семьи как условие обеспечения планируемых образовательных результатов»

0
0
Материал опубликован 8 February

Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Ярославской области «Ярославская школа-интернат№6»

Адрес: 150008, город Ярославль, ул.Клубная, д.40

Тел./факс: 50-32-64

Адрес электронной почты: internat6yar@mail.ru

 

Организация взаимодействия школы и семьи как условие обеспечения планируемых образовательных результатов

 

Митюкова Светлана Павловна, социальный педагог.

 

 

Семья – первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. В семье осуществляется первичная социализация ребенка. Ребенок не может рассматриваться вне семьи.

Семья для ребенка-инвалида имеет особое значение, так как это условие для выживания. Состояние самих родителей и особенности внутрисемейных отношений являются важнейшим фактором социализации ребенка с ОВЗ и влияют на выраженность отклонения в его развитии.

Прежде чем начать работать с семьей, нужно ее изучить, понять ее проблемы и ресурсы. В начале учебного года мы проводим анкетирование среди родителей обучающихся: тех кто только пришел в школу и тех кто продолжает учиться. За год может поменяться не только место жительства и занятость, но и состав семьи.

Социальный паспорт школы-интерната на 2023г.: 62% детей воспитываются в неполных семьях, 3ребенка - в приемных, у 50% семей низкий уровень дохода. 60% родителей не работают или работают временно. 7% родителей имеют основное общее образование, 30% - среднее (11кл), 38% - среднее или начальное профессиональное, 25% - высшее.

Гендерная характеристика семей подтверждает тот факт, что женщины являются основными членами семьи, несущими всю тяжесть заботы о ребенке. В семьях, имеющих детей с инвалидностью, очень высок процент разводов. Практический опыт работы с этими семьями показывает, что многие семьи, считающиеся полными, фактически представляют собой семьи матерей-одиночек, так как отец не живет с семьей, хотя официально брак не расторгнут. Только небольшой процент разведенных отцов активно помогают в воспитании и реабилитации ребенка.

Родители детей с ОВЗ имеют разные проблемные зоны, разные ресурсы. Можно выделить несколько типов поведения: 

активное участие родителей в реабилитации ребенка сочетается с «позитивным контактом» во взаимодействии с ним;

эмоциональная отстраненность родителей, большая дистанция в общении и низкая чувствительность к сигналам ребенка;

негативный контакт во взаимодействии с ребенком сочетается с активным участием родителей в реабилитации ребенка;

негативный контакт во взаимодействии с ребенком сочетается с «отказом» от участия в реабилитации ребенка («передачей» функций воспитания ребенка третьим лицам; формальным отношением к посещению школы-интерната; игнорированием рекомендаций специалистов и т.д.), отстраняющиеся от участия в реабилитации, а то и от воспитания ребенка и общения с ним.

Родители должны быть обязательно включены в образовательную деятельность что бы повысить эффективность всего процесса обучения, воспитания, коррекции, укрепить веру в собственные силы, развить способность решать свои проблемы.

Для выявления проблемных зон и ресурсов наших родителей педагоги-психологи регулярно проводят исследования. Так же организован Консультационный пункт, основными целями которого является обеспечение единства и преемственности семейного и школьного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Родителей консультируют педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги, представители администрации учреждения.

Что же является образовательным результатом для ребенка с ограниченными возможностями здоровья? На этот вопрос сложно ответить. Так как в нашей школе обучаются дети с различной степенью выраженности умственной отсталости, мы говорим о планируемых результатах освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и отдельно - обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В случае легкой умственной отсталости существуют личностные и предметные результаты:

Личностные результаты - овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Предметные результаты - освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

В случае умеренной и тяжелой умственной отсталости мы говорим только о личностных результатах, которые формируются через реализацию определенных компонентов (персональная идентичность, навыки адаптации, доступные социальные роли, доброжелательность и эмоции, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, установка на безопасный, здоровый образ жизни и т.п.).

Программа воспитания нашего учреждения основана на идеях и принципах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Ее цель: организация педагогической деятельности по воспитанию детей с ментальными нарушениями на основе всестороннего развития и компенсации нарушений во взаимодействии с семьей.

Самым первым и важным направлением деятельности программы является «Поддержка семейного воспитания» - организация сотрудничества и взаимодействия с семьей для обеспечения комплексного развития ребенка, его обучения, воспитания и коррекции.

Для этого мы определили содержание деятельности по трем составляющим:

Работа с педагогическим коллективом школы-интерната по организации взаимодействия с семьей (анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе-интернате. Ознакомление педагогов с новыми формами работы с родителями. Проведение тренингов, практикумов, мастер-классов по работе с родителями.)

Повышение педагогической компетентности родителей (практикум, круглый стол, консультация, общее родительское собрание, групповое родительское собрание, день открытых дверей, общешкольные мероприятия, мастер-класс, родительский тренинг, педагогическая беседа, социальные сети).

Вовлечение родителей в деятельность школы-интерната, совместная работа по обмену опытом ( праздники, утренники, мероприятия, выставки работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии, ремонт и оформление класса, группы).

Используемые ресурсы: сеть интернет, медиатека, опыт других учреждений, технологии проектирования, восстановительные технологии, в том числе медиация, специалисты различных институтов, центров, работающие в сфере работы с семьей, общественные организации, учреждения культуры.

Результатом работы программы по данному направлению мы видим:

• Повышение уровня компетентности педагогов по взаимодействию с семьей.

• Установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося.

• Повышение педагогических компетенций родителей.

• Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

• Объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

 

«Ярославская школа-интернат №6» работает в тесном сотрудничестве с научно-методическим сообществом Ярославля. Мы являемся Базовой площадкой регионального Института развития образования (ГАУ ДПО ЯО ИРО) по теме «Организация взаимодействия школы и семьи как условие обеспечения планируемых образовательных результатов». Цель - освоение и внедрение новых технологий взаимодействия с родителями в условиях школы – интерната для обеспечения планируемых образовательных результатов обучающихся.

Кроме того, учреждение является соисполнителем Региональной инновационной площадки по теме «Создание муниципальной модели внедрения восстановительных технологий в воспитательную деятельность образовательных организаций». Работа над темой происходит в сотрудничестве с рядом образовательных учреждений Ярославля под руководством Муниципального учреждения «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Ярославля.

Ежегодно проводятся тематические общешкольные собрания

Школа+семья: шаг навстречу (Развитие социального партнёрства. Содействие формированию у родителей ответственности за воспитание детей.)

Союз семьи и школы в делах и достижениях (Интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития ребенка).

Лето детей – забота взрослых. Безопасные каникулы (Определение приёмов совместной деятельности. Формирование у родителей ответственности за воспитание детей.).

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса (Определение приёмов совместной деятельности. Формирование у родителей ответственности за воспитание детей.).

2.Создан Совет Учреждения, в состав которого входят представители родительской общественности.

3.Организована работа Консультационного пункта.

4.Регулярно проходит анкетирование родителей на предмет изучения удовлетворенности качеством оказываемых услуг, проблемных зон, ресурсов.

5.Помимо официального сайта учреждения, создана страница в социальной сети ВКонтакте для удобства общения и обмена информацией.

6. Специалисты разработали методические пособия для родителей (буклеты), в которых даны рекомендации по развитию ребенка.

7. Для классных руководителей разработаны методические рекомендации по проведению родительского собрания, а так же результаты изучения проблем, с которыми родители сталкиваются при взаимодействии со своими детьми и о готовности участия в мероприятиях по обмену опытом и преодолению трудностей.

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации