Материал на проверке

Научная статья «Основные направления государственного регулирования отдельных сегментов современного рынка труда»

1
0
Материал опубликован 18 October 2015 в группе

В основе теоретико-методологического обеспечения экономической стратегии государства, направленной на создание конкурентоспособной модели социально-трудовых отношений в национальной экономике, лежит развитая теория воспроизводства человеческого потенциала, которая является интегратором частных теоретических концепций. К числу таких частных теоретических концепций следует отнести социально-экономическую теорию сегментации рынка труда.

В литературе, посвященной сегментации современного рынка труда, в основном делается упор на выделение сегментов рынка труда с точки зрения принципов, приемов и способов маркетингового исследования.

Маркетинг выступает целостной концепцией управленческой деятельности бизнес-единицы. В зависимости от конкретно-экономических или стратегических целей, стоящих перед бизнес-единицей, маркетологи анализируют рынок труда с позиции рыночных возможностей, сложившегося спроса-предложения труда, перспектив поиска и найма необходимых для развития бизнес-единицы сотрудников. В зависимости от целей изучения рынка труда и региональных особенностей выделяются трудодефицитные и трудонасыщенные географические сегменты, а также рыночные сегменты по поло-возрастным и другим демографическим критериям, по уровню профессиональной и квалификационной подготовки, по мотивационно-поведенческим критериям. Кроме того, маркетинговые подходы к сегментации рынка труда зависят от типа, вида и структуры самой маркетинговой концепции, которой придерживается маркетолог, ведущий исследования и производящий деление рынка труда на отдельные его сегменты.

Политэкономические исследования сегментации рынка труда имеют целью сформировать теоретическую концепцию сегментации рынка труда. Воспроизводственный критерий сегментации рынка труда основан на единстве социально-экономических отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводства человеческого потенциала, носителями которого выступают потенциальные работники, предъявляющие в настоящем или в будущем спрос на рабочие места.

С данной точки зрения в особый сегмент рынка труда можно объединить потенциальные субъекты рыночных отношений, которые - во-первых, относятся к категории ограниченно трудоспособных, но имеют достаточный трудовой потенциал (интеллектуальные и физические способности для занятия определенных рабочих мест в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями); - во-вторых, обладают правоспособностью и готовы вступить в отношения найма при соблюдении работодателем особого режима работы и качества рабочего места; - в-третьих, уже имеют доход (от домохозяйства, и/или это средства фондов государственного социального обеспечения, и/или это средства благотворительных организаций и/или творческих союзов и др.), а также минимум гарантированных средств социальной защиты, что обусловливает отличный от традиционного (т.е. от других субъектов рынка труда) состав источников воспроизводства. К потенциально активной части населения, составляющего основу формирования рынка труда особого рода, отнесены следующие категории: во-первых, несовершеннолетние (14-18 лет) и пенсионеры, т.е. имеющие на рынке труда ограничения по возрасту; во-вторых, ряд профессиональных категорий, которые по выслуге лет не могут занимать прежние должности, но заявляют о желании трудиться вне домохозяйства; в-третьих, инвалиды труда, детства или получившие бытовые травмы, у которых есть ограничения к конкретным видам трудовой деятельности. В структуре отношений по поводу включения рабочей силы особого рода в трудовой процесс возникают и нерыночные отношения. Это относится, прежде всего, к лицам, временно содержащимся в местах лишения свободы, а также к лицам, находящимся в специальных лечебных учреждениях. Рынок труда особого рода как особый сегмент современного рынка труда не выделяется ни в работах отечественных, ни в трудах западных экономистов. Однако наши исследования показали необходимость такого выделения для формирования государственной политики в отношении данного сегмента и поисков адекватных инструментов государственного регулирования [1].

 

Потенциалориентированный подход позволяет выявить резервы национального, регионального и локального рынка труда, а также дает необходимую эмпирию для постановки и решения задачи государственного регулирования рынка труда особого рода. Исследователи по-разному подходят к вопросу о содержании таких достаточно часто употребляемых дефиниций, как «государственное регулирование» и «государственная политика» в отношении рынка труда.

 

Под регулированием рынка труда, также как и под государственной политикой в отношении рынка труда, понимается поддержание его эффективного функционирования, достижение сбалансированности, равновесия его элементов (спрос, предложение, цена труду или рабочей силы), достижение согласованности рынка труда с другими рыночными структурами. Содержание государственного регулирования отдельных сегментов рынка труда вообще, и сегмента – рынка труда особого рода, в частности, связывается с необходимостью решения основных задач, стоящих перед органами государственной власти в области социально-трудовых отношений. В общетеоретическом плане необходимость регулирования обществом своей хозяйственной жизни вытекает из объективных процессов социализации и координации, проявляющихся в углублении разделения труда и последующей кооперации всех участников производства материальных и нематериальных благ. Экономические теории фиксируют эти объективные факторы, но экономисты по-разному подходят к соотношению стихийного и сознательно контролируемого обществом регулирования рыночных отношений в зависимости от разделяемых ими общеметодологических подходов. Анализ работ отечественных экономистов и собственные исследования влияния общенаучных методологических концепций на формирование основных направлений экономической мысли позволяют заключить: в историко-генетическом аспекте проведение государством той или иной политики отражает концептуальные положения воззрений экономистов прошлого и настоящего.

Современная национальная модель государственного регулирования отдельных сегментов рынка труда на примере рынка труда особого рода должна сформироваться под влиянием комплекса факторов: во-первых, непосредственно относящихся к рыночному механизму; во-вторых, выбора методов государственного социального регулирования; в-третьих, отражающих национальный характер российского предпринимательства и его социальную ориентацию; в-четвертых, внеэкономических ценностных факто-ров эволюции российской модели регулирования рынка труда особого рода. При определении совокупности государственных мер по регулированию рынка труда особого рода необходимо иметь в виду, что они должны охватывать все элементы его структуры (субъекты, объекты, спрос, предложение, цену труда, инфраструктуру рынка труда). Комплексный подход к функциям государства в отношении рынка труда особого рода позволяет выделить следующие основные направления государственного регулирования сегментов рынка труда, в том числе рынка труда особого рода: нормативно-правовое; социально-страховое; финансово-бюджетное; инвестиционно-инновационное; организационно-институциональное; налогово-стимулирующее; информационное.

Нормативно-правовое направление государственного регулирования охватывает, прежде всего, методы и способы законодательно-правового регулирования, во-первых, специфических областей взаимоотношений субъектов рынка труда особого рода (социальная защита и социальная гарантия для инвалидов, пенсионеров, несовершеннолетних; социальное обслуживание инвалидов и пенсионеров; пенсионное обеспечение); во-вторых, общих условий (право на труд, образование, медицинское обслуживание; гарантии занятости, охраны труда и др.). В нормативно-правовом направлении госрегулирования находят свое законодательное оформление как косвенные, так и активные методы регулирования рынка труда особого рода. Нормативно-правовой блок имеет задачу обеспечения государственной регулировки социальных процессов в условиях рыночной экономики, когда наблюдаются «провалы рынка», а рыночное саморегулирование не обеспечивает оптимальное с позиции социальных критериев развитие отдельных сегментов рынка труда. Механизмы спроса и предложения, в том числе и установление цены труда, на рассматриваемом сегменте национального рынка труда в большей степени зависит от государственного регулирования, в том числе методами экономического стимулирования, по сравнению с другими сегментами национального рынка труда, где его субъектами выступают работники без ограничений к труду и жизнедеятельности. Наличие совокупности законов, регулирующих основные элементы рынка труда особого рода, показывает формальную институализацию данного сегмента основного ресурсного рынка – рынка труда. В виду наличия «провалов рынка», в институциональной структуре рынка труда особого рода одно из центральных мест принадлежит правовым нормам, закрепленным в законодательной форме. Вместе с тем анализ рассматриваемого блока государственного регулирования рынка труда особого рода позволяет сделать вывод о том, что главной проблемой эволюции рынка труда особого рода является не отсутствие нормативной базы регулирования данного сегмента, а незнание или игнорирование его субъектами требований актов и наличие нерыночного стиля мышления участников данного рынка.

Социально-страховое направление госрегулирования должно обеспечивать нахождение эффективного соотношения между экономическими и социальными элементами развития данного сегмента рынка труда посредством:

- развитой системы социальных амортизаторов, гарантирующих удовлетворение базовых потребностей в образовании, здравоохранении, реабилитационном обслуживании, занятости;

- проведения модернизации пенсионной системы и формирования ее новых инструментов (базовых пенсий, пенсионного страхования, накопительных и профессиональных пенсий);

 - обеспечения всех видов медицинского страхования, страхования от несчастных случаев, безработицы.

Центральными направлениями государственной политики в отношении сегмента – рынка труда особого рода – выступают финансово-бюджетный и инвестиционно-инновационный. С финансовой и макроэкономической позиций в настоящее время в российской экономике складываются достаточно благоприятные условия для ускорения реформы финансовой составляющей отечественной системы социальной поддержки. Вместе с тем, из средств социальной поддержки необходимо сформировать фонд для развития материальной основы рынка труда особого рода путем финансирования дополнительных специализированных рабочих мест для участников рынка труда особо рода. Среди направлений госрегулирования особое место принадлежит организационно-институциональному направлению, которое направлено на развитие инфраструктуры рынка труда (отделы занятости, организация повышения и приобретения квалификации). Таким образом, при разработке мер по совершенствованию государственного регулирования отдельных сегментов современного рынка труда надо исходить из их внутренней природы, многообразия субъектов рынка труда, а также опираться на адекватное теоретико-методологическое обеспечение.

 

Литература

 

1. Платонова Е.Д., Богомолова Ю.И. Рынок труда особого рода в условиях современной экономики (содержание, регулирование, перспективы развития) / Под ред. д.п.н., проф. Федотовой О.Д.– М.:АПК и ППРО,2008 – 127 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.