12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прасолова Наталья Васильевна74
3

«Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек в дошкольные годы»

«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному,  но обязательно очень любить!»  В.Д. Еремеева.

     Ведущее место в становлении личности дошкольника  занимает игровая деятельность: в игре ребёнок тренирует свои социальные проявления будущей взрослой жизни;  учится взаимодействовать со сверстниками, быть активным и полезным в коллективной деятельности.  

     Важное значение игровой деятельности состоит в формировании гендерной идентичности, то есть осознание  ребёнком принадлежности к полу. Мужчина и женщина по своей природе выполняют разные функции  и разные социальные роли. В процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.  

    Детям нравятся совместные игры. Например, в игре «Автомастерская»  можно создать игровую ситуацию «Перерыв на обед»…  Девочкам, и мальчикам нужно  рассказывать об общественных и производственных сферах занятости мужчин, женщин;  помочь осознать и возвысить их значимость в семье.  Педагог не должен устраняться от руководства такими играми  как «Солдаты»,  «Ковбои», «Космонавты», «Богатыри», «Пожарные», «Спасатели», в которых мальчики учатся преодолевать трудности, быть смелыми, выдержанными. Интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам связан  со  склонностью к преобразующей и конструктивной деятельности. Именно поэтому они лучше понимают устройство вещей и любят долго возиться со  сломанными игрушками.  Мальчики тоже играют в куклы, и  характер их игр зависит от воспитания. Однако мальчик совсем иначе обращается с куклой, лишь в исключительных случаях проявляет трогательное, заботливое ухаживание; он заставляет свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные штуки, сажает в качестве пассажира в тележку, верхом на игрушечных животных, лечит ее, как доктор пациента и вскоре … куклу бросает. В дошкольном возрасте дети часто разделяют игры  на девчоночьи (в них зазорно играть мальчишкам) и мальчишечьи (мало привлекательные для девочек).  Рекомендации педагогам при сопровождении сюжетно-ролевой игры с целью формирования у дошкольников  позитивной половой идентичности:

хорошо понимать специфические задачи игры;

видеть развивающие возможности  в формировании представлений о социальных половых ролях, закреплении в поведении мужественности и женственности;

представлять какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе;

показывать положительные образцы маскулинного или фемининного поведения, акцентировать внимание на таком поведении детей;

 избегать позиции "учителя" в играх, заменяя  ее на позицию "играющего партнера", избегать негативных оценок;

помогать детям организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых группах 2-3 ребенка, постепенно увеличивая число детей.


Согласно результатам исследований девочки и мальчики с младенчества играют в разные игрушки. К младшему школьному возрасту гендерная  обусловленность выбора игрушек только возрастает.  Мальчики отчетливо негативно реагируют на других мальчиков,  которые  выбирают   игрушки,   предназначенные   для   девочек.  Многие учёные приходят к выводу: мальчики не хотят играть в игры девочек и считают их неспособными  «стрелять», «водить машину», «командовать», а девочки считают игры мальчиков грубыми и не доверяют им кукол. Такое восприятие моделей   обедняет поведение дошкольников, лишая, мальчиков возможности развивать эмпатию, сопереживание, а  у девочек – твёрдость и решительность в поступках. Другая часть исследователей считает, что игры героической направленности не усиливают агрессию а, наоборот, позволяют выплеснуть естественную для мальчиков «биологическую» агрессивность и тем самым социализировать её, ограничив рамками игры.


Еще один камень преткновения - монстры и другие малосимпатичные

«культовые» герои.  Недавно один маленький мальчик замечательно объяснил,  зачем ему нужен отвратительного вида космический пришелец: «Я его боюсь. Если мне его купят, я буду с ним играть и тогда перестану бояться». Победа над чудовищем означает победу над страхом.

Мальчики ощущают дефицит в отношении образцов мужского поведения. Многие отцы, не часто занимаются дома «мужской» работой  – столярничают, плотничают…. Поэтому потребность в реализации определенных сюжетов у мальчиков явно бедна, а образцы поведения они наблюдают преимущественно бытовые: как мама стирает, готовит, убирает…


Ученые предполагают, что различия в темпераменте мальчиков и девочек с ранних лет определяют, как, во что и с кем они будут играть.

Сравнивая сына со старшей дочерью, соседской девочкой или собой в детстве, мама приходит к неутешительным выводам: озорник, грязнуля, драчун ... И редко кто догадывается, что причины излишней резвости и шаловливости ее сынишки коренятся в глубинах его подсознания. С самого рождения мозг мальчиков весит несколько больше, чем девочек. У мальчиков раньше формируются те отделы, которые отвечают за поисковую деятельность и мышечную активность, у девочек - центры речи. У мальчиков интенсивнее развивается правое полушарие, отвечающее  за целостное восприятие и интуитивно-образную картину мира. Девочки раньше и лучше начинают говорить, а мальчишки имеют наилучшую технику передвижения по квартире: сначала - ползком, а затем - бегом и вприпрыжку. Девочки предпочитают тщательно обустроить небольшой кусочек пространства: «комнатку» под письменным столом, мальчики стремятся освоить и захватить как можно больший участок пространства. Если дать мальчику и девочке по одинаковому набору кубиков и попросить построить «идеальный дом», девочка, скорее всего, сделает интерьер с кроватками, стульчиками и столиками, а мальчик изобразит дом снаружи, «посадит» вокруг сад или выстроит дорогу, пустит по ней машинки, - словом, впишет свой дом в некое внешнее пространство. Активный, волевой мальчик будет всеми силами сопротивляться ограничениям.

Если для девочек в игре главное - установить эмоциональный контакт, то для мальчика - добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников. Поэтому игры мальчиков более динамичны, в них требуется строго соблюдать правила. Если девочкам нравится уединиться на пару с задушевной подружкой, то мальчишкам подавай большую шумную компанию: ведь чем больше коллектив, тем ценнее заветное высшее место.

Следовательно, нетрудно предполо­жить, что мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протека­нии психофизиологических процес­сов, будут по-разному усваивать и при­сваивать социальный опыт, по-разно­му будут познавать мир человеческих взаимоотношений и по-разному в не­го входить.

ДЛЯ МАЛЬЧИКА МЫ ОБРАЩАЕМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА: развитие вербального интеллекта; на  достиже­ние результата; введение игр, в которых гасится агрес­сивность и  развивается эмпатия,  появляется желание оказать помощь другим де­тям, уступчивость.

У ДЕВОЧЕК В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОС­ТИ НЕОБХОДИМО: развивать пространственную ориен­тацию - плоскостную и объемную;  подбирать игры, которые научат не бояться поражения, стимулируют  их активность.


Предметно-игровая среда, выстроенная с учетом поло-ролевых особенностей детей, способствует более гармоничному развитию, где мальчикам и девоч­кам приходится исполнять гораздо более сложные роли, чем те, которые отводились мужчине и женщине мно­го веков подряд. Поэтому в процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

                 ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.