Методические рекомендации «Особенности построения занятий со студентами, которым трудно удерживать внимание»
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ, КОТОРЫМ ТРУДНО УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Особенности построения занятий со студентами, которым трудно удерживать внимание. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОУП.03 Иностранный язык. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9. | Актуальность | Преподавателю английского языка важно знать способы работы со студентами с ослабленным вниманием. |
10. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о приемах построения занятий со студентами сниженного фокуса внимания. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | https://pedsovet.org/article/kak-uderzivat-vnimanie-ucenika-ves-urok-sest-prostyh-priemov | |
3 |
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ, КОТОРЫМ ТРУДНО УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ
Мы можем часто говорить нашим студентам: “Let’s be attentive and concentrated on the topic, please”, просить их быть внимательными и сосредоточиться на теме. Обучающиеся с удовольствием посещают занятия, любознательны, общительны, но отвлекаются каждые пять-десять минут от темы, будто идёт проверка преподавателя, его терпения и выстроенного плана обучения.
В данном случае студенты проявляют особенность внимания – удерживают его не слишком долго – short attention span, которые становится проблемой и может значительно снижать эффективность занятия и скорость учебных достижений. Что в таких случаях возможно предпринять?
1. Пробное испытание поурочных планов.
Если занятие состоит из двух академических часов в девяносто минут, то важно распределить время так, чтобы сохранить воодушевление студентов без потери продуктивности. Если понаблюдать за определённой группой студентов в течение нескольких пар с упором на продуктивные навыки и навыки, требующие повышенного внимания, то может выясниться, что ребятам легче сосредоточиться на заданиях по аудированию и говорению – фокус внимания в 15-20 минут, и сложнее с заданиями по письму и чтению – в среднем 7-10 минут. При осознании данного факта продуктивно отнестись избирательнее к упражнениям, при надобности переключаться с активности на активность, не пытаясь «подчинить» внимание студентов зацикленностью на одном-двух заданиях.
2. В разминке – только задания, напрямую связанные с темой занятия.
Если включать в разминку задания, напрямую не связанные с темой занятия, они могут стать сильным отвлекающим элементом для студентов со сниженной концентрацией внимания. У преподавателя возникает риск, что он потратить еще больше времени, чтобы настроить студентов на основную часть практического занятия. Выход из этой ситуации:
1) объединение этапов разминки и перехода от разминки к основной части занятия (warm-up + lead-in);
2) включение в разминку заданий, одновременно проверяющие студентов на знание изученных тем.
3. Готовность отклониться от классической структуры занятия – «пойти против течения».
Вне зависимости от того, какого подхода придерживается преподаватель при планировании и ведении практических занятий (PPP – presentation, practice, production: разбирай, практикуй, используй; TTT – test, teach, test: проверяй, обучай, проверяй;
TBL – task-based learning: обучение на основе задач и т. д.), должна быть готовность к тому, что структуру практического занятия придётся менять по ходу проведения. Если педагог в начале своей карьеры, такое положение вещей может сильно смущать, однако, с опытом приходит понимание, что главное – это не слепое следование методическим принципам, а достижение определенных коммуникативных целей студентов.
На этапе разминки и короткой беседы уже становится ясно какое именно задание следует использовать со студентами. Например, если у студентов быстро наступает расконцентрация внимания на занятиях по отработке навыков чтения, то можно встроить наводящие вопросы по теме текста в разминку, немного раскрыть содержания без последующих потерь интереса – с безобидными «спойлерами».
Некоторые студенты при работе с объемным текстовым материалом – четыре и более абзацев – начинают отвлекаться, делать паузы, разговаривают с преподавателем на отвлеченные темы. Особенно творческие ребята даже могут самостоятельно придумывать продолжение истории. Преподаватель может заранее скрывать все абзацы в тексте, кроме первого, затем в течение двух-трёх минут после прочтения дать возможность придумать, что случиться дальше. Такой приём достаточен для кратковременного отдыха, и студенты освобождены от напряжения при виде объёмных заданий на чтение. Размер фрагментов текстов можно постепенно увеличивать по мере того, как студенты смогут дальше концентрироваться на упражнении.
4. Осторожное отношение к геймификации.
Одна из самых популярных рекомендаций в интернете по работе с отвлекающимися студентами – интерактивные задания и геймификация с достижением “эффекта wow”. С одной стороны, это продуктивный рабочий инструмент для вовлечения студентов и удержания их внимания, с другой стороны, эффект такого инструмента может оказаться очень недолгим. С третьей стороны, возникновение избыточности игровых приёмов на занятии станет само по себе сильным дистрактором.
При выборе игровых техник стоит ориентироваться на скорость работы и количество заданий. Например, вполне достаточно шесть-восемь вариантов для задания с колесом или пять-шесть карточек в формате flip tile, так как для студентов визуальный выбор играет большую роль, чем конечная разбираемая и отработанная сумма вариантов.
5. Подготовка вознаграждения.
При обучении студентов с непродолжительным фокусом внимания особенно важно предусмотреть элементы мгновенного удовлетворения – instant gratification. Это может быть не только устная похвала и одобрение, но и вполне осязаемые вознаграждения, которые студент сможет преобразовать в:
а) другие бонусы;
б) самостоятельный выбор темы занятия;
в) дополнительное время для игры.
Можно использовать поощрительные карточки для студентов, каждая из которых содержит то или иное вознаграждение за успешное выполнение заданий, усидчивость или активность. Главное для педагога – соблюдать установленные правила при раздаче карточек, иначе студенты потеряют мотивацию их получать в рамках заявленной системы.
6. Короткие перерывы – поиск подходящего формата.
Занятие со студентами, фокус внимание которых непродолжителен, может напоминать отчасти интенсивную интервальную тренировку, при которой очень важны короткие перерывы – attention breaks. Практика коротких перерывов очень эффективна, так как кроме умственной «переменки» у студента появляется возможность самостоятельно отслеживать периоды наивысшей продуктивности. В идеале, он начнет обращать на них внимание во время работы в учебной группе и дома.
7. Внимательное отношение к реакции учеников.
Причин непродолжительного фокуса внимания человека очень много. Основными причинами являются:
1) возрастные особенности;
2) повышенная тревожность;
3) обсессивно-компульсивные расстройства;
4) стресс.
Иногда преподавателю сложно предвидеть, какие темы и задания станут триггером для того или иного студента. В связи с этим, важно обеспечить обратную связь по тем упражнениям, в процессе которых ребятам свойственно отвлекаться.
Чтобы помочь студентам переключиться после выполнения непопулярных, но важных заданий, преподаватель может предложить деятельность под названием «Канистра стресса» - “Stress canister”: студент делится ощущениями после выполненных заданий при помощи определенной лексики – useful language. Можно нарисовать канистру на доске и заполнить ее словами, обозначающими выражения и эмоции.
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна