Статья «Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек в дошкольные годы»
«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному, но обязательно очень любить!» В.Д. Еремеева.
Ведущее место в становлении личности дошкольника занимает игровая деятельность: в игре ребёнок тренирует свои социальные проявления будущей взрослой жизни; учится взаимодействовать со сверстниками, быть активным и полезным в коллективной деятельности.
Важное значение игровой деятельности состоит в формировании гендерной идентичности, то есть осознание ребёнком принадлежности к полу. Мужчина и женщина по своей природе выполняют разные функции и разные социальные роли. В процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Детям нравятся совместные игры. Например, в игре «Автомастерская» можно создать игровую ситуацию «Перерыв на обед»… Девочкам, и мальчикам нужно рассказывать об общественных и производственных сферах занятости мужчин, женщин; помочь осознать и возвысить их значимость в семье. Педагог не должен устраняться от руководства такими играми как «Солдаты», «Ковбои», «Космонавты», «Богатыри», «Пожарные», «Спасатели», в которых мальчики учатся преодолевать трудности, быть смелыми, выдержанными. Интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам связан со склонностью к преобразующей и конструктивной деятельности. Именно поэтому они лучше понимают устройство вещей и любят долго возиться со сломанными игрушками. Мальчики тоже играют в куклы, и характер их игр зависит от воспитания. Однако мальчик совсем иначе обращается с куклой, лишь в исключительных случаях проявляет трогательное, заботливое ухаживание; он заставляет свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные штуки, сажает в качестве пассажира в тележку, верхом на игрушечных животных, лечит ее, как доктор пациента и вскоре … куклу бросает. В дошкольном возрасте дети часто разделяют игры на девчоночьи (в них зазорно играть мальчишкам) и мальчишечьи (мало привлекательные для девочек). Рекомендации педагогам при сопровождении сюжетно-ролевой игры с целью формирования у дошкольников позитивной половой идентичности:
✔ хорошо понимать специфические задачи игры;
✔ видеть развивающие возможности в формировании представлений о социальных половых ролях, закреплении в поведении мужественности и женственности;
✔ представлять какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе;
✔ показывать положительные образцы маскулинного или фемининного поведения, акцентировать внимание на таком поведении детей;
✔ избегать позиции "учителя" в играх, заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегать негативных оценок;
✔ помогать детям организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых группах 2-3 ребенка, постепенно увеличивая число детей.
Согласно результатам исследований девочки и мальчики с младенчества играют в разные игрушки. К младшему школьному возрасту гендерная обусловленность выбора игрушек только возрастает. Мальчики отчетливо негативно реагируют на других мальчиков, которые выбирают игрушки, предназначенные для девочек. Многие учёные приходят к выводу: мальчики не хотят играть в игры девочек и считают их неспособными «стрелять», «водить машину», «командовать», а девочки считают игры мальчиков грубыми и не доверяют им кукол. Такое восприятие моделей обедняет поведение дошкольников, лишая, мальчиков возможности развивать эмпатию, сопереживание, а у девочек – твёрдость и решительность в поступках. Другая часть исследователей считает, что игры героической направленности не усиливают агрессию а, наоборот, позволяют выплеснуть естественную для мальчиков «биологическую» агрессивность и тем самым социализировать её, ограничив рамками игры.
Еще один камень преткновения - монстры и другие малосимпатичные
«культовые» герои. Недавно один маленький мальчик замечательно объяснил, зачем ему нужен отвратительного вида космический пришелец: «Я его боюсь. Если мне его купят, я буду с ним играть и тогда перестану бояться». Победа над чудовищем означает победу над страхом.
Мальчики ощущают дефицит в отношении образцов мужского поведения. Многие отцы, не часто занимаются дома «мужской» работой – столярничают, плотничают…. Поэтому потребность в реализации определенных сюжетов у мальчиков явно бедна, а образцы поведения они наблюдают преимущественно бытовые: как мама стирает, готовит, убирает…
Ученые предполагают, что различия в темпераменте мальчиков и девочек с ранних лет определяют, как, во что и с кем они будут играть.
Сравнивая сына со старшей дочерью, соседской девочкой или собой в детстве, мама приходит к неутешительным выводам: озорник, грязнуля, драчун ... И редко кто догадывается, что причины излишней резвости и шаловливости ее сынишки коренятся в глубинах его подсознания. С самого рождения мозг мальчиков весит несколько больше, чем девочек. У мальчиков раньше формируются те отделы, которые отвечают за поисковую деятельность и мышечную активность, у девочек - центры речи. У мальчиков интенсивнее развивается правое полушарие, отвечающее за целостное восприятие и интуитивно-образную картину мира. Девочки раньше и лучше начинают говорить, а мальчишки имеют наилучшую технику передвижения по квартире: сначала - ползком, а затем - бегом и вприпрыжку. Девочки предпочитают тщательно обустроить небольшой кусочек пространства: «комнатку» под письменным столом, мальчики стремятся освоить и захватить как можно больший участок пространства. Если дать мальчику и девочке по одинаковому набору кубиков и попросить построить «идеальный дом», девочка, скорее всего, сделает интерьер с кроватками, стульчиками и столиками, а мальчик изобразит дом снаружи, «посадит» вокруг сад или выстроит дорогу, пустит по ней машинки, - словом, впишет свой дом в некое внешнее пространство. Активный, волевой мальчик будет всеми силами сопротивляться ограничениям.
Если для девочек в игре главное - установить эмоциональный контакт, то для мальчика - добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников. Поэтому игры мальчиков более динамичны, в них требуется строго соблюдать правила. Если девочкам нравится уединиться на пару с задушевной подружкой, то мальчишкам подавай большую шумную компанию: ведь чем больше коллектив, тем ценнее заветное высшее место.
Следовательно, нетрудно предположить, что мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протекании психофизиологических процессов, будут по-разному усваивать и присваивать социальный опыт, по-разному будут познавать мир человеческих взаимоотношений и по-разному в него входить.
ДЛЯ МАЛЬЧИКА МЫ ОБРАЩАЕМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА: развитие вербального интеллекта; на достижение результата; введение игр, в которых гасится агрессивность и развивается эмпатия, появляется желание оказать помощь другим детям, уступчивость.
У ДЕВОЧЕК В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМО: развивать пространственную ориентацию - плоскостную и объемную; подбирать игры, которые научат не бояться поражения, стимулируют их активность.
Предметно-игровая среда, выстроенная с учетом поло-ролевых особенностей детей, способствует более гармоничному развитию, где мальчикам и девочкам приходится исполнять гораздо более сложные роли, чем те, которые отводились мужчине и женщине много веков подряд. Поэтому в процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.