Основы проектной деятельности в современном образовании, от азов на уроках географии, до научно-практических конференций
«Основы проектной деятельности в современном образовании, от азов на уроках географии, до научно-практических конференций»
Выступление на ГМО учителя географии
МКОУ СОШ №4 г.Нововоронежа Ковалевой Галины Валентиновны
Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Поэтому, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Проектная деятельность обеспечивает совместную деятельность и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, а также критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Я много лет подряд занимаюсь проектной деятельностью со школьниками.
Еще задолго до появления различных экспериментальных площадок на базе школы, не имея компьютеров, мы с учениками проектировали макеты различных природных объектов, многие проекты оформляли на ватманах, рефератах, рисунках, в буклеты. Я и сейчас продолжаю применять эти формы работы. С их помощью учу элементам проектной деятельности: правильно поставить цель, определить задачи, этапы проекта, тем самым создаю условия для формирования ключевых компетенций, проектной и исследовательской деятельности.
С внедрением в работу учителя компьютерной технологии расширились возможности для проектной деятельности, которая требует от учителя не столько объяснения «нового материала», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Это позволило вывести проектную деятельность на новый уровень и создавать исследовательские проекты.
Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе
(от человека, знающего, к человеку умеющему)
География, как предмет в школе изучается с 5 класса. Начиная с 5 класса, я веду предмет основы проектной деятельности по географии. Учащиеся на уроках занимаются созданием учебных проектов. На протяжении пяти лет нами было создано множество разнообразных проектов.
Цель курса по основам проектной деятельности:
Включить в научную деятельность учащихся, оказать помощь в создании проектных работ.
Для достижения цели ставятся следующие задачи.
- помочь учащимся в составлении плана исследований;
- обучать учащихся работе с научной литературой, формировать культуру теоретического и практического исследования;
- ознакомить со спецификой проведения исследований, особенностями их оформления;
- ознакомить с требованиями публичной защиты работы, помочь в составлении текста выступления.
Осуществление метода проектов проходит в несколько этапов, на которых решаются разные задачи.
На первом этапе (подготовительный) - постановка проблемы и решение проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Для реализации проекта «Мы сами этот мир откроем, и побывает там, где захотим», решения проблемы изучения культурно-исторических ценностей стран мира.
На этом этапе решались такие задачи как подготовка работы в группах, распределение обязанностей, выбор лидера (ответственного) в группах.
В ходе подготовительного этапа вместе с учащимися ставятся цели и задачи проекта. Проводится беседа.
Триада вопросов для успешной реализации ценностно-ориентированного этапа проектного цикла.
Основополагающий вопрос: «Мы сами этот мир откроем, и побывает там, где захотим» направлен на осознание значимости предстоящей проектной работы, на формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира, возбуждает интерес, любопытство, заставляет задуматься учащихся.
Проблемный вопрос:
"Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене Святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?"
Из стихотворения Н. А. Некрасова предлагается проанализировать материал, оценить, побуждает школьников находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации. Путешествие Н. А. Некрасова нашло отражение в замечательных строках стихотворения "Железная дорога".
Учебный вопрос: «Признаюсь, честно в последние годы я стала путешествовать не только по России, но и по Зарубежным странам. Они меня ошеломили, комфортностью, культурными историческими достопримечательностями и высоким уровнем жизни, жизнелюбием, гостеприимством, туристическим «бумом» и русской речью. Страны Азии, это «восточная экзотика», а Европа «западная элегантность»».
Что это за страны, города, народы и что нужно знать, собираясь в путешествие по странам мира? - основывается в основном на анализе информации.
Цели проекта:
1. Создание самостоятельного проекта, особой образовательной атмосферы, дающей учащимся попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности.
2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к культурно-историческим ценностям народов мира.
Задачи проекта:
1.Вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
2.Показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
3.Воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
4.Расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Проектом предусматривается создание групп, работающих по странам в определенной части света, в которых побывали ученики:
1 группа – страны Европы
2 группа – страны Азии
3 группа – страны Африки
4 группа – регионы России
При работе над проектом, предусматривается распределение ролей учащихся в группе, специализирующихся как:
1.Географ (исторические справки, сведения, вопросы географического положения, особенности природы)
2. Этнограф (культура, традиции и обычаи народа)
3. Туроператор (достопримечательности страны)
4. Оформитель (отвечает за оформление проекта)
Результаты деятельности учащихся могут быть представлены через:
1.Доклады, сообщения
2.Видеоматериалы, фотографии
3.Дневник рефлексии
4. Презентация
Методы: практические и эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ результатов.
На втором этапе (основной) происходило обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планировалась необходимая деятельность.
Каждая группа учащихся подготавливает информацию по странам, в которых путешествовали и на уроках ОПД представляет информацию по своему. При работе над проектом, каждый специалист представляет свою работу. Затем каждый участник группы заполняет дневник рефлексии, а учитель бланк контроля.
Дневник рефлексии:
- Я хочу знать больше о…
- Я планирую получить поддержку в …
- Я хорошо работаю в ситуациях, когда…
- Я должен научиться как…
- Я могу помочь другим…
Бланк контроля
Параметры | Специалисты в области географии | Специалисты в области этнографии | Специалисты в области туроператор | Специалисты в области оформления |
Своевременность выполнения работы | ||||
Логичность изложения и подачи материала | ||||
Разнообразие источников информации | ||||
Умение делать выводы | ||||
Соответствие целей и результатов работы | ||||
Умение работать в команде |
Лидеры групп провели социологический опрос среди учащихся:
Какие страны вы посетили?
Какие хотите посетить?
Какие регионы России вы посетили?
Какие регионы России хотели бы посетить?
В какой стране вы хотели бы жить?
Руководители групп совместно с оформителями подводят итог по социологическому опросу и оформляют в графики или таблицы.
Данный этап предполагает сбор и обработку информации, разработку собственного варианта решения проблемы, анализ разнообразной информации, программу действий, разработку варианта реализации своей программы. Обсуждая проблему, дети выясняли новые источники информации, я как учитель направляла мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска.
Умение добывать и обрабатывать информацию коллективно. На этом этапе решались такие задачи, как развитие самостоятельной организации учебного взаимодействия, так и в группе. Определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
На третьем этапе (заключительный) дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания, получили реальный и ощутимый результат. На этом этапе решались задачи: умения слушать и слышать собеседника, умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение. На этом этапе проводится подготовка к защите проекта. Учащиеся под руководством лидеров своих групп оформляли свои работы для презентации. Затем руководители групп проекта объединили работу всех групп в единую работу для представления проекта. На школьной научно-практической конференции прошла защита (презентация) проекта.
Четвертый этап – рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). По итогам выступлений проводится обсуждение проекта и проектной деятельности в целом. На этом этапе учитель предлагает классу дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и задачам. По итогам выступления проводится обсуждение результатов проекта по плану:
Учащиеся заполнили журнал наблюдений
Мое мнение в начале мероприятия (проекта):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимосвязи между тем, что я знал и что узнал:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эссе:
Что осталось непонятным (вопросы):
1_______________________________________________________________________
2_______________________________________________________________________
3_______________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля
(лист заполняется учащимися в конце работы над проектом)
Критерии | Да | Скорее "да", чем "нет" | Нет | Хочу получить консультацию |
Я могу давать характеристику страны | ||||
Я могу планировать свою деятельность принимать самостоятельные решения | ||||
Я осознанно понимаю, нужно доброжелательно относиться к культуре, традициям, ценностям народов мира. |
Критерии оценивания
Самооценка вклада ученика в работу группы
Примеры моих предложений по планированию совместной работы в группе:
1.
2.
3.
4.
Примеры моей практической работы в совместном исследовании:
1.
2.
3.
4.
Мои идеи, которые помогли сделать наш проект успешным:
1.
2.
3.
4.
Примеры успешных стратегий и приёмов, использованных мной для разрешения конфликтов в группе или решения проблем:
1.
2.
3.
4.
Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом:
1.
2.
3.
4.
Причины моей успешности: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что нового, значимого для меня, я узнал в ходе работы над проектом:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему это для меня важно? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что я хотел бы изменить в своих приёмах, способах, стратегиях при работе над следующим проектом?
1.
2.
3.
4.
Критерии оценки презентации учащихся
(2 балла – проявляется в полной мере; 1 балл – проявляется частично;
0 баллов – отсутствует)
Параметры | Критерий оценивания | Самооценка | Оценка других групп | Оценка учителя |
Содержание | - структурированность представленных материалов; - правильность построения фраз, отсутствие синтаксических и орфографических ошибок; - наличие выводов; - наличие списка используемых в работе над проектом информационных ресурсов. | |||
Оформление | - оптимальное количество слайдов; - читаемость, структурирование информации, использование; -оригинальность оформления. | |||
Итого: |
Результативность:
Цели, поставленные перед реализацией проекта, были достигнуты. Во время реализации проекта учащиеся научились договариваться, находить общее решение практической задачи.
Научились не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, научились убеждать, и уступать.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, научились с помощью вопросов выяснять недостающую информацию. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия. Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Активно участвовали в дискуссии при обсуждении проблемы, точно формулировали свои высказывания при планировании деятельности. Сбор информации не только помог учащимся расширить интеллектуальный кругозор, но и практически применить на практике.
Чем хорошо то ученик с начального звена занимается проектной работой - у него есть возможность, расти, совершенствовать навыки в проектной деятельности. Год от года проекты усложняются, расширяются. Возрастают умения и интерес обучающихся к созданию проектов. Первый опыт выступлений и защиты работ ученики приобретают на школьных научно-практических конференциях. С лучшими исследованиями мы выходим за рамками школы, приучая детей к публичным выступлениям разного уровня.
Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, умение работать в группах, решать проблемы. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию компетентности школьников.
Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности.
Список литературы и использованных источников информации
1.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе – М., 2008.
2.Крылова В. П. Проектная деятельность учащихся по географии. Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.
3.Чудеса со всего света. Москва, Издательство. « Просвещение», 2009
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Татьяна Кайзер
Панов Егор Игоревич
Ковалева Галина Валентиновна
Латышева Надежда Леонидовна
Ковалева Галина Валентиновна