Занятие «ОРИП — 4 уровня вопросов, которые помогут при обсуждении любой темы»
Предлагаю разработку занятия или консультации с родителями, используя метод сфокусированной беседы.
ОРИП — 4 уровня вопросов, которые помогут при обсуждении любой темы
Метод сфокусированной беседы — это способ обсуждения, который воспроизводит естественный мыслительный процесс. Рассказываю, как его использовать
Его можно использовать, чтобы разрешить конфликт между учителем и родителем, между учениками.
Беседу ведет фасилитатор. Он задает серию вопросов, которые ведут группу с поверхности темы к ее глубокому значению для их жизни или работы. Это целостный процесс. Он использует воспоминания, чувства, интуицию и разум.
Метод сфокусированной беседы — отличный способ придать структуру разговору. Он экономит время и сводит к минимуму потенциальные отклонения от основного вопроса. Он универсален и работает одинаково для групп незнакомцев и коллег, которые работают вместе много лет. Он помогает добиться от всех участников обсуждения вовлеченности и способствует пониманию в группе. Беседа заканчивается принятием решений.
В основе метода лежит структура ОРИП. Каждый человек проходит через 4 уровня восприятия.
На Объективном уровне он воспринимает информацию благодаря органам чувств. Мы руководствуемся тем, что видим, слышим, ощущаем.
Рефлекторный уровень — внутренняя реакция на происходящее. Ассоциации, воспоминания, чувства должны учитываться при принятии решений.
На Интерпретативном уровне человек анализирует свои наблюдения и последствия принятия решения.
На уровне Принятия решений мы можем достигать консенсуса, делать выбор и брать на себя обязательства.
Как вести беседу по ОРИП
1. Объективный уровень. Вопросы:
Что вы видели?
Что вы слышали?
Какие данные у нас есть?
Какие предметы привлекают ваше внимание?
2. Рефлекторный уровень. Вопросы:
Что в фактах вас злит, волнует, удивляет?
О чем вам напоминает эта ситуация?
Как вы себя чувствуете?
3. Интерпретативный уровень. Вопросы:
Какое значение вы придаете ситуации?
О чем это все?
Что это значит для нас?
Как это повлияет на нашу работу?
Почему это важно?
4. Уровень принятия решений. Убедитесь, что вопросы конкретные, но открытые, избегайте ответов «да-нет». Вопросы:
Как мы ответим на это?
В следующий раз, когда мы с этим столкнемся, как мы должны вести себя?
Что мы должны решить?
Что нам нужно сделать по-другому?
Что делать дальше?
Вывод: Учитель, используя данный прием работы диалога с родителями проходит 4 уровня и доходит до принятия решения, где совместно приходят к единому мнению и чаще всего начальный конфликт уже разрешен. Рекомендую попробовать метод ОРИП!