Особенности репрезентативных систем обучающихся 9 класса
Особенности репрезентативных систем обучающихся 9 класса
Участь в школе, ученики с той или иной хорошо развитой репрезентативной системой легче осваивают предметы, которые преподавались с опорой именно на их систему. Соответственно при использовании в качестве основы другой системы у ученика могут возникнуть сложности с пониманием, в результате чего снижается успеваемость и интерес к учебе. У учеников 9 класса впереди экзамены, подготовка к которым требует огромного количества энергии и сил. Знание особенностей своей репрезентативной системы поможет школьнику более эффективно построить процесс подготовки к ОГЭ.
Цель нашего исследования - изучить типы репрезентативных систем у учащихся 9 класса и составить рекомендации по подготовке к экзаменам с учётом особенностей репрезентативной системы.
Задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме.
2. Проведение диагностики с целью выявления особенностей репрезентативных систем девятиклассников.
3. Составление рекомендаций для учащихся 9 класса по подготовке к экзаменам с учетом репрезентативной системы.
Объект: коллектив учащихся 9В класса Тарской гимназии №1.
Предмет: особенности репрезентативных систем учащихся 9 класса.
Гипотеза: мы предполагаем, что у разных учеников 9 класса являются ведущими разные репрезентативные системы (аудиальные, визуальные, кинестетические).
Методы исследования: подбор и изучение теоретического материала, тестирование и анкетирование, анализ результатов.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на категории:
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Люди с ведущей визуальной сенсорной репрезентативной системой мыслят ясными образами и думают, в первую очередь, «картинками», как бы просматривая фильм внутри себя. Таким людям присущи богатые мимика и жестикуляция, так как с их помощью они «дорисовывают» то, о чем говорят или думают. Люди с ведущей визуальной сенсорной репрезентативной системой часто обращают свое внимание на нюансы цвета и формы.
Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой обладают способностью делать тонкие аудиальные различия, отчетливо слышать разнообразие тонов и тембров звучащих звуков. Темп речи средний, поэтому говорят такие люди, как правило, громко и отчетливо, в строго выдержанном ритме. Тон голоса у них чистый, выразительный и резонирующий. При разговоре такие люди обращают внимание не только на слова, но и на то, как они произнесены. Они часто поворачиваются ухом к собеседнику, как бы вслушиваясь в тональность, тембр и ритм его голоса.
Сами эти люди очень разговорчивы, обожают беседы, всегда очень четко излагают ход события. Лучше всего воспринимают информацию на слух, запоминая все последовательно по шагам. Иногда такие люди кажутся слегка замкнутыми, «отстраненными», так как часто прибывают во внутреннем диалоге – беседуют сами с собой.
Люди с ведущей кинестетической сенсорной репрезентативной системой основывают свои действия большей частью на своих ощущениях, им необходимо прочувствовать, «примерить на себя» ситуацию, прежде чем принять то или иное решение. С помощью этой системы человек обращается к собственным внутренним чувствам и состояниям.
Тон голоса низкий, тихий, глубокий. Во время разговора эти люди совершают очень мало движений, а жесты, которые ими используются, отличаются плавностью.
Они, в первую очередь, заботятся о том, что бы им было удобно. Для лучшего восприятия информации им необходимо прикоснуться, потрогать, разобрать на части, попробовать на вкус, почувствовать.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Для изучения ведущей репрезентативной системы учеников 9 класса, мы провели тестирование среди учащихся 9 класса Тарской гимназии №1. В тестировании участвовало 22 человека. Мне необходимо было выяснить, какие репрезентативные системы у моих одноклассников. И на основе результатов сделать диаграмму, тем самым показать, сколько людей относится к определенной Р.С. Были проведены три методики.
При прохождении методики №1 участникам нужно было выбрать из данных ниже словосочетаний одно, которое, по их мнению, является наиболее подходящим, точным для них к данному понятию. На основании ответов, мы определяем репрезентативную систему испытуемого.
При выполнении методики № 2 участникам задавался некий вопрос и даны 4 варианта ответов. Их целью было выбрать тот вариант, который наиболее соответствовал данному вопросу. Это основывалось на их личном мнении. Результаты определялись по таблице, приложенной к самому тесту.
И последняя методика № 3. Ниже был приведен лист опроса, в котором первые три блока предлагают спонтанно продолжить фразу, выраженную в какой-либо одной модальности (сенсорная "провокация"), и последний блок предлагает продолжить фразу выраженную внемодально.
Результаты тестирования показали следующее:
Аудиалы : 6 человек
Визуалы : 6 человек
Кинестетики : 10 человек.
Полученные данные свидетельствует о том, что у учеников 9 классов преобладает кинестетическая репрезентативная система, но также есть ребята с ведущими аудиальными и визуальными системами, что подтверждает нашу гипотезу.
Поэтому мы разработали отдельные рекомендации по подготовке к экзаменам для девятиклассников с аудиальной, визуальной и кинестетической репрезентативной системой.
Аудиалам легче запоминать информацию во время прочтения вслух, прослушивания записей и проговаривания. Читать книги и конспекты при подготовке к экзаменам для аудиалов бесполезно. Для лучшего запоминания тем – обсудите их вместе с напарником. Аудиопособия – это оптимальный вариант для подготовки к экзаменам. Удобство прослушивания записей — в возможности совмещать изучение материала параллельно с выполнением других дел.
При подготовке аудиалов к экзаменам подойдите творчески: заучивайте терминологию и факты, как стихотворение. Читайте выразительно, можно даже «положить текст» на мотив любимой песни.
Оптимально готовиться к экзаменам в паре, чтобы рассказывать друг другу изученный материал. Главное, чтобы напарник оказался аудиалом, тогда подготовка будет эффективной для вас обоих.
Обязательно проговаривайте информацию вслух или про себя для лучшего и более эффективного запоминания. Обсуждайте задание с родителями и одноклассниками, проговаривайте устно все действия для решения поставленной задачи. В качестве дополнительного материала слушайте аудиолекции, аудиофильмы. Для более эффективного запоминания сюжетов книг можно пользоваться аудиокнигами.Начало формы
Визуалам для наиболее эффективного запоминания информации рекомендуется использовать опорные схемы для построения ответа, графики, таблицы, рисунки, схемы и т.д. Для лучшего запоминания чего-либо визуалам можно выписывать важную информацию на листочки, стикеры, выделять основное маркером или подчеркивать карандашом. Чтобы разобраться в чем-либо можно посмотреть видеофильмы, наглядность такого плана также помогает учащимся более полно и точно запоминать материал. Визуал может использовать для усвоения учебного материала образные ассоциации.
Для подготовки к экзаменам для визуалов будут полезны краткие учебники и пособия, в которых материал представлен в виде схем. Подойдут иллюстрированные учебники, которые помогут лучше представить процесс или явление. Важный для запоминания материал в учебнике во время чтения визуалам рекомендуется подчеркивать простым карандашом. Во время подготовки к экзаменам для визуалов рекомендуется писать конспекты, выделяя заголовки яркими маркерами или даже писать шпаргалки.
Чтобы подготовиться к экзаменам, для визуалов подойдет метод использования карточек или стикеров. В течение года после пройденной темы записывайте ключевые понятия на листочки и развешивайте возле рабочего стола или на кухне, в ванной, там, где вы часто проводите время.
Для подготовки к устной части экзамена по английскому для визуалов эффективно будет репетировать монологическую речь перед зеркалом, это позволит лучше запомнить текст. Рекомендуется смотреть фильмы на иностранном языке с субтитрами, если речь плохо воспринимается на слух.
Кинестетик. Подготовка к экзаменам для кинестетиков осложнена тем, что они хуже визуалов воспринимают информацию, просто просмотрев материал учебника. Однако есть приемы, которые помогут кинестетикам подготовиться к экзаменам. Во время заучивания материала кинестетикам рекомендуется двигаться, менять позы, жестикулируя, объяснять себе самому материал. Рекомендуется писать конспекты — мышечное движение тоже способствует запоминанию. Подготовка к экзаменам для кинестетиков может сопровождаться фоновой музыкой, тем более учеными доказано, что классическая музыка способствует развитию памяти и запоминанию.
Во время подготовки к экзаменам для кинестетиков будет полезно выйти на некоторое время из комнаты, потом снова возобновить подготовку, проверив уже изученный материал.
Для кинестетиков важны те предметы, которые окружают его, которыми он пользуется во время запоминания информации. Поэтому прежде чем начать подготовку к экзаменам для кинестетиков, рекомендуется создать порядок, убрать лишние вещи со стола, использовать цветные листочки и ручки для подготовки. Желательно использовать ту ручку, которой школьник будет пользоваться на экзамене.
Также эти рекомендации будут полезны для учителей, ведь если пытаться готовить ученика теми способами, которые не подходят ему, это может отразиться на его ментальном здоровье. Что крайне вредно для учащегося в год сдачи экзаменов.