Методическая разработка «Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся младшего школьного возраста в контексте ФГОС»

0
0
Материал опубликован 9 May 2020

Методическая разработка «Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся младшего школьного возраста в контексте ФГОС»

 

В наши дни люди, не выходя из дома, могут узнать всё, что их интересует, не роясь в кипах бумаг. Но у этой «медали» есть и обратная сторона: многие разучились читать.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение в современном мире носит метапредметный характер и является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет огромное количество факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Для решения этой задачи разработан и реализуется проект «Читаем – думаем – общаемся».

Цель: Сформировать у учащихся навыки смыслового чтения.

Задачи:

Содействовать развитию речевой активности обучающихся как условия формирования коммуникативных навыков.

Формировать в семьях учащихся привычку семейного чтения.

Реализовывать стратегиальный подход к чтению и применять приёмы осмысленного чтения на всех уроках, внеурочных и факультативных занятиях. (остальное по проекту- на слайдах)

Система работы по формированию навыка смыслового чтения включает в себя:

работу с дошкольниками через проект «Мое книжное дерево»,

с семьями учеников через «Читательские дневники»,

на уроках всех предметов через реализацию стратегиального подхода к чтению и работу с текстовой информацией,

на факультативных и внеурочных занятиях, где осваиваются специальные приемы и навыки осмысленного чтения,

через организацию проектной и исследовательской деятельности детей,

через участие школьников в конкурсах и олимпиадах.

На самом первом родительском собрании в детском саду договариваемся с родителями о ежедневном семейном чтении, систематизируя его по дням недели и жанрам следующим образом: понедельник – стихи и басни, вторник – рассказы о природе, о детях, среда – сказки, народные и авторские, четверг – загадки, песенки, потешки разных народов, пятница – «Почемучкины книжки» о земле, о вещах, о космосе, о прошлом, настоящем и будущем, суббота – детская периодика.

Дети и родители активно включаются в реализацию проекта «Моё книжное дерево». Мы с детьми создаём основу дерева – его ствол, затем родители с детьми организуют семейное чтение, прочитав книгу, заполняют листок и их дерево постепенно распускается: чем больше прочитано книг, тем пышнее дерево. (Приложение № 1)

Как поднять у школьника статус чтения, привить вкус к чтению? Конечно, же, используя все инструменты, которые есть в руках у учителя. И это, прежде всего - уроки.

На всех, без исключения, уроках, мы можем использовать книги и небольшие тексты, оптимально сочетая приемы и методы, погружать учащихся в эмоциональную атмосферу общения, добиться того, что чтение станет для ребят необходимым и любимым занятием, а книга – другом.

Начиная с первого класса, мы можем работать с небольшими текстами, книжками: читать, работать над их содержанием, учиться задавать вопросы, искать вопросы, которые задает книга, давать ответы вдумчивые, полные. И тогда ребенок чувствует себя открывателем, он понимает, что книга может дать ответ ему на любой вопрос, тем самым формируется отношение к книге как к собеседнику и другу.

Многократное чтение формирует способ чтения, любознательность поддерживается творческим чтением, а когда мы с ребятами ищем в книгах логику, причинность событий формируется вдумчивое чтение.

В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех без исключения уроках использую следующие приемы и способы работы:

анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в инструкцию, в алгоритм действий;

выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста);

доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;

вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

(Приложение № 2)

Помимо этого, на уроках, факультативных и внеурочных занятиях «В мире книг», «Учись учиться» использую систему специальных приемов, реализующих стратегию смыслового чтения. Вот некоторые из них, которые очень нравятся моим ученикам:

«чтение до первой ошибки»;

«чтение с решёткой»;

«чтение в кружок»;

составление диафильмов и комиксов к прочитанным произведениям;

«моделирование произведения». (Приложение № 3)

На внеклассных занятиях продолжаем работу по развитию читательского интереса, который раскрывает индивидуальность ребенка, формирует самостоятельность, творческую активность. Мы с ребятами проводим литературные вечера, постановки, гостиные и т.д.

Очень важно, чтобы учитель и библиотекарь работали вместе, походы в библиотеку становятся для ребят регулярными: как в школьную библиотеку, так и библиотеку поселка.

Следующий инструмент моей работы хорошо известен всем, но неоправданно забыт. Это читательский дневник. Вместе с родителями уже с 1 класса все ученики ведут «Читательский дневник», где отражается круг детского чтения. В 1 классе ребята записывают автора и название произведения. Проверяю дневник ежедневно. Со 2 класса ребята отражают тему и главную мысль произведения. В 3-4 классе начинают писать аннотации, готовят рекламы и отзывы о прочитанных произведениях. Читательский дневник помогает ребенку выработать привычку читать, систематизировать прочитанное, делиться впечатлениями. Списки для чтения я публикую на своем сайте, обязательно знакомлю со списками родителей. Вместе с ребятами определяем, какие произведения могут их особенно заинтересовать, а какие произведения нужно прочитать полностью, заранее, по программе. Рекомендуемые списки мои ученики и родители воспринимают не как наказание, а как возможность приятно и с пользой провести время. В конце каждого учебного года проводим конкурс «Презентация читательского дневника», где ребята представляют свой список прочитанных за год книг. (Приложение № 4)

Особое место в развитии навыка смыслового чтения уделяю проектной деятельности младших школьников. В процессе работы над проектом, дети делают первые шаги в самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, и, делая эти шаги, они учатся разбираться потоке информации: составлять вопросы, выдвигать гипотезы, учатся сбору информации и выделению из ее потока самое главное. Наша совместная деятельность направлена на формирование навыка ориентирования в информационном пространстве: поисковых (находить информацию по каталогам, контекстный поиск, формирование ключевых слов) и информационных (структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск) умений и навыков. Умению презентовать результаты своей работы способствует участие всех без исключения моих учеников в Школьном конкурсе проектных и исследовательских работ, где их индивидуальные проекты были оценены на высший балл.

Встреча с текстом – это всегда исследовательская деятельность. Нужно пробудить у ребёнка желание «смотреть в корень», тогда он осознает самоценность слова и через слово начнёт постигать науки. Формированию навыков исследовательской деятельности способствует участие детей в конкурсах и олимпиадах. Так ученики составляют викторины по прочитанным произведениям, и мы публикуем их на сайте «Сказочные викторины». Участвуем в международном конкурсе «ЭМУ-Эрудит», где отслеживается уровень читательской грамотности учащихся. Принимаем активное участие в конкурсах чтецов, где всегда занимаем призовые места.

(Приложение № 5)

Особо хочу рассказать о проекте буккроссинг. Буккроссинг – это общественное явление, близкое к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте (парккафепоезд, библиотека, станция метро), для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить это же действие. Слежение за «путешествием» книги осуществляется через специальный сайт. Мы организовали буккроссинг в классе. Книги располагаются на специальной полке, а слежение идёт на специальном вкладыше в книге. Нашу идею поддержали и в школе, и теперь книги путешествуют среди учеников и родителей школы. (приложение № 6)

Усилия учителя безрезультатны, если к процессу формирования умного читателя не подключатся родители. Конечно, на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, беседах, я всегда подчеркиваю важность чтения в семье. Если в семье читают взрослые, то и ребенок будет читать. Для родителей на моем сайте создан раздел семейное чтение, где родители всегда смогут найти советы по организации чтения в семье, списки литературы, ссылки на полезные сайты. (Приложение № 7)

Любая работа должна не только начинаться, но и заканчиваться анализом. При анализе своей работы по формированию грамотного читателя я провожу оценку показателя «осознанного чтения», пользуясь методикой «Тест Л.А. Ясюковой». (Приложение № 8) Внутришкольный мониторинг развития смыслового чтения показал повышение уровней: высокого – до 46% и хорошего – до 30%.

В 4 классе также проходит мониторинговое исследование в форме устного собеседования (зачёт). Для проведения такого мониторинга я разработала методические материалы. (Приложение № 9) Эта работа проверяет умение выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации, умение создавать монологические высказывания, принимать участие в диалоге.

С 2019 года в образовании реализуется проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», направленный на формирование способности учащихся применять в жизни полученные в школе знания. Проект реализуется с целью повышения качества и конкурентоспособности российского образования в мире.

Функциональна грамотность включает в себя следующие основные направления: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Функциональная грамотность в начальной школе определяется термином «функциональное чтение». Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Работа по развитию навыка смыслового чтения у обучающихся является основой формирования функционального чтения.

Анализируя свою деятельность, я могу сделать вывод, что все приёмы, методы, инструменты, которые я использую с целью формирования у учащихся навыка смыслового чтения, дают положительные результаты.

Возвращаясь к началу, хочу сказать, что формирование функционально грамотных людей, читающих людей – одна из важнейших задач современной школы. На решение этой задачи направлены и краевые проекты в сфере образования, в частности, в проекте «Образование для будущего» одним из направлений является «Повышение качества начального общего образования».

В нашей школе реализация краевых проектов по данному направлению осуществляется через «Программу развития смыслового чтения». Являясь руководителем школьной проблемной группы «Стратегии развития навыков смыслового чтения», организую обмен опытом среди коллег по данной проблеме, охотно провожу мастер-классы и открытые уроки для педагогов. Публикации по данной проблеме можно найти на сайте АМГПГГУ, школы, а через свой сайт организовано общение с коллегами и родителями по актуальным вопросам, касающихся развития смыслового чтения. Вместе с коллегами мы разработали методический Конструктор «Стратегии развития смыслового чтения», который помогает при подготовке к урокам. (Приложение № 10) Усилиями группы проведён глобальный внутришкольный мониторинг по схеме устного экзамена по русскому языку. Результат работы проблемной группы - повышение уровня сформированности осмысленного чтения школьников.

Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

И главная роль в этом отводится учителю, оттого насколько учитель горит желанием передать свой интерес к чтению детям, зависит, будут ли дети читать. Хочется верить, что наши дети, уходя во взрослую жизнь, сохранят свою любовь к чтению, и книги помогут им ответить на многие вопросы, которые ставит перед ними жизнь.

Библиографический список:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

Сборник программ. Программа «Чтение и начальное литературное образование» - М.: БАЛАСС, 2012. – 318 с.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа – М.: Просвещение, 2018. – 204 с.

Диагностика развития степени осознанного чтения в начальной школе / Н.А. Логинова [Электронный ресурс].

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.