Статья «Организация сюжетно-ролевой игры с учётом особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек»

2
0
Материал опубликован 1 August 2019

Организация сюжетно-ролевой игры с учетом особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек.

 

Е. А. Подгорных,

Заместитель заведующего по ВМР

Н. В. Федосеева,

Методист,

МАДОУ «Детский сад№352» г. Перми.

 

Актуальность гендерного подхода характеризуется тем, что детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Старший дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Наблюдая за поведением девочек можно отметить, что многим из них не хватает нежности, скромности, терпения, стремления к мирному разрешению конфликтов. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, в их действиях прослеживается отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин.

Для девочек крайне важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, конструировать что-то и т. п. Каждый результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет ребенку гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон.

Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.

Поэтому мы взяли сюжетно-ролевую игру «Семья на пикнике», в которой четко видно проявление мужских и женских качеств, их взаимодействие.

На диагностическом этапе педагог наблюдал за игровой деятельностью детей: как дети организуют игру, как обозначают пространство для игры, каким образом происходит распределение ролей, взаимодействие во время игры между детьми. Были проведены тематические беседы. «Кто что может делать на пикнике?», «Чьи это действия?», Дети составляли рассказы по иллюстрациям, раскрывая через вопросы каким должен быть по характеру папа, какими качествами должен обладать мужчина, а также какой должна быть мама и какими качествами должна обладать мама.

На подготовительном этапе педагог стремился вызвать желание у детей играть в игру «Пикник», в членов семьи, которые отправляются в семейную поездку. Для этого был подобран иллюстративный материал, который способствовал обогащению представлений у детей о том, какое участие принимает каждый из членов семьи в семейной поездке, о том куда можно поехать на пикник (на поляну, в лес, к реке) чем они будут там заниматься (коптить рыбу, жарить шашлык, играть в малоподвижные и подвижные игры и т.д.). В рамках организации игры на данном этапе были проведены встречи с интересным человеком, где на мастер-классах дети обучались изготовлению бутербродов, сервировке стола. Для обучения детей в игре передавать ролевое поведение и взаимодействовать с другими играющими в соответствии гендерной принадлежности были подобраны схемы-действия гендерного поведения. С учетом специфики сюжетно-ролевой игры была подобрана художественная литература, обсуждение которой позволяла детям четко видеть грань между мужскими и женскими качествами.

Для обогащения представления для детейразвивающую предметно пространственную среду мы наполнили тематическими альбомами, атрибутами для сюжетно-ролевой игры, алгоритмами для ручного труда (изготовление шляпы в технике оригами), различными дидактическими играми «Мальчики-девочки», играми на развитие эмоциональной отзывчивости: «Назови ласково», «Скажи комплимент», предметами-заместителями. Однако создание единого алгоритма для игры у нас вызывало о пределенную сложность. Учитывая то, что, у мамы и у папы могут быть одинаковые трудовые действия, мы предложили детям алгоритм в виде набора карточек, по типу лото. Дети первоначально выбирали роль, а затем в соответствии с этой ролью подбирали трудовые действия. Например: Ты как мама что будешь делать? Или Ты как папа чем будешь заниматься? Иногда у детей было желание вместе осуществлять какое-то действие, поэтому добавляли на наборный алгоритм карточку с одинаковым трудовым действием.

Для обогащения представлений детей о семье, социальных ролях взрослых элементами гендерной модели поведения, о взаимоотношениях людей были разработаны игровые обучающие ситуации. Например:

1) приходит очень грустный мальчик, которого обидели, и теперь он очень сильно грустит. Детям предлагается рассказать мальчику, какой он хороший и смелый.

2) детям приходит письмо от мамы, которая не знает, как поступить с грязной скатертью после праздника.

3)воспитатель, развесив «картины Семья на пикнике» говорит детям: «Ребята, у нас в детском саду открывается маленькая картинная галерея, и вам как старшим детям мы предлагаем стать экскурсоводами и вечером, когда придут дети средней группы, им нужно понятно рассказать, что нарисовано на картинах». Данная картотека игровых обучающих ситуаций была разработана как для детей, так и для педагога.

На обучающем этапе педагог совместно с детьми обдумывал, что они будут делать сначала, что потом, согласовывать свои идеи или предложения (как можно это делать). Создание модели группы способствовало рациональному распределению игры в групповом пространстве. Дети имели возможность предварительно обсудить кто и какое место в группе займет на момент игры. Педагог учил детей объединять (комбинировать) в сюжете события из реальной жизни, литературных произведений, мультфильмов в соответствии гендерными качествам. Опираясь на личный опыт детей, они совместно с педагогом распределяли роли, подбирали необходимые предметы, игрушки, атрибуты, находили место для игры.

На данном этапе педагогом велась работа по обогащению словарного запаса детей, по обогащению средствами выразительности: тембр, высота голоса, жесты, мимика, поведение.

Для развития сюжета были предложены проблемные ситуации в картинках, решение которых способствовало появлению в игре новых ролей. Например: «Взяли с собой младенца», «Забыли дома корзины с продуктами»; «Спустило в дороге колесо», тематический пикник.

На этапе самостоятельной игры педагог стимулирует детей к созданию новых сюжетов.

Например:

1. известный фотограф организует фотосессию на природе

2. приезжают гости из Африки по обмену опытом в проведении пикников.

Продолжается работа по обогащению представлений через пополнение развивающей предметно пространственной среды (тематические альбомы «Отдых в разных местах мира», изготовление атрибутов), через художественное слово, привлечение педагога в игру в качестве новой роли (аниматор).

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре дети получили опыт взаимодействия, возможность установления дружеских отношений, умения договариваться, умения выстраивать диалоги, слушать друг друга, предлагать свои решения для решения общих вопросов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.