12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна156192
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»
13

«Основы проектной деятельности в современном образовании, от азов на уроках географии, до научно-практических конференций»

«Основы проектной деятельности в современном образовании, от азов на уроках географии, до научно-практических конференций»

Выступление на ГМО учителя географии

МКОУ СОШ №4 г.Нововоронежа Ковалевой Галины Валентиновны

Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Поэтому, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. 

Проектная деятельность обеспечивает совместную деятельность и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, а также критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. 

Я много лет подряд занимаюсь проектной деятельностью со школьниками.

Еще задолго до появления различных экспериментальных площадок на базе школы, не имея компьютеров, мы с учениками проектировали макеты различных природных объектов, многие проекты оформляли на ватманах, рефератах, рисунках, в буклеты. Я и сейчас продолжаю применять эти формы работы. С их помощью учу элементам проектной деятельности: правильно поставить цель, определить задачи, этапы проекта, тем самым создаю условия для формирования ключевых компетенций, проектной и исследовательской деятельности.

С внедрением в работу учителя компьютерной технологии расширились возможности для проектной деятельности, которая требует от учителя не столько объяснения «нового материала», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Это позволило вывести проектную деятельность на новый уровень и создавать исследовательские проекты.

Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе
(от человека, знающего, к человеку умеющему)

География, как предмет в школе изучается с 5 класса. Начиная с 5 класса, я веду предмет основы проектной деятельности по географии. Учащиеся на уроках занимаются созданием учебных проектов. На протяжении пяти лет нами было создано множество разнообразных проектов.

Цель курса по основам проектной деятельности:

Включить в научную деятельность учащихся, оказать помощь в создании проектных работ.

Для достижения цели ставятся следующие задачи.

- помочь учащимся в составлении плана исследований;

- обучать учащихся работе с научной литературой, формировать культуру теоретического и практического исследования;

- ознакомить со спецификой проведения исследований, особенностями их оформления;

- ознакомить с требованиями публичной защиты работы, помочь в составлении текста выступления.

Осуществление метода проектов проходит в несколько этапов, на которых решаются разные задачи.

На первом этапе (подготовительный) - постановка проблемы и решение проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Для реализации проекта «Мы сами этот мир откроем, и побывает там, где захотим», решения проблемы изучения культурно-исторических ценностей стран мира.

На этом этапе решались такие задачи как подготовка работы в группах, распределение обязанностей, выбор лидера (ответственного) в группах.

В ходе подготовительного этапа вместе с учащимися ставятся цели и задачи проекта. Проводится беседа.

Триада вопросов для успешной реализации ценностно-ориентированного этапа проектного цикла.

Основополагающий вопрос: «Мы сами этот мир откроем, и побывает там, где захотим» направлен на осознание значимости предстоящей проектной работы, на формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира, возбуждает интерес, любопытство, заставляет задуматься учащихся.

Проблемный вопрос:

"Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене Святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?"

Из стихотворения Н. А. Некрасова предлагается проанализировать материал, оценить, побуждает школьников находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации. Путешествие Н. А. Некрасова нашло отражение в замечательных строках стихотворения "Железная дорога".

Учебный вопрос: «Признаюсь, честно в последние годы я стала путешествовать не только по России, но и по Зарубежным странам. Они меня ошеломили, комфортностью, культурными историческими достопримечательностями и высоким уровнем жизни, жизнелюбием, гостеприимством, туристическим «бумом» и русской речью. Страны Азии, это «восточная экзотика», а Европа «западная элегантность»».

Что это за страны, города, народы и что нужно знать, собираясь в путешествие по странам мира? - основывается в основном на анализе информации.

Цели проекта:

1. Создание самостоятельного проекта, особой образовательной атмосферы, дающей учащимся попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности.

2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к культурно-историческим ценностям народов мира.

Задачи проекта:

1.Вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

2.Показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

3.Воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

4.Расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Проектом предусматривается создание групп, работающих по странам в определенной части света, в которых побывали ученики:

1 группа – страны Европы

2 группа – страны Азии

3 группа – страны Африки

4 группа – регионы России

При работе над проектом, предусматривается распределение ролей учащихся в группе, специализирующихся как:

1.Географ (исторические справки, сведения, вопросы географического положения, особенности природы)

2. Этнограф (культура, традиции и обычаи народа)

3. Туроператор (достопримечательности страны)

4. Оформитель (отвечает за оформление проекта)

Результаты деятельности учащихся могут быть представлены через:

1.Доклады, сообщения

2.Видеоматериалы, фотографии

3.Дневник рефлексии

4. Презентация

Методы: практические и эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ результатов.

На втором этапе (основной) происходило обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планировалась необходимая деятельность.

Каждая группа учащихся подготавливает информацию по странам, в которых путешествовали и на уроках ОПД представляет информацию по своему. При работе над проектом, каждый специалист представляет свою работу. Затем каждый участник группы заполняет дневник рефлексии, а учитель бланк контроля.

Дневник рефлексии:

- Я хочу знать больше о…

- Я планирую получить поддержку в …

- Я хорошо работаю в ситуациях, когда…

- Я должен научиться как…

- Я могу помочь другим…

Бланк контроля


Параметры

Специалисты в области географии

Специалисты в области этнографии

Специалисты в области туроператор

Специалисты в области оформления

Своевременность выполнения работы





Логичность изложения и подачи материала





Разнообразие источников информации





Умение делать выводы





Соответствие целей и результатов работы





Умение работать в команде





Лидеры групп провели социологический опрос среди учащихся:

Какие страны вы посетили?

Какие хотите посетить?

Какие регионы России вы посетили?

Какие регионы России хотели бы посетить?

В какой стране вы хотели бы жить?

Руководители групп совместно с оформителями подводят итог по социологическому опросу и оформляют в графики или таблицы.

Данный этап предполагает сбор и обработку информации, разработку собственного варианта решения проблемы, анализ разнообразной информации, программу действий, разработку варианта реализации своей программы.  Обсуждая проблему, дети выясняли новые источники информации, я как учитель направляла мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска.

Умение добывать и обрабатывать информацию коллективно. На этом этапе решались такие задачи, как развитие самостоятельной организации учебного взаимодействия, так и в группе. Определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

На третьем этапе (заключительный) дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания, получили реальный и ощутимый результат. На этом этапе решались задачи: умения слушать и слышать собеседника, умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение. На этом этапе проводится подготовка к защите проекта. Учащиеся под руководством лидеров своих групп оформляли свои работы для презентации. Затем руководители групп проекта объединили работу всех групп в единую работу для представления проекта. На школьной научно-практической конференции прошла защита (презентация) проекта.

Четвертый этап – рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). По итогам выступлений проводится обсуждение проекта и проектной деятельности в целом. На этом этапе учитель предлагает классу дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и задачам. По итогам выступления проводится обсуждение результатов проекта по плану:

Учащиеся заполнили журнал наблюдений

Мое мнение в начале мероприятия (проекта):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимосвязи между тем, что я знал и что узнал:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе:

Что осталось непонятным (вопросы):

1_______________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

(лист заполняется учащимися в конце работы над проектом)

Критерии

Да

Скорее "да", чем "нет"

Нет

Хочу получить консультацию

Я могу давать характеристику страны





Я могу планировать свою деятельность принимать самостоятельные решения





Я осознанно понимаю, нужно доброжелательно относиться к культуре, традициям, ценностям народов мира.





Критерии оценивания
Самооценка вклада ученика в работу группы

Примеры моих предложений по планированию совместной работы в группе:

1.

2.

3.

4.

Примеры моей практической работы в совместном исследовании:

1.

2.

3.

4.

Мои идеи, которые помогли сделать наш проект успешным:

1.

2.

3.

4.

Примеры успешных стратегий и приёмов, использованных мной для разрешения конфликтов в группе или решения проблем:

1.

2.

3.

4.

Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом:

1.

2.

3.

4.

Причины моей успешности: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нового, значимого для меня, я узнал в ходе работы над проектом:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему это для меня важно? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я хотел бы изменить в своих приёмах, способах, стратегиях при работе над следующим проектом?


1.

2.

3.

4.

Критерии оценки презентации учащихся

(2 балла – проявляется в полной мере; 1 балл – проявляется частично;

0 баллов – отсутствует)

Параметры

Критерий оценивания

Самооценка

Оценка других групп

Оценка учителя

Содержание

- структурированность представленных материалов;

- правильность построения фраз, отсутствие синтаксических и орфографических ошибок;

- наличие выводов;

- наличие списка используемых в работе над проектом информационных ресурсов.




Оформление

- оптимальное количество слайдов;

- читаемость, структурирование информации, использование; 

-оригинальность оформления.






Итого:



Результативность:

Цели, поставленные перед реализацией проекта, были достигнуты. Во время реализации проекта учащиеся научились договариваться, находить общее решение практической задачи.

Научились не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, научились убеждать, и уступать.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, научились с помощью вопросов выяснять недостающую информацию. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия. Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Активно участвовали в дискуссии при обсуждении проблемы, точно формулировали свои высказывания при планировании деятельности. Сбор информации не только помог учащимся расширить интеллектуальный кругозор, но и практически применить на практике.

Чем хорошо то ученик с начального звена занимается проектной работой - у него есть возможность, расти, совершенствовать навыки в проектной деятельности. Год от года проекты усложняются, расширяются. Возрастают умения и интерес обучающихся к созданию проектов. Первый опыт выступлений и защиты работ ученики приобретают на школьных научно-практических конференциях. С лучшими исследованиями мы выходим за рамками школы, приучая детей к публичным выступлениям разного уровня.

Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, умение работать в группах, решать проблемы. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию компетентности школьников.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности.


Список литературы и использованных источников информации


1.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе – М., 2008.

2.Крылова В. П. Проектная деятельность учащихся по географии. Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.

3.Чудеса со всего света. Москва, Издательство. « Просвещение», 2009





Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.01.20 в 09:49 2Ответить Пожаловаться
Интересная и актуальная работа!
Ковалева Галина Валентиновна, 04.01.20 в 09:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Татьяна Кайзер, 05.01.20 в 06:35 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс, Галина Валентиновна!
Панов Егор Игоревич, 15.01.20 в 08:49 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный и полезный материал, беру в копилку!
Ковалева Галина Валентиновна, 15.01.20 в 09:07 1Ответить Пожаловаться
Мне очень приятно, что мой материал Вам будет полезен!
Латышева Надежда Леонидовна, 23.01.20 в 09:56 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал. Спасибо, что делитесь опытом, Галина Валентиновна!
Ковалева Галина Валентиновна, 23.01.20 в 10:05 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за положительный отзыв, Надежда Леонидовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.