Основная образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

4
0
Материал опубликован 18 September 2023 в группе

t1695011195aa.jpg



СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.1. Нормативно-правовая основа разработки Программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» 3

1.2. Общая характеристика Программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» 4

1.3. Цели и задачи реализации программы 6

1.4. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 6

1.5. Ожидаемые результаты освоения Программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» 8

1.6. Формы и методы контроля 9

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 11

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК 12

4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 13

4.1. Содержание рабочей программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» 13

4.2. Производственное обучение (практика) 17

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 17

5.1. Методические рекомендации по реализации программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» 17

5.2. Кадровое обеспечение реализации программы 19

5.3. Материально-технические условия реализации программы 19

5.4. Учебно-методические материалы 20

5.5. Литература и интернет-ресурсы 20

5.6. Контрольно-оценочные материалы 21

6. ПРИЛОЖЕНИЯ 22

6.1. Входной контроль (тестирование) 22

6.2. Итоговая аттестация 24

6.3. Квалификационный экзамен 27


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа профессиональной подготовки по профессии 14618 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» (далее Программа») разработана на основании установленных квалификационных требований по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов».

Актуальность программы в ее соответствии федеральному проекту «Успех каждого ребенка», федеральному проекту по внедрению программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям «Молодые профессионалы» и другим перспективным направлениям в рамках нацпроекта «Образование».

Настоящая программа может быть использована для проведения мероприятий по профориентации в соответствии с Письмом Министерства просвещения «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» от 01.06.2023 г. № АБ-2324 и «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума».

Педагогическая целесообразность заключается в развитии способностей обучающихся не только в профессии рабочего, но и в формировании творческого подхода к любому виду деятельности; в повышении самооценки и уровня социальной адаптации в социуме, благодаря приобретению актуальной востребованной профессии в условиях современной динамично развивающейся цифровой экономики.

Основная образовательная программа профессиональной подготовки по профессии 14618 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» направлена на получение трудовой функции, квалификации без изменения уровня образования.

К обучению допускаются: лица имеющие основное общее, среднее общее образование, получающие среднее профессиональное образование.


1.1. Нормативно-правовая основа разработки Программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

Основная программа профессионального обучения – программа профессиональной подготовки по профессии рабочего «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» (далее Программа) это комплекс основных характеристик (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, организационно-методических и контрольно-оценочных материалов.

Программа «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июля 2023 года N 534 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи»;

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.06.2023 № 488 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 11.01.01 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2022 № 628н «Об утверждении профессионального стандарта 25.052 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов в ракетно-космической деятельности»;

Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят Постановлением Госстандарта РВ от 26.12.1994 г. № 367) (с изменениями №№ 1/96, 2/99, 3/2002, 4/2003, 5/ 2004, 6/2007, 7/2012);

Приказ Министерства образования и науки Пермского края № 26-01-06-691 от 28.07.2023 «О реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Пермского края»

Письмо Министерства просвещения «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» от 01.06.2023 г. № АБ-2324 и «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.


1.2. Общая характеристика Программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

Программа направлена на получение компетенций, необходимых для выполнения профессионального вида деятельности, приобретение новой квалификации по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» и регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки слушателей по данной профессии.

Нормативный срок освоения программы профессионального обучения и присваиваемая квалификация приведены в таблице:


Минимальный уровень образования, необходимый для приема на обучение

Наименование квалификации подготовки

Уровень квалификации

Срок освоения Программы

Профессиональное обучение (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих)

Программа профессионального обучения

«Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

3

40


Обучение по программе осуществляется на основе договора об оказании услуг, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются календарным учебным графиком в соответствии с учебным планом.

Формы освоения программы: с применением исключительно дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, посредством сети Интернет, с использованием программного обеспечения. Дистанционная форма обучения проводится средствами платформы «Антитренинги» в формате видеолекций. Для работы в системе слушателю выделяется логин и пароль. Рабочее место обучающегося должно быть оснащено компьютером с подключением к сети Интернет:

Личный кабинет:

https://antitreningi.ru

Форма организации образовательной деятельности – индивидуальная или групповая. Профессиональное обучение может быть реализовано в соответствии с индивидуальным «ускоренным» учебным графиком. Есть возможность обучения по индивидуальному учебному плану (графику обучения) в пределах осваиваемой программы профессионального обучения.

Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, занятия сокращаются на 15 минут.

Продолжительность академического часа составляет 30 минут.

Продолжительность занятий – 2 академических часа в день.

Число занятий в неделю: 2.

Режим занятий: занятия проводятся по расписанию. Начало обучения по мере комплектования учебных групп, набор на обучение в течение всего календарного года.

Язык обучения – русский.

Количество обучающихся в группе – не ограничено.

Трудоемкость обучения по данной программе – 40 часов обучения:

Общий срок обучения – 8 недель (2 месяца).


1.3. Цели и задачи реализации программы

Цель реализации Программы – расширение интереса к профессиональному самоопределению и трудовому обучению в условиях современных тенденций на рынке труда, определяющих потребность экономики в профессиональной подготовке молодых специалистов в сфере производства электроники, формирования общих и профессиональных компетенций на базе основного общего образования.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Обучающие задачи обучения:

- обучить теоретическим основам и технологиям монтажа радиоэлектронной аппаратуры и приборов,

- познакомить с историей радиоэлектронной аппаратуры и приборов,

- обучить технике безопасности при монтаже радиоэлектронной аппаратуры и приборов,

- обучить приемам и правилам выполнения пайки и различных видов монтажа радиоэлектронной аппаратуры и приборов,

Развивающие задачи обучения:

- развить навыки работы с инструментом,

- развить навыки работы с радиоэлектронной аппаратурой и приборами,

- развить активность и самостоятельность,

- развить социальный интеллект, адаптацию в среде сверстников.

Воспитательные задачи обучения:

- воспитать такие качества как собранность, внимательность, аккуратность, настойчивость,

- выработать умение ставить и достигать поставленных целей,

- привить культуру поведения, воспитать чувство уважения к окружающим, умение общаться с взрослыми и сверстниками.



1.4. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности:

монтаж, сборка, регулировка элементов, узлов, блоков и устройств радиоэлектронной аппаратуры и приборов, их контроль, испытание и проверка качества работы.

Объектами профессиональной деятельности являются:

узлы, блоки, приборы радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи; элементы устройств импульсной и вычислительной техники; электрические монтажные схемы; техническая документация; технологические процессы обслуживания радиоэлектронной аппаратуры и приборов; технологические процессы электрической и механической проверки и регулировки блоков приборов и устройств радиоэлектронной аппаратуры.

Обобщённые трудовые функции:

- Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники.

- Выполнение типовых слесарных и слесарно-сборочных работ.

- Регулировка, диагностика и мониторинг работоспособности смонтированных узлов, блоков и приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники.

Трудовые функции:

- выполнять различные виды пайки и лужения радиоэлектронной аппаратуры,

- склеивание, герметизацию элементов конструкции;

- выполнять тонкопроводной монтаж печатных плат;

- производить разделку концов кабелей и проводов, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей;

- обрабатывать монтажные провода и кабели с полной заделкой и распайкой проводов и соединений для подготовки к монтажу;

- изготовлять средние и сложные шаблоны по принципиальным и монтажным схемам,

- вязать средние и сложные монтажные схемы;

- собирать изделия по определенным схемам;

- изготовлять сборочные приспособления;

- производить сборку радиоэлектронной аппаратуры на интегральных микросхемах;

- выполнять приработку механических частей радиоэлектронной аппаратуры, приборов, узлов;

- применять различные приемы демонтажа отдельных узлов и блоков, выполненных способом объемного монтажа,

- выполнять правила демонтажа печатных плат.

Трудовые действия:

- Монтаж узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры средств связи и ЭВМ средней сложности по монтажным схемам с полной заделкой и распайкой проводов и соединений, очистка, герметизация, крепление с помощью клеев, мастик.

- Демонтаж блоков, приборов, узлов.

- Монтаж радиостанций, прокладка силовых и высокочастотных кабелей согласно схеме, подключение и их прозвонка.

- Изготовление по монтажным и принципиальным схемам шаблонов для вязки жгутов средней сложности.

- Составление монтажных схем и искусственных линий (временных).

- Проверка производственного монтажа по всем параметрам.


1.5. Ожидаемые результаты освоения Программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

По окончании курса обучения обучающиеся будут

Знать:

- общую технологию производства радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

- основные виды сборочных и монтажных работ;

- основные электромонтажные операции;

- виды и назначение электромонтажных материалов;

- принцип выбора и способы применения электромонтажных изделий и приборов;

- виды электромонтажных соединений;

- технологию лужения и пайки;

- требования к монтажу и креплению электрорадиоэлементов;

- требования к подготовке и обработке монтажных проводов, правила и способы их заделки, используемые материалы и инструменты;

- способы механического крепления проводов, технологию пайки монтажных соединений;

- сведения о припоях и флюсах, контроль качества паяных соединений;

- конструктивные виды печатного монтажа, технологию его выполнения;

- способы получения и материалы печатных плат, методы прозвонки печатных плат;

- способы и средства сборки и монтажа печатных схем;

- технические требования на монтаж навесных элементов, маркировку навесных элементов;

- требования к входному контролю и подготовке электрорадиоэлементов к монтажу;

- технологию монтажа полупроводниковых приборов, основные требования на их монтаж;

- понятия миниатюризации радиоэлектронной аппаратуры;

- типы интегральных микросхем, правила и технологию их монтажа, требования к контролю качества;

- техническую документацию на изготовление жгутов, правила и технологию вязки внутриблочных, межблочных жгутов и жгутов на шаблонах;

- правила и технологию выполнения демонтажа узлов, блоков радиоэлектронной аппаратуры с частичной заменой деталей и узлов;

- приемы демонтажа отдельных узлов и блоков, выполненных способом объемного монтажа, правила демонтажа печатных плат;

- виды монтажа: объемный, печатный, комбинированный; содержание и последовательность выполнения основных этапов монтажа;

- правила подводки схем и установки деталей и приборов, порядок комплектации изделий согласно имеющимся схемам и спецификациям.

Уметь:

- выполнять различные виды пайки и лужения;

- выполнять сварку деталей и элементов радиоэлектронной аппаратуры;

- производить разделку концов проводов, ответвление и оконцевание жил проводов;

- обрабатывать монтажные провода с полной заделкой и распайкой проводов и соединений для подготовки к монтажу;

- вязать жгуты по монтажным схемам средней сложности;

- собирать изделия по определенным схемам;

- применять различные приемы демонтажа отдельных узлов и блоков, выполненных способом объемного монтажа;

- выполнять правила демонтажа печатных плат.


1.6. Формы и методы контроля

Результативность освоения программы систематически отслеживается в течение обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля: входной и текущий контроль, итоговая аттестация.

Входной контроль проводится в начале курса для определения уровня знаний, слушателей на начало обучения по программе ПО «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов». Проводится на платформе https://antitreningi.ru/в форме теста.

Тестирование проходит с использованием компьютерных средств. Слушатель получает определённое количество тестовых заданий. На выполнение выделяется фиксированное время в зависимости от количества заданий. Правильные ответы определяются автоматически. Оценка выставляется в зависимости от процента правильно выполненных заданий.

«Зачтено»

тестирование с положительным результатом (не менее 75 % правильных ответов

«Не зачтено»

тестирование с положительным результатом (менее 75 % правильных ответов)

Текущий контроль успеваемости слушателей представляет систематическую проверку учебных достижений слушателей, проводимую педагогом по окончанию изученной темы, в начале следующего урока, в форме устного опроса или ответа на вопросы (письменно), тестирование в целях получения информации:

- о выполнении требуемых действий в процессе учебной деятельности;

- о правильности выполнения требуемых действий;

- о соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала;

- о формировании действия с должной мерой освоения автоматизированности, быстроты и правильности выполнения и т.д.

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения программы. Данная информация используется педагогом только для мониторинга результатов обучения и не сообщается обучающимся.

В процессе обучения предусматривается производственная практика, которая проходит в режиме онлайн. После окончания учебно-производственной практики – итоговая аттестация, в виде квалификационного экзамена.

Обучающиеся, успешно выполнившие обучение, допускаются к итоговой аттестации. Итоговая аттестация проходит в виде квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя теоретическую и практическую проверку знаний.

По результатам квалификационного экзамена слушателю выдается свидетельство по профессии рабочего «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» и присваивается 2-3 квалификационный разряд. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на квалификационном экзамене неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2.1. Учебный план


п/п


Наименование разделов

Всего, час.

В том числе:

лекции

практич. занятия

1.

Входной контроль

-

1

-

2.

Введение в профессию 14618 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

4

1

-

3.

Рабочее место монтажника и монтажно-сборочный инструмент. Техника безопасности.

4

1

-

4.

Правила и меры безопасности при электромонтажных работах

4

1

-

5.

Оборудование и материалы для пайки. Припои и флюсы

4

2

-

6.

Обработка монтажных проводов

4

2

-

7.

Маркировка и проверка электронных компонентов при монтаже РЭА

4

2

-

8.

Сборка электронных модулей - выводной монтаж

4

2

-

9.

Сборка электронных модулей - поверхностный монтаж

4

2

-

10.

Технология ручной пайки и лужения

4

2

-

11.

Производственное обучение

16

-

16

12.

Консультация

4

-

4

13.

Квалификационный экзамен

4

-

4


Итого

40

16

24



3. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

3.1. Календарный учебный график

Место проведения

Режим занятий 30 минут

Кол-во учебных недель

Темы

Общая трудоем-кость, час

1 нед.

ТЗ/ПЗ

2 нед.

ТЗ/ПЗ

3 нед.

ТЗ/ПЗ


4 нед.

ТЗ/ПЗ

5 нед.

ТЗ/ПЗ

6 нед.

ТЗ/ПЗ


7 нед.

ТЗ/ПЗ

8 нед.

ТЗ/ПЗ

Онлайн платформа

2 раза в неделю по 2 часа





1 день –
4 часа





8

Теоретическое обучение

16

2/-

2/-

2/-

2/-

2/-

2/-

2/-

2/-

Онлайн платформа

Производственное обучение

16

-/2

-/2

-/2

-/2

-/2

-/2

-/2

-/2

Онлайн платформа

Видео (онлайн) консультации

4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Онлайн платформа

Квалификационный экзамен

4

-

-

-

-

-

-

-

4


Итого

40

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

8,5



4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Содержание рабочей программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

Программа вариативна. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. Образовательная организация ежегодно обновляет программу профессионального обучения с учетом развития науки, техники, технологий производства электроники, запросов рынка труда и потребностей современной экономики.


Тема 1. Введение в профессию 14618 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

Кто такой Монтажник РЭАиП? Квалификационные разряды. Рынок труда и обучение. Описание профессии «Монтажник радиоэлектронной

аппаратуры и приборов» на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Кто такой монтажник, востребованность, перспективы развития профессии и занятости. Должностная инструкция Монтажника РЭА и приборов.

Задание:

После просмотра видео ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме: 

- Монтажник РЭА и приборов – кто это?

- Что должен знать и уметь монтажник?

- Квалификационные разряды (ЕТКС)
- О профессии на сайте Минсоцтруда.

- Где учат на монтажника?

Если вы затрудняетесь с ответами, вы можете скачать материалы курса в формате pdf. Там найдете ответы на вопросы. 

Тема 2. Рабочее место монтажника и монтажно-сборочный инструмент. Техника безопасности.

Требования к организации рабочего места. Монтажно-сборочный инструмент. Инструкция по охране труда для Монтажника радиоаппаратуры и приборов

Задание:

После просмотра видео ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме.

1. Рабочее место монтажника РЭА и приборов.

2. Виды работ, оборудование и основные инструменты.

3. Требования к монтажно-сборочному инструменту.

4. Инструкция по технике безопасности.

Если вы затрудняетесь с ответами, вы можете скачать материалы курса в формате pdf. Там найдете ответы на вопросы.

Тема 3. Правила и меры безопасности при электромонтажных работах

Правила работы с паяльником и меры безопасности при работе с припоями и химически активными веществами. Основные требования пожарной безопасности. обращение с ЛВЖ

Задание:

После просмотра видео ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме. 

1. Поясните общие требования охраны труда для монтажника РЭА.

2. Поясните меры безопасности при работе с электрооборудованием.

3. Поясните правила подготовки паяльника к работе и правила работы с паяльником для обеспечения качественной пайки.

4. Поясните правила охраны труда при работе с ЛВЖ.

 Если вы затрудняетесь с ответами, вы можете скачать материалы курса в формате pdf. Там найдете ответы на вопросы. 

Тема 4. Оборудование и материалы для пайки. Припои и флюсы

Оборудование для монтажной пайки. Процесс пайки. лужение. Виды материалов для пайки. Условия выполнения электропайки. Марки припоев и флюсов.

Задание:

После просмотра видео ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме. 

1. Перечислите оборудование и материалы для пайки.

2. Расскажите об организации и оснащении рабочего места монтажника.

3. Перечислите припои и флюсы, применяемые для монтажа РЭА.

4. Перечислите вредные и опасные факторы, влияющие на работника при электропаянии; методы защиты от их воздействия.

Если вы затрудняетесь с ответами, вы можете скачать материалы курса в формате pdf. Там найдете ответы на вопросы. 

Тема 5. Обработка монтажных проводов

Виды монтажных проводов. Провода с повышенной нагревостойкостью. Подготовка проводов: зачистка и лужение. Механическое закрепление. планочный, беспланочный и смешанный монтаж. жгутовой (шаблонированный) монтаж. Технологические приемы изготовления жгутов.

Задание:

После просмотра видео ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме. 

1. Правила обработки и пайки монтажных проводов

2. Монтажные провода и шнуры

3. Подготовка, зачистка и лужение

4. Жгутовой (шаблонный) монтаж

 Если вы затрудняетесь с ответами, вы можете скачать материалы курса в формате pdf. Там найдете ответы на вопросы. 

Тема 6. Маркировка и проверка электронных компонентов при монтаже РЭА

Маркировка резисторов для выводного монтажа (гост 28883-90). Принципы нанесения цветовой маркировки

выводных резисторов. Принципы нанесения цифровой маркировки SMD резисторов. SMD-резистор: таблица типоразмеров и мощностей. Определяем параметры резистора по коду. Параметры и маркировка выводных и SMD конденсаторов. Как расшифровать буквенно-цифровую маркировку конденсатора постоянной

ёмкости и узнать его характеристики? Маркировка рабочего напряжения, допуска погрешности номинала и температурного коэффициента ёмкости (ТКЕ) – описание и примеры. Проверка радиоэлементов при монтаже РЭА.

Задание:

После просмотра видео ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме. 

1. Расскажите о маркировке электронных компонентов (резисторы, конденсаторы и др.).

2. Перечислите требования при установке и пайке радиоэлементов.

3. Расскажите о правилах формовки выводов радиоэлементов.

4. Перечислите способы проверки радиоэлементов при монтаже РЭА

Если вы затрудняетесь с ответами, вы можете скачать материалы курса в формате pdf. Там найдете ответы на вопросы. 

Тема 7. Сборка электронных модулей - выводной монтаж

Сборка электронных модулей. Пайка. Выводной монтаж. Пайка волной припоя.

Задание:

После просмотра видео ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме. 

1. Расскажите о типовом технологическом процессе сборки электронных модулей.

2. Перечислите виды монтажа РЭА. Назовите их отличия.

3. Поясните правила выполнения выводного монтажа и его недостатки.

4. Расскажите о печатном монтаже, правилах его выполнения и преимуществах.

Если вы затрудняетесь с ответами, вы можете скачать материалы курса в формате pdf. Там найдете ответы на вопросы.

Тема 8. Сборка электронных модулей - поверхностный монтаж

Сборка электронных модулей - поверхностный монтаж. смешанный монтаж. Завершающие стадии сборки.

Задание:

После просмотра видео ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме. 

1. Перечислите виды пайки. Расскажите о способах ее выполнения.

2. Перечислите типичные дефекты пайки и причины их возникновения.

3. Расскажите о технологии выполнения поверхностного монтажа (SMD)

4. Поясните особенности смешанного монтажа печатных плат.

Если вы затрудняетесь с ответами, вы можете скачать материалы курса в формате pdf. Там найдете ответы на вопросы. 


Тема 9. Технология ручной пайки и лужения

Меры безопасности. Материалы для пайки. Технология лужения и пайки. Перечень оборудования, инструментов и оснастки для пайки. Перечень основных и вспомогательных материалов для пайки.

Задание:

После просмотра видео ответьте, пожалуйста, на вопросы: 

 1. Что такое пайка, процесс пайки, паяемость, смачиваемость? 

2. Перечислите основные материалы для пайки и в чем их назначение.

2. Меры безопасности при работе с флюсами, припоями, промывками.

3. Расскажите о требованиях к качеству паяных соединений. Виды дефектов.

4. Перечень оборудования, материалов и оснастки для ручной пайки.

 Если вы затрудняетесь с ответами, вы можете скачать материалы курса в формате pdf. Там найдете ответы на вопросы. 



4.2. Производственное обучение (практика)

п/п

Наименование темы

Всего

часов

ТЗ

ПЗ

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

4

-

4

2

Технологии монтажа и пайки радиоэлементов

12

-

12


Итого

16

-

16


Производственное обучение (практика) проводится с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Слушатели получают практические задания, выполняют задания самостоятельно и отправляют выполненные задания (отчеты) на проверку.

4.3. Консультации

Целью видео консультации в прямом эфире является расширение и углубление полученных знаний и дополнительный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен обучающимися, либо вызывает вопросы.

Консультации (в форме видео конференции онлайн в прямом эфире) проводятся 1 раз в неделю, каждую среду с 18.00 до 18.30. Ссылка на видео встречу: https://telemost.yandex.ru

4.4. Итоговая аттестация (квалификационный экзамен)

К итоговой аттестации (квалификационному экзамену) допускаются обучающиеся, прошедшие полный курс обучения в соответствии с учебной программой, утвержденной в установленном порядке. Квалификационный экзамен для обучающихся, завершающих обучение по данной программе профессионального обучения является обязательным.

Квалификационный экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической. После прохождения предложенного теоретического теста обучающимся предлагается выполнить практические задания. Практические задания сдаются преподавателю в режиме онлайн.

Обучающимся, успешно завершившим курс обучения, выдаются итоговые документы об образовании: Свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификационного разряда, квалификационное удостоверение.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 5.1. Методические рекомендации по реализации программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

Образовательная программа профессионального обучения «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» разработана так, обучающиеся независимо от уровня начальной подготовки смогли пройти курс полностью «от и до» (за два месяца), не испытывая сложностей из-за большого объема информации или сложных заданий. Возможен индивидуальный график обучения (более «ускоренный» 1-2 месяца или «замедленный» 2-4 месяца), что позволит совмещать обучение с другой работой или параллельным получением образования.

Курс краткосрочный. Теоретические материалы изложены понятным языком, в сжатом концентрированном виде. Видеолекции включают наиболее важную информацию.

При проведении занятия с применением исключительно дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в водной части следует обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить обучающимся технические особенности работы и правила обмена информацией. В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.

Образовательный процесс предусматривает следующие виды и формы учебных занятий: видеолекции, видеоконсультации, практические занятия, выполнение входного, текущего контроля, промежуточной аттестации, квалификационного экзамена.

Групповые индивидуальные консультации проходят при непосредственном общении педагога и слушателя в ходе обучения, видеоконференций и организуются исключительно в дистанционном режиме.

Онлайн-обучение не исключает домашних заданий и общения с педагогами, всё это также выполняется в системе дистанционного обучения (СДО). Каждая тема включает в себя практические (домашние) задания.

Занятия являются асинхронными – в этом случае у слушателя есть возможность найти удобное для себя время, чтобы отработать материал программы обучения.

Виды занятий при организации дистанционного обучения:

Видеолекции и задания - программа обучения включает в себя видеоуроки, и практические занятия, а также теоретические материалы лекций в формате pdf для скачивания;

Дистанционные (онлайн, адресные, индивидуальные) консультации.

Чат-занятия - занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий, проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату;

При реализации Программы в учебном процессе используются глобальные и локальные компьютерные сети для обеспечения доступа к информационным образовательным ресурсам и для управления учебным процессом независимо от местонахождения человека.

Для работы в системе дистанционного обучения (СДО) обучающемуся выделяется логин и пароль. Рабочее место слушателя должно быть оснащено компьютером с подключением к сети Интернет.

Смотреть видео уроки и выполнять задания можно в любое время.

Также отличительной особенностью данной программы является подключение профессионалов при проведении занятий, которые могут более полно и доступно объяснить слушателям изучаемые темы, проводить практические занятия.


5.2. Кадровое обеспечение реализации программы

Реализация Программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» обеспечивается работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора. Требования к квалификации:

Педагоги должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы.

Мастер производственного обучения должен иметь среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование, направленность которого соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

Уровень компетентности педагогических работников организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий также должен соответствовать необходимым требованиям для реализации программы.

5.3. Материально-технические условия реализации программы

Материально-техническая база образовательной организации обеспечивает возможность реализации образовательной программы дистанционно и соответствует действующим санитарным правилам и нормам.

Рабочее место оснащено компьютером с подключением к сети Интернет. Услуга подключения к сети Интернет в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Подключение к Интернет со скоростью не ниже 512 Кбит/с.

Для работы в системе дистанционного обучения (СДО) обучающемуся выделяется логин и пароль от личного кабинета на онлайн платформе.

5.3.1. Материально-техническая база образовательной организации для реализации программы включает следующие составляющие:

Выделенный канал связи или отдельный Wi-Fi-канал;

Для передачи звука рекомендовано использовать отдельные микрофоны с шумоподавлением (не рекомендуется использовать встроенные микрофоны камер);

Система дистанционного обучения, обеспечивающая функционирование информационной образовательной среды, платформа «Антитренинги»;

В помещении при проведении трансляции видео занятий имеется соответствующее мероприятию освещение;

Стол преподавателя - 1 шт.;

Стул преподавателя - 1 шт.;

Ноутбук или ПК – 1 шт;

Устройства воспроизведения звука (наушники, колонки)

Устройства ввода звука (микрофон, веб-камера)

Программное обеспечение;

Интернет, локальные компьютерные сети, новые версии интернет-браузеров Яндекс, Google Chrome, Firefox , Opera, Internet Explorer.


5.3.2. Требования к материально-техническим условиям со стороны обучающегося:

Рекомендуемая конфигурация компьютера:

Разрешение экрана от 1280х1024;

Pentium 4 или более новый процессор с поддержкой SSE2;

512 Мб оперативной памяти;

200 Мб свободного дискового пространства;

Современный веб-браузер актуальной версии (Яндекс-браузер, Firefox 22, Google Chrome 27, Opera 15, Safari 5, Internet Explorer 8 или более новый);

Плагин Adobe Flash Player;

Оборудование: паяльная станция, расходные материалы (флюс, припой), инструменты: бокорезы, пинцет, плоскогубцы.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий обеспечивается через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Подключение (доступ) к информационно-телекоммуникационной сети Интернет обеспечивается обучающимся самостоятельно.


5.4. Учебно-методические материалы

Образовательная организация обеспечена методическими материалами и учебной литературой по всем темам программы.

Организационно-методические материалы:

- Учебный план работы педагога.

- Календарный план.

Использование дистанционных технологий и цифровых образовательных ресурсов способствует повышению интереса и мотивации обучающихся, делает усвоение материала более эффективным, позволяет индивидуализировать обучение.

5.5. Литература и интернет-ресурсы

Образовательный процесс обеспечен учебной литературой по всем темам программы. Цифровые образовательные ресурсы в виде электронных пособий размещены на сайте образовательной организации ООО «ПНОЦ» в разделе «Электронная библиотека» (URL: https://ноц59.рф/biblioteka).

Список литературы и интернет-источников:

Дригалкин В. B. Школа начинающего радиолюбителя с учетом современной электроники. 2-е издание, 2011. – 175 с.

Журавлева JI. B. Электроматериаловедение : учебник для нач. проф. образования / Л.В. Журавлева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Кашкаров А. П. Популярный справочник радиолюбителя.— М.: ИП «РадиоСофт», 2008.— 416 с.: ил.

Кисурин. А. А. Технология изготовления изделий и средств автоматики: учеб. пособие / А.А. Кисурин. – Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2009. – 491 с.

Малышев А. С. Монтаж и ремонт радиоэлектронной аппаратуры : учеб. пособие – Томск: ТГУ, 2015. – 144 с.

Нестеренко И. И. Маркировка радиоэлектронных компонентов. Карманный справочник. – М.: СОЛОН-Пресс, 2006. – 164 с: ил.

Никулин С. А., Повный А. В. Энциклопедия начинающего радиолюбителя. – СПб.: Наука и Техника, 2011. – 384 с.

Платт Чарльз. Электроника для начинающих. Пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: БХВ-Петербург, 2017. – 416 с.: ил.

Сворень Р. А. Электроника шаг за шагом / под ред. Ю. В. Ревича. – М.: ДМК Пресс, 2020. – 504 с.: ил.

Третьяков С. Д. Современные технологии производства радиоэлектронной аппаратуры. Учебное пособие – СПб.: НИУ ИТМО, 2016. – 102 с.

Электронная библиотека по электронике и электротехнике на сайте ООО «ПНОЦ» - URL: https://ноц59.рф/biblioteka (Дата обращения 1.09.2023)


5.6. Контрольно-оценочные материалы

Проведение мониторинга успеваемости слушателей, содержание рабочих программ, учебно-методические и оценочные материалы представлены в электронном виде на платформе в информационно-образовательной среде на сайте ООО «ПНОЦ» (https://ноц59.рф/).

Примеры теоретических и практических заданий для входного контроля и итоговой аттестации (Приложение 1, Приложении 2) размещены на сайте ООО «ПНОЦ».



6. ПРИЛОЖЕНИЯ 6.1. Входной контроль (тестирование)

 Просим вас пройти тестирование из 9 вопросов. Время на заполнение теста от 30 до 60 минут. В каждом вопросе выберите один правильный вариант ответа.


1. Монтажник РЭАиП это кто?

а) служащий

б) ИТР

в) рабочий

2. Какие личные качества нужны в профессии монтажника?

а) усидчивость, аккуратность

б) аналитический ум, высокий интеллект

в) креативность, творческое мышление

г) склонность к ручному труду

3. Кому эта профессия не рекомендуется?

а) заболевание органов дыхания

б) высокая подвижность пальцев

в) плохое зрение

4. В чем «плюсы» профессии монтажника?

а) не пыльная, сидячая работа

б) высокая зарплата

в) востребованность профессии на рынке

5. Что должен знать монтажник?

а) трудовое законодательство РФ

б) конструкторскую документацию

в) нормативно-правовые акты

г) технику безопасности и должностную инструкцию

6. Сколько квалификационных разрядов ЕКТС у монтажника?

а) три 

б) шесть 

в) пять

7. Основные виды деятельности монтажника?

а) трудовая

б) интеллектуальная

в) творческая

г) художественная

8. Как получить удостоверение 14618 "Монтажник РЭАиП" 2-3 разряда?

а) пойти работать стажером на производство

б) окончить вуз или курсы повышения квалификации

в) получить начальное профессиональное образование

г) получить среднее профессиональное образование

9. Где учатся на профессию 14618 монтажника РЭАиП?

а) в школе в 9-11 классах

б) в электротехническом ВУЗе

в) в колледже, профильном СУЗе

г) в любой образовательной организации, имеющем лицензию на "Профессиональное обучение" (ОКВЭД 85.30)


Спасибо!  Заполненную таблицу с ответами вышлите на электронную почту.

6.2. Итоговая аттестация


Тестирование

Просим вас пройти тест из 20 вопросов. Время на заполнение от 30 до 60 минут. В каждом вопросе выберите один правильный вариант ответа.

 1. Название какого вывода не относится к названию вывода биполярного транзистора?

а) Эмиттер

б) Коллектор

в) Сток

г) База

 2. В какой схеме включения транзистора можно получить самое высокое усиление по мощности?

А) в схеме с общей базой

Б) в схеме с общим эмиттером

В) в схеме с общим коллектором 

Г) все ответы верны 

 3. При каком соединении реактивных элементов в цепи может возникнуть резонанс напряжений?

А) Параллельном

Б) Последовательном

В) Комбинированном

Г) Нет верного ответа

 4. Как включается в измерительную цепь вольтметр?

А) последовательно

Б) параллельно

В) не имеет значения 

 5. Слоистый листовой материал, изготовленный методом горячего прессования двух и более слоев бумаги, пропитанной термореактивной смолой

А) Текстолит

Б) Гетинакс

В) стеклотекстолит

г) сботекстолит

 6. Документ, определяющий полный состав элементов и связей между ними, используемый для изучения принципа работы изделия

А) монтажная схема 

Б) спецификация

В) принципиальная схема

Г) перечень элементов

7. Какой элемент устанавливается на печатную плату по полярности?

А) транзистор

Б) керамический конденсатор 

В) электролитический конденсатор

Г) резистор

 8. Для чего используются круглогубцы?

А) Для изгибания проводов 

Б) Для формовки выводов электронных элементов перед установкой на плату

В) Для формовки выводов микросхем 

 9. В каких случаях проводится внеплановый инструктаж?

а) нарушение работниками требований охраны труда 

б) по требованию должностных лиц органов надзора 

в) все ответы верны

 10. При работе с какими ЭРЭ обязательно пользоваться заземленными инструментами и антистатическим браслетом?

А) Резисторы

Б) Конденсаторы

В) Полевые транзисторы и микросхемы

 11. Какое действие необходимо выполнять первым при возникновении пожара?

А) Отключить электроэнергию

Б) Приступить к тушению пожара

В) Сообщить о возгорании в пожарную охрану по телефону

Г) Организовать эвакуацию людей 

 12. Какой документ является основным при монтаже элементов на плату?

принципиальная схема

а) монтажная схема

б) схема соединений

в) структурная схема 

 13. При каком соединении реактивных элементов в цепи может возникнуть резонанс напряжений?

А) Параллельном

Б) последовательном

В) комбинированном

Г) нет верного ответа 

 14. Укажите верную последовательность обработки выводов элементов?

А) формовка, лужение, рихтовка, зачистка

Б) рихтовка, формовка, лужение, зачистка

В) рихтовка, зачистка, лужение, формовка,

Г) лужение, зачистка, формовка, рихтовка,

15. Чем можно промывать плату в случае использования флюса ФКТС?

А) Спирто-бензиновой смесью

Б) Водным раствором «Электрина»

В) Водой

 16. Состав припоя ПОСВ-33

А) Олово – 33%, свинец-67%

Б) Олово – 33%, свинец-33%, висмут 33%

В) Олово – 67%, свинец-33%

Г) Олово – 33%, свинец-66%, висмут – 1%

 17. Какой вывод транзистора присоединяется первым при подключении его к источнику питания?

А) Эмиттера

Б) Коллектора

В) Базы

Г) Не имеет значения

 18. Как определяется положение элементов на плате?

А) По монтажной схеме

Б) По маркировке на плате

В) По размеру отверстий в плате

Г) По принципиальной схеме

 19. Время облуживания выводов микросхем?

А) 3 секунды

Б) 2 секунды

В) 5 секунд

Г) 4 секунды

 20. С какой целью применяют флюс?

А) Для защиты от окисления

Б) Для растворения металла

В) Для растворения оксидной пленки и улучшения растекаемости припоя

Г) Для улучшения герметичности спая

Выбранные вами варианты ответов просим выслать на электронную почту:

6.3. Квалификационный экзамен

Практическое задание

Посмотрите видео с примерами правильного выполнения операции по монтажу радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Вам нужно выполнить только один из вариантов задания, выданный вам преподавателем. Время выполнения 1 час (60 минут).

Используя аналогичные материалы и оборудование, а также в соответствии с требованиями по электробезопасности и организации рабочего места - повторите данную операцию, снимая процесс выполнения вами задания на видео с помощью телефона или вебкамеры.

Внимание! Вы выполняете только одно практическое задание в соответствии с № вашего варианта. Общее время съемки выполнения вами задания от 5 до 10 минут. Ваш видеоотчет вышлите на электронную почту.

Ниже примеры правильного выполнения:

Вариант №1 «Правила обработки монтажных проводов».

t1695011195ab.jpg

С видео №1 вы может ознакомиться на образовательной онлайн платформе «Антитренинги» и по ссылке на канале ООО «ПНОЦ» - https://www.youtube.com/watch?v=Qr4I3H2j0kU

Вариант №2 «Выполните демонтаж различных элементов с печатной платы.»

t1695011195ac.jpg


С видео №2 вы может ознакомиться на образовательной онлайн платформе «Антитренинги» и по ссылке на канале ООО «ПНОЦ» - https://www.youtube.com/watch?v=wNGuApgLS4o


Вариант №3 «Установка и пайка радиоэлементов при выводном монтаже (в сквозные отверстия на печатной плате).»

t1695011195ad.png


С видео №3 вы может ознакомиться на образовательной онлайн платформе «Антитренинги» и по ссылке на канале ООО «ПНОЦ» - https://www.youtube.com/watch?v=bkeNnZo6MJM ​​​​​​​



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации