Методическая разработка «Психодиагностика и коррекция межличностных отношений»
Курсовая работа | |||||||||
По дисциплине: | |||||||||
Методология и методы психолого-педагогических исследований | |||||||||
(полное наименование дисциплины) | |||||||||
На тему: | |||||||||
Психодиагностика и коррекция межличностных отношений | |||||||||
(наименование темы курсовой работы) | |||||||||
Оглавление
Глава 1. Методологические аспекты изучения межличностных отношений 6
1.1. Понятие и предмет психодиагностики 6
1.2. Сущность межличностных отношений 9
Глава 2. Исследование и коррекция межличностных отношений 14
2.1. Обзор методов и методик межличностных взаимоотношений 14
Хочу сказать, что взаимоотношения между людьми проявляются во многих различных сферах человеческого существования, которые существенно различаются друг от друга и действуют через различные психологические факторы.
Сфера взаимоотношений между людьми содержит практически весь диапазон человеческой жизни.
Можно высказаться, что человек, даже в полном одиночестве, непрерывно опирается на собственные поступки и идеи, делая упор на представления о веских оценках иных людей.
Не случайно возникли и до сих пор проявляют свое практическое и теоретическое значение такие психологические теории, где основное значение всех компонентов личности приписывается отношениям между людьми.
Для анализа личности необходимо провести диагностику межличностных отношений с особым вниманием к качествам личности, а также их проявления в разных жизненных условиях.
Вопрос, который я выбрала, очень актуален для исследований.
Объясняется необходимостью овладеть набором методов исследования межличностных взаимоотношений и самых эффективных методов психокоррекции этих взаимоотношений, в том числе психологического консультирования, тренингов общения, дискуссий и других
Также актуально, что выводы, сформулированные в данной работе, можно использовать практикующим семейным психологом и психологом в качестве основания для оказания помощи в ситуациях конфликта.
Каждое исследование начинается с выделения и определения его основных компонентов, а именно цели, задачи, объект, предмет и методика исследования. Выделим их.
Цель курсовой работы: Изучение психодиагностики и коррекции взаимоотношений.
Задачи курсовой работы:
Дать характеристику понятию «психодиагностика»;
Рассмотреть сущность межличностных отношений;
Изучить методы и методики межличностных отношений;
Изучить коррекцию межличностных отношений в начальной школе
Объект исследования: межличностные взаимоотношения.
Предмет исследования: методика изучения межличностных отношений.
Гипотеза исследования: для исследования личности необходимо проводить диагностику межличностных отношений, обращая особое внимание на качества личности и их проявление в различных жизненных обстоятельствах.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как:
теоретические - изучение, анализ и сопоставление психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация;
Для написания главы 1 рекомендовано овладеть основной и дополнительной литературой по нашей теме.
В параграфе 1.1 требуется раскрыть понятие психодиагностика.
В параграфе 1.2 необходимо изучить сущность межличностных отношений.
В главе 2 необходимо изучить диагностику и коррекцию межличностных отношений;
В параграфе 2.1 необходимо рассмотреть методы и методики межличностных отношений;
В параграфе 2.2 необходимо изучить коррекцию межличностных отношений в начальной школе.
В заключении отражаются основные положения курсовой работы и общие выводы.
В приложение выносятся варианты упражнений для тренинга.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты могут быть использованы руководителями в работе по решению проблем в межличностных отношениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Термин «психодиагностика» родился в 1921 г. и принадлежал психологу Г.Рошха.
Тест «Роршаха» - это психодиагностическое тестирование для исследования личности, предназначенное для того, чтобы изучить личность.
Впервые понятие «тест» применил американский психолог Джеймс Кэттельл в 1890 году в монографии «Умственная способность, ее измерение». Психологическая диагностика долгое время ассоциировалась с тестами. Психодиагностика была прочно включена в психологию, но тогда применялись не тесты, а психометрия, то есть проективные методы, не ставящие прямых диагнозов. [1].
Непосредственно как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности,с целью вынесения достоверного диагностического суждения правила «диагностического вывода», по которым совершается переход от сигнала или показателя того или иного состояния психики, структуры и процесса к понимаюо наличии или выраженности таковых психологических «изменений».
На практике психодиагностика предполагаетсовокупность правил применения психодиагностического средства, базирующийся на знании признака, измеряемого переменного и измерительного прибора, знании эстетического и профессионального эталона психодиагностики.[2].
Общая психодиагностика в знакомой степени отвлекается от своеобразных исследовательских задач, образующихся в всевозможных личных областях психодиагностики.
Впрочем, специалист по психологии обязан представлять для себя эти задачи, потому что они значимо определяютограничение в использовании методик.
В психологическом словаре даётся следующее определение.
Психодиагностика— это учение и применение постановки психологического диагноза, то есть определения наличия и выраженности человека конкретных психических симптомов.
Можно отметить, что многие исследователи признают, что психодиагностика как область психологических знаний направлена на разработку методик распознавания индивидуальных и психологических особенностей человека.
В этом случае психодиагностика касается не только тестов, но и качественных, не стандартизированных оценок личности.
Также важно учитывать, что психотерапия - это не полная наука о природе индивидуальных отличий. Выделяют такие цели психодиагностики:
1. Фиксировать и описывать психологические отличия людей и групп людей, которые объединены по каким-либо признакам и тому подобным. Изучает, как психологические законы сказываются на индивидуальных различиях.
2. Конструирование методов психодиагностики. Не просто разработка, а уточнение требований, которые должны быть удовлетворены методиками, - определение границ исследований, повышение интерпретации результатов диагностических методик.
Хотя психодиагностика существует довольно давно, ее предмет определяется неопределенно.
Непосредственно в качестве предмета А.А.Бодалев и В.В.Столин выделяют:
Методологические и теоретическиеосновы создания психодиагностического инструмента и формулировки психодиагностического решения;
Способы и определенные методики психодиагностики особо универсальных объектов психодиагностических изучений;
Дифференциальная психометрия как метод выявления различий;
Нормативное требование к методам, их разработкам и пользователю.
Некоторые из исследователей рассматривают психологическую диагностику как диагноз, считая ее конечным результатом психологической деятельности, направленной на описание и изучение сущности индивидуальных и психологических особенностей человека. [3: 113]
Цель – оценить актуальное состояние человека, прогнозировать дальнейшее развитие и разработать рекомендации.
Важнейшим элементом диагностики является необходимость выяснить в каждом конкретном случае, почему в поведении пациента обнаруживаются данные симптомы, каковы причины их возникновения и последствия.
По словам Л. С. Выготский рассматривает три уровня диагностирования:
Симптоматический – устанавливаются определенные особенности испытуемого, не указав их причин и места в его структуре.
Этиологический - устанавливается причина обнаружения явления.
Типологический - определяет место и значимость приобретенных сведений в целостной динамической картине человека.
Спектр отношений чрезвычайно широк. Она включает практически все сферы человеческого существования: от его отношений с великой социальной группой цивилизации, трудовым коллективом, вплоть до интимных, диадических супружескихчувств, отношений родителя и ребенка и т.д.
Можно полагать, что человеческое существо, пусть и абсолютно одинокий, не прекращает опираться в своих суждениях и действиях на существующее представление о ценностях, весомых для остальных людей.
Недаром формировались и сохраняют свое теоретическое и практическое значение такие психологические теории личности, где положениеведущих ее компонентов устанавливается межличностными отношениями.
Поэтому понятие психологической диагностики в современной психологии зарубежных стран:
касается методики Роршаха, а также других проективных тестов;
Это связано с оценкой различных нарушений и отклонений в психологии;
Иногда используется как синоним психологического тестирования, который охватывает всё, что касается разработки и применения различных инструментов для измерения индивидуальных различий.[4].
Одним из основных понятий социальной психологии является межличностное отношение. Такая взаимосвязь, которая начинается с произведение на свет и продолжается до смерти, владеет своими особенностями в структуре и предназначенных видах, активно изучается учеными в разнообразных гуманитарных науках.
Принято полагать, что межличностные отношения – это особый вид рассогласованности между людьми в обществе, которые складываются между отдельными индивидами. [5]
В любой группе людей они начинаются с рождения ребенка и заканчиваются только с его смертью. Такое совокупное взаимодействие между людьми основывается на существующих отношениях и возникает благодаря различным способам взаимодействия:
Визуальному или невербальному, к которому относится внешний вид, позы и жесты.
Вербальному или языковому, то есть устной речи.
Аффективному, выражается звуковыми экспрессионными средствами: смех, плачь.
Некоторые ученые причисляют сюда и сложные языки, построенные в результате развития общества: экономический, политический.
Неумение строить отношения нередко является проблемой межличностного взаимодействия. Если личность боится или не может наладить контакт, то развитие обратной связи вряд ли станет успешным. Иногда возникают ситуации, в которых человек не способен подобрать нужные слова и выражения для конструктивных диалогов. В связи с этим в отношениях появляется недоумение.
Любой человек рождается и живет в обществе всю жизнь.
Изолироваться от всех нельзя, хотя человек может сократить виды межличностных отношений и оставлять только нужные для него типы связей. Впрочем, только успешное создание коммуникативных взаимоотношений способствует гармоническому росту личности.[5].
Есть и особенности межличностных отношений, которые позволяют определить этот вид связей:
1. Они всегда основаны на осознанном или бессознательном эмоциональном оценке партнера;
2. В отношениях между людьми индивиды всегда представляютсяуникальными и неповторимыми, обладающими лишь набором характерных черт и эмоций.
3. Такой контакт не может быть признан спонтанным, т.е. он формируется на протяжении определенного времени, когда люди общаются.
4. Такое взаимодействие непостоянно. Между собой отношения могут развиваться динамично и изменять вектор эмоционального окраса иногда на прямую в противоположную сторону.
Кто-то считает, что любое взаимоотношение является межличностным, но многие из отечественных Г.М. Андреевых, Боголюбова Л.Н., а также иностранных психологов Дж. Морено и Э. Берна думают по-другому.
Также существует социальная связь, которая является взаимодействием ролей в обществе. Эти элементы не относятся к личности.
Например, в трудовых коллективах ролью считается директор, менеджер персонала, секретарь, оператор и так далее.
Отношения между ними складываются по должностным обязательствам, ролевым поведениями целям общественной группы.
Межличностное отношение появляется и создаётся между людьми, основываясь на различных чувствах, рождаемых у них в отношении друг друга.
Такая взаимосвязь обладает несколькими отличительными особенностями:
Постепенно формируются отношения в процессе общения людей;
Основа взаимодействия заключается в чувствах, эмоциях и оценках партнеров;
Люди являются неповторимыми личностями, обладающими собственными уникальными чертами характера, эмоциональных сфер.
Каждая личность может быть стабильной или даже меняться на противоположную.
Межличностные отношения индивидуальны. [6].
Не существует двоих пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Развитие отношений между людьми зависит от их характера и эмоциональности.
Виды взаимоотношений между людьми:
Ученые определяют различные виды межличностного взаимодействия, в соответствии с классификационным критерием:
В зависимости от способа взаимодействия бывают:
Формальные: то есть нормативно установленные и закрепленные в документах официального характера.
Неформальные:складывается между людьми по их предпочтениям, убеждениям, темпераментам и т.д.
По областипроисхождения бывают:
Производственные:то есть между работниками организации, которые направлены на решение рабочих задач.
Бытовые:все, что возникает в обыкновенной жизни человека.
Экономические: в которой каждый человек может быть покупателем и продавцом.
Правовые: то есть установленные законом.
Политические: ориентированы на вопросы власти.
Нравственные и естественные возникают на основе любви людей друг к другу, их нравственных качеств и устоев.
Можно выделить классификацию межличностных взаимоотношений между людьми по эмоциональному направлению:
Позитивные - такие взаимодействия, основа которых является любовь, дружба или эмоциональная близость.
Нейтральные: или не окрашенные эмоционально: конформизм, эгоизм, безразличие.
Негативные: неуважение, ненависть, агрессия, иные чувства приводят к руководству субъектов таких отношений.
Можно отметить, что сейчас в психологии имеется огромное количество различных методических подходов к исследованию межличностных взаимоотношений. [7:194]
Классификация психодиагностических методик межличностной диагностики допустима на различныхпричинах:
а) на основании объекта (диагностика взаимоотношений между группами, внутригрупповых действий, диадных связей и т.д.);
б) на основе задач, решенных исследованием, можно выяснить групповую сплоченность, совместимость и так далее.
в) в соответствии с структурными особенностями применяемых методов опросников, проективных методов, социометрии.
г) на основе начальной точке отсчета диагностирования межличностных взаимоотношений, методы личного предпочтения, методы выявления индивидуальных данных участников общения, методы изучения субъективной интерпретации межличностных взаимоотношений и др.
Вероятны и иные аспекты систематики методик.
Не забывайте, что регулярные критерии актуальны не сами собой. Они считаются конкретным аспектом оценки производительности метода.
Так как цель данной главы считается реализация поддержки в выборе методики или категории способов для определенного эксперимента.
Методы изучения отношений, применяемые для психокоррекционной работы, не предъявляют никаких строгих требований к их диагностике и экспертизе –они служат построением рабочей догадки, которая позднее будет уточнена и подтверждена.
Оценка взаимоотношений людей в разных раскладах опирается на разнообразные психологические начала, которые связаны с различным уровнем психической деятельности человека. [8].
Поэтому исследователь всегда ставит перед собой задачу выбора точной методики, которая требует того, чтобы он осознал механизмы, на которых строится методика, точного понимания.
Основным критерием для организации исследований и выбора методических приемов является критерий исходной точке отсчета.
Он позволяет спастись от содержательного дублирования приобретенной информации и строить испытание на изученном психологическом уровне.
В зависимости от всей вышеперечисленной информации, мы сделаем следующие выводы:
В первую очередь психодиагностика является ключевым направлением психологии, направленным на измерение, оценку и анализ индивидуальных психологических и психофизических особенностей человека и выявление различий между людьми, объединенными по каким-либо признакам.
Во-вторых, «межличностные взаимоотношения» считаются личными связями человека, справедливо проявляющимися в характере и способеобоюдного действия, оказываемых человеком в процессе общения и взаимодействия.
У межличностных отношений есть свои структуры, мотивы и требования.
В-третьих, межличностное отношение охватывает значительный круг событий, но все это можно квалифицировать с учетом трёх компонентов отношений:
оценка и познание людьми друг друга (социально-перцептивная сторона);
межличностная притягательность (влечение и тяготение)
взаимовлияние и поведение (ролевое).
Для решения определенных психологических задач используется много методов.
Основные исследовательские методы – это наблюдения и эксперименты. Кроме таких методов применяются: метод беседы, изучение процессов и результатов деятельности, анкетирование, тестирование, оценка и т.д.
Исследовательские способы получения эмпирических данных психологических процессов - это:
изучение результатов деятельности
наблюдение
опрос
оценивание
создание диагностических ситуаций.
В педагогике наблюдение все еще является самым распространенным, часто применяемым методом, вместе с другими методиками исследований: экспериментами, исследованиями детей, разговорами.
Наблюдение- преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. [9].
Суть наблюдения – точное и полное фиксирование фактов, используя все органы чувств, имеющиеся жизненные опыты, знания и умения.
Беседа - это способ психодиагностики, предусматривающий приобретение данных о человеке и о характерных ему психологических явлениях через речевое общение.[10]
В процессе беседы вы можете получить максимально полное описание личности пациента, которое невозможно узнать иными способами.
Беседа является единственным видом исследования, который позволяет различать правду и ложь в словах собеседника. Поскольку здесь используется невербальный сигнал жестов, мимики, позы и тон голоса, анализируемый специалистом, для определения точной информации.
Метод выборочного опроса применяется в двух ведущих формах:
в варианте интервью и в виде анкетирования (письменного опроса).
Интервью является синонимом беседы, как психологической методики, когда возникает задача извлечения ответов испытуемого к конкретным заранее подготовленным вопросам.[10].
Анкета является психодиагностическим методом, основанным на получении ответов от респондента - обычно письменным. Непосредственно ответчик лично читает предложенные им вопросы, и сам зафиксирует свои ответные данные.
Тестирование – это метод исследования, позволяющий исследовать межличностные отношения, анализируя способы выполнения у испытуемых рядом специальных задач.
Тест - в психологической диагностике понимается как стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления
количественных и качественных индивидуально-психологических различий; стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. [10]
Таким образом, важно качество тестирования. Качество тестирования определяется критериями точности, то есть надежности и достоверности. Надежность тестирования зависит от того, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов.
Столяренко Людмила Дмитриевна выделяетнадлежащиеспособы психологического изучения межличностных отношений:
1) социометрический
2) референтометрический
3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов
4) изучения сплоченности коллектива.
Социометрические методы применяются при диагностике взаимоотношений между людьми и группами, чтобы их изменить, улучшить и усовершенствовать. Метод социометрии является эффективным инструментом социального и психологического исследования малой группы и коллектива. В комплексе с другими методиками исследования личностей и групп ценность социометрического исследования возрастает.
Социометрия – учение и целостный практичный способ психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых взаимоотношений.
Создатель - австрийский специалист по психологии, обществоведДжекоб Леви Морено. По его мнению, психическое состояние и соответствие поведения человека во многих случаях зависит от того, какое положение он занимает в неформальных структурах маленького коллектива.[11].
Одна из самых популярных психологических способов диагностики отношений –методика Роберта Бейлса. Онпридумал схему, которая даёт возможность фиксировать различные виды взаимодействия группы в единичном плане.
Непосредственно, по предоставленной схеме наученные наблюдатели имеют все шансы исследоватьлюбую взаимосвязь в каждой маленькой группе через 12 характеристик, соединенных в 4 совместные категории:
область положительных эмоций;
область заключения проблем;
область постановки проблем;
область отрицательных эмоций.
Этот формализованный процесс наблюдения даёт возможность распознать всевозможные уровни динамики группы, статусы и роли соучастников коммуникации.
Скажем человек, получивший высочайший балл при решении задач, рассматривался как основательный руководитель, а в области положительный впечатлений - как эмоциональный лидер.
Присутствуетпопытка сгруппироватьразличные шкалы в безграничную психологическуюанкету, сложить особые тестовые батареи для изучения межличностных отношений.
Такие опыты - попытки Калифорнийского психологического опросника личности(CPI). В конце 1960-х годов его придумал американский психолог Дж. Гоу.
Цель этого опросника — «представление того, о чем говорят и делают люди в определенной ситуации, и прогноз того, о чем говорят другие».
В отличии от MMPI, CPI предназначен для здоровыхличностей и характеризует социальные и психологические индивидуальностичеловека.[12].
Анкета включает 480 высказываний, в которых испытуемый обязан дать ответ «да» или «нет», «правильно» или «неправильно». Великая часть вопросов принадлежит к обычному поведению, ежедневным эмоциям, суждениям и установкам испытуемых.
Приобретенные ответы перемещают на листы обычной нормы, на 18 шкалах выборочного опросастроится профиль личности.
В зависимости от интерпретации шкалы опросника соединяются в четыре группы.
Первая группа измеряет показатели:равновесие, самоотверженность и равнозначность в межличностных отношениях.
Это данные доминирования, способности достичьобщественного статуса, социальной общности, самовосприятия и чувстваблагополучия.
Непосредственно вторая группа шкал выявляет: возрасти социальное положение личности, ответственность за ее жизнь и ценностные отношения.
В нее интегрированы также 6 шкал - ответственность, достигнутая социализация, самоконтроль, терпимостьк чужим мнениям, поведению, благоприятным воспоминаниям и традициям.
Третья группа шкалрасценивает способность человека к становлению и достижению, его умственной эффективности.
В шкалы достижения входят комфорт, защита своей самостоятельности, интеллектуальная производительности.
Четвертая группа складывается из трех шкал: психологии, гибкости, женственности.
CPI, как считают ведущие психологи Запада, сегодня является лучшим типом опросника, который специализируется на диагностике личностных качеств, которые влияют на взаимоотношения между людьми.[12].
Говорят, что для осознания межличностного поведения индивидуумамало подробно знать внешнюю положение дела и мотивацию индивида.
Человек функционален, а его отношение к действительности требует понимания, модификации, выхода из данного, построения и заключения в какой-либо форме новейшей творческой проблемы.
На психическую диагностику личного отображения межличностных взаимоотношений и ориентированы методики, между которымиспециальное место занимает способ тематической апперцепции.
Способы изучения субъективной интерпретации межличностных отношений были замечены как возражение на требование прикладных психологических областей –личных и семейных психических консультаций, где для практической миссии нужно постичь персональный мир человека.
Большинство методов являются проективными.
Примером такого метода является методика (FPI) - метод исследования отношений между людьми в семье (Дж. Хоуэллс, Дж. Ликоwish) которая может быть использована для изучения взрослых и детей.
Непосредственно, полный вариант тестирования–это 40 сцен из семейных будней.
Возрастребят, изображенных в данных сценах: 7-12 лет.
16 иллюстраций предусмотрены для исследования семей, где есть мальчик либо девочка, 8 –для семей обоих категорий.
Следовательно, в наборе 24 рисунка, ихдозволено применять родителям и детям любого возраста.
Когда семья состоит из мальчика и девочки, то применяется набор из 40 иллюстраций.
Такоеруководство даётся: «У меня имеется парочку фотографий, где изображены люди, которые что-то совершают. Кто-то из них мальчишка и девчонка, кто-то взрослый. Хочу, чтобы вы взглянули на данную картинку и поразмыслили, что вы могли бы поведать о ней. Расскажи о том, что совершают они (по вашей теории), о чем говорят».
Рассказы каждой иллюстрации анализируются по синтаксическому и морфологическому составу. [13].
Ответы разделяются на главные, более вспомогательные предложения и восклицание. Эти считанные единицы синтаксиса отделяются черточками.
Через некоторое время каждый из них рассматривается в качестве единицы информации, имеющей отношение к одной из перечисленных вышекатегорий.
К - 1 - обрисовка картинки;
К - 2 - взаимодействие людей;
К - 3 - оценка личности;
К - 4 - разное.
После того, как матрица заполняется на каждой картинке, делается общий анализ отношений семьи, как это отражается в психике одного из членов семейства. Если данная методика обследовала всех членов семьи, она позволяет получить более сложную и глубокою информацию о межличностных отношениях в семье.
Н.П. Фетискин, и его соавторы предлагают такие методики исследования взаимоотношений между людьми и различными их аспектами:
«Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» В.А.Лосенков. (См Приложение 1)
«Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдер.
(См Приложение 2)
«Определение ролевых позиций в межличностных отношениях» (по Э. Берну),
«Диагностика коммуникативной толерантности» (В.В.Бойко),
«Диагностика принятия других» (по шкале Фейя),
«Диагностика доброжелательности» (по шкале Кэмпбелла),
«Опросник межличностных отношений (ОМО)» (А.А.Рукавишников)
(См Приложение 3)
Скажем, опросник межличностных отношений (ОМО) А.А.Рукавишникова считается русскоязычной версией широко популярного за рубежом опросника FIRO, созданного американским психологом В.Шутцем.[14].
Методические шкалы:
Включение;
Контроль;
аффект.
Необходимость включенияобозначает потребность создания и удерживаниянеплохих отношений с иными лицами, на основании которых создаются взаимодействия и сотрудничества.
В самооценке надобность в вхождении выражается в желании почувствовать себя ценным и весомым человеком. Надобность в включении толкуется каквлечение к любви, заинтересованности, привлечения внимания.
На уровне чувств потребность включения обусловливается как потребность образовывать и принимать чувство обоюдного интереса.
Это ощущение включает:
1) заинтересованность субъекта в других людях
2) интерес к субъекту других лиц
Надобность контроляустанавливается как потребность создавать и сохранять неплохиевзаимоотношения с людьми, делая упор на контроль и силу.
Удовлетворение отношений обозначает психологически применимые для человека взаимодействия с этими и другими лицами, которые протеают в двух сторонах:
1) от индивида к остальным людям – в спектре от «завязывают близкие собственные взаимоотношения с любым» до «не завязывает близких личных отношений ни с кем»;
2) от других людей к индивиду – в спектре от «всегда завязывают близкие личностные отношения с индивидом» до «никогда в жизни не заключают близких собственных отношений с индивидом».
Необходимость в контроле предназначается как надобность создания и сохранения удовлетворительных отношений с людьми на основе контроля и силы.[14].
Межличностная надобность в аффектеобусловливается как надобность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, основываясь на любовь и эмоциональные связи.
Потребность этого субъектапричисляется, прежде всего, к парным отношениям.
На эмоциональном уровне эта потребность предназначается как влечение создавать и беречь чувство взаимного теплого эмоционального взаимоотношения.
В неё входят:
1) способность любить других людей достаточно сильно;
2) осознание того, что человек любит других людей довольно сильно.
Следовательно, межличностные связитрудны в структуре, они соединят в себя почти все психические особенности личности, пронизывают всевозможные уровни личной организации.
Поэтому вряд ли дозволено целиком разгадать человеческие отношения, применяя один, даже весьма хорошо разработанный тест.
Межличностные отношения учащихся младшего школьного возраста – это конфигурацияосуществлении социальной сущности любого ребенка, психологическая основа для объединения детей.
В коллективе учащиеся начального класса реализуют необходимость общения и социального соответствия. То есть стремление удовлетворять социальные требования, выполнять общественные правила, быть общественно полноценными. Но сейчас значительно увеличивается число детей, которые испытывают трудности в межличностном общении.
М.Л.Наумова считает, что эти трудности заметны также и у младших школьников.[15].
Причин нарушения межличностного отношения у учащихся начального класса могут быть множество.
Считается, что основные из них – проблемы с общением, которые сформировались еще в детстве, стремление ребенка всегда находиться на позиции лидера, недостаток у ребенка развитого коммуникативного навыка и нарушение эмоционального состояния.
Таким образом, возрастает актуальность коррекции взаимоотношений в начальных классах.
При организации коррекционных занятий принципиально придерживаться главным принципам деятельности, которые более отчётливообрисовывает педагог Т. А. Пастухова.
Могут быт такие принципы:
выбор методов и методик коррекционной работы на основе ведущей деятельности возраста;
применениеоснов педагогического сотрудничества при содействии с детьми;
подсчёт ближайшей зоны развития, применение технологий защиты здоровья. [16:33].
Процесс коррекции состоит из трех ведущих этапов
диагностический;
формирующий;
контрольный (А. Ю. Копылова).
Подробно рассмотрим эти этапы:
Диагностический этап нужен для выявления необыкновенностей межличностных отношений.
Специалист по психологии Н. А. Лошкарёва при исследовании межличностных отношений в классах начальной школы выделяет три приема диагностики:
Исследование структуры взаимоотношений между классом, выявление «лидеров» и «неблагополучных» методом Дж. Морено. Социометрическая карта включает вопросы, которые описывают конкретныестороны межличностных отношений;
Познание мотивов межличностных выборов с помощью способа межличностных выборов. В социометрической карте можно внести вопрос: «Какое качество вы цените больше всего в своих друзьях?» Это дает возможность выявить наиболее важные качества для студентов.
Определить отношение учащихся к важным людям, к примеру, модифицированным цветовым тестом Люшер. [17].
Формирующий этап (коррекционные учения ведутсячерез специальныеспособы и формы).
В качестве методов и форм психолого-педагогической коррекции применяются разные виды умственного тренинга, методы изучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, массовые споры.[18].
Э.И. Хафизов и М.Л. Наумова при коррекции взаимоотношений в начальных классах выделяют арттерапию из различных методов и форм занятий.(например, музыкотерапию, библиотерапию, изотерапию, сказкотерапию, куклотерапию, игровую терапию и другое).
Можно выделить основные направления арт-терапии:
Игровую терапию: метод психотерапии для детей с игрой, основой различных методов игровой терапии является признание, что игровая игра сильно влияет на развитие человека;
Музыкотерапию: музыка используется как средство коррекции.
Библиотерапию: коррекционное влияние на ребенка чтением специально подобранного материала, чтобы нормализовать или оптимизировать его психическое состояние
Рисуночную терапию или изотерапию: психокоррекционное влияние через изобразительную деятельность
Контрольная стадия. Этот этап - оценка результативности проведенных занятий, и состоит в сравнении результатов первичной диагностики до начала диагностики и результатов обследования после занятий. [19].
В качестве методов и форм психолого-педагогической коррекции используются различные виды социально-психологического тренинга, ролевые игры, групповые дискуссии, а также методы арт-терапии.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что процесс коррекционных занятий включает в себя три основных этапа:
диагностический;
формирующий;
контрольный (А. Ю. Копылова).
Авторы Э. И. Хафизова, М. Л. Наумова при коррекции межличностных отношений в начальной школе из различных форм и методов проведения занятий выделяют арт-терапию.
Таким образом, для того чтобы личность младшего школьника развивалась и появился сплоченный коллектив в начальных классах, нужно формировать положительные межличностные отношения.
Так же, формирование положительных межличностных отношений в начальной школе необходимо для развития личности младшего школьника и создания сплоченного коллектива в начальных классах.
Наше исследование, нацеленное на изучение психодиагностики и коррекции межличностных отношений, свидетельствует о том, что психология и педагогика тесно связаны между собой.
Область межличностных отношений весьмаобширна. Она обхватываетпочти весь диапазон жизни человека, начиная от его взаимоотношения к крупным социальным группам (нации, рабочему коллективу) до близких, диадных отношений (брачных, связей родитель – ребенок).
По мнению Л.С. Выготскому, распознают три уровня диагностики:
Симптоматический –это когда определяютсяустановленные особенности испытуемого, не указав их оснований и места в его структуре;
Этиологический –это когда, определяется фактор найденного появления;
Типологический - определяет пространство и значимость приобретенных сведений в целостной динамической картине человека.
Главнымзаключением, вытекающим из нашего изучения, является следующее: диагностику межличностных отношений необходимо проводить с помощью разных методик и обязательно обращать внимание на личности и их проявление в различных жизненных обстоятельствах.
На сегодняшний день в психологии присутствуетогромное количество определенных методических способовизучения межличностных взаимоотношений, однако наиболее объективно и корректно продиагностировать сферу межличностных связей дошкольников разрешает социометрия.
Непосредственно, одна из наиболее знаменитых методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Роберту Бейлсу.
Ведь он придумал схему, дозволяющую по единичному плану фиксировать непохожие виды интеракции (взаимодействия) в группе.
Социометрический эксперимент может быть проведен и каккалифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж.Гоухом.Можно воспользоваться в диагностической работе и тест опросником «Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» (В.А.Лосенков), так же тест опросником «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер).
На основании анализа литературных источников описаны основополагающие аспекты психодиагностики, изучена сущность межличностных отношений, даны представления о методах и методиках межличностных отношений и изучена коррекция межличностных отношений в начальной школе.
Таким образом, в результате теоретического исследования, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза.
Приведенные ранее суждения, которые дозволено было бы продлить, веско говорят о том, что способы психодиагностики и коррекции межличностных отношений имеют все шансы стать не только инструментом научно-психологических изучений, но и имуществом педагогической общественности.
Вооружение преподавателей и воспитателей психологическими познаниями и психическими методами разрешит им с успехом находить решение задачи воспитания подрастающего поколения.
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: 2000. – 440 с.
Бурлач Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов.2-е издание. -СПБ: Питер 2015-384 с.: ил. (серия учебник для вузов)
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 72 с.
Гуревича К.М. и Е.М. Борисовой. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой (Электронный ресурс). – Режим доступа: URLhttps://pedlib.ru/Books/6/0425/6_0425-174.shtml, свободный. Дата обращения 04.04.2022.
Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. (электронный ресурм). – Режим доступа: URL
https://www.phantastike.com/psychodiagnostic_systems/interpersonal_relations/pdf/, свободный. Дата обращения 02.04.2022.
Игнатова Е. С. Психодиагностика. учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 1 Мб;94 с.[Электронный ресурс]: Режим доступа: URL
http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/ignatova-psykhodiagnostika.pdf, свободный. Дата обращения 27.03.2022.
Ильин Е. П. И46 Психология общения и межличностных отношений. — СПб: Питер, 2009 — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Копылова Анна Юрьевна. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: URLhttp://festival.1september.ru/articles/584684/, свободный. Дата обращения 05.04.2022.
Лошкарёва, Н. А. Изучение межличностных отношений учащихся начальной школы. Режим доступа:URLhttp://festival.1september.ru/articles/418916/, свободный. Дата обращения 26.03.2022.
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URLhttps://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/13.php, свободный.Дата обращения 26.03.2022.
Наумова, М. Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста методами арт-терапии. Режим доступа: URLhttp://sociosphera.com/publication/journal/2013/3085/korrekciya_mezhlichnostnyh_otnoshenij_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta_metodami_artterapii/, свободный. Дата обращения 05.04.2022.
Пастухова, Т. А. Коррекционная работа в начальной школе. Журнал «Педагогический мир». Режим доступа: URLhttp://pedmir.ru/viewdoc.php?id=22925, свободный. Дата обращения 03.04.2022.
Попова, Т.А., Пузырёва, Л. О. Психология делового общения: учеб. пособие /Т. А. Попова, Л. О. Пузырёва; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. − 168 с.
Райгородский Д.Я.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2011. - 664 с.
Рукавишников А.А. (ОМО). Опросник межличностных отношений (Электронный ресурс). Режим доступа: URLhttp://gcpmss.ru/files/pdf2017/mezhlichnostnie_otnosheniya.pdf?ysclid=l1l63ri4a7, свободный. Дата обращения 04.04.2022.
Тютюнник Е.И. Рабочая программа дисциплины Психодиагностика по образовательной программе 37.03.01 Психология. (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL
http://www.psysocwork.ru/fileadmin/_migrated/content_uploads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_03.pdf, свободный. Дата обращения 01.04.2022.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 490 с.
Хафизова, Э. И. Методы коррекции межличностных нарушений в младшем школьном возрасте. Режим доступа: URLhttp://www.scienceforum.ru/2013/pdf/4122.pdf, свободный. Дата обращения 05.04.2022.
ЮренковВ. Н. Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии: словарь / сост. В. Н. Юренков. - Минск: БГПУ. (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL
https://elib.bspu.by/bitstream/doc/5624/1/%D0%AE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C.pdf?ysclid=l1l3vp0auz, свободный. Дата обращения 04.04.2022.
Приложение 1
«Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» (В.А.Лосенков)
Тест предназначен для выявления потенциала коммуникативной импульсивности личности. Импульсивность понимается как особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внеш. обстоятельств или эмоций.
Инструкция к тесту
Предлагаемый тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответов. В тесте нет «плохих» или «хороших» ответов. Постарайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел вам в голову.
Обработка результатов.
В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателиимпульсивности Пи. Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника. В данном тест-опроснике четырехбалльная шкала ответов. Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 16 номер шкалы соответствует
количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4.
Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по
шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствует балл 4; шкале 2-3,
шкале 3-2 и шкала 1 равна 4 баллам.
Таким образом, показатель импульсивности может варьироваться у разных
людей от 20 до 80 баллов.
Анализ результатов.
Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели импульсивности Пи, тем больше импульсивности. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.
Если величина Пи находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть выражена сильно; если его величина от 35 до 65 – то уровень ее средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, и они увлекаются то одним, то другим.
Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижениипоставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца. Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует учесть особенности локуса субъективного контроля.
Приложение 2
«Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер)
Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативнымконтролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и каксебя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе стем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.
Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.
Инструкция.
Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените, как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
Опросник
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более
глубоки, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду
себя по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю
именно таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
10.Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка и интерпретация
По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов. 0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.