Основы проектной деятельности в современном образовании, от азов на уроках географии, до научно-практических конференций

13
7
Материал опубликован 3 January 2020 в группе

«Основы проектной деятельности в современном образовании, от азов на уроках географии, до научно-практических конференций»

Выступление на ГМО учителя географии

МКОУ СОШ №4 г.Нововоронежа Ковалевой Галины Валентиновны

Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Поэтому, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. 

Проектная деятельность обеспечивает совместную деятельность и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, а также критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. 

Я много лет подряд занимаюсь проектной деятельностью со школьниками.

Еще задолго до появления различных экспериментальных площадок на базе школы, не имея компьютеров, мы с учениками проектировали макеты различных природных объектов, многие проекты оформляли на ватманах, рефератах, рисунках, в буклеты. Я и сейчас продолжаю применять эти формы работы. С их помощью учу элементам проектной деятельности: правильно поставить цель, определить задачи, этапы проекта, тем самым создаю условия для формирования ключевых компетенций, проектной и исследовательской деятельности.

С внедрением в работу учителя компьютерной технологии расширились возможности для проектной деятельности, которая требует от учителя не столько объяснения «нового материала», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Это позволило вывести проектную деятельность на новый уровень и создавать исследовательские проекты.

Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе
(от человека, знающего, к человеку умеющему)

География, как предмет в школе изучается с 5 класса. Начиная с 5 класса, я веду предмет основы проектной деятельности по географии. Учащиеся на уроках занимаются созданием учебных проектов. На протяжении пяти лет нами было создано множество разнообразных проектов.

Цель курса по основам проектной деятельности:

Включить в научную деятельность учащихся, оказать помощь в создании проектных работ.

Для достижения цели ставятся следующие задачи.

- помочь учащимся в составлении плана исследований;

- обучать учащихся работе с научной литературой, формировать культуру теоретического и практического исследования;

- ознакомить со спецификой проведения исследований, особенностями их оформления;

- ознакомить с требованиями публичной защиты работы, помочь в составлении текста выступления.

Осуществление метода проектов проходит в несколько этапов, на которых решаются разные задачи.

На первом этапе (подготовительный) - постановка проблемы и решение проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Для реализации проекта «Мы сами этот мир откроем, и побывает там, где захотим», решения проблемы изучения культурно-исторических ценностей стран мира.

На этом этапе решались такие задачи как подготовка работы в группах, распределение обязанностей, выбор лидера (ответственного) в группах.

В ходе подготовительного этапа вместе с учащимися ставятся цели и задачи проекта. Проводится беседа.

Триада вопросов для успешной реализации ценностно-ориентированного этапа проектного цикла.

Основополагающий вопрос: «Мы сами этот мир откроем, и побывает там, где захотим» направлен на осознание значимости предстоящей проектной работы, на формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира, возбуждает интерес, любопытство, заставляет задуматься учащихся.

Проблемный вопрос:

"Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене Святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?"

Из стихотворения Н. А. Некрасова предлагается проанализировать материал, оценить, побуждает школьников находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации. Путешествие Н. А. Некрасова нашло отражение в замечательных строках стихотворения "Железная дорога".

Учебный вопрос: «Признаюсь, честно в последние годы я стала путешествовать не только по России, но и по Зарубежным странам. Они меня ошеломили, комфортностью, культурными историческими достопримечательностями и высоким уровнем жизни, жизнелюбием, гостеприимством, туристическим «бумом» и русской речью. Страны Азии, это «восточная экзотика», а Европа «западная элегантность»».

Что это за страны, города, народы и что нужно знать, собираясь в путешествие по странам мира? - основывается в основном на анализе информации.

Цели проекта:

1. Создание самостоятельного проекта, особой образовательной атмосферы, дающей учащимся попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности.

2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к культурно-историческим ценностям народов мира.

Задачи проекта:

1.Вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

2.Показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

3.Воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

4.Расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Проектом предусматривается создание групп, работающих по странам в определенной части света, в которых побывали ученики:

1 группа – страны Европы

2 группа – страны Азии

3 группа – страны Африки

4 группа – регионы России

При работе над проектом, предусматривается распределение ролей учащихся в группе, специализирующихся как:

1.Географ (исторические справки, сведения, вопросы географического положения, особенности природы)

2. Этнограф (культура, традиции и обычаи народа)

3. Туроператор (достопримечательности страны)

4. Оформитель (отвечает за оформление проекта)

Результаты деятельности учащихся могут быть представлены через:

1.Доклады, сообщения

2.Видеоматериалы, фотографии

3.Дневник рефлексии

4. Презентация

Методы: практические и эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ результатов.

На втором этапе (основной) происходило обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планировалась необходимая деятельность.

Каждая группа учащихся подготавливает информацию по странам, в которых путешествовали и на уроках ОПД представляет информацию по своему. При работе над проектом, каждый специалист представляет свою работу. Затем каждый участник группы заполняет дневник рефлексии, а учитель бланк контроля.

Дневник рефлексии:

- Я хочу знать больше о…

- Я планирую получить поддержку в …

- Я хорошо работаю в ситуациях, когда…

- Я должен научиться как…

- Я могу помочь другим…

Бланк контроля


Параметры

Специалисты в области географии

Специалисты в области этнографии

Специалисты в области туроператор

Специалисты в области оформления

Своевременность выполнения работы





Логичность изложения и подачи материала





Разнообразие источников информации





Умение делать выводы





Соответствие целей и результатов работы





Умение работать в команде





Лидеры групп провели социологический опрос среди учащихся:

Какие страны вы посетили?

Какие хотите посетить?

Какие регионы России вы посетили?

Какие регионы России хотели бы посетить?

В какой стране вы хотели бы жить?

Руководители групп совместно с оформителями подводят итог по социологическому опросу и оформляют в графики или таблицы.

Данный этап предполагает сбор и обработку информации, разработку собственного варианта решения проблемы, анализ разнообразной информации, программу действий, разработку варианта реализации своей программы.  Обсуждая проблему, дети выясняли новые источники информации, я как учитель направляла мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска.

Умение добывать и обрабатывать информацию коллективно. На этом этапе решались такие задачи, как развитие самостоятельной организации учебного взаимодействия, так и в группе. Определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

На третьем этапе (заключительный) дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания, получили реальный и ощутимый результат. На этом этапе решались задачи: умения слушать и слышать собеседника, умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение. На этом этапе проводится подготовка к защите проекта. Учащиеся под руководством лидеров своих групп оформляли свои работы для презентации. Затем руководители групп проекта объединили работу всех групп в единую работу для представления проекта. На школьной научно-практической конференции прошла защита (презентация) проекта.

Четвертый этап – рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). По итогам выступлений проводится обсуждение проекта и проектной деятельности в целом. На этом этапе учитель предлагает классу дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и задачам. По итогам выступления проводится обсуждение результатов проекта по плану:

Учащиеся заполнили журнал наблюдений

Мое мнение в начале мероприятия (проекта):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимосвязи между тем, что я знал и что узнал:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе:

Что осталось непонятным (вопросы):

1_______________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

(лист заполняется учащимися в конце работы над проектом)

Критерии

Да

Скорее "да", чем "нет"

Нет

Хочу получить консультацию

Я могу давать характеристику страны





Я могу планировать свою деятельность принимать самостоятельные решения





Я осознанно понимаю, нужно доброжелательно относиться к культуре, традициям, ценностям народов мира.





Критерии оценивания
Самооценка вклада ученика в работу группы

Примеры моих предложений по планированию совместной работы в группе:

1.

2.

3.

4.

Примеры моей практической работы в совместном исследовании:

1.

2.

3.

4.

Мои идеи, которые помогли сделать наш проект успешным:

1.

2.

3.

4.

Примеры успешных стратегий и приёмов, использованных мной для разрешения конфликтов в группе или решения проблем:

1.

2.

3.

4.

Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом:

1.

2.

3.

4.

Причины моей успешности: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нового, значимого для меня, я узнал в ходе работы над проектом:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему это для меня важно? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я хотел бы изменить в своих приёмах, способах, стратегиях при работе над следующим проектом?


1.

2.

3.

4.

Критерии оценки презентации учащихся

(2 балла – проявляется в полной мере; 1 балл – проявляется частично;

0 баллов – отсутствует)

Параметры

Критерий оценивания

Самооценка

Оценка других групп

Оценка учителя

Содержание

- структурированность представленных материалов;

- правильность построения фраз, отсутствие синтаксических и орфографических ошибок;

- наличие выводов;

- наличие списка используемых в работе над проектом информационных ресурсов.




Оформление

- оптимальное количество слайдов;

- читаемость, структурирование информации, использование; 

-оригинальность оформления.






Итого:



Результативность:

Цели, поставленные перед реализацией проекта, были достигнуты. Во время реализации проекта учащиеся научились договариваться, находить общее решение практической задачи.

Научились не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, научились убеждать, и уступать.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, научились с помощью вопросов выяснять недостающую информацию. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия. Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Активно участвовали в дискуссии при обсуждении проблемы, точно формулировали свои высказывания при планировании деятельности. Сбор информации не только помог учащимся расширить интеллектуальный кругозор, но и практически применить на практике.

Чем хорошо то ученик с начального звена занимается проектной работой - у него есть возможность, расти, совершенствовать навыки в проектной деятельности. Год от года проекты усложняются, расширяются. Возрастают умения и интерес обучающихся к созданию проектов. Первый опыт выступлений и защиты работ ученики приобретают на школьных научно-практических конференциях. С лучшими исследованиями мы выходим за рамками школы, приучая детей к публичным выступлениям разного уровня.

Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, умение работать в группах, решать проблемы. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию компетентности школьников.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности.


Список литературы и использованных источников информации


1.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе – М., 2008.

2.Крылова В. П. Проектная деятельность учащихся по географии. Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.

3.Чудеса со всего света. Москва, Издательство. « Просвещение», 2009





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная и актуальная работа!

4 January 2020

Спасибо, Марина Юрьевна!

4 January 2020

Спасибо за полезный ресурс, Галина Валентиновна!

5 January 2020

Спасибо за интересный и полезный материал, беру в копилку!

15 January 2020

Мне очень приятно, что мой материал Вам будет полезен!

15 January 2020

Очень интересный материал. Спасибо, что делитесь опытом, Галина Валентиновна!

23 January 2020

Благодарю за положительный отзыв, Надежда Леонидовна!

23 January 2020