Конспект комплексного логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Осень. Деревья осенью. Закрепление звука А»
Конспект комплексного логопедического занятия по развитию речи в старшей группе. Осень. Деревья осенью. Закрепление звука А".
Задачи
- Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме « Деревья осенью»;
- Расширять представления об изменениях осенних в природе.
- Упражнять в подборе существительных к глаголам, прилагательных к существительным;
- Продолжать упражнять детей в образовании относительных прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- Закреплять умения согласовывать существительные с числительными.
- Продолжать учить отвечать полным предложением;
- Продолжать формировать умение отгадывать загадки
- Актуализировать полученные знания об артикуляционно-акустических характеристиках звуков речи;
- Совершенствовать навык фонематического анализа (выделение заданного звука из слова);
- Закреплять умение детей выделять звук А из ряда звуков.
- Продолжать развивать навык звукового анализа слов, умения составлять звуковую схему слова;
Организационный момент
На мольберте находятся различные листья берёзы, клёна, дуба, липы.
Логопед.
Ребята, вспомните, с какого дерева листья? Как называются эти листья (берёзовые, кленовые, дубовые, рябиновые)
Молодцы, а давайте, вспомним какое сейчас время года?
Какой месяц? К какой следующий месяц?
А давайте сейчас поиграем и вспомним признаки осени. Я называю предложение, а вы продолжаете.
(согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе).
Наступила золотая …..
Дождь идёт, дожди …
Лист падает, листья …
Ветер дует, ветры …
Птица улетает, птицы …
Логопед
Ребята, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились?
Звук а, какой он? Какой символ он имеет?
Возьмите зеркала и рассмотрите все, как вы произносите звук А. (тихо, громко, долго, коротко)
Дыхательное упражнение
Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая, произнесем звук «А» широко открыв рот, сначала тихо, А…, затем громко, А…., а теперь шепотом.
Логопед
Я предлагаю вам поиграть в игру
Игра «Поймай звук [А]
Дети, хлопните в ладоши, если услышите звук А
А-о—у—и-а-а-о—и-и-у-а
А теперь если вы услышите, что слово начинается на звук А то вы говорите слово Да, если начинается с другого звука, то говорите НЕТ.
Физминутка
Ребята, вставайте вкруг
– Давайте поиграем в игру. Представим, что мы включили телевизор, а он сломался. Звук то пропадает, то появляется и слова звучат не полностью.
Я буду произносить слова с пропавшим звуком А, а вы «почините» телевизор и произнесете слова полностью. А для этого в начало слова нужно добавить звук А.
…РБУЗ, …КВАРИУМ, …ИСТ, …ЛЬБОМ, …, …ПЕЛЬСИН, …ВТОБУС.
Работа в тетрадях.
Я предлагаю вам рассмотреть букву, которая напечатана в ваших тетрадях. Почему она красная? У вас нарисованы буквы. Какой вам нужен цвет, чтобы обвести эту букву.
А в конце нашего занятия я предлагаю вам поиграть и узнать, кто внимательнее.
«Игра ДА или НЕТ»
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с заданиями.
Итог занятия.
Что мы делали на занятии? Чему учились?
Положительная оценка работы детей.