"Осень" . Закрепление знаний по теме "Осень".
Конспект логопедического занятия по теме «Осень»
Коррекционно-образовательные цели. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Закрепление навыка различения прилагательных зеленый, желтый, разноцветный в речи. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, диалогической речи, зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, контроля над собственной речью. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображение деревьев, игрушка-телефон.
Ход занятия.
Орг. момент.
Дети входят в кабинет, на ковре лежат листья
-- Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?
(ответы детей).
— Какого цвета листья?
(ответы детей).
— Как сказать про листья разного цвета?
(ответы детей).
(Да, листья разных цветов, зеленые, желтые, они разноцветные).
— Какие у нас листья?
(ответы детей).
Введение в тему
(Звучит музыка осеннего леса).
— Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?
(Ответы детей).
— А какие вы знаете осенние месяцы?
(ответы детей).
— Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.
Основная часть.
А сейчас мы поиграем в Игру «Подбери признак»
Логопед:
— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
— Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.
-Какие листья осенью?
-Какие деревья?
-Какая трава?
-Какой дождь? и т.д
а) Пальчиковая гимнастика.
А сейчас у нас поиграют пальчики. Игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать
(сжимать и разжимать кулачки),
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.(загибать поочередно пальцы).
б) Ребята смотрите звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением (дождь-дождик, лист-листик, ветка-веточка, трава- травинка)
в) Игра на внимание «Что изменилось»
Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.
г) Физминутка
Листья осенние тихо кружатся
(дети кружатся на носочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят
(волнообразные движения руками вниз)
Будто опять закружиться хотят
(поднимаются на носочки, кружатся).
д) Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике. (Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).
— Какой лист в середине?
— Какой лист слева?
— Какой лист справа?
(ответы детей).
е) Игра «С чьей ветки детки».
Лист с березы – березовый,
Лист с рябины – рябиновый,
Лист с дуба – дубовый.
Лист с осины – осиновый.
(дети подбирают листья к нужному дереву).
Итог занятия.
- Занятие подошло к концу.
-Скажите о каком времени года мы говорили?
- Что вам понравилось на занятии?
Домашнее задание: нарисовать осеннюю картину.