12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чепелева Анна Борисовна4
0

Основные методы психодиагностики агрессии у обучающихся подросткового возраста

Основные методы психодиагностики агрессии у обучающихся подросткового возраста.

Автор: Чепелева Анна Борисовна



1. Понятие агрессии.

Можно выделить две основные трактовки.

Во-первых, под агрессией понимается повышенная агрессивность, напористость, наступательный характер действий, стремление к самоутверждению. Так, Ф. Аллан описывает агрессию как некую внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), которая дает человеку возможность противостоять силам внешним, враждебным для него.

Во-вторых, агрессией часто называют акт враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые активно вредят другому лицу или объекту. К примеру, Х. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность - есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлениями силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».

Дэвид Майерс дает наиболее понятное определение понятию «агрессия» - это «физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому – либо».

2. Типы агрессии.

Агрессии разделяется на инструментальную и враждебную. Д. Майерс определил враждебную агрессию как побуждаемую злостью, ее единственной целью является причинение вреда и ущерба объекту агрессивных действий. Инструментальная же агрессия - есть средство для достижения какой - либо другой цели. Боль и страдания объекта агрессии - это своего рода ее «побочный продукт».

Еще одной дихотомией понятие агрессии является ее деление на реактивную и проактивную, согласно Доджу и Койну .

Если проактивная агрессия (из вышеперечисленных дефиниций к ней ближе всего термин «инструментальная агрессия») определяется ненаправленностью на получение некоего позитивного результата с точки зрения агрессора, то агрессия реактивная предполагает возмездие или превентивные меры в ответ на осознаваемую угрозу. Авторы этой теории экспериментально доказали (на примере учащихся младших классов), что те, кто проявляет реактивную агрессию склонны, в свою очередь, преувеличивать агрессивность своих сверстников и в силу этого отвечать на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Те учащиеся, которые были склонны к проактивной агрессии не ошибались подобным образом при интерпретации поведения своих соучеников.

Существуют разнообразные классификации типов агрессии. Например, Басс различает прямую и косвенную агрессию. Первая направлена непосредственно против жертвы. В случае косвенной агрессии жертва не присутствует, но о ней, например, раскрывается клевета, или же агрессия направляется не против жертвы, а против объектов - заместителей, суррогатов жертвы, представителей ее круга.

3 Основные теории агрессии.

Фрейд объяснял агрессию с позиций психоанализа.

В своих работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия, как таковая, не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как неизбежная часть жизни.

Пережив опыт первой мировой войны, Фрейд постепенной пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности источника агрессии. Он предположил существование второго источника - танатоса - влечение к смерти, чья энергия направлена на прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам. Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у критиков.

Взгляды Фрейда на природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но так же неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это скорее приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить вероятность проявление более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако, при лучшем знакомстве с произведениями Фрейда, обнаруживаются доводы против подобных утверждений. Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он все же склоняется к тому, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе. Таким образом, Фрейд проявил на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего периода.

Нобелевский лауреат Конрад Лоренц, специализирующийся в этологии и зоопсихологии, издал работу «Так называемое зло». За ней последовали книги учеников Лоренца: «Голая обезьяна» Десмонда Мориса и «Любовь, и Ненависть» Иррениуса Эйбл-Эйбесфильда. Все эти работы содержат, по сути, один и тот же тезис: агрессивное поведение людей, проявляющееся в войнах, преступлениях, личной драчливости и прочих проявлениях деструктивного, девиантного поведения имеет филогенетические корни, оно запрограммировано в человеке, связано с врожденным инстинктом, который использует любой повод для своего выражения. Эта школа исследователей выделяет два принципиально отличающихся вида агрессии. Первый, общий как для человека, так и для всех высших млекопитающих, это генетически запрограммированный импульс к атаке в ситуации, когда возникает угроза жизни или потомству. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, она исправно служит делу выживания индивида и рода и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид – «злокачественная» агрессия, деструктивность и жестокость, свойственные человеку и практически отсутствующие у других млекопитающих, она не служит конкретной цели и не способствует биологическому процветанию вида.

Однако Лоренц идет дальше. Используя целый ряд уточненных логических конструкций, он представляет любую человеческую агрессию, включая жажду мучить и убивать, как следствие биологически заданной активности, которая (с его точки зрения) под влиянием ряда социальных факторов из необходимости защитной превращается в деструктивную силу.

В основе теории агрессии, сформулированной Доллардом, лежат два положения:

Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

Агрессия всегда является результатом фрустрации.

При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого - либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую, считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.

Теория фрустрации - агрессии была объектом пристального внимания и выдержала не одну ревизию. Берковиц внес наиболее значительные поправки и уточнения в эту теорию. Он утверждал, что фрустрации - один из множества различных стимулов, которые способны спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает лишь только тогда, когда присутствуют соответствующие посылки к агрессии - средовые стимулы, которые могут постепенно склонять к агрессивным действиям индивидуумов, ранее спровоцированных, или фрустированных.

Агрессия берет начало от побуждения, определяемого как неинстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения личности каких - либо существенных для нее вещей, условий и проч. и возрастающая по мере усиления такого рода деприваций. Очевидно, что подобная точка зрения тесным образом связывает агрессию с понятием фрустрации , понимая под фрустрацией внешнее блокирование целенаправленного поведения личности, все, что препятствует (активно или пассивно) личности в достижении ее целей.

Берковиц утверждал так же, что у сильно фрустированных индивидуумов агрессивное побуждение может сильно ослабевать только при условии причинения ущерба фрустатору. «Если имеет место катарсис, то он происходит не по той причине, что агрессор вплеснул какое-то количество предположительно не находившей выхода агрессивной энергии, а потому, что он достиг своей агрессивной цели и, тем самым, завершил определенную последовательность в виде ответа на подстрекательство к агрессии».

Далее Берковиц утверждает: поскольку безуспешные попытки причинить вред тому, кто вызвал фрустацию, сами по себе являются фрустирующими, они фактически могут скорее усиливать, чем ослаблять стремление действовать агрессивно.

И первоначальная теория фрустрации - агрессии Долларда, и теория посылов к агрессии Берковица, трактуют агрессию, как неинстинктивную потребность, которая может быть ослаблена посредством агрессивного поведения, и которая возникает под влиянием особых условий окружающей среды, нежели в результате врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий. Другими словами, они предполагают, что устранение всех внешних источников аверсивной стимуляции из окружающей среды, приведет к мгновенному исчезновению опасных случаев человеческой агрессии. К сожалению, аверсивные условия в той или иной форме встречаются настолько часто и повсеместно, что их тотальное устранение совершенно нереально. Поэтому и теории, посвященные агрессивным побуждениям, подразумевают действие неиссякаемого и, в общем, неизбежного источника агрессивных импульсов.

4. Психодиагностика как наука и методология.

Предмет и методы исследований.

Психодиагностика является специфической областью психологии, в рамках которой разрабатываются и используются методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Само это слово означает буквально «постановка психологического диагноза», то есть принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека (или групп людей) в целом или, в каком - либо отдельно взятом психологическом свойстве. По мнению академика Р.С. Немова в русле психодиагностики ставятся следующие общие вопросы:

Какова природа психодиагностических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствую принятым общенаучным, методологическим требованиям?

Каковы основные методические требования ?

Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средством обработки полученных результатов, и способами их интерпретации?

Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

Психодиагностика возникла так же давно, как и сама психология, эмпирической ветвью которой она и является. Первые «тесты», предназначенные для определения индивидуальных психологических различий, были известны более четырех тысяч лет назад.

История древнейших цивилизаций дает тому немало свидетельств.

В конце XIX века в психологию проникает и быстро завоевывает популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует оформлению психодиагностики в самостоятельную область исследований, и к концу 20-х годов XX века этот процесс завершается. Значительный вклад в становление этой бурно развивающейся дисциплины внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кэттела, Г. Эббингауза, Э. Крепелина - именно они начали на практике широко использовать методики измерения психологических различий.

Начавшись с первых «тестов интеллекта» психодиагностика под непосредственным воздействием общественной практики пробует, и небезуспешно, свои силы в измерении других индивидуально-психологических особенностей. Так уже в 20 - 30-е годы появляются прообразы тех инструментов исследования личности, которые затем разовьются в так называемые проектные методики и опросники. И уже тогда проявляется основная проблема психодиагностики: заметное отставание теоретического уровня от осмысления явлений, на измерение которых направлена пСиходиагностика, от ее методического оснащения. Этот разрыв между теорией и практикой сохраняется и по сей день. Ведь для того, что бы интерпретировать результаты исследований, нужно, по крайней мере, четко определить, что исследователь понимает под термином «агрессия», «агрессивность».

Развитие психодиагностики было с самого начала теснейшим образом связано с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего корреляционного, регрессивного и факторного анализа. Требования, предъявляемые к измерению индивидуально-психологических различий, психодиагностика обосновывает с помощью психометрии. Таким образом, по отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии она выступает, как методологическая дисциплина, дающая объективный критерий оценки психодиагностических методик, обосновывающая процедуры их разработки, применения статистического анализа. Психометрия незаменима при адаптации апробированных методик к новым условиям (например, перенос комбинированных тестов, разработанных для определения возрастной или социальной группы на другую группу), при интерпретации тестовых данных.

Общая психометрия направлена на решение задач измерения психологических характеристик, стимула, в частности моделирование общепсихологических, присущих всем людям функциональных зависимостей между свойствами стимулов и иных провоцирующих воздействий и субъективными реакциями на них. В контексте темы данной работы можно привести такой пример, как влияние уровня шума или температуры на степень агрессивности. Предметом дифференциальной психометрии является комплекс сведений о дифференциально - психологических измерениях. В этом случае числовые значения (ранги, балы, шкальные и рейтинговые оценки) приписываются не стимулам и воздействиям, а индивидам или группам. При этом анализируются качественные и количественные индивидуальные различия по психологическим свойствам, способностям, когнитивным функциям (внимание, память, мышление и т.д.), а также эмоциональные особенности личности, мотивы и характеристики ее поведения, в том числе и присущая ей агрессивность, которая действенно проявляется в актах агрессии.

В середине ХХ века в мировой психодиагностике сформулированы основные подходы, была в той или иной степени завершена разработка всех наиболее известных тестов (шкала Роршаха, тест тематической апперцепции, опросник «шестнадцать личностных факторов» и пр.). В контексте данной работы важно отметить, что как раз в это время разработаны два наиболее известных и популярных теста на агрессивность личности (как внутреннее качество этой личности) и, собственно агрессию, как характеристику поведения личности. Это метод рисуночной фрустрации по Розенцвейгу и предложенная Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году проективная методика, известная как "Hand Test" или тест руки.

Стимулом дальнейшего развития психодиагностики и психометрии послужили работы, в которых обосновывалось положение о том, что ситуационными , а не индивидуально - психологическими различиями, на которые прежде всего была нацелена психодиагностика, объясняется вариативность поведения. Это во многом спорный подход, однако большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально - психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед психодиагностикой задачу разработки новых инструментов исследования, более надежных, нежели имеющиеся сегодня.

5. Психодиагностика и психометрия в изучении агрессии.

Роберт Бэрон и Дэбора Ричардсон в своей фундаментальной монографии «Агрессия» подробно останавливаются на ряде опросников, экспериментальных шкал и тестов, которые применяются при изучении интересующего нас феномена.

Неустранимой методологической трудностью при изучении агрессивного поведения людей является то, что такое поведение само по себе опасно. Исследователь должен изучать агрессию так, чтобы при этом не провоцировать причинение вреда и ущерба. Здесь на помощь приходят психодиагностические методы, которые, к тому же, позволяют хоть, сколько - нибудь формализировать изучаемое явление, объектировать его, выразить численно и тем самым сделать доступным применение мощного аппарата матстатистики.

Личностный опросник А.Басса и А.Дарки.

Личностный опросник, разработаный А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Авторы данного теста считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперации и т.д.

Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на два типа:

1. мотивационная агрессия, как самоценность;

2. инструментальная - как средство.

Определив уровень таких деструктивных тенденций,можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности.

А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А.Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

1. физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

2. косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.

7. вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3.При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Опросник Басса и Дарки следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.



Тест Ассингера .

Тест Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести самооценку, когда коллеги отвечают друг за друга. Тест состоит из 20-ти вопросов с тремя вариантами ответов.

Тест Розенцвейга .

Одним из самых популярных психодиагностических методик, используемых при изучении агрессии, является рисуночный фрустрационный тест Розенцвейга. Он предложен С. Розенцвейгом в 1945 году и основан на теории фрустрации.. Это ярко выраженная проективная методика, в ней используются неоднозначные стимулы, которые испытуемый должен развивать, дополнять, интерпретировать. Стимулы методик такого рода приобретают смысл не только в силу их объективного содержания, столько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда характерное для семейства проекционных методик отсутствия оценки ответов - реакций как «правильных» или «неправильных» или «ошибочных», ограничений в их выборе.

Стимульный материал PFS состоит из 24-х рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Персонаж изображен слева, произносит слова, которыми описывается фрустрации. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписывать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют.

Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы:



1. Ситуации - препятствия или по терминологии С. Розенцвейга, «Эгоблокинговые». Здесь, какое - либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустирует любым прямым способом персонаж, находящийся на рисунках справа.

2. Ситуация обвинения, или «суперэгобликинговые». В этих ситуациях персонаж обвиняется в чем-либо, или его привлекают к ответу.

Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.



По направленности реакции подразделяются на :

а) экстрапунитивные - реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

б) интропунитивные - реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустирующая ситуация не подлежит осуждению;

в) импунитивные - фрустирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих и (или) самого себя отсутствует.

Кроме того, существует деление реакций по типу, а именно :

а) препятственно-доминантные, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные или нет;

б) самозащитные - активность в форме порицания кого-либо, отрицание собственной вины;

в) необходимо-упорствующие - для них характерна постоянная проблема поиска конструктивного решения конфликтной ситуации в форме требования помощи от других или принятия на себя обязанности разрешить ситуацию.

При работе с группами помимо, количественной и качественной оценок направленности и типа реакции личности, во фрустирующих ситуациях на основе стандартных ответов (ответ, который дают не менее 40% обследуемых) рассчитывается «показатель групповой конформности», позволяющей судить о состоянии социальной адаптации индивидуума или группы.

В соответствии с теорией С. Розенцвейга, фрустация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (иммунитет), автономном - защита организма в целом от физических агрессий, кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности.

Хотя теории С. Розенцвейга присуща расширенная трактовка фрустрации, вбирающая в себя понятие стресса. PFS предназначена прежде всего для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.

PFS, будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительной объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. По имеющимся в зарубежной литературе данным, коэффициент ретестовой надежности этой методики колеблется в пределах 0,6 - 0,8. Достаточно высока и валидность PFS, например, по параметру экстрапунтивности, выявленному независимо по PFS и по тесту тематической апперцепции. На практике PFS часто принимают при дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психических больных.

Важно отметить, что сам автор несколько отклоняется от классического определения агрессии (предпочитая использовать термин «агрессивность») и понимая под ней не вызванную объективными обстоятельствами и необходимостью тенденцию враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность по Розенцвейгу - это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к другим людям, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к причинению им вреда, ущерба и неспровоцированным агрессивным действиям.

Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий со стороны окружающих людей будет реагировать агрессией в PFS, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением, причинить ему неприятности.

Агрессивные реакции - реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них так же является враждебной. В этом случае ответ испытуемого должен содержать осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.

Неагрессивные реакции - их суть состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого взять на себя вину, не придавать значения случившемуся, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойно, взвешенное решение.

Затем подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций. Если количество первых доминирует, то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. При обратном результате - вывод противоположный.

Число агрессивных реакций относили к 24 (общее число рисунков) и выражали десятичной дробью. Тогда при значении большем или равным 0,58 испытуемый попадал в 1 из выше указанных категорий, при значении 0,41 и менее во вторую, а промежуточное значение давало основание отнести испытуемого в третью категорию (неагрессивен, но и не напротив).



Использование теста руки для оценки агрессивности.

Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

В теоретическом обосновании НТ его авторы исходили из положения о том, что развитие функций руки тесно связано с развитием головного мозга.

Интересно, что такая точка зрения прекрасно коррелирует с известным тезисом Ф. Энгельса о руке, как органе познания объективной действительности, органе и продукта труда, сформулированном им в «Диалектике природы».

Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать вывод о тенденциях активности обследуемых.

Э. Вагнер на основе анализа многих работ, выполненных с помощью НТ, сделал вывод о его высокой валидности и ретестовой надежности. В 1971 году В. Белшнером с соавторами был на базе НТ разработан расширенный тест, состоящий из 34 фотографий кисти рук.

Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым интерес исследователя. Наиболее часто используемые проективные методы - Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции. Данные тесты используются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения разнообразных форм поведения и мотивов.

Тест тематической апперцепции состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке.

В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или что ему напоминают. Для диагностики уровня агрессивности по этой методике применяется система, разработанная Элизаром. В этой системе ответы разносят по шести категориям, отражающим аспекты гнева или враждебности: негативные установки или эмоции; описания злобного или агрессивного поведения; предметы, используемые в агрессивных целях, описания враждебности, символические ассоциации с агрессией или гневом; амбивалентность; нейтральные ответы, ничего не говорящие о гневе или враждебности.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.